10 серьезных ошибок при написании мотивационного письма для поступления

Одним из немаловажных этапов при поступлении в топовые вузы России и иностранные университеты является подготовка мотивационного письма. Этот документ играет весовую роль, придавая значимости не только кандидатуре абитуриента, но позволяя по достоинству оценить его искренность, осознанность выбора образовательного заведения и профессии, а также ораторские таланты и возможности. О порядке и особенностях подготовки мотивационного письма, его роли в жизни абитуриента мы писали ранее. Сегодня мы расскажем о грубейших ошибках, допускаемых составителями документа, которые напрямую отражаются на конкурсной позиции поступающего. Итак, вникаем и запоминаем, какие ошибки следует исключить при формировании мотивационного письма для поступления в вуз.

10 серьезных ошибок при написании мотивационного письма для поступления
Одним из немаловажных этапов при поступлении в топовые вузы России и иностранные университеты является подготовка мотивационного письма. Этот документ играет весовую роль, придавая значимости не только кандидатуре абитуриента, но позволяя по достоинству оценить его искренность, осознанность выбора образовательного заведения и профессии, а также ораторские таланты и возможности.

О порядке и особенностях подготовки мотивационного письма, его роли в жизни абитуриента мы писали ранее. Сегодня мы расскажем о грубейших ошибках, допускаемых составителями документа, которые напрямую отражаются на конкурсной позиции поступающего.

Итак, вникаем и запоминаем, какие ошибки следует исключить при формировании мотивационного письма для поступления в вуз.

Ошибка №1. Подготовка одного письма на несколько вузов и специальностей.

Мотивационное письмо – это уникальный документ, отражающий намерения и желания абитуриента, обоснование сделанного им выбора в отношении учебного заведения и специальности. Поэтому он должен быть подготовлен для конкретного учреждения с учетом специфики выбранной образовательной программы. То есть поступающий должен подготовить на каждый выбранный им вуз и специальность отдельное мотивационное письмо с четким обоснованием своего выбора.

Нередко конкурсантам лень готовить данный документ в нескольких экземплярах. Они предпочитают написать один оригинальный или стандартный вариант и просто адаптировать его под каждый вуз, изменив наименование учебного заведения и образовательной программы. Это самая грубейшая ошибка.

Ключевые вопросы, раскрываемые в мотивационном письме
Ключевые вопросы, раскрываемые в мотивационном письме

Во-первых, даже если сфера действия (характер) университетов, их рейтинг схож, а специальности носят смежный характер, в письме будут прослеживаться нестыковки: состав программ разнится, а значит акцент может быть сделан на развитии отличных профессиональных качеств, теориях, глубине и специфике подготовки (в одном случае акцент может стоять на практике, во втором – научно-исследовательской деятельности и пр.). Отсюда и противоречие: обоснование выбора будет несоответствующим, противоречивым.

Во-вторых, каждый вуз может предъявлять специфические требования к оформлению или структуре и составу мотивационного письма. Поэтому просто изменить наименование университета и выбранной профессии буде неуместно и недопустимо.

Ошибка №2. Чрезмерная фантазия и минимальное описание реальности.

Миссия мотивационного письма – раскрыть инициативу и желание абитуриента осваивать конкретную профессию на базе определенного вуза. Притом данное стремление должно быть предельно точным, четким, обоснованным, поэтому важно полагаться на реальные факты, личные потребности в новых знаниях и пр.

Обоснование выбора университета и специальности следует обосновываться на современны тенденциях, конкретных фактах (статистических данных о востребованности профессии, дефиците специалистов на рынке труда, описании имеющихся предрасположенностей и успехов) в определенном русле (связанном с профилем) и пр. То есть важно привести больше сведений о конкурсанте, а не полагаться на богатую фантазию и примеры из интернета.

Мотивационное письмо подчеркивает индивидуальность абитуриента, выделяя его среди «серой массы» подобных индивидов. Важно предоставить не общие моменты, а именно сведения о себе: собственное видение профессии, заинтересованность в вузе и образовательной программе, цели обучения и перспективы дальнейшего развития, трудоустройства и пр.

Чем больше фактов, реалистичных описаний – тем лучше. Ошибка авторов мотивационных писем состоит в том, что они стараются сформировать обезличенное обоснование, прилагая массу сил для красивого описания, которое не всегда соответствует реалиям.

