Посмотрите вокруг, что Вы видите? Лично передо мной монитор, клавиатура, мобильный телефон, «умные часы», светильник и множество иных гаджетов и атрибутов. Не могу сказать, что все они в значительной степени облегчают жизнь, но явно не остаются без внимания и частично упрощают, «систематизируют» рабочие или повседневные процессы. А задумывались ли Вы, как и когда, почему появились на свет все эти приборы, которые кажутся нам обыденными? Благодаря кому это все происходит?
В изобретении, совершенствовании и внедрении новых инструментов, техники и прочих инструментов ведущую роль играют специалисты по приборостроению. Давайте разбираться в этом направлении, проанализировав, чему учат студентов в рамках образовательной программы «Приборостроение» на базе колледжей и вузов.
Специальность «Приборостроение»: общая характеристика, описание
Направление подготовки «Приборостроение» относится к числу популярных технических специализаций, призванных воспитать квалифицированных техников, инженеров, специалистов по обслуживанию, эксплуатации, внедрению гаджетов (по конкретным видам: электроника, электроинструменты, компьютерная техника и периферия и пр.). Миссия выпускников данного профиля – усовершенствовать достижения НТП, заместить человека или облегчить его труд посредством использования современных приборов и инструментов.
Специальность «Приборостроение» довольно разнообразная. Она предполагает не просто изучение определенных фактов относительно известных или популярных инструментов, приборов. Профиль захватывает самые разные моменты: от базовой подготовки до погружения в специфические моменты и нюансы создания, эксплуатации, ремонта и обслуживания техники и инструментов труда.
Учебная программа бакалавров учитывает следующие блоки:
- Общеразвивающая часть, призванная освежить знания по естественнонаучным предметам и углубить их, научить работать с большим потоком информации, анализировать данные и формировать «фундамент исследования». К числу таких предметов относят математика, физика, экономика, черчение, информатика, история, философия, БЖД и пр.
- Естественнонаучный и гуманитарный, IT блоки. В данном разделе делается акцент на более глубокое погружение в предметы, соотносящиеся с профилем: подвиды физики, механика, основы электроники, основы электротехники, методы обработки и интерпретации информации, схемотехника, компьютерное проектирование и моделирование приборов/устройств, проектирование приборов и систем, основы программирования и пр.;
- Профильная часть: студенты тотально погружаются в те дисциплины, которые напрямую связаны с будущей сферой деятельности и отраслью. Например, программа «Цифровые технологии в приборостроении» призвана обучить и осветить современные устройства и приборы в области приборостроения (станки, аппараты, агрегаты, гаджеты и пр.), порядок их эксплуатации и пр. Профиль «лазерная техника и технологии в приборостроении» акцентируют внимание на изучении физики плазмы, лазерных технологиях, твердотельных лазерах, лазерной оптики и терапии, тепловые процессы на лазерных приборах, документообороте и пр. Здесь учащимся предстоит изучить ГОСТы, действующие в конкретной отрасли, тонкости профессии и пр.
- Практика и НИР. Все студенты обязаны выполнять научно-исследовательские проекты и проходить практику для обретения соответствующих навыков. Подготовка НИР развивает аналитические и творческие способности: диагностика проблем, разработка вариантов оптимизации/совершенствования приборов, работа в лабораториях или научных базах, центрах, предприятии и пр. На практике стажеры осваивают технику работы с конкретным прибором, изучают его строение, специфику применения и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Обучение по программе «Приборостроение» носит прикладной и научно-исследовательский характер. Студенты не просто погружаются в теоретические предметы, но и изучают реальность, достижения науки и техники, ведут проектно-сметную работу (учатся соответствовать ГОСТам, обосновывать важность выявленных проблем и доказывать эффективность предлагаемых решений на основе проектно-сметной документации (по результатам эксперимента)), экономического и технического обоснования и пр.
Для получения допуска к трудовым будням важно представить и защитить дипломный проект.
Особенности поступления на профиль «Приборостроение»: условия и варианты
Специальность «Приборостроение» доступна на базе политехнических и технических вузов. В колледжах можно освоить лишь «рабочие профессии» — механик, слесарь, техник. В стенах высших образовательных заведений спектр специализаций шире: старший техник, специалист по оборудованию, инженер по приборостроению, инженер-схемотехник, электротехник, инженер-конструктор и пр. Чаще всего программа доступна в рамках физического, естественнонаучного, радиотехнического факультетов, факультета автоматики и управления или при специализированных институтах.
Приемная кампания основывается на обязательных предметах, которые сдают все выпускники 11 классов – математика и русский, а также специальных – сочетаемых с будущей профессией: физика, информатика, химия, иностранный язык. В некоторых случаях возможно проведение ДВИ по черчению, рисунку и пр.
