Поступить в колледж или вуз – половина дела. Важно не просто обрести новый статус, но и вникнуть в программу, учесть действующие правила и требования, остаться «на плаву» на весь период подготовки. По статистике, до 15% первокурсников к концу учебного года вынуждены покинуть стены образовательного заведения. Одни из них приняли такое решение самостоятельно из-за не подошедшей им специализации, условий обучения, других же – просто-напросто отчислили из-за неуспеваемости.
Сегодня специалисты Disshelp поделятся полезными советами с абитуриентами и первокурсниками, подготовив их к новой жизни.
СОДЕРЖАНИЕ
Полезное для поступающего
Выбор профессии
Самым трудным на пути к профессиональному образованию является выбор профессии. Дальнейшие действия полностью зависят от решения абитуриента: кем он желает стать. Поэтому для ответа на данный вопрос опытные студенты рекомендуют соотнести желания и возможности, определить текущие навыки и требуемые (у уже дипломированного специалиста) умения, качества, их совместимость и посильность.
Выбор образовательного заведения
Как мы уже отметили, дальнейшие действия поступающего будут зависеть от ответа на вопрос: «Кем стать?». Это вполне объяснимо. Во-первых, конкурсант будет рассматривать только те учреждения, где действует подходящая специализация. Круг ссузов и вузов уже в значительной степени сужается. Далее ему останется лишь выбрать: обучение в «домашнем» регионе или за его пределами, оценить возможности и перспективы, репутацию ссуза/вуза, качество образования, изучить отзывы о нем и пр.
Чем больше информации будет собрано относительно колледжа или вуза, тем лучше. Так Вам удастся собрать максимально полную «картину мира», определить достоверные факты, аргументы за/против поступления, принять правильное решение.
Анализ образовательной программы
Одна и та же специальность в разных образовательных центрах может преподноситься по-разному. Кардинальные отличия выделяют в следующих моментах:
- Теоретический или практико-ориентированный характер: соотнесите объем теоретических предметов с практическими занятиями, чего больше? Лучше всего выбирать практико-ориентированные программы.
- Перечень изучаемых дисциплин. Важно, чтобы в профильной части присутствовали основные предметы, развивающие самые важные навыки, пригодные для работы.
- Частота выполнения письменных проектов, самостоятельных и контрольных работ. Данный аспект можно проанализировать, изучив действующие учебные планы. С помощью подобных проектов студенты развивают навыки по работе с информацией. Если написание таких работ происходит реже, чем 1 раз в семестр, то программа носит «теоретический» характер, а выпускник становится менее «пригодным» на практике.
Оценка преподавательского состава
На самом деле данный постулат вряд ли принесет Вам какие-либо существенные результаты. Фамилии педагогов могут быть Вам вовсе незнакомыми, их должность и регалии также не всегда играют важную роль. Все зависит от их опыта, знаний и навыков.
Единственным аспектом, который может почерпнуть для себя абитуриент – это «качество преподавательского состава»: есть ли ученые, исследователи, как долго они работают и каких результатов добились. Также можно изучить на всевозможных форумах отзывы о педагогах: требовательность, коррупция, проблемы и пр.
Оценка возможностей и перспектив
На данном этапе опытные студенты и выпускники рекомендуют трезвым взглядом оценить ситуацию: подходит ли Вам специальность, посильна ли для Вас образовательная программа, готовы ли Вы морально/физически и интеллектуально к новым высотам, требованиям ссуза/вуза, востребованы ли специалисты, в какой сфере деятельности или компании планируете трудиться и пр.
Анализ условий для поступления и обучения
Обратите внимание, мы выделили не только правила поступления, но и такой критерий, как условия обучения.
В рамках первого аспекта целесообразно определить: что нужно для поступления (какие документы следует подготовить), какие вступительные испытания предусмотрены факультетом (профилем) (отсутствие экзаменов и поступление по среднему баллу аттестата, дополнительное вступительное испытание или конкурс на основе ЕГЭ), средний проходной балл, конкурс за одно место, число вакантных единиц, форма обучения (очная или заочная), стоимость платной подготовки и пр.
Анализ правил обучения должен предоставить ответ на следующие вопросы: средняя дневная нагрузка на студента, дресс-код, наличие дополнительных секций, участие в конференциях и олимпиадах, допуск к сессии и пр.
Полезная информация для первокурсников
Поступление в колледж или вуз – это новая веха в развитии человека, его становлении. Здесь он обретает больше самостоятельности, становится более ответственным. Нередко, выпускники школ воспринимают поступление в ссуз или вуз, как «выход в свободное поле» без обременений, контроля и родительских указов. Давайте разбираться: что будет дозволено, а чего лучше сторониться и не допускать.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Расписание занятий
Расписание занятий – это основное документ, который будет регламентировать ежедневную нагрузку учащегося, список его дел и возможностей. Именно оно ляжет в основу тайм-менеджмента, планирования и дел и расстановки приоритетов. Поэтому важно иметь его под рукой в любое время дня и ночи. Следите за изменениями, чтобы быть готовым к ним.