Краткий обзор ошибок в мотивационном письме и способов их устранения

№п/п

Ошибка Проявление в документе

Решение

1 Подготовка одного письма на несколько вузов и специальностей Использование одного и того же текста в качестве шаблона для всех выбранных вузов и программ обучения, изменяется лишь наименование вуза и специальности (куда и на что поступает абитуриент) Качественная подготовка мотивационного письма с учетом специфики каждого вуза и выбранной образовательной программы при нем
2 Чрезмерная фантазия и минимальное описание реальности Доминирование рассуждений на основе абстрактных фактов, общих действий, анализ опыта других абитуриентов или экспертов вместо личной точки зрения Подключение собственного опыта с акцентом на действия, результаты и их увязку с основной идеей и мыслью по обоснованию сделанного выбора
3 Отсутствие ответов на важные и конкретные вопросы Отражение в документе лишь той информации, которую автор считает нужным показать приемной комиссии без учета обязательных требований к документу со стороны вуза Внимательное изучение требований университета по структуре и содержанию мотивационного письма, подчеркивание обязательных вопросов, на которые важно предоставить аргументированный ответ
4 Некорректный выбор тона, стиля и субординации при написании мотивационного письма Использование вместо делового стиля иных жанров и способов подачи информации Важно придерживаться строго заявленного стиля (деловой) и исключать любые отклонения от него
5 Освещение одновременно и параллельно несколько тем вместо одной наиболее важной При обосновании собственной позиции автор использует различные подходы и аргументы, которые затрагивают различные интересы и идеи, темы и не позволяют сформировать целостную «картину мира» Необходимо выделить одну основную тему и идею, которую составитель будет развивать и использовать в качестве основной доказательной базы при отстаивании заявленных интересов
6 Отражение в разделе «Личный опыт» или «Рассказ о себе» слишком интимных деталей Отражение фактов, которые ухудшают общее впечатление об индивиде или не имеющих никакой связи с поступлением и выбором учебного заведения, будущей профессии Связи личной позиции с мнением авторитетных ученых, экспертов, связь мечты детства и выбранной профессии, выделение личностных и дополнительных качеств и проведение параллели с будущей профессией
7 Отсутствие четкой или обязательной структуры и логики повествования, несоответствие заявленным требованиям Своеобразная подача информации без учета общих правил подготовки документа Внимательное изучение требований к документу со стороны вуза, использование прилагаемых образцов и бланков и пр.
8 Слабая доказательная база Использование общих научных фактов или ненадежной информации, тенденций без личного опыта, действий и собственной авторской позиции Важно показать готовность к действиям или текущие успехи в рамках выбранной профессии, использовать только проверенную и достоверную информацию
9 Размытость формулировок, положений и низкий уровень читабельности Отсутствие конкретики и аргументированных выводов, четкости и логики в рассуждениях автора, преобладание сложных предложений, вводных конструкций Использование принципа краткости и емкости, точности и обоснованности, простых предложений
10 Ошибки в тексте и оформлении Грамматические, лексические, орфографические, стилистические, оформительные ошибки Проверка текста на корректность (вычитка или с помощью онлайн-сервисов), учет требований вуза п оформлению мотивационного письма или применение предоставленных образцов

Ошибка №3. Отсутствие ответов на важные и конкретные вопросы.

Перед или непосредственно при формировании мотивационного письма целесообразно уточнить требования вуза к его содержанию. Нередко иностранные университеты предъявляют особые параметры к его наполнению, отмечая обязательные и потенциальные вопросы для освещения.

Если автор рассматриваемого нами документа пренебрегает данными моментами и старается отлынуть от предоставления ответа на ключевые вопросы, то такое мотивационное письмо утрачивает свою ценность в глазах приемной комиссии.

Мотивационное письмо должно предоставить общие представления о конкурсанте с четким и весомым обоснованием сделанного выбора. То есть автору предстоит как минимум ответить на два существенных и обязательных вопроса:

  • Почему он выбранный данное образовательное заведение? Что его привлекло?
  • Поему он выбрал указанное им направление подготовки?

Притом при ответе на эти вопросы важно представить четкий и емкий ответ: что привлекло, насколько соответствует текущему уровню подготовки, способностям и пр.

Если абитуриент не знает как на них ответить, то он старается избежать описания соответствующих ответов или предоставляет «классические клише», которые точно не смогут подчеркнуть его личные намерения, обосновать выбор и отметить индивидуальность конкурсанта. В этом и проявляется серьезное нарушение принципов подготовки мотивационных писем.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Ошибка №4. Некорректный выбор тона, стиля и субординации при написании мотивационного письма.

