Гуманитарные профессии считаются самыми легкими и непринужденными в освоении, которые изначально легко покорить (поступить на них), а затем постичь азы мастерства. Но на практике профессии данного плана усеяны различными мифами, которые вводят в заблуждение абитуриентов, подталкивая их к некорректному выбору своей будущей трудовой деятельности. Ниже мы развеем самые яркие и популярные слухи и предубеждения о них.
СОДЕРЖАНИЕ
Общие мифы о гуманитарных профессиях
Ниже мы расскажем и обсудим ряд заблуждений, которые затрагивают в целом гуманитарное образование и гуманитарную среду.
Миф №1. Гуманитарии только думают и рассуждают, являясь полной противоположностью «технарей».
Изначально специалистов гуманитарного и прикладного плана всегда противопоставляли, но с развитием современных технологий и науки пришло понимание, что в целом чисто гуманитарных и сугубо технических специальностей не так и много. Доминирующая часть профессий носит комбинированный характер.
Считается, что в специалисты гуманитарного характера умеют только размышлять, думать, рассуждать и не более того. Нередко про них говорят, что они тяжелее ручки ничего не поднимали, а дальше слова – не работали и не действовали. На самом же деле, гуманитарий гуманитарию рознь. Да, в основе данного образования лежат аналитические операции, логика, но проведение прикладных исследований и выполнение практических задач никто не отменял.
Именно на основе «гуманитарных рассуждений» происходит развитие научно-технического прогресса и совершенствование отдельных направлений. Фактически, гуманитарии прокладывают путь, план для практиков, технарей, которые проверяют выдвинутые идеи и гипотезы.
Помимо дум и логических стратегий, специалистам гуманитарного плана свойственен подбор информации и проведение фактчекинга (чем не практика?), проверка действия теорий, методик, правил в реалиях (оценка ситуации, инструмента – чем не прикладное искусство) и пр. То есть одной мыслью или идеей специалист гуманитарного жанра не ограничивается, так как он всеми возможными способами проверяет ее состоятельность. Поэтому называть гуманитариев сугубо философами некорректно.
Миф №2. Гуманитариям не свойственна точность, изучение математики и информатики.
Гуманитарные профессии изначально считались «приблизительными», «предварительными», которые лишь развивают отдельные теоретические аспекты, суждения и не более того. Почему-то многие абитуриенты полагают, что поучение гуманитарного образования всеми способами избегает изучения математических и IT-дисциплин, но на самом деле это не так.
Во-первых, математика – царица наук. Только с помощью ее можно подобрать безоговорочную доказательную базу, проверить и оценить состоятельность, эффективность любой идеи и предположения. Поэтому как минимум базовую часть математика, высшей математики студенты-гуманитарии изучать будут.
Во-вторых, гуманитариям свойственно изучение информатики и IT-дисциплин, потому что благодаря им они могут также оценить или смоделировать действие идеи, гипотезы, проанализировать ее сильные и слабые стороны, усовершенствовать и проверить состоятельность разработанного подхода, закона и пр.
Поэтому говорить о том, что специалистам гуманитарного плана чужда точность, конкретика, обоснованность суждений, и нет необходимости в изучении математики, информатики недопустимо.
Миф №3. Гуманитарные профессии и образование подходит только девушкам.
Считается, что гуманитарные специалисты работают в комфортных условиях и их трудовая деятельность не требует серьезных физических нагрузок, усилий. Многие полагают, что достаточно лишь работать головой, а это значит, что молодым людям данная ниша не подходит. Она свойственна больше женскому полу.
На самом деле ассортимент гуманитарных профессий настолько разнообразен, что можно подобрать подходящий талантам, способностям профиль для парней. На сегодняшний день градация на гуманитариев и технарей постепенно отключается, профили становятся комбинированными, а распределение на мужские и женские специальности и вовсе стало неактуальным.
Поэтому гуманитарное образование и подготовка подходит всем желающим, имеющим за плечами аналитические способности, критическое и логическое мышление, широкий кругозор и наблюдательность, стремление к расширению коммуникаций и пр. Пол в этом сегменте не имеет значения.
Миф №4. Гуманитарии не востребованы на рынке труда, диплом о гуманитарном образовании бесполезен.
Подобное утверждение чаще всего высказывают либо несостоявшиеся в профессиональном плане специалисты, либо завистники и «технари».
Если проанализировать современный рынок и труда, то можно смело отметить, что ежегодно пик на дефицит и востребованность специалистов меняется и чаще всего он приходится на такие сферы деятельности, как педагогика, медицина, аналитика, IT и пр. В данном спектре отмечается дефицит именно гуманитариев: преподаватели, психологи, маркетологи, управленцы и пр.
Притом диплом о гуманитарном образовании не может быть бесполезным, так как он ценится в самых разных отраслях и областях народного хозяйства, начиная от образования, творчества, экономики и политики и заканчивая IT-средой. Именно гуманитарии считаются по праву генераторами креативных идей и инноваторами отрасли или науки.
