Обучение на ЖурФаке или по специальности «Журналистика» требует от выпускника подготовки дипломной работы и ее защиты. Недостаточно просто написать и сдать материал. Автору важно грамотно отстоять свой проект, показать умение ориентироваться в информационном пространстве и обосновывать свою точку зрения. Сегодня мы расскажем об основных и популярных вопросах, поднимающих экзаменаторами на защите диплома.
Типы вопросов, задаваемых на защите дипломной работы по журналистике
Подготовка квалификационной работы по журналистике – важная миссия для студента, завершающего образовательную программу и готовящемуся в профессиональной деятельности. Но прежде, чем стать дипломированным специалистом, ему нужно защитить аттестационную работу. Как правило, в рамках этой процедуру тему предстоит не просто выступить с докладом по проделанному им исследованию, но и осветить на ряд дополнительных вопросов.
Экзаменаторы стараются «тщательно» проверить уровень самостоятельной работы подготовки новоиспеченного специалиста. Поэтому они «выискивают» слабые места во время выступления студента, а затем задают ему несколько дополнительных вопросов. Все они будут затрагивать сугубо тему ВКР с научной или практической точки зрения.
По характеру можно выделить простые и сложные (каверзные) вопросы. Первая категория предполагает проверку на знание теории или простейшие моменты по специализации, вторые – имеют витиеватую или сложную формулировку, требующие обдумывания или грамотного ответа.
Также в рамках защиты диплома можно выделить три типа вопросов, каждый из которых посвящен конкретному этапу работы над проектом:
- Общие. Такие формулировки обычно затрагивают в целом тему ВКР и научные аспекты: термины и их определения, понимание правил, законов и принципов, пояснение методов исследования, уточнение сроков проведения той или иной процедуры согласно действующим регламентам и нормам и пр. То есть такие вопросы проверяют уровень общей и теоретической подготовки, но строго по теме исследования.
- Организационные. Эти вопросы касаются хода исследования, его проектирования, планирования и проведения. В данном случае экзаменаторы уточняют методологию и обоснование избранных методов, последовательность мероприятий и общую логику исследования, просят пояснить суть того или иного этапа, действия, выделить причинно-следственные связи или отметить динамику, изменения ситуации и пр. То есть такие вопросы помогают разобраться, какую работу проделал автор, почему он действовал именно таким способом, что он подчеркивал и на что опирался и пр.
- Результативные. Такие вопросы затрагивают полученные выпускником результаты исследования (как промежуточные, так и итоговые). Аттестационная комиссия просит выпускника пояснить те или иные моменты, итоги, объяснить ход их получения, обосновать корректность, возможности их применения и пр.
Также в ходе защиты диплома по журналистике вопросы могут быть одномоментными, затрагивающими определенный этап, результат, термин и пр. Еще допустимы уточняющие вопросы, призванные пояснить какие-либо действия и выводы.
Обратите внимание, что любые вопросы со стороны аттестационной комиссии носят «диагностирующий» или «проверяющий» характер. Все они целенаправленные на определение уровня подготовки выпускника, степени самостоятельности работы над темой, качества проведения исследования и обоснования результатов и пр.
То есть они помогают понять, сам ли студент выполнял ВКР, осуществлял те или иные мероприятия, корректно ли понимание соответствующие моменты, умеет ли он обосновывать свою точку зрения и поддерживать диалог, как хорошо ориентируется в проекте и информационном поле в целом и пр.
Какие вопросы задают на защите диплома по журналистике?
Согласитесь, что чаще всего во время итоговой аттестации выпускнику задают в целом однотипные вопросы, которые просто адаптированы под тему его квалификационной работы. Поэтому наши специалисты подготовили топ-20 самых распространенных вопросов, задаваемых на защите диплома по специальности «Журналистике».