Мотивационное письмо – это официальный деловой документ, требующий соблюдения правил этики, культуры общения, грамотности и пр. Но нередко поступающие воспринимают его, как эссе, в котором достаточно признаться в простой форме: почему я выбрал это…?

Самой серьезной огрехой, которая портит не только «внешний вид» документа, но и общее впечатление о конкурсанте, является неправильный тон и стиль. Она проявляется прежде всего в чрезмерном употреблении личных местоимений, отсутствии уважения к целевой аудитории, употребление просторечных или неуместных сленгов и терминов, нецензурных выражений и пр.

Специфика формирования мотивационного письма
Специфика формирования мотивационного письма

Запомните, стиль мотивационного письма – сугубо деловой. При его выполнении важно помнить о том, кто его в дальнейшем будет изучать: взрослые люди, квалифицированные специалисты. Поэтому важно выбрать правильный тон: уважительное обращение к читателю, соблюдение авторской этики и культуры речи, четкое описание и обоснование позиции абитуриента и пр.

Ошибка №5. Освещение одновременно и параллельно несколько тем вместо одной наиболее важной.

Автору мотивационного письма при обосновании собственной позиции в выборе учебного заведения и профессии важно полагаться на личное мировоззрение, отношение к профессиональной области, привести истории из жизни, подчеркивающие предрасположенность к профилю и пр.

В данном случае ошибкой становится освещение общих тенденций или описание нескольких тем, которыми интересуется конкурсант. Важно выделить не отдельные моменты, заинтересовавшие его в профессии и вузе, а одну наиболее важную тенденцию, чету и обосновать ее всеми посильными способами, притом акцент рекомендуется сделать – на личной позиции, личном опыте, мнении.

Согласитесь, что один весомый и достоверный аргумент запросто перевесит целый десяток доводов. Поэтому при формировании мотивационного письма претенденту следует выделить самую важную и значимую для него линию повествования и максимально развить ее. Только тотальный подход и конкретика позволят убедить приемную комиссию в «достойности конкурсанта, его целеустремленности и осознанности.

Ошибка №6. Отражение в разделе «Личный опыт» или «рассказ о себе» слишком интимных деталей.

Одним из важнейших разделов мотивационного письма при поступлении в вуз является отражение дополнительных сведений о личности поступающего. В данном разделе целесообразно представить информацию, которая может подчеркнуть дополнительные черты и таланты, способности и особенности конкурсанта. Именно в этом разделе порой встречаются казусные моменты, так как абитуриенты не до конца понимают, о чем здесь следует веси речь.

Самой грубейшей ошибкой является перечисление банальных личностных качеств: стрессоустойчивость, готовность сверхурочно работать и саморазвиваться, многозадачность и высокая скорость усвоения информации. Поверьте, данные моменты давно приписывают к категории «клише» и они просто не способны подчеркнуть индивидуальность и особенности индивида.

Какие моменты следует указать в разделе мотивационного письма "О себе или Дополнительные данные"?
Какие моменты следует указать в разделе мотивационного письма «О себе или Дополнительные данные»?

Также серьезным нарушением при подготовке мотивационного письма в данном случае является отражение неуместных фактов, черт или моментов из жизни. Поверьте, никого не интересует, чем Вы любили заниматься в детстве, в какие походы ходили, кто из родственников повлиял на выбор профессии, отражение негативных черт характера и пагубных привычек (проблемы с алкоголем в прошлом и настоящем, проблемы с наркотическими веществами, мысли о суициде и пр.). Отражение личных данных призваны подчеркнуть совпадение интересов конкурсанта и образовательной программы, сделать обоснование сделанного выбора весомее, подчеркнуть навыки убеждения и обоснования. Поэтому не торопитесь описывать истории из детства, собственные страхи, проблемы. Продумайте данный раздел от и до, посоветуйтесь с родителями, взрослыми и пр.

Ошибка №7. Отсутствие четкой или обязательной структуры и логики повествования, несоответствие заявленным требованиям.

Мотивационное письмо – это не просто описание жизненного опыта и общая характеристика поступающего. Оно представляет собой официальный документ с конкретной структурой и содержанием, требованиями по его оформлению и пр. Все параметры и условия формирования важно уточнять непосредственно в том образовательном заведении, куда абитуриент намерен поступать.

