20 самых часто задаваемых вопросов на защите дипломной работы по юриспруденции

Дипломная или выпускная квалификационная работа, как ее официально именуют, это небольшой научно-исследовательский труд по определенной теме. Выбрать ее можно самостоятельно, исходя из собственных предпочтений. Юриспруденция, будучи сферой динамичной, изменчивой отраслью гуманитарных знаний, предлагает огромное количество спорных и просто недостаточно изученных вопросов, которые можно взять за отправную точку собственной научной деятельности.

20 САМЫХ ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫХ ВОПРОСОВ НА ЗАЩИТЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ ПО ЮРИСПРУДЕНЦИИ
Дипломная или выпускная квалификационная работа, как ее официально именуют, это небольшой научно-исследовательский труд по определенной теме. Выбрать ее можно самостоятельно, исходя из собственных предпочтений. Юриспруденция, будучи сферой динамичной, изменчивой отраслью гуманитарных знаний, предлагает огромное количество спорных и просто недостаточно изученных вопросов, которые можно взять за отправную точку собственной научной деятельности.

Как и на прочих факультетах, специальностях, юриспруденция предполагает процедуру защиты диплома. Это требование системы высшего профессионального образования, защита есть везде.

С точки зрения целей, большого значения, какой именно факультет, не имеет. Перед защитой диплома стоит несколько задач:

  • Проверить знания студента в той предметной, теоретической области, с которой он имел дело при подготовке научного труда.
  • Подтвердить самостоятельность исследований. Студентов, которые заказывают дипломы и бездумно пытаются выдать чужой труд за свой вычислить очень легко. Защита в этом лишь помогает.
  • Оценить способности учащегося к научно-исследовательской деятельности. Благодаря дипломам, курсовым, несмотря на их зачаточный характер и суть, можно выявить потенциальных ученых. Наиболее перспективных студентов приглашают продолжить обучение.

Конкретные вопросы касательно тематики работы могут быть очень разными, потому как и тем великое множество. Но их можно разделить на несколько категорий и систематизировать, представив в более-менее обобщенном виде.

СОДЕРЖАНИЕ

Частые вопросы на защите диплома по юридическим специальностям

Среди наиболее популярных вопросов можно назвать следующую двадцатку.

Насколько изучена тема

Кто и зачем занимался изучением того же вопроса? Когда именно? Конкретные исследования и их практическая значимость.

Изученность тематики предполагает глубокое погружение в источники. Нужно хорошо разобраться в своей предметной области, поскольку недостаток информации покажет дилетантизм и безответственное, поверхностное отношение к изучению вопроса. Это сразу же уронит авторитет потенциального выпускника в глазах проверяющей комиссии.

Актуальность исследования

Под актуальностью понимается соответствие научной работы, в этом случае диплома, потребностям сообщества практиков или науке в целом. Если тематика не востребована, то невостребованным окажется и само исследование. Но таких в перечне предлагаемых тем обычно нет. Однако студент должен понять, в чем именно актуальность работы и однозначно озвучить это как в тексте, так и устно, если вдруг комиссия решит это спросить. А вероятность этого очень велика, особенно если автор мылко и уклончиво описал этот момент в самой работе. Задача — проверить, понимает ли студент, что именно изучает и зачем.

В чем новизна

Новизна — принципиально свежие положения научного исследования. Диплом как и прочие научно-исследовательские работы не требует 100% новизны. Достаточно ее элементов: новых методов, подходов к изучению, вопросов и тезисов, которые автор выдвигает для обоснования и доказательства по ходу текста. И тому подобного.

Члены комиссии могут задать вопрос, чтобы понять, точно ли студент сам осознает, что написал и какую новизну заявил.

Методы исследования

Какие методы использовались при написании работы? Почему именно они, а не другие подходы? Можно ли было рассмотреть тему шире, если использовать другой инструментарий.

Такие вопросы — одни из самых каверзных, сложных и неприятных. Методологию, которая применяется при исследовании нужно выучить наизусть и обдумать, почему использовались именно такие инструменты, а не иные. Например, почему применялся анализ литературы, выборочный систематический отбор источников, наблюдение и т.д.

Цели и задачи, которые студент решает в дипломной работе

Цель чаще всего одна. Доказать что-либо или опровергнуть, указав заранее тезис, который подлежит препарированию. Задач же может быть много, они представляют собой логические шаги, ступени на пути к подробному изучению вопроса.

Цели и задачи обычно прописывают явно, указывая во вступительной части. Но для пущего понимания вопроса, а также уровня студента, комиссия может уточнить эти моменты отдельно.

Основные определения в работе

Многие понятия в юриспруденции имеют неоднозначную трактовку. Как и в других науках. Например, государство или субъект, многие другие. При необходимости студента спрашивают о значении того или иного термина. Этот вопрос чаще всего задают в тех случаях, когда выпускник слабо ориентируется в теме. Чтобы дать студенту шанс и не завалить его на защите, комиссия идет на некоторые послабления. Например, вот в такой форме. Потому как вопрос очень легкий.

