10 недостатков соискательства

Развитие инноваций немыслимо без научных продвижений и изысканий, экспериментов. Притом заниматься глубокими исследованиям и посильно далеко не каждому индивиду, ведь для этого необходимо наличие как минимум базовых знаний в соответствующей области и отрасли. Поэтому серьезные изыскания поручают выполнять уже дипломированным специалистам, постигающим соответствующие горизонты на базе аспирантуры или с помощью соискательства. О каждой из форм освоения ученых степеней и званий мы писали ранее, но сегодня решили раскрыть тем моменты, о которых зачастую умалчивают – недостатки соискательства.

10 недостатков соискательства
Развитие инноваций немыслимо без научных продвижений и изысканий, экспериментов. Притом заниматься глубокими исследованиям и посильно далеко не каждому индивиду, ведь для этого необходимо наличие как минимум базовых знаний в соответствующей области и отрасли. Поэтому серьезные изыскания поручают выполнять уже дипломированным специалистам, постигающим соответствующие горизонты на базе аспирантуры или с помощью соискательства. О каждой из форм освоения ученых степеней и званий мы писали ранее, но сегодня решили раскрыть тем моменты, о которых зачастую умалчивают – недостатки соискательства.

Соискательство и недостатки — это совместимо?

В одной из наших статей мы уже отмечали достоинства данного способа обретения ученой степени и звания. Казалось бы, все прекрасно и практически безоблачно: можно выполнить НИР в свободное от повседневных дней и обязанностей время, без лишней мороки и обучения при вузе и пр. Но на самом деле не все так просто, как кажется на первый взгляд.

У соискательства присутствует ряд недостатков, как значимых, так и маловлиятельных, но каждый из них все же наносит свой отпечаток на научную траекторию исследователя.

Разбираемся в понятиях: аспирант и соискатель
Разбираемся в понятиях: аспирант и соискатель

Если достоинства соискательства ученых степеней обоснованы и очевидны, то первопричины появления недостатков зачастую слишком размыты и не воспринимаются всерьез. В их числе можно выделить следующие факторы:

  • Стремление к более дешевым способам самообучения или получения статуса в научных кругах без предварительной оценки реальных затрат: времени, сил н подготовку диссертации, траты на публикации, прикрепление к вузу (зачастую это платно) и пр.;
  • Банальная лень соискателя проходить дополнительное обучение при аспирантуре, тотально погружаясь в программу, дисциплины, научное поле;
  • Низкий уровень ответственности за качество исследования и подход к делу: соискатель на первое место выносит основное место работы и должностные обязанности, посвящая при желании минимум свободного времени на подготовку диссертации и проведе6ние изысканий, вследствие чего начинает не успевать с учётом крайних сроков и просто «подгонять» прет под требования с помощью фантазии и необоснованных выводов. Минимум времени и сил на научную работу в случае провала не вызывают угрызения совести и сожалению за потраченные силы;
  • Низкий уровень признания подобного формата в отдельных отраслях (чаще всего прикладного характера), так как исследователь базируется больше на экспериментах и личном опыте, без серьезного погружения в теоретические и научные аспекты.

Таким образом, у соискательства есть определенные недостатки, первопричина которых кроется чаще всего в подходе и ответственности автора изыскания, его навыках и знаниях, стремлении к всестороннему научному погружению в тему.

 

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Обзор основных недостатков соискательства ученой степени

Прежде, чем принять решение о выполнении диссертации и прикреплении к вузу в качестве соискателя вместо поступления в аспирантуру, важно тщательно проанализировать все стороны и подходы к «научной траектории» в каждом из вариантов. Сегодня мы отметим наиболее важные недостатки соискательства при вузах.

Минус №1. Двойная нагрузка на автора научной работы. Соискательство предполагает выполнение диссертации параллельно с реализацией основных полномочий по месту работы. Поэтому здесь у исследователя возникает как минимум 2 прямые обязанности: соблюдение рабочего режима и должностных инструкций, правил компании и параллельное, своевременное выполнение исследования и его оформление в виде научного проекта. Чтобы преуспевать в каждом поле, важно правильно расставить приоритеты и спланировать дела и время, но в большинстве случаев соискатели приступают к написанию диссертации во время отпуска по работе или по выходным дням, уделяя минимум времени на НИР.

В отдельных ситуациях (особенно, когда претендент на ученую степень занимает руководящий пост или грезит карьерным ростом) заниматься параллельно двумя делами становится крайне сложно, вследствие чего диссертация уходит на задний план. Справиться с двойной нагрузкой трудно, притом сложности создает чаще всего лень и усталость автора.

Минус №2. Ограничения в отношении соискателей. В целом суровых критериев для соискательства нет. Заниматься наукой в данном случае могут все желающие без каких-либо критериев в отношении возраста, места работы и пр. Основным и главным ограничителем в данном случае выступает наличие профессионального образования не ниже магистратуры, а в некоторых отраслях – наличие опыта работы по профессии.