Вопрос 1. Вопрос по терминологическому аппарату исследования. Как правило, подобные формулировки требуют пояснения тех или иных категорий, терминов, употребленных в дипломной работе. В большинстве случаев они затрагивают профессионализмы или научные термины. Такой ход помогает аттестационной комиссии убедиться в том, что автор правильно понимает и грамотно употребляет соответствующие лексемы, обороты.
Типичная формулировка выглядит следующим образом:
- Что такое… (термин)?
- Как вы понимаете метод…?
- В чем особенности принципа и пр.?
- Кто из экспертов или мнение какого автора вам ближе? Почему?
- И пр.
Вопрос 2. По научному аппарату исследования, дипломное проектирование и планирование. В этом среде члены комиссии просят пояснить основные моменты исследования, затронутые во вводной части проекта. Чаще всего они утоняют цель исследования и степень ее достижения, просят описать предмет и объект своими словами, спрашивают об актуальности темы и проблемы (просят показать конкретные факты и пр.). Данная группа вопросов призвана уточнить ход исследования, умение автора отличать элементы научного аппарата и выделять их согласно теме и пр.
Примерная формулировка вопросов данного рода:
- В чем проявляется актуальность темы:
- В чем проявляется новизна исследования?
- Как вы думаете, насколько ценно ваше исследование и почему?
- Каков предмет вашего исследования?
- И пр.
Вопрос 3. Информационная база. В данном случае экзаменаторы могут попросить перечислить основные первоисточники и показать их роль в исследовании, почему именно они стад фундаментом проекта, как их применял автор и пр. также возможно уточнение дополнительной источниковой базы.
Чаще всего подобные формулировки затрагивают моменты обоснования выводов, результатов исследования. Их формулировка может быть следующей:
- О чем свидетельствует результат (определенный показатель или вывод)? Как вы можете объяснить его значение?
- Докажите, что ваш вывод корректен. Какие факты, мнения вы можете привести в свою пользу?
- Какие материалы и труды легли в основу теоретического раздела?
- Как отражается роль теории (конкретный автор) в вашем исследовании?
- И пр.
Вопрос 4. Проблемно ориентированные задачи. Такие вопросы затрагивают основной исследовательский вопрос, постановку и обоснование проблематики, решение противоречия и пр. Экзаменаторы просят уточнить причины пояснения проблемы, показать ее актуальность и симптоматику, обосновать способ решения и показать его эффективность и пр. То есть все вопросы будут «крутиться» вокруг противоречия, гипотезы и результатов.
Автору нужно простыми словами пояснить суть проблемы, отметит причинно-следственные связи, показать эффективность предлагаемых действий и пр. Формулировка может быть следующей:
- Какую проблему вы выделили и решали?
- В чем проявлялась проблема?
- Как вы можете объяснить и показать значимость решения проблемы?
- Как вы решали проблему? Какова ваша гипотеза?
Вопрос 5. Вопросы по практической части диплома. Они касаются проведения «журналистского исследования». Как правило, такие формулировки затрагивают организационные вопросы, сложности в проведении исследования, обоснование результатов и предложений автора и пр. То есть они подчеркивают, что именно проделал выпускник, к каким выводам пришел и почему и пр.
В общем виде они предстают следующим образом:
- Почему вы считаете, что проблема возникла из-за… (на фоне…)?
- О чем свидетельствует данное положение (ситуация, показатель, явление и пр.)?
- Как было организовано интервью? Какие сложности возникли?
- Как вы проверяли первоисточники? На сколько они достоверны?
- Как вы можете объяснить… (выделение конкретного результата или сомнения)?
- Почему вы выбрали именно данный метод ил подход коэффициент и пр.?
- В чем проявляется эффективность вашего решения? Как его можно использовать?
- И пр.
Вопрос 6. Вопросы по рекомендациям автора. В конце дипломной работы дипломанту предстоит не просто подытожить и вывести общие моменты и выводы, но и предложить конкретные рекомендации по применению. В данном случае вопросы могут затрагивать следующие аспекты:
- Как можно использовать предлагаемое вами решение в перспективе?
- Насколько перспективны предлагаемые вами решения, мероприятия?