Прикладная ценность исследования

Можно ли использовать результаты дипломной работы, выводы и решения на практике? Каким именно образом? В каких организациях и какую практическую пользу это принесет.

Примерно такие вопросы может задавать комиссия. Прикладная ценность есть не всегда и не во всех тематиках. Не стоит пытаться натянуть сову на глобус, выдумывая что-то на ходу. Следует говорить честно, аргументировано и не притягивать ложные выводы за уши. Обдумать ответы следует заранее.

Теоретическая ценность исследования

Теоретическая ценность у исследований есть почти всегда. В отличие от прикладной, то есть применимости на практике, научная ценность присутствует абсолютно всегда. Особенно, если работа качественная.

С другой стороны, прощупать, найти и однозначно ответить на вопрос с ходу будет сложно. Что именно сказать следует обдумать заранее. При попытке импровизировать преподаватели сразу же поймут, что студент не ориентируется в тематике.

Какие проблемы исследуются в работе

При поиске ответов нужно ориентироваться на тезисы. Из них проще вывести проблематику. О проблемах следует думать заранее, как и о прочих моментах. Общими фразами не отделаться. Нельзя сказать, что в дипломе на тему женской преступности рассматриваются теоретические и практические вопросы криминала среди этой группы населения. Диплом не может быть посвящен настолько широкой проблематике. А вот практические вопросы квалификации определенной группы преступлений или вопросы превенции женской преступности рассмотреть как проблематику можно.

Это всего лишь пример. На самом деле к формулировкам нужно подходить максимально точно и осторожно. Не расширять и не сужать без обоснований.

Какая доказательная база использована

Доказательной базой называются теоретические или практические источники обоснования того или иного высказывания, тезиса. Например, если говорить, что женская преступность в последние X лет выросла на столько-то, комиссия может спросить, откуда такие сведения. Ссылаться можно на статистику за такой-то год по региону X или на достоверные научные источники, причем не старше пары лет. А лучше, когда еще свежее, динамика юридических процессов, связанных явлений очень быстрая.

Свою доказательную базу нужно хорошо знать, чтобы не плавать в вопросе.

Возможные варианты решения проблем, которые рассматривались в работе

Проблематика при подготовке дипломных работ всегда присутствует, даже если не сформулирована явно. Ее нужно четко понимать. Без знания ответить на вопрос, какие подходы можно использовать для решения проблемы, просто невозможно. Как правило, решение также формулируется в тексте работы. Но на комиссии его попросят сформулировать четко и однозначно. Тут-то как раз и вскроется, насколько глубок выпускник в своих познаниях.

Перспективы развития тематики

Под перспективами развития понимают возможность дальнейшего изучения. Студенту могут задать вопрос, какие именно дополнительные вопросы, проблемы он бы вынес на рассмотрение и какими бы методами продолжил исследования. Это один из самых распространенных вопросов. Его обязательно следует проработать заранее. Поскольку с ходу сказать что-то полезное и конкретное почти нереально. Даже при очень хорошем знании тематики.

Законодательная база

При подготовке научно-исследовательских трудов по юриспруденции помимо основной доказательной базы, профильной литературы, большую роль отводят законодательству и иным источникам права. Их используют для извлечения фактов, дальнейшего анализа положение, норм.

Законодательную базу, перечень источников, нужно знать хотя бы в общих чертах. Потому как комиссия может задать вопрос.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Закономерности

Закономерности рассмотрения тематики, то есть логика изложения может стать источником повышенного интереса. Закономерности прописаны в самом тексте и обусловлены порядком изложения материала, рассмотрения темы.

Нужно коротко заучить эти закономерности. Например, почему выбрано именно столько глав, параграфов. Почему порядок изложение и логика повествования именно такая, а не другая.

Степень применения результатов практики

Проще говоря, пробовал ли студент использовать наработанные результаты, сделанные выводы на практике. Это маловероятно, разве что выпускник уже работает по юридической специальности. Например, в случае обучения на заочном такое вполне вероятно. Но прикладная ценность дипломов обычно невысока. Плюс и возможностей для внедрения не так много, учитывая характер работы и чаще всего недостаток полномочий. Но все возможно.

Практические советы по внедрению результатов

В этом смысле уже проще. Комиссия не спрашивает, пробовал ли потенциальный выпускнику внедрить результаты. Она предлагает студенту подумать, как именно можно применять выводы, результаты диплома на практике. Остается логически поразмыслить и предложить свои обдуманные варианты. Опять же, это не тот вопрос, на который можно ответить поспешно.