Дресс-код
В школах действует правило «единой формы». В остальных образовательных заведениях к этому относятся проще, но все же есть некоторые ограничения. В большинстве случаев студентам запрещается носить слишком яркую, вульгарную и раскрепощенную одежду. Все должно быть в рамках приличия этики.
Знакомимся с корпусами и аудиториями
Расписание занятий может предусматривать проведение занятий не просто в разных аудиториях, но и корпусах. Поэтому важно заранее узнать о месте их расположения, «транспортных развязках» и тропах. Лучше всего изучить структуру ссуза или вуза «изнутри» еще до начала учебного года. Это можно сделать «внешне», прогулявшись до всех его подразделений, и «внутренне» — в дни открытых дверей, во время действия приемной кампании и пр.
Конспектирование – основа подготовки
На первом курсе до 60% занятий на очном отделении принадлежит лекциям, где студентам приходится очень много писать. В одном случае преподаватель может диктовать материал, в другом – рассказывать, а студент для себя фиксировать что успеет.
На самом деле у студента нет четкой обязанности во время лекций писать. Он обязан вникать в материал, запоминать его, чтобы пользоваться им в дальнейшем. Поэтому конспектирование можно свести в краткие текстово-схематические записи, которые в дальнейшем помогут ему подготовиться к семинарам, контрольным и самостоятельным, лабораторным или иным занятиями, зачетам и экзаменам.
Лекционный материал должен быть простым и понятным, емким, описывающим самое важное: тема, термины и определения, примеры, формулы, правила и пр.
Несмотря на это во многих ссузах и вузах действуют жесткие требования к конспектам: структурированность, объем, наличие всех тем и пр. Нередко проверка лекций становится камнем преткновения между учащимся и педагогом, который не допускает студента до аттестации из-за «сомнительных» записей. Поэтому уточните требования преподавателя к лекциям и формируйте конспекты удобным и понятным, полезным ля Вас образом.
Первокурсникам не рекомендуется прогуливать занятия
Первый курс – это знакомство с новыми условиями, людьми, поэтому важно произвести должное (правильное) впечатление. Встречают по одежке, а провожают – по уму. Нередко именно на первых 1-2- курсах педагоги ставят отметки, полагаюсь на собственную интуицию и первое впечатление о человеке, которое может быть ошибочным.
Поэтому опытные студенты рекомендуют новичкам не прогуливать занятия, активно работать на всех парах, тщательно готовиться к ним (выполнять домашнее задание, заниматься творческой и научно-исследовательской деятельностью, быть всесторонне развитым), соблюдать правила приличия, этики и культуры. Заработайте достойный авторитет, репутацию на первых курсах, чтобы после «зачетка» работала на вас.
Готовьтесь к занятиям и аттестациям заранее
Самым серьезным и глубоким заблуждением первокурсников и многих студентов является подготовка к семинарам, контрольным работам, зачетам и экзаменам в последние сутки. Выучить большой объем информации (особенно, если изначальное погружение в нее был трудным) непросто. Чтобы в голове были качественные знания, способные развивать профессиональные качества и навыки, а не каша – следует тщательно планировать день, поэтапно исследовать предмет, закрепляя пройденный материал.
На сегодняшний день существует масса методик обучения: мнемотехники, интервальное повторение, «шпаргалкотерапия» и пр. Выберите наиболее подходящий для себя метод изучения и повторения пройдённого материала, чтобы гарантировать успех в любой ситуации, по любой дисциплине. Тогда преподавателю не удастся застать Вас врасплох (например, если он решил провести проверку внепланово).
По сути, более 90% проблем студента можно решить посредством простого тайм-менеджмента, то есть грамотного планирования дня и соблюдения «выработанного» режима. Не забывайте, что студенту необходимо не только обучение, зубрежка, но и полноценные питание и отдых.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Ну, что, товарищи бывшие абитуриенты) Поздравляю всех поступивших. Честно говоря, сам не знал, что нужно узнавать в вузе кроме расписания занятий. Расставил приоритеты и составил план действий на основе этой статьи. Как выяснилось, не зря! Студенты старших курсов и знакомые отметили, что занятия будут проходить в разных корпусах (прогулялся и уточнил их местоположение), ходить в коротких шортах и яркой одежде нельзя, опаздывания на занятия караются отработками (важно учитывать расписание занятий и врем на дорогу до вуза). Теперь буду во всеоружии))