Виды образовательных услуг: понятие, какие бывают и где оказываются?

В процессе обучения каждый участник процесса получает не просто знания, умения или развивает конкретные навыки. Весь комплекс проводимых мероприятий, нацеленных на развитие индивида в общем или конкретном профессиональном русле, личностном и ином плане называют образовательными услугами. Сегодня мы расскажем о данной категории подробнее.

Виды образовательных услуг: понятие, какие бывают и где оказываются?
В процессе обучения каждый участник процесса получает не просто знания, умения или развивает конкретные навыки. Весь комплекс проводимых мероприятий, нацеленных на развитие индивида в общем или конкретном профессиональном русле, личностном и ином плане называют образовательными услугами. Сегодня мы расскажем о данной категории подробнее.

Сущность образовательных услуг

В ходе взаимодействия люди обмениваются определенными благами, ценностями и опытом ради достижения определенной цели. В рамках образовательной системы такой обмен предусматривает передачу интеллектуальных ресурсов и опыта. Самый простой вариант отражения благ, обретаемых в стенах учебного заведения – образовательные услуги.

Простейшая трактовка данной категории предполагает, что она включает в себя определенную систему знаний, умений и навыков. То есть данный вид услуг нацелен на передачу конкретных невещественных и нематериальных ценностей, использование которых поможет в решении повседневных и рабочих задач, нюансов. С рассматриваемого ракурса образовательные услуги – это невидимые глазом блага, которые помогают выполнять определенные задачи, добиваться успеха, развиваться и пр.

Что такое образовательная услуга?
Что такое образовательная услуга?

В данном случае образовательная услуга – это комплекс минимально необходимых и достаточных для самосовершенствования и дальнейшего обучения благ.

Также допускается интерпретация образовательных услуг, как синоним образовательной программы. То есть это четкий план по изучению определенного набора предметов и тем, выполнения заданий для обретения представлений, умений и пр. Но по факту рассматриваемое понятие гораздо шире, чем программа обучения или план обучения.

Если посмотреть на учебный процесс и «рынок педагогики» с другой позиции, то образовательные услуги предстают, как процесс взаимодействия двух или нескольких сторон, где одна – опытная, делящаяся знаниями и опытом, а вторая – обучаемая, жаждущая знаний и совершенствования. В этом срезе обозреваемое благо предстает в виде процесса по обмену информацией и ценностями, опытом. Притом непосредственно обмен может быть как односторонним, когда наставник передает конкретную информацию для использования целевой аудитории, так и двусторонним – когда стороны обмениваются опытом, тесно контактируют и совместно решают возникающие проблемы, преодолевают сложности, обмениваясь мнениями и личным опытом, располагаемой базой знаний и представлений.

Третья трактовка образовательных услуг связана непосредственно с работой учебного заведения. В этом случае они представляют собой деятельность образовательного центра по развитию слушателей или учащихся в рамках тщательно спланированной траектории и с учетом действующих регламентов. Такое описание образовательных услуг подчеркивает, что они предоставляются в определенных заведениях на конкретных условиях, строго ограничены по времени и объему реализации, месту предоставления, качеству и пр.

Сами учащиеся расценивают образовательные услуги, как результат обучения или освоения конкретной программы или плана с акцентом на полученные знания, успехи и достижения. Этот подход подчеркивает, что обучение и получение интеллектуальных ценностей – процесс целерасполагающий и конечный.

Таким образом, образовательная услуга – это комбинированная категория, объединяющая в себе непосредственно учебный процесс и результаты обучения, цель которых – расширить кругозор и повысить уровень эрудиции слушателей, дать им «пищу» для ума и размышления, на основе которой в перспективе они будут вырабатывать и принимать решение в любой ситуации.

Признаки и специфика образовательных услуг

Образовательные услуги – весьма специфичные блага. Их особенность проявляется в следующих моментах.

Во-первых, данная категория не является продуктом и относится к невещественным и нематериальным ресурсам. Обретаемые компетенции невозможно потрогать, ведь они протекают в виде некоего процесса по обмену информацией и непосредственными действиями – выполнение задач, условий, правил и пр., а получаемый результат в ходе применения полученного комплекса интеллектуальных данных не является продуктом образования.

Во-вторых, образовательные услуги напрямую связаны с информационным обменом. Без передачи данных от одной стороны к другой учебный процесс невозможен. Поэтому учеба и информация, исследования и литература, научные факты и пр. неразрывны.

