Любая программа (будь то в школе, сузе или вузе) подлежит подробному писанию и проектированию с учетом множества факторов и специфических черт. Именно проектирование и планирование учебного процесса позволяет упорядочить ход погружения в профиль, материал и облегчить освоение новых вершин, развитие соответствующих навыков и качеств. Сегодня мы расскажем об особенностях проектирования и планирования учебного процесса в образовательных заведениях.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие, функции и роль проектирования и планирования учебного процесса
Учебный процесс представляет собой взаимодействие преподавателей и подопечных, в рамках которого происходит обмен информацией и опытом, развитие личности. Данный процесс протекает как в стенах образовательных заведений, так ив каждой семье отдельно с учетом имеющихся в ней ценностей, правил и пр.
В школах, сузах и университетах он протекает по единой и заранее утвержденной траектории. Она создается в результате тщательного проектирования (предварительного описания в общем контексте) и планирования (детализированного описания всех мероприятий и действий, этапов) программы и способов ее реализации.
О создании образовательных программ мы уже писали в одной из наших статей. Сегодня мы расскажем об особенностях ее реализации в рамках учебного процесса и порядке организации этого действия.
Под проектированием учебного процесса следует понимать предварительное описание хода реализации образовательной программы с акцентом на предметные и тематические особенности, педагогические методы и подходы, материально-технические и иные условия реализации. Планирование же дополняет общий план действий, детализирует его и делает более целенаправленным, ограниченным (по объему, времени и прочим параметрам), посильным для каждой из сторон (как для педагога, так и для целевой аудитории).
Среди ключевых функций проектирования и планирования учебного процесса можно выделить:
- Описательная или информационная, которая заключается в предварительном описании хода учебного процесса (как будет реализовываться программа) и ее детализации с учетом специфики деятельности учебного заведения, действующего в нем профессорско-преподавательского состава, основной категории учащихся и п. То есть проектирование и планирование позволяет предоставить общие сведения о конкретном направлении: для кого, что будет освещаться, как будет проходить обучение (основные этапы);
- Адаптационная функция. Ее реализация основывается на уточнении отдельных моментов образовательной программы и учебного плана с акцентом на инфраструктуру и материально-техническую базу заведения, действующие регламенты ФГОС и требования рынка труда, организацию учебного процесса и формирование расписания занятия, планирования каждого занятия и ведение соответствующей документации. То есть проектирование и планирование позволяет подготовить конкретную программу для реализации в определенных условиях, сделать ее доступной для конкретной группы лиц и пр.;
- Коммуникативная задача рассматриваемых процессов состоит в том, чтобы подготовить почву для взаимодействия заведения, педагогов и учащихся. В данном случае проектирование и планирование учебного процесса предоставит каждой из сторон основные сведения о предстоящем «погружении»: где будет проходить обучение, как оно будет протекать (общая нагрузка, специфика занятий, теория и практика и пр.), порядок взаимодействия между сторонами в рамках учебной и внеурочной деятельности и пр.;
- Прогнозная функция позволит получить общие представления о результатах обучения, роли каждого предмета в подготовке индивида, а также поможет соотнести ожидаемые результаты с действующими условиями на рынке труда, требованиями работодателей и ожиданиями абитуриентов/студентов.
Проектирование и планирование учебного процесса – важнейший этап при подготовке к реализации основной программы. Он нацелен на тщательную подготовку каждого педагога к реализации возложенных на него обязательств с акцентом на распределение нагрузки, последовательность изучения заявленных тем и моментов в рамках обозначенного предмета.
Уровни и виды проектирования и планирования учебного процесса
Организацией учебного процесса занимаются самые разные инстанции, органы и лица. Но все они в единой связке нацелены на создание благоприятных, доступных и ценных условий по подготовке учащихся, специалистов и личностей в целом.
На федеральном уровне проектированием и подготовкой всевозможных рекомендаций, методичек по организации и реализации программ, учебного процесса занимается Министерство образования и науки. В данном случае задается общая (основная) траектория с отражением ключевых моментов и параметров подготовки. Все регламентирующие параметры и нормы отражаются в требованиях ФГОС. О базовых параметрах государственных стандартов мы писали ранее.
На образовательном (на базе конкретного заведения) уровне проектированием учебного процесса в отношении всех заявленных и действующих программ занимается администрация учебного учреждения. В данном случае базовые правила ФГОС повергаются адаптации под текущие условия и возможности с акцентом на подготовку и опыт профессорско-преподавательского состава, материально-техническую базу, основным направления подготовки и уровни образования, специфик разработанных (утвержденных) направлений обучения и пр. В данном случае результаты организации учебного процесса оформляются в виде учебных программ, годового плана обучения, образовательной программы и пр.