Недостатком в данном плане могут стать неактуальные знания. Индивид мог окончить магистратуру лет 10 назад, а «созрел» до научной степени только сейчас. В этом случае ему важно сначала «актуализировать» теоретическую подготовку и только потом приступать к научным изысканиям.

Схема обучения в рамках аспирантуры и соискательства
Схема обучения в рамках аспирантуры и соискательства

Минус №3. Слабая подготовка претендента к кандидатскому экзамену. Стремление у ученой степени «кандидат наук» в любом формате не снимает обязанности претендента по прохождению «кандидатского минимума». Притом по статистике аспирантам оказывается сдать его легче, ведь они изучают и сдают «подобные испытания» при поступлении в аспирантуру и частично изучают дисциплины будучи аспирантом при вузе.

Соискатели предпочитают сдавать кандидатские экзамены ближе к защите (в последние дни и сроки), затрачивая на подготовку минимум времени и сил, но практике зачастую сделать это требуется раньше (в течение первого года). Качество подготовки в данном случае – не лучшее, но для будущего ученого результат не столь важен – важен лишь результат, который предполагает прохождение указанного порога для получения допуска к защите диссертации.

Чтобы соискатель сумел преодолеть эти испытания, ему предстоит самостоятельно заниматься или обратится за помощью к репетиторам, тьюторам, чтобы освежить познания и закрепить соответствующий материал, а ведь это – дополнительное время и силы, очередная нагрузка!

Минус №4. Дешевизна – будет ли она? Прикрепляясь к вузу, соискатели полагают, что ни за что платить не придется, и учёная степень будет получена ими практически даром. Но, не тут-то было! Во-первых, никто не отменяет прохождение кандидатского минимума (о нем мы ранее уже писали), а на это потребуются средства – оплата за соответствующее удостоверение (что-то вроде организационного взноса или госпошлины), подготовка к аттестации и пр. Во-вторых, соискатель выполняет диссертацию и обязан полагаться на такой прием, как самоцитирование, а это значит, что без публикаций в научных журналах, ВАК-изданиях, на научных площадках не обойтись, то в 95% случаев – платно! В-третьих, соискательство при вузе зачастую подается в качестве «дополнительной услуги» и платно (в этом проявляется сходство с платной или заочной аспирантурой), при этом автор может пользоваться всеми благами: инструменты и лаборатории, библиотеки, консультации преподавателей и пр.

Освоить научную ступень и обрести соответствующую степень/звание бесплатно в целом невозможно. Траты будут присутствовать в любом случае, но их размер напрямую зависит от подготовки и избирательности, подхода автора НИР.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Минус №5. Отсутствие тотального контроля над деятельностью исследователя. Если аспирант должен своевременно выполнять исследование, осваивать учебную программу, стажироваться и проходить промежуточную аттестацию, то у соискателя не будет даже индивидуального плана обучения, необходимости сдавать какие-либо зачеты, экзамены, тестирования и защищать отчет по проделанной работе. Ему достаточно просто прикрепиться к вузу и в конце намеченного срока (можно и раньше) предоставить аттестационной комиссии научную работу, публикации, автореферат, сопутствующие документы и защититься.

Но зачастую отсутствие контроля над соискателем приводит к тому, что ход выполнения НИР замедляется, сроки начинают поджимать, а качество изыскания оставляет желать лучшего: автор использует найденные первоисточники без перепроверок, учитывая ль минимальные требования к проекту.

Минус №6. Высокий уровень самостоятельной работы автора. Казалось бы, данное качество прививается, начиная с бакалавриата или чуть ли не с детства. Но не всегда самостоятельная работа оказывается верным вектором в науке. Порой для решения проблемы или изобретения инноваций требуется совет, консультация, проверка качества исследования и пр. К сожалению, не всегда работа соискателей оказывается достойной уважения и положительных отзывов. Зачастую на фоне «замыленного глава», высокой самооценки и недостаточного профессионализма исследователь не замечает простейших и грубейших ошибок, сказывающихся на качестве НИР.

Поэтому важна мера, наличие грани между самостоятельной работой, консультацией и контролем.

Мифы о соискательстве ученой степени
Мифы о соискательстве ученой степени

Минус №7. Страдает темп выполнения НИР из-за отсутствия четких или периодически сроков контроля. Согласитесь, что наличие промежуточной аттестации дисциплинирует аспирантов, студентов и авторов научных проектов, требуя от них больше внимания, тотального подхода к выполнению и качеству проекта. У соискателя нет никаких проверок и требований по предъявлению отдельных фрагментов диссертации, научных статей на проверку и пр. Для них ограничение по времени одно – срок окончания прикрепления к вузу. Именно к этой дате важно выполнить изыскание и направить его в Диссовет для допуска к защите и непосредственной аттестации.

