Современные требования к дипломированным специалистам растут и ужесточаются с каждым днем. Работодатели не желают видеть в своем штате бездарных, пассивных и малограмотных сотрудников. Но порой даже инициативный и активный, творческий профессионал теряет хватку или пользуется слабым спросом. Сегодня мы расскажем, как и чему следует учиться студентам и выпускникам 2025, чтобы по окончании вуза быстро и легко найти достойную работу.
СОДЕРЖАНИЕ
Кто такой профессионал?
Для начала давайте разберемся, что это за человек – профессионал? К данной категории в общем смысле слова относят дипломированного в рамках конкретной отрасли, науки или специальности индивида, который успешно прошел подготовку и освоил теоретические, практические и научные азы. То есть это специально подготовленный индивид со знанием тонкостей и особенностей в конкретной области, определенными навыками работы в ней. В данном случае его воспитанию и становлению содействует аудиторная работа, практическая деятельность, выполнение курсовых, дипломных и иных научных работ.
В то же время на практике к профессионалам относят не типичных дипломантов, а именно опытных специалистов, которые обладают не просто базовым набором навыков и качеств в рамках профессии, но и имеют реальные представления о своей работе, добились успеха в выбранной ими нише (добились карьерного роста, имеют научные публикации и «исследовательский авторитет», успешно развивают свой бизнес и пр.). В данном случае профессионалом могут быть даже лица без высшего образования!
То есть можно отметить, что современные профессионалы сочетают в себе профессиональную подготовку с опытом работы, а также научной деятельностью.
Таким образом, высшее образование еще не гарантирует профессионализм индивида. Данная категория развивается совместно с имеющимися знаниями и обретаемым опытом специалиста. Но стать профессионалом дела можно только при наличии соответствующих компетенций, постепенно расширяя их.
Чему нужно учиться в вузе и за его пределами: знания и навыки?
Тенденция №1. Диплом ничто, знание и навыки – все.
Если еще 10-15 лет назад наличие высшего образования выделяло индивида из серо рабочей массы и предоставляло ему огромный ассортимент возможностей: от получения высокой должности, доходного роста до авторитета и признания, то сейчас диплом вуза стал привычным и типичным документом, ценность которого в разы снизилась.
Запомните, работодатели ценят не сам диплом об образовании, а том что дало обучение в вузе человеку, то есть компетентность, под которой понимают знания и умения!
Важно не просто знать теорию (что есть что в отрасли), но и правильно ею пользоваться, обладать конкретными профессиональными навыками: уметь работать с конкретным оборудованием и программами, правильно планировать деятельность, выполнять порученные задания в срок и качественно, добиваться намеченной цели и пр. Поэтому не стоит отказываться от практики, дополнительных курсов с прикладным акцентом. Их прохождение повысит уровень конкурентоспособности и профессионализма.
В дипломанте ценно его «профессиональное и внутреннее наполнение», а не корочка о его обучении. Диплом – формальность, а вот компетентность специалиста и его способности – реальность. Если выпускник вуза не соответствует реалиям (а проверить это легко и просто – достаточно посмотреть на новичка в период стажировки), то и обрести свое место на рынке труда будет непросто.
Поэтому каждый новичок университета или института должен не просто формально учиться и получать положительные отметки, а именно развиваться в конкретном сегменте, отрасли и науке! Данная комбинация – самая важная часть пребывания в вузе.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Тенденция №2. Hard skills и Soft skills.
Об этих направлениях мы не так давно уже рассказывали, поэтому серьезно углубляться не будем. Важно лишь отметить, что они способствуют всестороннему развитию личности и специалиста одновременно, помогая научиться грамотно планировать и решать возникающие проблемы, умело управлять ситуациями и факторами, минимизировать всевозможные риски и выполнять свои обязанности сверхкачественно. Поверьте, навыки управленца и психолога пригодны всегда и везде, поэтому не стоит мыслить узко.
Сегодня в вузах прививают лишь азы hard&soft skills, а работодатели требуют более тщетного погружения в новые сегменты для достижения наиболее высоких результатов в работе. Их сочетание способно всесторонне развить индивида как специалиста и личность одновременно во всех отраслях и профессиональных нишах. Притом пользоваться этими знаниями можно повсеместно.
Тенденция №3. Никакой «шизофрении»: специалист и лидер – всегда и везде.
На сегодняшний день обучение в колледжах и вузах настолько узко и ограничено, что профессиональная деятельность в дальнейшем также обретает определенные рамки и грани. В сознании людей закладывается определенный порог: на работе – ты работяга и профессионал, а вне нее – рядовой человек.
Согласитесь, что человеком нужно оставаться везде и всегда независимо от ситуации, но и профессионализм от этого страдать не должен. Чтобы повышать компетентность, практику, важно по возможности и уместности пользоваться текущими познаниями и умениями, расширять границы их использования! Поэтому никаких режимов и границ по принципу с 9.00 до 18.00 работаем, а далее – делаем, что хотим и как хотим.