Третий уровень проектирования и планирования учебного процесса – частный, индивидуальный или попредметный. Его реализация возлагается на конкретного педагога-предметника, который уточняет ход погружения в дисциплину с учетом специфики условий его преподавания (направление или специальность, роль и пр.). В данном случае в ходе проектирования и планирования уточняется тематика и объем, виды и характер занятий, подбирается основная информационная и практическая база и пр. Результаты организационно-проектировочной деятельности подлежат оформлению в виде рабочих программ, пакетов ФОС и КОС, план-конспектов занятий, учебного плана, календарно-тематического плана, технологической карты или сценария занятий и пр.
Проектирование и планирование на федеральном и образовательном уровне носит общий характер и задает лишь конкретные цели, требования и ограничения. Частная проработка учебного процесса со стороны педагога уточняет ход погружения в предмет и темы с акцентом на выше обозначенные ориентиры и требования. В данном случае преподаватель уточняет состав тем и информационную базу, условия реализации и типы задания, методические основы и педагогические методы работы, сроки реализации и пр. То есть именно на этом уровне происходит тотальное планирование и детализация учебного процесса.
Правила проектирования и планирования учебного процесса
Проектирование и планирование обучения — важнейший организационный процесс, который учитывает массу правил и факторов.
В числе основополагающих условий, влияющих на ход и особенности подготовки программы к реализации можно выделить следующие:
- Уровень образования. В данном случае организация хода обучения будет учитывать глубину погружения в каждый заявленный предмет, общую продолжительность обучения и требования ФГОС;
- Характер программы. В случае с академическими направлениями в учебном процессе будут преобладать гуманитарные и теоретические подходы, а в отношении прикладных и научно-исследовательских специализаций – предпочтение отдается практическим занятиям, лабораторным работам и пр. То есть условия обучения будут разниться;
- Специализация. В зависимости от научной и практической принадлежности программы, формат, условия, требования и основные моменты учебного процесса будут разниться. Акцент будет делаться на определенной группе предметов с учетом их роль в подготовке специалиста или личности, глубине погружения и пр.;
- Внутриорганизационные условия реализации. В данном случае проектирование и планирование учебного процесса должно быть посильным для образовательного заведения и педагога, учитывать располагаемую ресурсную, материально-техническую, кадровую базу данных и пр.
- Целевая аудитория и уровень ее подготовки. В этом случае проектирование и планирование учебного процесса будет ориентировано на углубление текущих познаний и совершенствование. Расширение умений и навыков в рамках предмета и общей программы.
То есть на ход проектирования и планирования учебного процесса влияет масса факторов, предопределяющих суть обучения и делающих его доступным и реалистичным для каждой из сторон.
Рассматриваемые организационные парадигмы подлежат реализации с учетом ряда общих правил. Первым каноном выступает принцип целеполагания. Согласно ему, обучение по определенной программе (на всех уровнях образования) должно быть ориентировано на конкретные (ожидаемые, прогнозируемые, требуемые) конечные результаты. То есть направление подготовки и изучение каждого предмета будет развивать определенный набор знаний, качеств и компетенций, пригодных в перспективе как в повседневной, так и профессиональной жизни.
Второе правило проектирования и планирования ученого процесса заключается в ограниченности. Данный момент проявляется в различного рода ограничениях, действующих в образовательных заведениях. Это могут быть сроки реализации программы, предметные границы (набор тем с акцентом на определенную научную плоскость, академические часы и пр.), особенности целевой аудитории и уровень ее текущей подготовки, специализация, ресурсная база заведения и пр.
Третий принцип – законодательный. Он предполагает следование базовых требованиям ФГОС с учетом уровня образования, действующих инструкций и параметров, нормативов и ориентиров, методических и юридических парадигм.
Четвертое правило проектирования и планирования учебного процесса – сбалансированность. В данном случае разработчику и реализатору предстоит грамотно соотнести все необходимые элементы обучения, распределить нагрузку, предметный состав, виды занятий и их соотношение с учетом общей траектории и специфики направления подготовки. Также важно подобрать подходящий инструментарий и методы обучения.
Пятый принцип организации учебного процесса основан на преемственности, которая предполагает взаимовыгодный обмен опытом, знаниями, идеями при погружении в тему, предмет или направление. В данном случае приоритет отдается педагогу – он делится актуальными знаниями, мнением, опытом, а учащийся внимает и вникает, запоминает и развивает конкретные навыки и знания. В то же время целевая аудитория может помогать педагогу в реализации учебного процесса, предлагая новые идеи и подходы к организации и проведению занятий и пр. То есть в рамках проектирования и планирования важно предусмотреть коммуникационные приемы вовлечения целевой аудитории в учебу, предложив при этом соответствующие мероприятия, задания, инструменты и т.д.