- Каковы дальнейшие действия, планы по теме исследования?
- Возможно ли изменить и улучшить решение, проверить иные варианты? Какие рекомендации вы можете дать?
- И пр.
Вопрос 7. Вопросы по формальной части документа. Эта категория или набор парадигм затрагивает непосредственно файл, текстовый документ. Здесь чаще всего спрашивают о структуре документа (какие части содержат, о чем говорится в каждой из них), почему автор выделили именно такие разделы и параграфы (связь с логикой исследования) и пр.
Примерная постановка вопросов может быть следующей:
- Какой из разделов по вашему мнению самый важный, результативный?
- Что вы можете сказать по результатам теоретической/аналитической/практической главы?
- Почему вы чаще полагались на метод прямого/косвенного цитирования?
- Почему вы вынесли таблицы/иллюстрации в приложения?
- Какие сложности возникли при оформлении диплома, хода журналистского исследования?
- И пр.
Вопрос 8. По замечаниям к работе, рецензии, отзывам. В данном случае комиссия обратите внимание на проблемные аспекты, отмеченные научным руководителем или иными оппонентами. Автору предстоит показать степень их влияния на ход и результаты исследования, отметить их учет при подготовке документа. Чаще всего члены аттестационной комиссии спрашивают:
- Как вы изменили или доработали исследование согласно замечаниям научного руководителя?
- Почему вы не учли замечания? Как это отразилось на результатах?
- Насколько критичны доработки или недоработки по вашему мнению?
- И пр.
Вопрос 9. По решению проблемы исследования. Аттестационная комиссия может спросить выпускника о том, какие пути решения он видит еще и почему их не предлагает, чем они отличаются от предложенного, в чем особенности и пр. То есть выпускник должен уметь импровизировать и находить разные способы для урегулирования противоречия, аргументировать свои предложения, убеждать и мотивировать к действиям и пр.
Самые распространенные формулировки выглядят следующим образом:
- Есть ли альтернативные варианты решения? чем они лучше/хуже?
- Почему вы выбрали именно этот способ решения?
- И пр.
Вопрос 10. Значение дипломной работы. Автору дипломной работы важно показать не только знание теоретических азов журналистики, но и умение пользоваться соответствующим инструментарием, решать проблемы, выполнять задания и пр. ВКР – это не просто аттестационный труд, но и особое исследование, которое призвано внести определенный вклад в развитие отрасли, научной плоскости и пр. То есть будущий журналист должен доказать и показать, что предлагаемое им решение, призыв, тема и пр. имеет влияние на массы, целевую аудиторию, способно изменить ситуацию и пр.
Вопросы этого характера звучат по-разному:
- В чем проявляется значимость вашего проекта?
- На сколько ценно и ново предлагаемое решение по теме?
- Как вы можете показать ценность и значимость темы, проблемы и решения?
- Как ваша идея может воздействовать на проблему, что привносит, как влияет?
- И пр.
Вопрос 11. Аргументация. В дипломной работе выпускник-журналист должен показать результаты исследования и их эффективность. Для этого ему нужно опираться на конкнретные6 доказательства, грамотно их используя с помощью соответствующих приемов. Самым ярким методом обоснования является принцип научной аргументации, цитирование, сравнение и пр.
Экзаменаторы могут попросить привести несколько аргументов по теме исследования, затронув отдельный этап, момент, тенденцию и пр. Здесь, важно не растеряться и быстро сориентироваться по тексту, вспомнить соответствующий фрагмент, выделить причины и следствия, на основе каких аргументов докладчик выделил соответствующие проблемы и выдвинул решения пр.
Примером таких вопросов могут служить следующие варианты:
- Как вы можете доказать, что проблема актуальна до сих пор?
- В чем проявляется эффективность решения?
- Правомерно ли выдвигаемое решение? Какие акты регламентируют данный процесс?
- И пр.