Репутация и авторитет – штука тонкая и обретаемая на протяжении всей жизни. Потерять их легко, а восстановить – крайне сложно. Поэтому качество знаний и навыков не должно зависеть от места и времени пребывания специалиста. Профи должен быть таковым всегда и везде, а не по часам и графику.
Тенденция №4. Современные коммуникации.
На фоне цифровизации всех процессов и развития современных IT-технологий, расширения возможностей человечества, все специалисты просто вынуждены совершенствовать свои коммуникационные навыки с акцентом на информационные технологии. Сегодня доминирующая часть работы связана с использованием современной техники и программ, электронное взаимодействие и цифровые возможности.
Самыми приоритетными и уже привычными компетенциями специалистов стало:
- Продвигать товар или фирму можно через интернет;
- Развивать собственный бизнес можно в электронном формате, получая при этом налоговые льготы и привилегии, действуя в особом «режиме» (например, самозанятый) и пр.;
- Устанавливать новые связи можно по всему миру без колоссальных затрат на транспорт, документы и пр. Все это доступно с помощью электронного документооборота, электронной печати и подписи и пр. Сегодня можно найти партнера в любой точке земного шара. Главное, учесть международные правила сотрудничества и нюансы;
- Работать можно как в офисе, так и дистанционно.
Обратите внимание, что все новейшие тенденции так или иначе связаны с IT-индустрией, то есть требуют определенных знаний: основные термины и сленг, программы, инструменты, оборудование (как минимум типичный ПК и браузер) и пр. К сожалению, в вузах в рамках образовательных программ захвачены минимальные азы (чаще всего они ограничены предметом «информатика»), поэтому развивать их приходится самостоятельно.
Поверьте, сегодня дипломант без IT-способностей не ценится на рынке труда и обладает слишком скудными возможностями развития и карьерного роста.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Тенденция №5. Аналитика и творчество в одном флаконе.
Согласитесь, что перед тем, как приступить к работе и выполнению конкретного поручения от руководителя, специалисту предстоит сначала вникнуть в него, чтобы понять (аналитическая сторона):
- Что от него хотят?
- Какие результаты должны быть получены/достигнуты?
- Какие ограничения установлены: время, средства, возможности, ресурсы и пр.?
- Какие типичные (традиционные) профессиональные навыки ему пригодятся при реализации задания (чем следует пользоваться, на что полагаться и пр.)?
Творческий компонент позволит либо упростить работу, либо достичь более эффективных результатов, а возможно – развить инновации! Данный критерий проявляется в построении индивидуальной рабочей траектории: работник учитывает собственные возможности, достижения и способности при решении намеченных задач.
Творческая единица чаще всего заключается в применении дополнительных возможностей и параметров, освоенных как в вузе, так и за его пределами (в рамках самообразования, дополнительного образования, на фоне имеющегося опыта).
Сегодня, реализация любого действия учитывает профессионализм и индивидуальные способности исполнителя. Без комбинации «анализ и творчество» невозможно развитие инноваций и достижение наиболее высоких результатов.
Тенденция №6. Профессионального образования ныне недостаточно.
Мы уже не раз писали о проблемах современного высшего образования, отмечая, чему студентов не могут научить в институтах. Одной из очевидных проблем в рамках пребывания в университетских стенах является обретение неактуальных или устаревающих данных, представлений и менее эффективных профессиональных навыков и качеств. В данном случае, всему виной – низкая скорость корректировки и внедрения новых образовательных программ (с учетом требований работодателей, трынка труда и пр.), слабые возможности вузов по обновлению материально-технической базы и развитию инноваций.
Рынок труда не дремлет и провоцирует быстрые перемены, требуя от работников тотальной и всесторонней подготовки, широкого кругозора и высокой эрудиции. Поверьте, развить весь этот набор, только обучаясь при вузе – невозможно. Каждая образовательная программа ограничена определенным набором дисциплин, расписанием занятий и сессий.
Чтобы соответствовать реалиям важно самосовершенствоваться. Делать это можно с помощью дополнительного образования, самообучения, периодического прохождения курсов по повышению квалификации или освоению новых профессий в «ускоренном режиме».
Запомните, важно развивать не только нужные типичные профессиональные навыки (как это делается в рамках традиционного среднего и высшего образования). Развиваться нужно всегда и везде.
Тенденция №7. Развиваем конкретный набор качеств, пригодный везде и во всем, а также узкие профессиональные черты.