Шестое право проектирования или планирования учебного процесса – последовательность. В данном случае важно обеспечить поэтапное погружение в предметы и определенные уровни развития, чтобы ход освоения намеченной траектории был постепенным, понятным и посильным для целевой аудитории, учитывал текущий уровень подготовки учащихся и позволял восполнять пробелы, расширять их кругозор и пр.
Седьмой принцип проектирования и планирования учебного процесса –актуальность. Он гласит, что освещаемые в рамках обучения материалы должны быть свежими, современными, подчеркивать реалии, затрагивая эволюцию темы и проблемы. То есть развиваемые в рамках освоения предметов и программы знания, представления и навыки должны быть ориентированы на текущие условия, параметры и требования рынка труда, состояния дел в отрасли и науке.
Согласитесь, что условий, факторов и правил, затрагивающих процесс проектирования и планирования учебного процесса немало. В ходе организации условий для обучения важно учесть все параметры. Только в этом случае реализация образовательных программ будет эффективной.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Схема проектирования и планирования учебного процесса
Проектирование и планирование учебного процесса призвано грамотно внедрить или адаптировать разработанную и утвержденную в стенах образовательного заведения программу. Данные инструменты детализируют ход подготовки целевой аудитории и учитывают особенности возможности образовательного заведения, придавая соответствующему направлению ряд индивидуальных черт.
Первым этапом проектирования учебного процесса служит исследование намеченной образовательной программы и требований ФГОС, а также внутренних регламентов и особенностей учебного центра. В данном случае необходимо выделить направление обучения и намеченные результаты обучения, оценить предметный состав и сопоставить соответствующие моменты с действующими требованиями ФГОС (притом важно учесть уровень образования, в рамках которого планируется внедрение и реализация соответствующей комбинации).
Далее происходит изучение особенностей функционирования и подготовки образовательного заведения: материально-технические условия, педагогический состав, основные направления подготовки и пр. Указанные параметры позволят грамотно переложить общую траекторию обучения на посильный и эффективный лад, задать ряд ограничений и пересмотреть подходы к реализации предметов.
Не менее важно оценить общие сроки реализации всей программы, чтобы в дальнейшем грамотно распределить предметный набор по срокам, глубине погружения, роли, формату занятий и пр.
То есть первым шагом в рамках проектирования и планирования учебного процесса становится знакомство с общей заданной траекторией обучения с акцентом на специальность, уровень образования, возможности учебного центра и последовательность освоения дисциплин и пр. На основе данного анализа становится ясно: чему должен обучиться индивид, где он будет проходить подготовку, сроки обучения, этапы обучения, основные виды деятельности и пр.
Вторым шагом на пути к проектированию и планировании учебного процесса становится тотальный анализ образовательной программы, то есть оценка общей траектории обучения с учетом всех ее специфических черт: характер (академический или прикладной), направление (общее, профессиональное и конкретная специализация), намеченные результаты обучения, сроки реализации всей программы и пр. В данном случае можно получить общие представления предметном составе и роли каждой дисциплине в подготовке целевой аудитории, степени соответствия намеченной траектории параметрам ФГОС и возможностям учебного заведения, определить примерную нагрузку и специфику соответствующей ниши.
Ключевым моментом на данном оценочном этапе становится то, что исследователь определяет возможности совершенствования и уточнения отдельных предметов, деталей изучения с целью оптимизации и актуализации траектории.
Третий этап проектирования и планирования учебного процесса предполагает структурное оформление образовательной программы. В данном случае важно определить баланс дисциплин и форматов занятий с акцентом на цели, характер намеченной программы обучения, ступень образовании, нишу (специальность) и прочие нюансы. Поэтому разработчику предстоит точно определить роль, цел и особенности каждого заявленного предмета, отметить допустимый объем теории и практики, научно-исследовательской деятельности и проектной деятельности учащихся, особенности прохождения аттестации (распределение дисциплин по принципу зачет или экзамен) и пр. То есть в рамках структурного проектирования важно отметить конкретный набор тем, методов обучения, формат занятий, академический часы на каждую дисциплину и пр.
Четвертый этап – предметное проектирование и планирование занятий. Данная миссия возлагается сугубо на преподавателя, который будет реализовывать общий план действий в стенах конкретного заведения, работать с целевой аудиторией. В данном случае ему предстоит детализировать каждое занятие. Для этого важно тщательно проанализировать намеченный ученый план, сформировать календарно-тематический план в рамках поверенных дисциплин, подготовить рабочую программу по предмету, сформировать сценарии занятий и план-конспекты, подготовить указания к реализации (методические рекомендации, инструкции, разработать пакеты ФОС и КОС, задания для самоизучения и пр.). Притом уточнение в рамках каждого предмета должно укладывать в общие рамки реализации образовательной программы, учитывать возможности образовательного центра (по месту реализации).
