Что такое междисциплинарная курсовая работа: понятие, особенности

На сегодняшний день ассортимент студенческих работ пополняется новыми видами исследований. Появление новых видов изысканий связано с оптимизацией системы образования, появлением новых образовательных программ комбинированного плана. В связи с этим в вузах стали практиковать так называемые междисциплинарные курсовые работы.

Что такое междисциплинарная курсовая работа: понятие, особенности
На сегодняшний день ассортимент студенческих работ пополняется новыми видами исследований. Появление новых видов изысканий связано с оптимизацией системы образования, появлением новых образовательных программ комбинированного плана. В связи с этим в вузах стали практиковать так называемые междисциплинарные курсовые работы.

Что это такое?

Междисциплинарная курсовая работа является ярким представителем классической курсовой, но само название уже отмечает ее специфику. Данная студенческая работа находится на грани нескольких предметов или наук (взаимосвязанных или смежных), направлений подготовки.

Межевание темы может происходить в следующих вариациях: между различными предметами, между смежными дисциплинами между несколькими образовательными программами (специальностями), между теорией и наукой или теорией и практикой и пр. При этом «пограничность» в самом тексте исследования должна быть незаметной, но с явным описательным, аналитическим и доказательным характером.

Принципы выполнения междисциплинарной курсовой работы
Принципы выполнения междисциплинарной курсовой работы

Признаками междисциплинарной курсовой работы выступают следующие черты:

  • Междисциплинарность, означающий, что тема и проблема исследования должна быть на стыке нескольких предметов или научных областей. «Промежуточное звено» в данное случае является основной характеристикой данного вида курсовой работы.
  • Научность и обоснованность. Все выводы, идея автора и предложения будут подкрепляться конкретными результатами с разных плоскостей. Все выдвижения, умозаключения подлежат тотальному обоснованию на основе реальных и экспериментальных, статистических данных или на базе научной литературы.
  • Единство и логика. Междисциплинарная курсовая работа несмотря на свою разносторонность будет формировать согласно четким параметрам и требованиями, иметь конкретную последовательность действий и логику. Все полученные результаты должны приводить автора к определенной «картине мира» и выводам, единой системе данных и пр.
  • Комбинированность. На основе всех вышеперечисленных канонов вытекает очередной принцип, который предполагает изучение темы и проблемы на основе комбинации подходов, информации из нескольких научных плоскостей, ракурсов и пр. При этом глубина погружения в тему будет тотальной, ширина изыскания – более полноводной, а результаты – более точными и аргументированными. Автору предстоит пользоваться целой комбинацией методов, литературных источников и пр.
  • Самостоятельность. Данный принцип – обязанность автора по подготовке любого студенческого проекта. В вузах не приветствуется «коллективное творчество» в плане аттестации. Междисциплинарная курсовая работа – не исключение. Ее студент должен выполнить единолично и самостоятельно.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Междисциплинарная курсовая в студенческой и образовательной среде считается более сложным исследованием в отличие от традиционной курсовой. Во-первых, требуется комплексное изучение темы и проблемы на основе множества комбинаций, учета массы различных нюансов и ограничений. Во-вторых, она может быть засчитана в качестве зачета в рамках дисциплины, по которой она пишется или в рамках смежных предметов, которые затронуты в исследовании. То есть выполнение междисциплинарной курсовой работы способно заменить аттестацию!

В связи с повышенным уровнем сложности и тотально исследовательским характером проекта, он выполняется преимущественно на старших курсах или на базе магистратуры. Выполнять столь серьезный труд на первом курсе просто непосильно новичку. Он как минимум должен изучить азы в рамках профильных предметов (ведь именно они затрагиваются в междисциплинарных изысканиях).

Таким образом, подготовка междисциплинарной курсовой работы призвана усовершенствовать и углубить познания студентов по профилю или теме аттестационной работы, а также развить тотальные исследовательские навыки.

Каким специальностям и предметам свойственно выполнение междисциплинарной курсовой работы?

Междисциплинарная курсовая работа поручается далеко не каждому студенту, курсу или группе. Ее включение в учебный план всегда обосновывается с научной и практической точки зрения.

С научной точки зрения междисциплинарная курсовая работа призвана обучить студента работать в широком информационном поле, используя литературу с разных научных областей, разных видов и пр. В данном случае вырабатывается навык информационного и научного поиска, умение систематизировать сведения из разных научных областей в единую, логичную и понятную схему, цепочку.