В-третьих, образовательные услуги всегда имеют определенную цель, а получение полного объема заявленных благ приводит к конечному результату – определенной подготовке, системе знаний и навыков, представлений. Обучение на любой ступени образования всегда ставит перед всеми участниками конкретную цель: научить, развит, исследовать, реализовать и пр. То есть каждая из сторон должна предпринимать определенные действия для получения намеченных благ и достижения конкретных результатов.

Специфические черты образовательных услуг
Специфические черты образовательных услуг

В-четвертых, образовательные услуги подвергаются оценке в рамках утвержденной шкалы: стандартная пятибалльная, рейтинговая и пр. С помощью оценивающей функции удается определить степень усвоения пройденных материалов и тем, уровень развития целевой аудитории, определить уязвимые и проблемные участки, требующие доработки и дополнительного разъяснения и пр.

В-пятых, образовательные услуги с точки зрения развивающего процесса – ограничены по времени и составу, а также последовательны и взаимосвязаны. В данном случае есть определенная градация программ и непосредственно способов взаимодействия подопечного и наставника, преподавателя, план мероприятий, распределенных в календарно-тематической зоне. В данном случае подбирается спектр предметов, тем, заданий и поэтапно преподносится и усваивается участниками. Притом каждая тема будет также ограничена по времени. Более того, все образовательные услуги действуют на протяжении учебного года, что служит также основным ограничителем.

В-шестых, образовательные услуги способны не сохраняться и устаревать. Несохранение возникает на фоне появления банальных человеческих факторов: снижение продуктивности, большой объем информации, неиспользование мозгом части информации и ее забывание и пр.

Снижение актуальности основывается на постоянном развитии науки, технического прогресса, низкой скорости обновления образовательных программ и рабочих программ. Поэтому даже в рамках учебного процесса слушатели могут получать устаревшую информацию и на ее базе вырабатывать низкокачественные компетенции.

В-седьмых, еще одним признаком образовательных услуг выступает доверительный характер. В данном случае учащиеся свято верят педагогу и запоминают именно ту информацию, которую он преподносит. Учащиеся редко проверяют сведения, которые разобрали на занятиях. Повторной переработке и проверке качества подвергается лишь та информационная база, которая применяется при выполнении научно-исследовательских и ряда студенческих работ. Но и в данном случае автор верит «большинству» совпадающих точек зрения и аргументов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

Образовательные услуги – специфический «образовательный товар». Их реализация или предоставление придерживается определенных правил:

  • Регламентация. Она предполагает наличие утвержденных на законодательном уровне в виде всевозможных законов, актов, требований ФГОС, методических рекомендаций и инструкций и пр., а также возможностями и условиями образовательной организации;
  • Целевая аудитория. В данном случае образовательные услуги преподносятся с учетом особенностей развития и текущего уровня подготовки, возрастных и иных специфических черт и пр.;
  • Планомерность. Образовательные услуги требуют предоставления конкретной информации, заданий, компетенций в строго очерченные сроки, на базе конкретной организации с соответствующей инфраструктурой и педагогическим составом;
  • Квалифицированность работников. Оказанием образовательных услуг могут заниматься только дипломированные и опытные преподаватели, обладающие соответствующей базой знаний и навыков. В идеале они должны проходить курсы повышения квалификации и пр.

Таким образом, образовательные услуги отличаются от типичных услуг в отраслевых масштабах. Они свойственны сугубо образовательным заведениям любого типа и масштаба, а оказываться могут только со стороны квалифицированных педагогов и научных работников, безукоризненно владеющих дисциплиной и обладающих современными подходами, знаниями в соответствующей области.

Виды образовательных услуг

Образовательные услуги — это не просто стандартная категория, которая характеризует непосредственно процесс обучения и подчеркивающая оригинальность и ценность деятельности учебных организаций. На самом деле, на практике выделяют свыше десятка видов рассматриваемого понятия.