Структура мотивационного письма в 90% случаев имеет классический вид: введение, основная часть, заключение. Но в некоторых университетах могут предъявлять конкретные требования к содержанию каждого из разделов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

В данном случае нарушением будет считаться:

  • Описание фактов, мнения, тенденций или предоставление ответов на вопросы, которые не соответствуют требованиям вуза или отражены не в тех разделах;
  • Некорректное оформление или описание тенденций, позиции абитуриента. В данном случае огреха возникает на фоне различий в структуре мотивационного письма на русском и иностранном языке, а также в правилах и стилистике изложения данных на русском и иностранном языке;
  • Отсутствие структуры, разбивки материала на смысловые блоки и пункты, которые облегчили бы восприятие поданной информации;
  • Отсутствие логики в повествовании автора: сплетение фактов и рассуждения автора, трудности в разграничении реальности и фантазии, несвязный текст, который вносит больше недопониманий, чем ясности;
  • И пр.

Несмотря на оригинальность повествования, текст мотивационного письма должен учитывать классические требования, а также требования конкретного учебного заведения. Без соблюдения заявленных параметров мотивационное письмо не имеет смысла и не выполняет в полной мере свое предназначение.

Ошибка №8. Слабая доказательная база.

Серьезнейшей ошибкой при подготовке мотивационного письма для поступления в университет является его восприятие в качестве банального эссе-рассуждения, из-за чего страдает доказательная база документа. На самом деле данный файл должен быть тщательно обоснованным, аргументированным.

Из чего складывается доказательная база мотивационного письма?
Из чего складывается доказательная база мотивационного письма?

Среди наиболее распространенных и весомых проступков при формировании аргументационной основы мотивационного письма можно выделить следующие моменты:

  • Преобладание рассуждений, допущений и предположений вместо конкретики, научных или статистических, конкретных фактов из жизни, личного опыта и пр.;
  • Использование в качестве доказательства или подтверждения собственной позиции неактуальной ил непроверенной информации;
  • Преобладание теоретической базы над реальными материалами, аргументами, действиями и их результатами;
  • Некорректное употребление подобранных фактов или их несоответствие заявленной проблеме, теме, интересам и пр.;
  • Использование запрещенной или конфиденциальной информации в качестве доказательной базы без соответствующего разрешения допуска и пр.

Формирование мотивационного письма должна базироваться сугубо на проверенной информации, а доказательную базу лучше всего формировать по принципу научной аргументации, подкрепляя свой жизненный опыт, результаты, поступки научными фактами, разъяснениями и выводами.

Ошибка №9. Размытость формулировок, положений и низкий уровень читабельности.

Когда в мотивационном письме недостаточно конкретики, фактов, мыслей и идей, автор прибегает к наращиванию объема с помощью использования клише, общих формулировок. Подобные обороты лишь усложняют восприятие сути и выделение особенностей индивида, так как они:

  • Излагаются в громоздкой форме: сложные предложения, витиеватые фразы, особая терминология, вводные конструкции и пр.;
  • Использование косвенных конструкций, абстрактных выражений вносят больше неясностей, «разжижая» конкретные тенденции тему, доказательную базу. Подобные фрагменты лишь путают читателя;
  • Применение сложных конструкций усложняет восприятие текста, а значит делает текст менее информативным и нечитабельным.

Мотивационное письмо должно быть емким, аргументированным и четким. Поэтому излишним фразам, «воде» и «спаму» в нем не место. Из-за отсутствия конкретики и обоснованных выводов документ утрачивает свою истинную силу и весомость, не позволяя по достоинству оценить кандидата.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Ошибка №10. Ошибки в тексте и оформлении.

Данная оплошность – самая очевидная, распространенная и грубейшая. Что первым попадает в руки приемной комиссии? Конечно же, сам документ. Визуально оценить его оформление, логику легко и просто. Притом на это достаточно пары минут (а опытному специалисту и того меньше!).

В числе наиболее ярких и популярных среди абитуриентов огрех при формировании мотивационного письма можно отметить:

  • Орфографические и грамматические ошибки, описки в тексте;
  • Стилистические нарушения: использование вместо делового стиля научного или научно-публицистического жанра;
  • Логические и речевые ошибки: некорректное употребление терминов, неуместное использование отдельных категорий, неграмотное вписывание фразеологизмов или иных оборотов и пр.;
  • Технические огрехи, затрагивающие порядок оформления документа: настройка страниц, полей, абзацев, шрифт, организационные моменты (структура и содержание) и пр.

При первом же прочтении данного файла опытный эксперт непременно заметит банальные ошибки, которые подчеркнут низкий уровень подготовки, неграмотность и слабую подготовку новоиспеченного абитуриента. Поверьте, данный документ может оказать серьезное воздействие на ход конкурсного отбора. Поэтому важно подготовить высококачественное обоснование собственного выбора и желания поступить в конкретный вуз, на определенную специальность.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!