Сфера применения междисциплинарных курсовых работ
Сфера применения междисциплинарных курсовых работ

С практической точки зрения автор учится учитывать массу факторов и вырабатывать более совершенное, точное и комбинированное решение. Более того, на фоне столь сложной схемы выполнения НИР разрабатывается аналитическая составляющая, критическое мышление, целеполагание, навыки по проектированию и планированию действий, умения по связыванию теории и практики.

На фоне всего вышесказанного можно сделать вывод: междисциплинарные курсовые работы выполняются студентами в рамках «комбинированной специальности» (что сейчас очень можно и востребовано) или в рамках смежных дисциплин. Отсюда вытекает классификация рассматриваемых работ:

  • Однопрофильные, выполняемые в рамках конкретной одной образовательной программы, специальности. В данном случае междисциплинарность затрагивает изучение темы курсовой работы с нескольких предметных позиций (профильных дисциплин);
  • Многопрофильные. Данный формат предполагает, что изучение проблемы и выработка ее решения будет базироваться на подходах двух профессий, подчеркивая эффективность «новой версии» со всех наиболее важных сторон и пр.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Чаще всего выполнение междисциплинарных курсовых работ связано с объединением нескольких схожих или кардинально разных профессий в одну. Поэтому этот проект свойственен чаще всего новым образовательным программам, воспитывающим «универсальных солдат», способных выполнять обязанности нескольких специалистов «однородного плана».

В большинстве случаев междисциплинарные курсовые работы затрагивают профильную часть подготовки студента поэтому тематика проектов связана со смежными или соприкасающимися предметами.

По статистике, рассматриваемые исследовательские студенческие работы свойственны гуманитарным, экономическим, естественным наукам, частично – техническим. В данном случае удается совместить в одном проекте две кардинально разные науки или два схожих направления, обосновав тем самым гипотезу более точными фактами и пр.

Таким образом, междисциплинарные курсовые работы – это особый исследовательский труд, требующий от автора дотошности и разборчивости во всех нюансов с нескольких научных плоскостей.

Особенности подготовки и выполнения междисциплинарной курсовой работы

Специфичность междисциплинарной курсовой работы порождает определенные новшества при ее выполнении.

Среди первичных и очевидных особенностей данного вида исследования можно выделить:

  • Двоякость темы, подчеркивающей необходимость изучения проблемы с нескольких (конкретных) научных областей, предметов или профессий;
  • Однозначность проблемы, означающая, что студенту предстоит исследовать одну и ту же проблему в разных сегментах;
  • Научная обоснованность. В данном случае аргументация и решение будет опираться на несколько наук одновременно, что делает исследование более весомым и корректным, точным и аргументированным;
  • Система разнокалиберных или разноплановых данных и их объединение в единую комбинацию, логичную схему. Все сведения подлежат тщательной переработке и грамотной систематизации;
  • Структура проекта будет классической, но ее содержание отличается от простых (традиционных) курсовых работ, так как автору предстоит грамотно уместить несколько научных и практических оснований в одну картину, полагаясь на правила емкости краткости и достоверности.

Давайте же разбираться в описанных нюансах.

Специфические черты междисциплинарной курсовой работы
Специфические черты междисциплинарной курсовой работы

Двоякость темы означает, что уже в заглавии автору становится ясно, с каких плоскостей ему предстоит погружаться в тему. Например, междисциплинарная курсовая работа по управлению персоналом на тему «Оптимизация расходов на содержание персонала» потребует погружения в азы менеджмента и экономики. В данном случае ему предстоит выработать управленческое решение относительно оптимизации численности персонала, пересмотра порядка формирования оплаты труда и пр., а затем показать экономическую эффектность модернизации.

Получается, что тема одна, а порядок ее изучения носит «разветвленный характер».

Однозначность проблемы предполагает выделение конкретной. Четкой проблемной зоны, требующей разрешения. Притом это разрешение будет сугубо комплексным, а не односторонним или однобоким. С разных научных и практических областей будет исследоваться одна и та же тема, проблема.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Структура междисциплинарной курсовой работы может быть представлена в двух вариантах:

  • Без выделения научных плоскостей, когда автор излагает информацию и собранные научные факты по теме последовательно в общем составе: в рамках одного пункта/раздела проблема будет исследоваться параллельно с нескольких научных позиций;
  • Точная структура с разграничиванием текста на научные области. В данном случае уместно структурирование материалов п научным модулям с выделением отдельных глав или подпунктов. Межпредметная связка будет наблюдаться только в выводах по разделу или главам, а также в заключении исследования.