Миф №5. Гуманитарное образование обходится дороже, чем техническое.
В данном сегменте довольно сложно сравнивать указанные виды обучения и профессий в рамках ценовой категории. Стоимость обучения зависит не от характера специальности (гуманитарная или техническая), а от состояния рынка труда, моды и престижа профиля, востребованности среди поступающих. Поэтому в любой нише или области можно найти, как дешевые, так и мегадорогие варианты освоения профессии. Утверждать, что гуманитарное образование дороже технического некорректно.
Миф №6. Студенты, осваивающие гуманитарную специальность, не проходят практики и не выполняют прикладные задачи.
Считается, что освоение гуманитарной профессии сводится сугубо к чтению книг, анализу информации. Но на самом деле подготовка и трудовая деятельность экспертов данного жанра гораздо сложнее и интереснее.
Учебный процесс студентов-гуманитариев в целом классический, комбинированный. Он сочетает в себе аудиторную работу (лекции и семинары), выполнение научно-исследовательских работ (занимает доминирующую часть обучения и нацелено на углубление теоретической подготовки по профилю), практика (сугубо профильная с акцентом на выбранную специальность и сферу ее действия, узость программы и пр.) и аттестацию.
Практика гуманитариев может быть самой разной, в зависимости от профиля – педагогическая (работа с классом), психологическая (работа с отдельными детьми, анализ их поведения и рекомендации по корректировке), экономическая (обретение навыков по проведению различных операций, анализа данных), филологическая – исследование текстов, языков, фольклора и пр. То есть становление гуманитариев без практики немыслимо и в целом невозможно.
Миф №7. Гуманитарии владеют только теорией и классическими канонами, которые низко эффективны на практике.
Считается, что гуманитарные профессии исследуют полную эволюцию по профилю, начиная от истоков, этапами развития, общие правила, законы, классические и уже устоявшиеся парадигмы и пр. Притом многие практики полагают, что гуманитарное образование низкоэффективно на практике, так как образовательные программы этого вида обновляются реже, чем прикладные специальности. Но на самом деле все не так плохо и «непрактично».
Специалисты гуманитарного характера успешно постигают современные подходы, термины, новейшие методы работы и исследования благодаря преобладанию в учебном процессе научно-исследовательской работы по профильным предметам и блокам. Поэтому утверждать, что специалисты гуманитарного плана не знакомы и не умеют пользоваться современным инструментарием, канонами неуместно. Именно их деятельность успешно содействует развитию НТП.
Таким образом, гуманитарное образование и подготовка гуманитариев успешна, эффективна во все времена, а самое главное – не оставит специалиста без хлеба и денег, так как высоко востребовано на рынке труда.
Специфические профессиональные мифы о гуманитарных профессиях
Ниже мы приведем список самых распространенных заблуждений, затрагивающих гуманитарные виды деятельности.
Миф №1. Инфостилист и стилист выполняют одну и ту же работу?
Стилист – один из креативных и творческих специалистов, который содействует индивидам в выборе собственного имиджа, стиля. Он фактически занимается преображением внешнего вида человека, начиная от подбора прически и заканчивая выбором гардероба. Данная ниша считается одной из старейших.
Инфостилист – профессия современная, пришедшая в обиход с развитием интернет-технологий. Его задача остается прежней – преображение, но в данном случае объектом воздействия становится виртуальная реальность – сайты, онлайн-магазины и проекты. Также в его обязанности входит работа с клиентами (фильтрация потока пользователей, подбор подходящего теме проекта или цели организации информационного контента, разработка информационной политики организации).
Уже на данном этапе можно заметить, что работа инфостилиста связана с информацией, а классического стилиста – с внешним видом конкретного человека. Поэтому утверждать, что их деятельность идентична неправильно.
Миф №2. Психолог – это практикующий специалист, а не гуманитарий.
Многие абитуриенты полагают, что деятельность психолога связана с экспериментами, какими-то экспериментами, расчетами и аналитикой, действиями на практике, поэтому они относят данную нишу к точной среде. Но на самом деле, психолог относится к гуманитарной нише, что вполне логично. Он не оказывает никакого прямого воздействия и влияния на человека. Его обязанность – выслушать, проанализировать, определить вероятные пути решения проблемы и разработать соответствующие рекомендации. То есть работает словом на базе размышлений, аналитики и пр.
В целом, можно отметить, что психолог – специалист частично практикующий. Он может проводить исследования, эксперименты в целях проверки состоятельности его идеи, гипотезы, инновации. Но все же по роду свой деятельности и основным полномочиям его приписывают к гуманитарной нише.
Обратите внимание, что психолог и психиатр – кардинально разные специалисты. Притом вторых экспертов относят к точной среде – медицинской, а психологов – к педагогической.
Миф №3. Педагог и учитель – одно лицо.