Обоснование главы, параграфа, абзаца (зачем он нужен)

Особо въедливые члены комиссии рассматривают дипломный проект чуть ли не под микроскопом. Педантичные преподаватели обязательно будут задавать вопросы о логике повествования, лаконичности, необходимости того или иного пункта плана. К этому нужно заранее подготовиться. Обосновывать имеет смысл самые крупные структурные части: главы и параграфы. Про абзацы практически никто не спрашивает. Поскольку в основном они играют роль связки, выражения одной крупной мысли.

Достоверность и актуальность данных

Юриспруденция такая сфера, где нормативная база, а также результаты исследований устаревают довольно быстро. При подготовке дипломной работы есть риск опереться на недостоверные результаты. Выводы, которые много лет как устарели. Это проявление невнимательности и оно не лучшим образом характеризует студента. Но самое главное — ставит крест на дипломе, который подлежит серьезной доработке.

Важный совет — стоит проверять все данные. Иначе ответить на вопрос не удастся. Как минимум нужно знать год, а также то, что источник еще никто не опроверг и не привел иные сведения.

Применимо ли исследование через несколько месяцев, лет

Это к вопросу о долгосрочной актуальности. Очень многие темы из-за динамики развития правовых наук через несколько лет окажутся не актуальны в части, а то и полностью. Особенно что касается цифр, статистики, а также прочих аспектов. Вплоть до квалификации преступлений определенного рода, потому как деяния могут быть декриминализированы или же наказание за них может ужесточиться, ведь появляются новые квалифицированные составы.

Об этом вопросу нужно подумать. Действительно актуальных многие годы тематик в праве не так много. В основном это теоретические, полуабстрактные вещи, вроде правосознания. Фундаментальные вопросы теории государства и права.

Что не удалось рассмотреть, решить при проведении работы

Далеко не все вопросы удается рассмотреть в дипломном проекте, поскольку формат хоть и больше курсовых, но все еще малый. Если сравнивать с диссертациями, монографиями и даже многими статьями, которые куда более насыщены данными и информацией. Нужно четко рассказать, что не вместилось, что можно рассмотреть дополнительно и сослаться на недостаток объема. Из-за которого и приходится ограничиваться отдельными аспектами темы. Этого будет достаточно.

Это основные вопросы. На деле они приобретают самые разные формы. Но по своей сути сводятся именно к этим положениям.

Как проходит защита

Защита диплома — абсолютно необходимое мероприятие. Засчитать сдачу без нее невозможно. Речь идет о краткой презентации своей работы перед комиссией в несколько человек (от 3 до 5).

В самом начале выступает рецензент диплома. Затем говорит сам автор, который докладывает о результатах проведенного исследования. Наконец, выпускник отвечает на вопросы.

На все заложено порядка 15 минут. Но жестко регламента нет. Это скорее совет, которого неплохо бы придерживаться. После защиты студент выходит, заходит следующий выпускник. И так до тех пор, пока не пройдут все запланированные на этот день студенты. Затем же комиссия говорит о результатах.

Что влияет на успех защиты

Как минимум, необходимо очень хорошо разбираться в тематике своего диплома. Если это качественная компиляция-рерайт или заказанная работа, принципиально дело не меняется. Нужно внимательно изучить базу, фундамент проведенного исследования и погрузиться в тематику.

Помимо формальных знаний и качества ответов на вопросы, на успех защиты влияет еще тройка факторов:

  • Уверенность в себе, уверенный доклад.
  • Оценка рецензента. Если она высокая, спрашивать будут не так жестко.
  • Качество текста дипломной работы. Все ли правки внесены, весь ли труд приведен в хороший, логически связный и непротиворечивый вид.

Все эти моменты необходимо учитывать.

Советы по подготовке к вопросам комиссии

Советы универсальны:

  • Нужно внимательно и досконально изучить тему диплома. Перед защитой прочесть основные источники, пробежаться по собственному тексту.
  • Слушать вопрос. Формулировка играет очень большую роль.
  • Обдумывать каждое слово. Поскольку от точности ответа зависит оценка.
  • Проработать ответы заранее. Какие именно вопросы могут задать преподаватели, по каким направлениям — см. выше.
  • Отметить слабые моменты своего труда и изучить по ним дополнительные материалы.

Этого будет вполне достаточно.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

Один комментарий к “20 самых часто задаваемых вопросов на защите дипломной работы по юриспруденции”

  • теперь точно буду во всеоружии. В июне предстоит защита дипломной работы по праву. Внимательно изучила статью, подчеркнула для себя, что и как нужно отметить. Все точно, четко, а главное просто и понятно. Считай, готовые ответы в кармане) по сути, все вопросы затрагивают сам проект и тему, поэтому достаточно бегло пробежаться по основным моментам и показать, что ты разобрался в теме, нюансах, понимаешь, о чем говоришь. Надеюсь, все получится.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Это не спам *