Программа «Приборостроение» доступна на базе 43 вузов страны. Средний проходной балл установился в районе 85-95 по каждому вступительному испытанию. Абитуриентам доступны все уровни образования: от бакалавриата до аспирантуры. Притом обучение на каждой ступени предполагает обязательное выполнение курсовых и научно-исследовательских работ, прохождение практики и подготовку ВКР с содержанием теоретической, аналитической, проектно-сметной и рекомендательной глав.
Обучение возможно только в очном и заочном форматах, на бюджетной и коммерческой основе. Среднегодовой ценник на услуги вуза составляет от 38-45 до 220-230 тысяч рублей. Конкуренция за открытый вакант – до 7 человек.
Выпускник востребованы в самых разных отраслях: от машиностроения, металлургии, нефтегазодобычи и переработки, строительства, медицины, агропромышленности до IT-среды, педагогики и пр. Средний доход начинающих дипломированных специалистов по приборостроению составляет 25-40 тыс.руб., более опытных экспертов, исследователей и разработчиков – от 60 тыс.руб. ежемесячно. Свыше трети экспертов имеют за плечами запатентованные открытия и изобретения.
В числе наиболее популярных среди абитуриентов учебных центров, где действует описываемый профиль. Можно отметить: ВГТУ, КНИТУ имени Туполева-КАИ, ОмГТУ, УрФУ имени Ельцина, ЮФУ, ДГТУ, МИФИ, СПбГУ и пр.
Специализация «Приборостроение» включает в себя следующий набор программ:
- Технология приборостроения;
- Информационно-измерительная техника и технологии;
- Цифровое производство;
- Ядерное приборостроение;
- Электротехника;
- Медицинская техника и технологии;
- Радиотехника;
- Робототехника;
- Электронная техника и приборы, инструменты и технологи;
- Наноинженерия и пр.
Какими навыками должен обладать квалифицированный «приборостроитель»?
Обучение на базе колледжа или вуза не должно пройти боком или даром. Выпускники должны обладать следующими качествами и навыками, пригодными в рабочих реалиях:
- Тотальное владение теорией: терминология, физические/химические и иные законы, ГОСТы и правила безопасности, инструкции и пр.;
- Владение приборами в рамках направления подготовки: специалисты по технике должны знать все о них: от состава до возможностей по использованию, ремонту (аналоги, детали и пр.), внедрению в производственный процесс и пр.;
- Аналитические навыки и критическое мышление: анализ современных инструментов и приборов, определение достоинств и недостатков, констатация наиболее часто встречающихся проблем, причины их возникновения, последствия, варианты решения;
- Планирование мероприятий и проектирование приборов, процессов и пр. В этом деле важны такие качества, ка логика и последовательность, точность, прогнозы или результаты апробации (для весомости суждений и поддержания гипотезы);
- Чертежные и математические навыки, точность и внимательность: в процессе создания нового или оптимизации уже действующего инструмента важна точность (размер деталей, экономическая эффективность, замещаемость материалов и пр.), творческий подход (умение находить выход из любой ситуации, нерациональные или нетрадиционные приемы и пр.), избирательность (выбор оптимального по всем параметрам варианта: цена, качество, результат, реалистичность и пр.);
- Научно-исследовательский потенциал: организация экспериментов и исследований, поиск способов совершенствования приборов, тестирование разработок и выработка рекомендаций по их внедрению/использованию, оформление НИР и проектно-сметной документации технических материалов, правовое сопровождение испытаний и разработок и пр.
Специалисты по приборостроению не просто оптимизируют производственный или промышленный процесс, создавая новые приборы, устраняя недостатки. Они позволяют компаниям добиваться более высоких результатов при оптимальных/минимальных затратах и достойном качестве результатов, используя современное оборудование.
Эксперты в области приборостроения решают самые разные задачи: экономические (повышение доходности и оптимизация затрат), экологические (снижение доли вредных выбросов, создание безопасного оборудования), технические (оптимизация технологического процесса) и пр. Их роль неоценима, поэтому спрос на соответствующие профили остается высоким на протяжении многих лет, несмотря на жесткие требования.
Команда Disshelp готова выполнить все виды задач и исследований по программе «Приборостроение», гарантируя высокую точность расчетов, аргументированность выводов, грамотное оформление.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
всегда любил разбирать и собирать различные приборы и технику, даже посещал кружок робототехника. Тут стал задумываться о профессии (дабы выпускаюсь в этом году) и склоняюсь к сфере приборостроения. Обзор понравился, благодаря Вам знаю, что буду изучать, к чему быть готовым, что потребуется для поступления. Спасибо за полезную статью.