Видов контрольных работ по русскому языку немало – от диктанта и теста до изложения и комбинированных проверочных. Только люди с природной грамотностью и орфографической зоркостью могут без подготовки справиться с контрольной. В остальных случаях нужно учиться написанию контрольных работ, и в этом можно преуспеть.
СОДЕРЖАНИЕ
Специфика
Сначала нужно понять все требования, выдвигаемые к выполнению контрольной, и ее формат. Работу можно писать в классе/аудитории, или выполнять дома и сдавать в электронном или письменном виде.
Основные виды контрольных работ по русскому языку:
- Диктант. Проверяет грамотность учащихся, знание орфографии, синтаксиса и пунктуации.
- Диктант с заданиями. Помимо текста, который учащийся записывает под диктовку, ему предлагается выполнить задания к нему. Например, выписать слова с определенной орфограммой, найти грамматическую основу в конкретном предложении, выписать словосочетания определенного типа.
- Изложение. Письменный пересказ текста близко к оригиналу.
- Сочинение. Структурированное рассуждение учащегося на конкретную тему.
- Тест. Вопросы по определенной теме или общему курсу русского языка, предполагаются варианты ответов на выбор.
- Самостоятельная работа. Несколько разных заданий, проверяющих конкретную тему или знание предмета в целом.
- Комбинированная работа. Преподаватель может совместить несколько вариантов, это определяется его творческим подходом к составлению заданий.
По каждому виду работы есть критерии оценивания, они строгие и прописаны в методических рекомендациях для преподавателей. Учащиеся тоже могут с ними ознакомиться.
Как правильно повторять изученное
Обычно к контрольной нужно готовиться: кому-то достаточно беглого просмотра правил, кто-то же выделяет несколько дней на качественную, системную подготовку.
8 правил хорошей подготовки к контрольной:
- Дисциплина. Определить время, которое будет выделено на повтор. Например, каждый вечер с 19.00 до 20.00. Если готовиться хаотично, задача сильно усложниться.
- Идти по плану. Лучше расписать основные темы и моменты, которые следует повторить, и буквально идти по дням. Любые «перескакивания» только в ущерб подготовке.
- Самопроверка. Что-то повторили, подучили, нужно обязательно проверить себя. Например, написать любой тест по теме, пусть даже маленький.
- Контроль пройденного. То, что уже повторили, следует как-то помечать – например, вычеркивать в списке или ставить галочки. Так создается эффект контроля над объемом материала для повторения, это важный психологический момент.
- Обобщение. Темы между собой связаны, и нужно учитывать это и находить связи – помогают этому тесты и комбинированные задания.
- Прорабатывать сложное/пробелы. На те темы и правила, которые тяжелее даются, всегда нужно делать акцент.
- Не пропускать подготовку. Не выдумывать причины, чтобы от нее отказаться, разные хитрости и уловки. За часовые занятия в течение недели можно повторить огромный пласт материала.
- Каждый день хотя бы на 10 минут заходить на сайты вроде Орфограммки.ру. Это замечательная возможность в занимательной форме изучать и повторять темы по русскому языку, повышать общую грамотность, обогащать словарный запас.
В искусстве написания контрольных нет приемов и техник, которые исключали бы дисциплину и кропотливую работу. Но при этом необязательно корпеть над учебниками часами.
Почему тесты – незаменимые тренажеры
Даже если контрольная работа не будет выполняться в виде теста, отказаться от их решения было бы странной идеей. Они считаются теми самыми универсальными тренажерами, которые дают возможность качественно и количественно проработать тему/правило.
Тесты помогают не в теории, а на практике изучить тему: многократные повторения, решения аналогичных заданий отрабатывают алгоритм применения правила. Плюс, чем больше ты решил тестов, тем больше вероятности, что на контрольной тебе попадется задание/пример/слово из теста.
Как лучше решать тесты:
- каждый день по полчаса – этого уже достаточно, чтобы повторить и закрепить большие объемы материала;
- начинать нужно с тематических тестов, а потом переходить к обобщающим;
- чередовать печатные тесты с цифровыми;
- пользоваться онлайн-конструкторами тестов – они позволяют создавать тесты строго по тем вопросам, которые в данный момент нужно отработать.
Тесты можно решать в транспорте, в перерывах и на переменках, в любые паузы. Всего 10 минут, а за них можно прорешать 30 заданий, и это будут продуктивные минуты.
Как повысить грамотность
Контрольная по русскому языку, в первую очередь, проверяет грамотность учащегося. Потому повышение этого показателя – основная задача подготовки. Ошибочно думать, что если от природы у человека нет языковых способностей, он не может их развить.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Доступные всем способы повышения грамотности:
- Много читать. Банальность совета не отменяет его эффективности. Люди, которые много читают, только зрительно выхватывают огромные объемы языковой информации. Многие слова они не анализируют с точки зрения правил, а просто визуально представляют их правильное написание.
- Учить по 3-5 новых слов в день. Новых – в плане написания. Слова можно выписывать на листочек и фиксировать на холодильнике (мудборде). Их можно оставлять в заметках в мессенджерах, словом, просматривать, возвращаться к ним.
- Регулярно обращаться к специальным сервисам. Грамота. ру, Орфограммка. ру – как раз такие. Информация подается так, чтобы усваивать ее было легче. Сервисы современные, они увлекают пользователя, дают много новой и интересной информации.
- Решать задания из учебника, тесты. В этом нет ничего нового, но это точно работает.
Современный человек потребляет огромное количество информации. Даже один серфинг в соцсетях – это тексты, которые регулярно появляются перед глазами. Хорошо, если они составлены грамотно, а вот собирать чужие ошибки даже опасно. Потому очень важно, чтобы учащийся контролировал то языковое поле, в котором он находится.