Согласитесь, подход к делу предопределяет успех исполнителя. Поэтому каждый студент и дипломированный специалист должен понимать, что в первых рядах будут знания по вопросу (понимание, что нужно делать, как и для чего), а затем набор «сопутствующих черт», которые гарантируют ему эффективность. К данной категории относят следующие моменты:
- Ответственность, которая предполагает, что индивид выполнит все условия и задания, на которые согласился, взял их в работу, а при наличии огрех и ошибок понесет соответствующее наказание;
- Внимательность, основывающуюся на тщетном следовании согласно намеченным условиям, ограничениям или правилам;
- «Проактивность». Под данным термином понимают не инициативу, а именно разработки, инновации, которые исполнитель стремится предложить и/или реализовать для повышения эффективности работы (личной и корпоративной). Поверьте, стремление сделать мир лучше, повышает репутацию и уровень подготовки индивида в глазах не только работодателя, но и коллег, социума и пр.;
- Лидерство. Важно не просто доминировать в команде, а именно уметь привлечь и вести за собой коллектив по определенной (эффективной или новой) траектории, развивая командный дух, сплоченность и достигая более высоких результатов. Поверьте, данные навыки не чужды, но умело ими пользоваться посильно не каждому специалисту и руководителю, а ведь практика показывает, что принцип «вместе – мы сила» гораздо привлекательнее и эффективнее.
Указанные качества закладываются при обучении в колледже или вузе, но их развитие происходит на минимальном уровне. Поэтому профессионалам рекомендуется пользоваться ими повсеместно, во всем.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Где учиться профессионалам 2025?
Всем понятно, чтобы стать квалифицированным специалистом, необходимо иметь за плечами профильное образование. Получить его можно только на базе колледжей и вузов. Поэтому здесь варианты ограничиваются лишь выбором, предпочтениями и возможностями абитуриентов. Качество подготовки в руках студента и выпускника: именно от его отношения к учебе мотивации, активности и ответственности зависит набор обретаемых компетенций и перспективы трудоустройства, карьерного и научного роста и пр.
Как мы уже выяснили, иметь за плечами профессиональное образование – еще не значит быть в числе самых востребованных специалистов. Не забываем, что в большинстве случаев ссузы и вузы дают студентам базовые знания, которые оказываются не всегда актуальными и пригодными на практике. Поэтому студентам, выпускникам и уже дипломированным профессионалам рекомендуем придерживаться следующих канонов:
- Не ленитесь и выделяйте хотя бы минимум своего свободного времени на самообучение, самообразование и саморазвитие. Обращаем Ваше внимание, что получать нужно не только знания (их можно черпать из литературы и онлайн-курсов, всевозможных блогов и пр.), но и навыки – то есть пользоваться ими на практике при любом удобном случае, совершенствуя технику выполнения работы;
- По возможности посещайте профессиональные мастер-классы не только в рамках текущей профессии, но и в рамках интересуемых или новейших направлений;
- Совершенствуйте IT-навыки и знания. В нынешнее время они выходят на первый план и предоставляют массу новых возможностей;
- Не стойте на месте (во всех ракурсах: повседневных, профессиональных и пр.). Если услышали о новых возможностях, правилах, тенденциях, оборудовании или технологии – терзайте и осваивайте, изучайте и пользуйтесь;
- Не пренебрегайте рекомендациями работодателя в части повышения квалификации, освоения дополнительного профиля или курса для карьерного/доходного или иного роста. Притом в 80% случаев работодатель готов оплатить обучение сотрудника (например, курсы по переподготовке или курсы по повышению квалификации);
- Не бойтесь менять жизнь, профессию, сферу деятельности и пр. Сегодня делать это можно не кардинально и резко, а постепенно, фактически с минимальными рисками: обучаться можно параллельно работе, работать можно как в офисе, так и онлайн (притом как параллельно, так и в одном месте или варианте) и пр. Работа – это не только источник финансов. Она должна также приносить моральное, духовное, интеллектуальное и иное удовлетворение, а не истощать организм нервотрепками, конфликтами и проблемами.
Таким образом, чтобы соответствовать требованиям реалий и ожиданиям работодателя, оправдать собственные надежды и воплотить мечты, важно иметь соответствующее и актуальное образование! Добиться данного сочетания можно только в режиме многозадачности: обучаясь в ссузе или вузе, а также постоянно самосовершенствуясь удобным способом.
Поэтому, абитуриентам, впервые покоряющим профессию, важно сделать грамотный и корректный выбор специальности и учебного заведения, а выпускникам и дипломантам – продолжать обучение даже имея на руках диплом!
Знания – сила. Чем больше знаний, навыков и мастерства, тем Вы неуязвимы, профессионально состоятельным и многогранны, востребованы и защищены от потери работы (сокращения, увольнения) и пр.
Стать профессионалом – значит не только получить знания и умения, но и постоянно самосовершенствоваться, не бояться новых преград и задач, уметь вести за собой людей и добиваться намеченной цели. То есть для таких людей важно не просто профессиональное образование, но и самосовершенствование.
Таким образом, профессионал должен иметь за плечами любое профессиональное образование и продолжать самосовершенствоваться любым удобным способом. Только при соответствии реалиям, требованиям рынка труда, владении инновациями он может считаться таковым!
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!