Современные требования к дипломированным специалистам растут и ужесточаются с каждым днем. Работодатели не желают видеть в своем штате бездарных, пассивных и малограмотных сотрудников. Но порой даже инициативный и активный, творческий профессионал теряет хватку или пользуется слабым спросом. Сегодня мы расскажем, как и чему следует учиться студентам и выпускникам 2022-2023, чтобы по окончании вуза быстро и легко найти достойную работу.
СОДЕРЖАНИЕ
Кто такой профессионал?
Для начала давайте разберемся, что это за человек – профессионал? К данной категории в общем смысле слова относят дипломированного в рамках конкретной отрасли, науки или специальности индивида, который успешно прошел подготовку и освоил теоретические, практические и научные азы. В данном случае его воспитанию и становлению содействует аудиторная работа, практическая деятельность, выполнение курсовых, дипломных и иных научных работ.
![Основные качества профессионала](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2022/06/word-image-27601-1.png)
В то же время на практике к профессионалам относят не типичных дипломантов, а именно опытных специалистов, которые обладают не просто базовым набором навыков и качеств в рамках профессии, но и имеют реальные представления о своей работе, добились успеха в выбранной ими нише (добились карьерного роста, имеют научные публикации и «исследовательский авторитет», успешно развивают свой бизнес и пр.). В данном случае профессионалом могут быть даже лица без высшего образования!
Таким образом, высшее образование еще не гарантирует профессионализм индивида. Данная категория развивается совместно с имеющимися знаниями и обретаемым опытом специалиста. Но стать профессионалом дела можно только при наличии соответствующих компетенций, постепенно расширяя их.
Чему нужно учиться в вузе и за его пределами: знания и навыки?
Тенденция №1. Диплом ничто, знание и навыки – все.
Если еще 10-15 лет назад наличие высшего образования выделяло индивида из серо рабочей массы и предоставляло ему огромный ассортимент возможностей: от получения высокой должности, доходного роста до авторитета и признания, то сейчас диплом вуза стал привычным и типичным документом, ценность которого в разы снизилась.
Запомните, работодатели ценят не сам диплом об образовании, а том что дало обучение в вузе человеку, то есть компетентность, под которой понимают знания и умения!
Важно не просто знать теорию (что есть что в отрасли), но и правильно ею пользоваться, обладать конкретными профессиональными навыками: уметь работать с конкретным оборудованием и программами, правильно планировать деятельность, выполнять порученные задания в срок и качественно, добиваться намеченной цели и пр.
В дипломанте ценно его «профессиональное и внутреннее наполнение», а не корочка о его обучении. Диплом – формальность, а вот компетентность специалиста и его способности – реальность. Если выпускник вуза не соответствует реалиям (а проверить это легко и просто – достаточно посмотреть на новичка в период стажировки), то и обрести свое место на рынке труда будет непросто.
Поэтому каждый новичок университета или института должен не просто формально учиться и получать положительные отметки, а именно развиваться в конкретном сегменте, отрасли и науке! Данная комбинация – самая важная часть пребывания в вузе.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
![](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2019/01/banner_1.jpg)
Тенденция №2. Hard skills и Soft skills.
Об этих направлениях мы не так давно уже рассказывали, поэтому серьезно углубляться не будем. Важно лишь отметить, что они способствуют всестороннему развитию личности и специалиста одновременно, помогая научиться грамотно планировать и решать возникающие проблемы, умело управлять ситуациями и факторами, минимизировать всевозможные риски и выполнять свои обязанности сверхкачественно. Поверьте, навыки управленца и психолога пригодны всегда и везде, поэтому не стоит мыслить узко.
Сегодня в вузах прививают лишь азы hard&soft skills, а работодатели требуют более тщетного погружения в новые сегменты для достижения наиболее высоких результатов в работе. Их сочетание способно всесторонне развить индивида как специалиста и личность одновременно во всех отраслях и профессиональных нишах. Притом пользоваться этими знаниями можно повсеместно.
Тенденция №3. Никакой «шизофрении»: специалист и лидер – всегда и везде.
На сегодняшний день обучение в колледжах и вузах настолько узко и ограничено, что профессиональная деятельность в дальнейшем также обретает определенные рамки и грани. В сознании людей закладывается определенный порог: на работе – ты работяга и профессионал, а вне нее – рядовой человек.
Согласитесь, что человеком нужно оставаться везде и всегда независимо от ситуации, но и профессионализм от этого страдать не должен. Чтобы повышать компетентность, практику, важно по возможности и уместности пользоваться текущими познаниями и умениями, расширять границы их использования! Поэтому никаких режимов и границ по принципу с 9.00 до 18.00 работаем, а далее – делаем, что хотим и как хотим.
Репутация и авторитет – штука тонкая и обретаемая на протяжении всей жизни. Потерять их легко, а восстановить – крайне сложно. Поэтому качество знаний и навыков не должно зависеть от места и времени пребывания специалиста. Профи должен быть таковым всегда и везде, а не по часам и графику.