Пятый этап – согласование всех намеченных этапов по реализации учебного плана (по предметно) и внедрение обозначенной траектории на практике. При необходимости педагоги имеют право корректировать план обучения, но отклоняться от основной образовательной программы и параметров ФГОС в рамках соответствующего направления подготовки недопустимо.
Таким образом, проектирование и планирование учебного процесса призвано уточнить предметный и структурный состав программы, сделать его реалистичным, посильным и доступным для всех участников обучения, а также облегчить ход достижения намеченных целей и результатов.
Особенности проектирования и детализации учебного процесса по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры
Организация хода обучения будет проходить специфично на каждом уровне образования. В зависимости от постигаемой ступени состав образовательной программы и характер предметов, форматов будет разниться.
Основание для сравнения | Бакалавриат | Специалитет, магистратура | Аспирантура |
Глубина погружения в предметы | Минимальная, для получения общих представлений и развития базовых профессиональных качеств | Средняя, ориентированная на развитие узких компетенций и обретение современных представлений по профилю | Глубокая, предполагающая изучение современного положения дел в науке и отрасли |
Соотношение предметов | Преобладает теория над практикой | Акцент делается на профильных предметах с углубленной теорией, преобладание практики и научных исследований | Самоизучение современных тенденций и проведение научного исследования |
Результаты обучения | Базовая подготовка, рабочая квалификация | Углубленная подготовка, рабочая квалификация | Глубокая подготовка, ученая степень |
Формат занятий | Лекции и семинары, практика | Лекции и семинары, практикумы, практика | Лекции, НИР, аспирантская практика |
Информационная база обучения | Учебники, справочники, энциклопедии, результаты практики | Учебные и методические пособия, научная литература, практика | Научная литература, научные исследования, практика |
Аттестация | Зачеты, сессия, защита дипломной работы или магистерской диссертации | Сессия, защита отчета о НИР, защита кандидатской диссертации |
Учебный процесс в рамках бакалаврских направлений ориентирован на предоставление студентам общих представлений по специальности. В данном случае будет преобладать теоретическая подготовка с элементами практики и минимальным вовлечением исследовательской деятельности. Поэтому ход обучения чаще всего представлен в виде лекций, семинаров, небольшого объема практики, а также подготовки курсовых работ, отчетов по практике и защитой ВКР. Чаще всего обучение бакалавров сводится к использованию классических приемов и канонов, инструментов.
Учебный процесс по специалитетским и магистерским направлениям более уточненный и ориентирован на самообразование. В данном случае теоретическая подготовка отводится на самоизучение, основной акцент делается на научно-исследовательских работах и практике с освоением узких дисциплин (профильных). Сроки подготовки короткие – 2 года. На протяжении этого периода магистранты и студенты специалитета сразу же погружаются в основную часть программы без лишних модулей (общеобразовательная часть фактически отсутствует).
При проектировании образовательного процесса на базе специалитета и магистратуры важен тщательный предметный подбор материалов, учет текущей подготовки целевой аудитории, цели программы и параметры ФГОС, специфика и возможности образовательного заведения.
Проектирование учебного процесса на базе аспирантуры требует тотального подхода к оценке образовательной траектории и намеченной программы. В данном случае теория сведена к минимуму, основной акцент делается на проведении научного исследования и формирования кандидатской диссертации, подготовке научных статей по теме исследования, своевременное написание и защита отчета о НИР и пр. Сроки обучения ограничены – 3 года. Предметный состав в данном случае сугубо профессиональный, но с максимальным погружением в последние достижения науки и техники, научные работы и пр.
Проектирование и планирование учебного процесса – обязательная процедура, позволяющая адаптировать и усовершенствовать ход подготовки учащихся и дипломантов, повысить качество профессионального воспитания. Без данных мероприятий реализовать образовательные программы и учебные планы невозможно. Реализацией столь серьезных инструментов занимаются только квалифицированные специалисты: разработчики образовательных программ, администрация учебного заведения, преподаватели и пр.
Таким образом, проектирование и планирование учебного процесса на каждой ступени образования проходит специфично и требует тотальной подготовки эксперта: чем выше уровень подготовки, тем жестче и серьезнее учебный процесс и требуется тщательная проработка всех деталей и нюансов для подготовки описанных документально условий к реалиям.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!