Педагогическое образование – уникально по своей природе, оно относится к гуманитарной нише и приветствует инновации, новые теории и подходы, регламенты и пр. НО нередко абитуриенты полагают, что преподаватель и учитель – одна и та же должность и специальность.
Учитель – это работник среднего общего образования. Для трудоустройства в данном качестве важно иметь профильное образование: дошкольное, начальное образование, педагогика по возрастам, коррекционная педагогика, предметное образование (для преподавания определенных учебных предметов). Место работы – школы, садики, гимназии, лицеи. Для трудоустройства остаточно иметь за плечами подготовку бакалавра.
Преподаватель – более узкий специалист с глубокой подготовкой в рамках выбранного профиля (тонко и точно владеющего конкретными дисциплинами, науками). Он трудится в сузах и вузах, обучая студентов отдельно взятым предметам, развивая в них научно-исследовательские качества и пр. В данном случае важно наличие магистерского педагогического образования, а в идеале – действующий статус аспиранта.
В целом, деятельность педагога и учителя схожа – обучение и развитие учащихся в рамках поверенной им зоны, ступени. Но место работы, требования к подготовке будут разниться.
Миф №4. Маркетолог: экономист или IT-специалист?
Почему-то доминирующая часть абитуриентов относит специалистов по маркетингу к категории управленцев. Отчасти, суждение верное, ведь им предстоит управлять потоками продаж, клиентов, наращивать доходность компании и пр. Но однобокая оценка маркетолога некорректна.
Работа маркетолога соприкасаемая также с IT-предметами: информатика, моделирование, бизнес-аналитика и пр. В данном случае эксперт должен владеть соответствующими парадигмами: специальными программами, инструментами, навыками организации и проведение маркетингового исследования (онлайн и в реалиях) и пр.
Утверждать, что маркетолог – чисто гуманитарная или сугубо It-профессия невозможно. Она находится на стыке теоретических и прикладных границ, что делает профиль неординарным и высоко востребованным в реалиях.
Маркетолог не обходится без расчетов, прогнозов, моделирования ситуации, анализа информации и фактов, рассуждений и разработки предложений по оптимизации ситуации и пр. Поэтому приписать его к определенной отрасли или науке довольно трудно, но гуманитарная часть (с акцентом на творчество, креатив, аналитику) все же преобладает.
Миф №5. Переводчик – практик.
Лингвисты и переводчики – специалисты, на высшем уровне владеющие иностранными языками. Казалось бы, они дословно и точно знают значение любого термина и могут грамотно его перевести, расшифровать. В данном деле важна точность и смысловая нагрузка. Но на самом деле, работа переводчика – гуманитарная.
Во-первых, она основана на работе сугубо с информацией и документами. Физических усилий фактически нет. Во-вторых, переводчику предстоит сначала вникнуть в суть оригинального текста, а затем грамотно перевести его на иностранный язык. Без преобразования данных, подбора наиболее подходящих оборотов, анализа данных и поиска способа их интерпретации не обойтись.
Приписывать переводчиков сугубо к прикладному жанру некорректно, несмотря на то, что они могут успешно пользоваться современными программами и приложениями по переводу материалов.
Миф №6. Миссия аналитика – только анализ данных.
Когда речь заходит о профессии аналитика (бизнес-аналитик, экономист-аналитик), то более 95% пользователей воспринимают данную профессию как банальное рассуждение, анализ данных, полагая, что только этим занимаются дипломированные эксперты.
На самом деле спектр работы аналитика гораздо шире. Ему предстоит самостоятельно собирать информацию по заявленной теме или вопросу, проблеме, проводить фактчекинг и отбирать достоверные сведения, воспроизводить полноценную картину и исследовать ее с целью констатации и обоснования проблемы, поиска эффективного решения. Также аналитикам предстоит выработать рекомендации по решению обозначенного нюанса.
Согласитесь, что одним анализом в полномочиях эксперта и не пахнет. Все гораздо серьезнее и разнообразнее.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Миф №7. Дизайнер – специалист точного жанра или «технарь».
Многие полагают, что дизайнеры предельно точно рассчитывают площадь помещения или объекта, чтобы расставит все по своим местам предельно точно и эффективно: с минимумом громоздкости и максимумом свободы и комфорта, привлекательности и пр. Но на самом деле, дизайнер (независимо от вида: веб, графический, интерьера, архитектуры, костюмов и пр.) – профессия творческая, а значит лежит сугубо в гуманитарной нише. Но при этом этому эксперту понадобятся навыки моделирования, черчения, анализа и пр.
Говорить о том, что дизайнер – практик уместно, но не совсем верно, так как все предложения специалиста основываются на анализе данных, чувстве стиля и такта, творческом подходе. Поэтому дизайнеры больше соотносимы с гуманитарной нишей.
Согласитесь, что в гуманитарной среде масса слухов и заблуждений, которые спутают любого. Поэтому важно разобраться во всех нюансах. Чтобы сделать грамотный выбор будущей профессии.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!