Контрольная в аудитории: как справиться с заданиями
Если вид работы заключается в написании текстов или решении заданий прямо в аудитории, на первый план выходит концентрация, собранность и глубокая работа над материалом. Любое волнение и поспешность могут помешать получить хорошую оценку.
Как справиться с заданиями – психологические приемы:
- Настройка на успех. Входить в кабинет следует без дрожи и ощущения скованности. Очень важна концентрация, вера в себя, самоподбадривание.
- Нужно слушать педагога. Он может объяснить специфику выполнения заданий, дать подсказки, правильно настроить. Когда говорит преподаватель, нужно слушать его – ничего не повторять в уме, не смотреть по сторонам, не смотреть в лист с заданиями.
- Внимательно ознакомиться с заданиями. Прочитать и вникнуть, понять. Типичная ошибка учащихся – не дочитать задание, и выполнить то, о чем не просили.
- Глубоко дышать. Глубокое дыхание повышает уровень кислорода в крови, что важно для работы мозга и когнитивных процессов. Это помогает мыслить ясно, это влияет и на скорость мышления. Воздух следует вдыхать через нос в течение 10 секунд, медленный выдох – через рот, и так повторить несколько раз.
- Отвечать на вопросы по порядку. Если контрольная представлена в виде вопросов и заданий, лучше не перескакивать, а следовать алгоритму. Не знаешь, как решать, нужно пропустить. Текст задания все равно остается на уровне подкорки, и мозг в автоматическом режиме будет пытаться его решить.
- Обязательно вернуться к ответам после выполнения всей работы. Так можно заметить ошибку, увидеть недочет. Если что-то делается на автоматизме, ошибки действительно могут быть случайны. Потому проверка всегда нужна.
Все знают, что перед экзаменом или контрольной нужно высыпаться, но далеко не все понимают, почему. Здоровый, крепкий сон – это ясное мышление, продуктивное использование своих когнитивных возможностей, собранность и сосредоточенность. К тому же темы, особенно новые, должны буквально закрепиться в памяти. И происходит это частично во время сна, его нехватка просто не позволит этого сделать.
Хитрости подготовки: как лучше запоминать сложный материал
Каждый учитель или репетитор знает приемы, помогающие усваивать сложные темы, запоминать правила, на которых многие ученики «спотыкаются». Эти же приемы можно использовать для самоподготовки.
12 приемов успешного запоминания в русском языке:
- Письмо двумя ручками. Сложные моменты (орфограммы) выделять следует ручкой другого цвета, чтобы это место буквально бросалось в глаза.
- Орфографическое чтение. Проговаривание слова так, как оно пишется – запоминание написания не только визуально, но и на слух. Учащимся-аудиалам так нужно делать обязательно.
- Запись предложения под собственную диктовку. Самодиктовка очень эффективна: работают все процессы для анализа текста и актуализации знаний.
- «Писать» в уме названия предметов. Например, человек приходит в кафе и все, что перед собой видит, он «прописывает» в голове: салфетница, приборы, клиент, декор, кассовый аппарат и т.д. Если в написании какого-то слова он засомневался, нужно проверить в интернете.
- Чтение диктантов. Все просто: покупаешь (или находишь в цифровом варианте) сборник диктантов и каждый день читаешь один из них. Внимательно, можно – с проговариванием слов. После прочтение по предложению нужно охватить взглядом весь текст целиком, не читать его внутри, а просто пытаться запомнить картинкой.
- Саморедактура. После написания поста в соцсетях или просто сообщения в мессенджере следует проверить его через любой сервис повышения грамотности.
- Сложное слово – 10 раз. Слово, которое тяжело запоминается, нужно в столбик от руки написать 10 раз. Мысленно его следует проговаривать.
- Карточки-ассоциации. Слова, которые пишутся похоже, следует объединять группами и переписывать на карточки. Потом эти карточки просто смотришь, перекладываешь, держишь на виду. Например, карточка может состоять из трех слов: ассоциация, ассимиляция, ассистент.
- Участие в проектах «Национальный диктант» и тому подобных. Диктант происходит онлайн, дистанционно его пишут сотни, а то и тысячи человек. Это полезно, интересно и выглядит как небольшое приключение.
- Работа выделителем. Нужно брать любой сборник заданий по русскому языку и работать на одной странице с выделителем. Выполнить задания, проверить, а потом специальным маркером выделить слова, написание которых вызвало затруднение. После этого нужно в течение пары минут просто смотреть на страничку, пытаясь запомнить ее как картинку.
- Тесты каждый день. Этот универсальный совет уже был выше, и его сложно переоценить. Как тренажер «языковых мышц» тест не имеет более доступных аналогов.
- Подключение голосового помощника. Умные роботизированные системы могут не просто подсказывать, как пишется то или иное слово – они еще и объясняют правила.
Любая работа, подготовка требует системного подхода. Выиграет тот, кто занимается постоянно, не жалеет сил и времени, не пропускает занятий. При таком подходе даже слабые природные способности можно значительно развить.
Как справиться с теоретической контрольной по русскому языку
Такой тип академических работ редкий, но встречается (особенно у студентов профильных ВУЗов). Обычно подобные работы носят функцию исследования, глубокого изучения конкретной темы. Они требуют погружения в нее, осмысления нескольких источников, обобщения и сравнения.
В теоретической контрольной важно раскрыть содержание вопроса, но грамотность никто не отменял. И в данном случае за ее недостаточность будет снижена оценка. Потому проверка текста обязательна, если учащийся не уверен в своих силах, помогут сервисы проверки грамотности.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!