Вопрос 12. По списку литературы. Первоисточники – это самая важная часть для каждого журналиста. Ведь именно информация является его «работой». От ее качества зависит точность, достоверность результатов исследования, степень обоснованности выводов и пр. Аттестационную комиссию могут заинтересовать самые разные моменты относительно списка литературы:
- Какую роль сыграл первоисточник в вашем исследовании?
- Почему вы опираетесь на указанные основные источники информации?
- Уверены ли вы в актуальности и достоверности материалов?
- Какие факты говорят о…?
- Где вы нашли первоисточник, достоверен ли он? Обоснуйте свое решение
В данном случае выпускник должен знать каждый упомянутый им в дипломе первоисточник, знать его суть, происхождение, применение в проекте и пр. Притом каждый из материалов должен быть перепроверен на соответствие критериям качества и тематической приверженности.
Вопрос 13. Публикационная активность. Выпускнику ЖурФака важно не только подготовить дипломную работу, но и иметь публикационный опыт. Уже на старших курсах он будет принимать участие в различных конкурсах, конференциях, проходить практику в издательствах и журналах. Притом в отдельных случаях при подготовке диплома могут предъявлять требование по самоцитированию статей. Поэтому нужно позаботиться о публикациях заранее.
Вопрос о наличии опыта в публикации статей также призван уточнить наличие соответствующего опыта. Для его подтверждения придется предъявить соответствующие материалы.
Вопрос 14. Нормоконтроль, плагиат, авторское право. Журналист фактически проводит собственное исследование излагает свою позицию по теме, опираясь при этом на сторонние первоисточники. Они должен уметь правильно и грамотно оперировать данными, употреблять их с учетом контекста и пр. Аттестационная комиссия обратит внимание на уровень уникальности проекта, правильно оформления цитат и заимствований, соблюдение авторских прав.
Проверить соблюдение действующих этических аспектов экзаменаторы могут различными способами и вопросами:
- Какова роль цитаты? Почему вы выделили именно ее?
- Каких авторов вы можете привести в пользу ваших доводов, идеи? Чьи точки зрения совпадают с вашей?
- В чем проявляется уникальность вашего проекта?
- Сколько составляет уникальность вашего текста? Что приходится на долю плагиата?
- И пр.
Вопрос 15. Сугубо тематические вопросы. В данном случае экзаменаторы могут задавать вопросы, затрагивающие исследования, но не отмеченные в проекте основные моменты. То есть они проверяют профессиональный кругозор выпускника, глубину погружения в тему, знание общих парадигм и пр.
В данном случае комиссия может спросить:
- Что означает термин? Какие синонимы есть у него? Когда они уместны?
- Что вы понимаете под… (по теме исследования: любой момент, этап, результат или вывод, цитата или утверждение, факт в дипломе)?
- На сколько корректно утверждение…? Почему вы так считаете?
- И пр.
Вопрос 16. Правовые вопросы. Дипломная работа журналиста будет учитывать не только «литературные» и организационные особенности «словесного жанра», его функций как профессионала и пр. В данном случае есть ряд правовых аспектов, регламентов, правил и норм в публицистике, журналистике, лингвистике. Комиссия может уточнить их владение , понимание и использование при подготовке ВКР:
- Какими регламентами вы руководствовались при сборе материалов?
- Как вы получили доступ к закрытой информации?
- Учитывали ли вы требования о конфиденциальности информации при публикации интервью и пр.? Каким образом?
- Не нарушили ли вы нормы авторской этики при использовании первоисточника? Докажите это.
Вопрос 17. Стилистика дипломного задания. В качестве дипломного задания может послужить не просто подготовка ВКР, в качестве практической части выпускник может получить задание – написать эссе на тему, подготовить интервью с экспертом, провести опрос и описать результаты и пр. В данном случае порядок проведения исследования и его оформления могут разниться.
Дипломная работа будет поделать выполнению в рамках академического письма, при этом задание практической части может отличаться и готовиться в рамках публицистического стиля и пр. В данном случае важно учесть соответствующие особенности и грамотно их использовать при подготовке проекта.