![Ключевые ценности современного профессионала](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2022/06/word-image-27601-2.png)
Тенденция №4. Современные коммуникации.
На фоне цифровизации всех процессов и развития современных IT-технологий, расширения возможностей человечества, все специалисты просто вынуждены совершенствовать свои коммуникационные навыки с акцентом на информационные технологии. Сегодня доминирующая часть работы связана с использованием современной техники и программ, электронное взаимодействие и цифровые возможности.
Самыми приоритетными и уже привычными компетенциями специалистов стало:
- Продвигать товар или фирму можно через интернет;
- Развивать собственный бизнес можно в электронном формате, получая при этом налоговые льготы и привилегии, действуя в особом «режиме» (например, самозанятый) и пр.;
- Устанавливать новые связи можно по всему миру без колоссальных затрат на транспорт, документы и пр. Все это доступно с помощью электронного документооборота, электронной печати и подписи и пр. Сегодня можно найти партнера в любой точке земного шара. Главное, учесть международные правила сотрудничества и нюансы;
- Работать можно как в офисе, так и дистанционно.
Обратите внимание, что все новейшие тенденции так или иначе связаны с IT-индустрией, то есть требуют определенных знаний: основные термины и сленг, программы, инструменты, оборудование (как минимум типичный ПК и браузер) и пр. К сожалению, в вузах в рамках образовательных программ захвачены минимальные азы (чаще всего они ограничены предметом «информатика»), поэтому развивать их приходится самостоятельно.
Поверьте, сегодня дипломант без IT-способностей не ценится на рынке труда и обладает слишком скудными возможностями развития и карьерного роста.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
![](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2019/01/banner_1.jpg)
Тенденция №5. Аналитика и творчество в одном флаконе.
Согласитесь, что перед тем, как приступить к работе и выполнению конкретного поручения от руководителя, специалисту предстоит сначала вникнуть в него, чтобы понять (аналитическая сторона):
- Что от него хотят?
- Какие результаты должны быть получены/достигнуты?
- Какие ограничения установлены: время, средства, возможности, ресурсы и пр.?
- Какие типичные (традиционные) профессиональные навыки ему пригодятся при реализации задания (чем следует пользоваться, на что полагаться и пр.)?
Творческий компонент позволит либо упростить работу, либо достичь более эффективных результатов, а возможно – развить инновации! Данный критерий проявляется в построении индивидуальной рабочей траектории: работник учитывает собственные возможности, достижения и способности при решении намеченных задач.
Творческая единица чаще всего заключается в применении дополнительных возможностей и параметров, освоенных как в вузе, так и за его пределами (в рамках самообразования, дополнительного образования, на фоне имеющегося опыта).
Сегодня, реализация любого действия учитывает профессионализм и индивидуальные способности исполнителя. Без комбинации «анализ и творчество» невозможно развитие инноваций и достижение наиболее высоких результатов.
Тенденция №6. Профессионального образования ныне недостаточно.
Мы уже не раз писали о проблемах современного высшего образования, отмечая, чему студентов не могут научить в институтах. Одной из очевидных проблем в рамках пребывания в университетских стенах является обретение неактуальных или устаревающих данных, представлений и менее эффективных профессиональных навыков и качеств. В данном случае, всему виной – низкая скорость корректировки и внедрения новых образовательных программ (с учетом требований работодателей, трынка труда и пр.), слабые возможности вузов по обновлению материально-технической базы и развитию инноваций.
Рынок труда не дремлет и провоцирует быстрые перемены, требуя от работников тотальной и всесторонней подготовки, широкого кругозора и высокой эрудиции. Поверьте, развить весь этот набор, только обучаясь при вузе – невозможно. Каждая образовательная программа ограничена определенным набором дисциплин, расписанием занятий и сессий.
Чтобы соответствовать реалиям важно самосовершенствоваться. Делать это можно с помощью дополнительного образования, самообучения, периодического прохождения курсов по повышению квалификации или освоению новых профессий в «ускоренном режиме».
Запомните, важно развивать не только нужные типичные профессиональные навыки (как это делается в рамках традиционного среднего и высшего образования). Развиваться нужно всегда и везде.
![Какие черты должен развивать профессионал (помимо знаний)?](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2022/06/word-image-27601-3.png)
Тенденция №7. Развиваем конкретный набор качеств, пригодный везде и во всем, а также узкие профессиональные черты.