Поэтому нередко прикрепленные к вузу авторы сначала ответственно и систематизировано подходят к выполнению исследования, стараясь включить данный момент в «режим дня». Но позже на фоне различных внешних и внутренних факторов дело может быть отложено, ведь времени на его выполнение много – 3-4 года. Как следствие, соискатель забывает о диссертации и вспоминает о ней ближе к концу указанного периода, проводя его поверхностно, менее точно и пр.

Решение данного нюанса лежит сугубо на авторе НИР и зависит от его самодисциплины, саморазвития, цели и мотивации.

Минус №8. Сложно установить контакт с преподавателями вуза для получения консультации, совета и пр. Соискатели воспринимаются преподавателям по-разному, но в большинстве случаев педагоги считают, что данный формат присущ только уже дипломированным и опытным специалистам, имеющим не только теоретические, но и практические представления в рамках исследуемой проблемы. Поэтому давать какие-либо советы и консультации они не стремятся.

Более того, соискательство – как дополнительная ветвь или услуга при вузе требует от профессорско-преподавательского состава определенной готовности: уровень образования и подготовка, помощь автору в выполнении НИР (консультирование, планирование, рекомендации и пр.), но из-за повышенной нагрузки в рамках учебного процесса в вузе (ведь преподаватели преподают на всех ступенях учебного заведения). Им оказывается сложно выделить нам это время. Поэтому они неохотно идут на контакт с соискателями.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Минус №9. Возможны проблемы при поиске информационной и доказательной базы. Поиск информации им материалов доказательств для научной работы – прямая обязанность соискателя. Но нередко для получения или полноценной проверки выдвинутой гипотезы имеющихся данных оказывается недостаточно. В этом случае автор может надеяться только на себя, руководство компании (объекта исследования), помощь со стороны вуза (предоставление лабораторий, библиотеки и пр.).

Ликвидировать дефицит информационной или доказательной базы автор может только сам, но способы могут быть различными: расширение границ исследования, пере формулирование темы НИР, смена ракурса изучения темы или изменение гипотезы и пр.

Минус №10. Соискательство, как способ научного развития и инноваций, приемлем не везде. Соискательство на практике подходит лишь опытным специалистам, способным не просто разобраться с проблемой, но и усовершенствовать отдельные механизмы с учетом личного опыта коллег, действующих регламентов и возможностей объекта. Заниматься соискательством в одной науке, трудясь в совершенно иной отрасли – сложно и зачастую оказывается неплодотворным занятием.

Соискательство, как способ развития отрасли и науки, присуще чаще всего прикладным направлениям, где важен уровень текущей подготовки и профессионализма, владение базовыми инструментами и подходами, знание текущей ситуации и пр. Притом без начальных достижений и опыта в соответствующей среде результаты соискательства могут восприниматься несерьезно, а при слабой доказательной базе подвергаться тотальной критике.

К соискателям зачастую относятся с уважением, но с долей небольшого недоверия (особенно, если высшее образование было получено много лет назад).

Стоит ли бояться недостатков соискательства?

Согласитесь, что плюсы и минусы присутствуют везде и всегда независимо от отрасли и сферы деятельности, учреждения, подготовки индивида и пр. Поэтому, выбирая между аспирантурой и соискательством важно понять, что ближе и больше подходит претенденту, оценить собственные силы и возможности, перспективы.

Любые недостатки можно исправить или минимизировать избежать, предприняв соответствующие действий. Порой достаточно грамотно замотивировать себя, поставить корректную цель, отбросить долой сомнения и лень, прибегать к помощи квалифицированных экспертов и пр.

Чтобы соискатель достиг успехов в науке и практике, важно быть готовым к любым поворотам и ударам: морально, физически, интеллектуально и пр.

Специалисты Дисхелп готовы помочь соискателям ученых степеней по всем наукам и направлениям подготовки. Наша команда с легкостью выполнит любое поручение: от формулирования темы НИР до поиска информационной базы, написания научно статьи или диссертации, ее оформлении и подготовке к защите и пр.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

2 комментариев к “10 недостатков соискательства”

  • до этой статьи ранее никогда не замечала недостатков у соискательства. Сейчас же прочитала, проанализировала свой опыт и могу точно сказать: недостатки все же есть. Во-первых, преподаватели неохотно консультируют по возникающим вопросам (у аспирантов все это проще). Во-вторых, если при вузе нет Диссовета – искать его придется самой и весь бюрократизм тащить на себе. Сама с этим столкнулась. Статья хорошая, дает пищу для размышления.

  • Ни за что бы не подумала, что у данного формата будет столько недостатков. Есть над чем задуматься, поразмышлять!

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Это не спам *