Чаще всего на практике применяется первый вариант, так как он проще и позволяет последовательно, логично и обоснованно. Каждая мысль подтверждается фактами из нескольких наук, экспериментальным путем и пр. Такой подход позволяет получить более целостную, общую картину без лишних умозаключений и рассуждений.

Обратите внимание, что несмотря на то, что междисциплинарная курсовая работа считается самостоятельным исследованием студента, она выполняется под контролем со стороны научного руководителя. В этом случае важно чтобы куратор обладал соответствующими знаниями и компетенциями в рамках всех задействованных научных областей. Если научный руководитель все же не обладает должными компетенциями, то студент имеет право сменить его или попросить помощи у других педагогов консультантов и пр.

Специфика структуры и содержания междисциплинарной курсовой работы

Общая структура междисциплинарной курсовой работы в целом ничем не отличается от типичной курсовой работы, выполняемой всеми студентами.

В составе данного изыскания будут присутствовать следующие основные разделы.

Основные разделы междисциплинарной курсовой работы
Основные разделы междисциплинарной курсовой работы

Раздел №1. Введение. Миссия и состав данного раздела будет традиционным, но содержание будет подчеркивать всю специфику, сложности и виртуозность реализованного исследования, мастерство автора.

Проблема обязательно будет носить односторонний и точный характер, а цель подчеркивать необходимость комплексного изучения темы, задачи позволят определить четкую последовательность действий с акцентом на комбинацию методов.

Обратите внимание, что методология данного проекта будет основываться на общих, узких (специализированных) и преимущественно междисциплинарных приемах.

Специфичным моментом введения также будет гипотеза, которая будет подчеркивать новизну и комплексное решение проблемы с нескольких позиций. В данном пункте важно отметить ключевые действия, способствующие разрешению проблемной ситуации и их принадлежность к определенной науке, среде.

Раздел №2. Основная часть. В данном разделе важно грамотно преподнести все собранные первоисточники, начиная от научной литературы и заканчивая практическими данными. При этом важно уместно вписать две или несколько наук в одну работу с учетом принципов логичности, связности и достоверности.

Возможные варианты изложения информации мы описали выше: либо все излагается в рамках одного текста (по абзацам, в одном пункте или главе) или распределение материалов по научным модулям и соответствующим разделам (можно посвятит изучение проблемы с одной науки один параграф, а с другой – следующий и пр.).

Не забываем в конце каждого пункта подчеркивать суть описанного, а в конце главы привести аргументированный точный вывод, подчеркивающий всеобщность действий и актуальность проблемы, новизну и ценность исследования.

Раздел №3. Заключение. В данном случае автору междисциплинарной курсовой работы придется в очередной раз переработать собранный материал и выжать из него «все соки» — суть: в чем проявляется проблема как ее решить, насколько эффективны предлагаемые методы. Притом здесь приводится тотальное обоснование проделанных действий, подчеркивающие значимость и эффективность мероприятий.

Обратите внимание, вырабатывать решение при написании междисциплинарной курсовой работы не нужно. Достаточно лишь организовать и провести корректный, всесторонний анализ темы/проблемы.

Роль междисциплинарной курсовой работы в жизни студента

Роль междисциплинарной курсовой работы велика и обоснована. Современные условия требуют комплексного подхода в подготовке дипломированных специалистов с целью расширения их возможностей и полномочий, дальнейшего карьерного и научного роста и пр. Написание данного вида изыскания содействует реализации данного требования.

Зачем нужна междисциплинарная курсовая работа?
Зачем нужна междисциплинарная курсовая работа?

В системе высшего образования междисциплинарная курсовая работа позволяет увязать во едино различные на первый взгляд предметы в единую комбинацию по подготовке дипломанта.

Междисциплинарная курсовая работа комплексно воздействует на студента:

  • Учит его тщательно планировать каждый шаг с акцентом на тему, проблему и научность;
  • Заставляет тщательно разбираться в информации и проверять ее на качество, уместность, эффективность использования, а также грамотно перерабатывать и систематизировать в единый логически связный и последовательный текст, полноценно и всесторонне раскрывая суть проекта;
  • Развивает общекультурные и профессиональные качества: расширяет кругозор, повышает эрудицию, углубляет знания в рамках узких сегментов выбранной профессии и пр.;
  • Развивает тотальную концентрацию внимания при изучении темы.