Как правило, вопросы такого плана затрагивают сугубо практическую часть проекта:
- Какие особенности присущи жанру (эссе, интервью и пр.)?
- Какими приемами вы пользовались, чтобы показать те или иные тенденции, идею и пр.?
- Какие приемы помогли вам при выполнении задания?
- Какие стилистические приемы помогли вам обосновать вашу точку зрения?
- И пр.
Вопрос 18. Профессиональная этика. Подготовка дипломной работы журналиста требует учета общих норм и соблюдения правил профессиональной этики. Она предполагает получение разрешения на использование первоисточников, данных о респондентах, умение находить различные подходы к первоисточникам и варианты их грамотного включения в проект и пр. Притом важно доказать, что все сведения были использованы легально, без нарушений, в противном случае могут возникнуть проблемы.
Вопросы по авторской этике могут предстать перед дипломантов в следующем виде:
- Какие нормы регламентируют использование первоисточников? Учли ли вы их? Как?
- В тексте использован псевдоним или оригинал? Почему?
- Какие приемы помогли вам соблюсти нормы профессиональной этики? Покажите их на примере диплома
- И пр.
Вопрос 19. Каверзные вопросы. Обычно такие формулировки и постановки ставят под сомнение те или иные аспекты исследовании, гипотезу, результаты, выводы, требуя от автора умения отстаивать собственную позицию, находить аргументы за и против и пр. В данном случае важно не растеряться и вспомнить конкретные факты, указывающие на причину, следствие и пр.
Чаще всего формулировка таких вопросов звучит так:
- Уверены ли вы, что утверждение корректно? Почему?
- Приведите примеры, которые докажут, что ваша идея работает?
- Какие материалы подтверждают достоверность выводов, результатов?
- И пр.
Вопрос 20. Итоговые вопросы. В данном случае аттестационная комиссия может заглянуть немного вперед и потребовать от выпускника импровизации, чтобы оценить его перспективы, умение рассуждать, аргументировать, выдвигать и пр. Чаще всего вопросы такого плана начинаются следующим образом:
- А что, если бы… (и предложить вариант противоположный текущей ситуации)? Что было бы в этом случае? Каким вы видите решение?
- Вы уверены что другие решения будут неэффективными? Как вы можете доказать «работоспособность» вашего проекта?
- Каковы сильные и слабые стороны вашей идеи, проекта?
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Как отвечать на дополнительные вопросы на защите диплома по журналистике?
Журналист – это не просто мастер пера, а самый настоящий сыщик-аналитик. Поэтому он должен умело подходить к любому вопросу, уметь выкручиваться из любой (сложной и запутанной) ситуации. Как же отвечать на вопросы на защите диплома по журналистике?
Во-первых, будьте спокойны. Держите себя в руках. Не выдавайте волнение. Старайтесь контролировать свои жесты, интонацию, мимику и пр.
Во-вторых, перед защитой бегло пробегитесь по диплому. Освежите ход исследования в голове, организуйте систему доказательств, логику повествования, выделите ключевые моменты и результаты. Особенности и пр.
В-третьих, выучите все термины и основные правила, подходы по теме, чтобы «быть как рыба в воде» и легко отвечать на общие вопросы.
В-четвертых, не бойтесь рассуждать и импровизировать. Ни в коем случае не молчите. Постарайтесь предвидеть вопросы по диплому, подготовьтесь к ним. Спросите знакомых, научного руководителя о частых вопросах и пр.
В-пятых, знайте слабые места своего проекта и старайтесь их замаскировать или пояснить.
Не пренебрегайте подготовкой к защите: напишите защитную речь, разработайте презентацию, продумайте каждое слово и ход мыслей.
Чтобы успешно защитить дипломную работу по журналистике, достаточно тщательно разобраться в теме (повторите теорию), выполнить задание и знать особенности проекта, все сложности, вопросы, аргументы и пр. Только при тотальном погружении в материал можно подготовить качественный документ.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!