Согласитесь, подход к делу предопределяет успех исполнителя. Поэтому каждый студент и дипломированный специалист должен понимать, что в первых рядах будут знания по вопросу (понимание, что нужно делать, как и для чего), а затем набор «сопутствующих черт», которые гарантируют ему эффективность. К данной категории относят следующие моменты:
- Ответственность, которая предполагает, что индивид выполнит все условия и задания, на которые согласился, взял их в работу, а при наличии огрех и ошибок понесет соответствующее наказание;
- Внимательность, основывающуюся на тщетном следовании согласно намеченным условиям, ограничениям или правилам;
- «Проактивность». Под данным термином понимают не инициативу, а именно разработки, инновации, которые исполнитель стремится предложить и/или реализовать для повышения эффективности работы (личной и корпоративной). Поверьте, стремление сделать мир лучше, повышает репутацию и уровень подготовки индивида в глазах не только работодателя, но и коллег, социума и пр.;
- Лидерство. Важно не просто доминировать в команде, а именно уметь привлечь и вести за собой коллектив по определенной (эффективной или новой) траектории, развивая командный дух, сплоченность и достигая более высоких результатов. Поверьте, данные навыки не чужды, но умело ими пользоваться посильно не каждому специалисту и руководителю, а ведь практика показывает, что принцип «вместе – мы сила» гораздо привлекательнее и эффективнее.
Указанные качества закладываются при обучении в колледже или вузе, но их развитие происходит на минимальном уровне. Поэтому профессионалам рекомендуется пользоваться ими повсеместно, во всем.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
![](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2019/01/banner_1.jpg)
Где учиться профессионалам 2022-2023?
Всем понятно, чтобы стать квалифицированным специалистом, необходимо иметь за плечами профильное образование. Получить его можно только на базе колледжей и вузов. Поэтому здесь варианты ограничиваются лишь выбором, предпочтениями и возможностями абитуриентов. Качество подготовки в руках студента и выпускника: именно от его отношения к учебе мотивации, активности и ответственности зависит набор обретаемых компетенций и перспективы трудоустройства, карьерного и научного роста и пр.
![Как стать профессионалом: ключевые категории востребованных специалистов?](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2022/06/word-image-27601-4.png)
Как мы уже выяснили, иметь за плечами профессиональное образование – еще не значит быть в числе самых востребованных специалистов. Не забываем, что в большинстве случаев ссузы и вузы дают студентам базовые знания, которые оказываются не всегда актуальными и пригодными на практике. Поэтому студентам, выпускникам и уже дипломированным профессионалам рекомендуем придерживаться следующих канонов:
- Не ленитесь и выделяйте хотя бы минимум своего свободного времени на самообучение, самообразование и саморазвитие. Обращаем Ваше внимание, что получать нужно не только знания (их можно черпать из литературы и онлайн-курсов, всевозможных блогов и пр.), но и навыки – то есть пользоваться ими на практике при любом удобном случае, совершенствуя технику выполнения работы;
- По возможности посещайте профессиональные мастер-классы не только в рамках текущей профессии, но и в рамках интересуемых или новейших направлений;
- Совершенствуйте IT-навыки и знания. В нынешнее время они выходят на первый план и предоставляют массу новых возможностей;
- Не стойте на месте (во всех ракурсах: повседневных, профессиональных и пр.). Если услышали о новых возможностях, правилах, тенденциях, оборудовании или технологии – терзайте и осваивайте, изучайте и пользуйтесь;
- Не пренебрегайте рекомендациями работодателя в части повышения квалификации, освоения дополнительного профиля или курса для карьерного/доходного или иного роста. Притом в 80% случаев работодатель готов оплатить обучение сотрудника (например, курсы по переподготовке или курсы по повышению квалификации);
- Не бойтесь менять жизнь, профессию, сферу деятельности и пр. Сегодня делать это можно не кардинально и резко, а постепенно, фактически с минимальными рисками: обучаться можно параллельно работе, работать можно как в офисе, так и онлайн (притом как параллельно, так и в одном месте или варианте) и пр. Работа – это не только источник финансов. Она должна также приносить моральное, духовное, интеллектуальное и иное удовлетворение, а не истощать организм нервотрепками, конфликтами и проблемами.
Таким образом, чтобы соответствовать требованиям реалий и ожиданиям работодателя, оправдать собственные надежды и воплотить мечты, важно иметь соответствующее и актуальное образование! Добиться данного сочетания можно только в режиме многозадачности: обучаясь в ссузе или вузе, а также постоянно самосовершенствуясь удобным способом.
Поэтому, абитуриентам, впервые покоряющим профессию, важно сделать грамотный и корректный выбор специальности и учебного заведения, а выпускникам и дипломантам – продолжать обучение даже имея на руках диплом!
Знания – сила. Чем больше знаний, навыков и мастерства, тем Вы неуязвимы, профессионально состоятельным и многогранны, востребованы и защищены от потери работы (сокращения, увольнения) и пр.
Таким образом, профессионал должен иметь за плечами любое профессиональное образование и продолжать самосовершенствоваться любым удобным способом. Только при соответствии реалиям, требованиям рынка труда, владении инновациями он может считаться таковым!
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!