Признак Вид образовательных услуг Характеристика Условия реализации, сфера действия
По уровню или ступени образования Общие и профессиональные Общие – нацелены на развитие базовых или минимальных общих знаний и представлений по определенному кругу дисциплин

Профессиональные – позволяют освоить конкретную специальность, профессию

Общие – в общеобразовательных заведениях (школу, лицеи, гимназии)

Профессиональные — в училищах, колледжах, вузах

По характеру подготовки Основные и дополнительные Основные программы нацелены на развитие ключевых компетенций для дальнейшего развития или трудовой деятельности, построения научной карьеры

Дополнительные призваны разить дополнительные качества, знания и компетенции помимо основных

Основные реализуются на базе общеобразовательных и профессиональных учреждений

Дополнительные – на базе вышеупомянутых учреждений, а также в специализированных центрах дополнительного образования, на всевозможных онлайн-курсах

По финансовому основанию Бюджетные (бесплатные) и платные (коммерческие) Бюджетные или бесплатные реализуются за счет государственного бюджета в специализированных учреждениях

Платные услуги оказываются по инициативе заведения с учетом располагаемых ресурсов и возможностей

Бесплатные программы оказываются преимущественно бюджетными образовательными центрами, платные – повсеместно, но в любом случае требуется наличие лицензии на оказание образовательных услуг
В зависимости от траектории обучения Традиционные, групповые, частные и индивидуальные, коррекционные Традиционные образовательные услуги предполагает обучение на основе действующих ФГОС

Групповые – предназначены для группы лиц с идентичными или схожими чертами развития, потребностями в обучении

Индивидуальные образовательные услуги нацелены на одного конкретного человека

Коррекционные – призваны усилить акцент на определенных отклонениях и их коррекции, восполнению и пр.

Комбинированные – сочетает в себе элементов всех вышеописанных траекторий

Реализуются в любых образовательных заведениях с учетом располагаемого педагогического состава

Первая группа образовательных услуг подлежит градации на основе ступени образования и заведения, где реализуются соответствующие планы и программы. В данном случае выделяют общие и профессиональные образовательные услуги. Притом каждую из этих ниш можно также разделить на уровни.

Общие образовательные услуги включают в себя:

  • Развитие на базе дошкольного образования;
  • Обучение в рамках начальной школы;
  • Становление и воспитание учащихся на базе основной неполной и полной школы.

Профессиональные образовательные услуги делят в зависимости от ступени подготовки:

  • Для бакалавров;
  • Для студентов специалитета;
  • Для магистров.

Также допустима градация образовательных услуг профессионального типа в зависимости от характера специальности: технические, экономически, педагогические, медицинские, юридические и пр.

В данном случае, чем выше уровень образования, тем серьезнее и сложнее, глубже образовательные услуги. Притом если оценивать результаты образовательных услуг, то они будут разниться: по мере получения полного объема общих образовательных услуг выпускник получает аттестат, а профессиональных – диплом с присвоением соответствующей квалификации и профессии.

Если рассматривать образовательные услуги по характеру подготовки, то они делятся на основные и дополнительные. Как правило, дополнительные услуги дополняют основные или содействуют новому развитию индивида: раскрытию его талантов и потенциала, совершенствованию ранее обретенных знаний и умений и пр. Притом в рамках дополнительных образовательных услуг также можно освоит профессии (аналогично с основными). Ярким примером этой категории выступает курсы переподготовке кадров, программы второго высшего образования и пр.

Обратите внимание, что основные программы доступны на бесплатной и платной основе, а дополнительные – чаще всего платно. Притом вторая ниша действует на всех ступенях образования, начиная от раннего развития и заканчивая профессиональной нишей.

Акцентируя внимание на бесплатных и платных образовательных услугах, можно выделить одно существенное развитие: бюджетные – финансирует государство, коммерческие – платит непосредственно слушатель, учащийся. В остальном все идентично: программы проектируются и планируются с учетом ФГОС, ограничены по времени и пр.

Притом в рамках бюджетного варианта учащиеся имеют право на выплату стипендии, материальной помощи и пр. платные образовательные услуги позволяют лишь на определенных условиях получить налоговый вычет.

Образовательные услуги с точки зрения траектории их получения подлежат разбивке с акцентом на целевую аудиторию и особенности ее развития, интересов, мотивов и пр. Традиционный вид позволяет учащимся освоить минимальные азы и навыки в рамках уровня обучения. То есть он свойственен всем типам и учебным заведениям. Индивидуальный – подстраивается под нужды конкретного человека с учетом его целей, пожеланий, рекомендаций, требований ФГОС и пр. групповой тип схож с вышеописанными, но получает его целая группа лиц.

На сегодняшний день чаще всего на базе образовательных заведений реализуются комбинированные образовательные услуги.

Выбирая вид образовательных услуг, важно разбираться в специфике каждого ряда, его составе, условиях реализации и соответствии и ожиданиям и требованиям получателя.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!