С какими сложностями студенты сталкиваются при выполнении междисциплинарных курсовых работ?

Написание междисциплинарных курсовых работ традиционно сопровождается рядом нюансов, которые в значительной степени усложняют исследовательский процесс и освоение предметов, программы.

Во-первых, студенту предстоит тотально разобраться по теме исследования в нескольких науках, а это значит, что нужно собрать и переработать в 2-3 раза больше информации, а затем ее тщательно переработать и уместить в «технические рамки» согласно действующим нормам по объему, уникальности текста и пр.

Во-вторых, оформление изыскания проходит по типичным канонам, которые регламентируют процесс выполнения классических курсовых работ. Но если автор сочетает «несочетаемое»: технические науки и экономические, психологические и управленческие и пр., то ему придется умело сочетать точные расчеты с логикой, философией (рассуждениями), чертежи, их ах анализ и пр. В данном деле могут понадобиться дополнительные ГОСТы и правила оформления. Это также потребует больше времени и сил на знакомство и реализацию, проверку и пр.

В-третьих, тщательное проектирование, планирование и реализация практической части. Основные преграды соприкасаются с тем, что порой бывает сложно уместить правила, методы и методики из различных наук в одной работе. Самое сложное – утвердить четкую последовательность, логику исследования, которая привела бы к хорошим и обоснованным результатам.

В-четвертых, этапы проведения исследования могут зависеть от того, на какой из наук будет сделан основной акцент. При этом важно не ущемлять вторичную категорию и ее позиции. В идеале – точки зрения должны переплетаться, взаимодополняться (то есть ликвидировать пробелы и дополнять друг друга).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Как облегчить выполнение междисциплинарных курсовых работ?

Обратите внимание, что ни одна сложность и преграда не должна сорвать куш и подорвать успех или успеваемость, репутацию студента. В случае неподготовки материалов к защите ему грозит возникновение академической задолженности. Чтобы минимизировать столь негативный исход, достаточно воспользоваться простейшими советами, которые облегчат процесс выполнения и написания данного вида студенческих работ:

  • Посоветуйтесь относительно структуры, наполнения и информационной базы с научным руководителем;
  • Изучите аналогичные исследования узкого и междисциплинарного плана, определив все нюансы, основные моменты;
  • Внимательно исследуйте тему и проблему с каждой научной точки, выделите тезисы, факты, отметьте совпадения и пробелы или нестыковки и акцентируйте на них внимание, постараясь ликвидировать;
  • После изучения первоисточников отберите сугубо научные и качественные материалы, оцените возможности их включения в состав НИР и приблизительное место (в каком разделе они будут уместны);
  • При необходимости для подбора литературы можно обратиться к тьюторам.

Написание междисциплинарных курсовых работ – процесс тонкий и серьезный одновременно. От качества выполнения исследования у студента может зависеть не только текущая успеваемость, но и допуск к итоговой аттестации или защите ВКР. Поэтому к подготовке столь уникального научно-исследовательского многокомпонентного проекта подходят с чувством тотальной ответственности.

Качественно подготовленную междисциплинарную курсовую работы исследователи в перспективе преобразовать в научные статьи, часть научной работы (монографии или диссертации), что облегчит получение допуска к защите и непосредственно итоговую аттестацию.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

3 комментариев к “Что такое междисциплинарная курсовая работа: понятие, особенности”

  • Как я поняла из статьи, междисциплинарная курсовая выполняется только в рамках смежных предметов или по комбинированным профилям. А может быть написан такой проект по двум разным областям, но так сказать в «одном флаконе». Допустим, написание проекта, который подчеркивает экономическую эффективность новой детали (то есть будет техническая часть – чертежи расчеты, и экономическая). Такой материал тоже будет междисциплинарным или как?

    • Добрый день, Олеся. В вашем случае описание подходит больше к классической курсовой работе с обоснованием выдвинутого решения. Рекомендуем Вам уточнить вид курсовой работы у научного руководителя. Как правило, изначально данный момент конкретизируется в методических рекомендациях, так как на титульном листе будет прописываться «Междисциплинарная курсовая работа». Чаще всего она выполняется по смежным и/или основным профильным дисциплинам.

  • Простое и ясное описание термина. Я бы добавила, что такой проект непросто выполнять, так как придется разбираться в теме как минимум с двух научных позиций, приводить соответствующие аргументы, но сам по себе исследовательски процесс будет интереснее и даже полезнее для студента.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *