Исследование проблемы: понятие, способы, советы

Выполнение любой курсовой, дипломной, научной работы сводится не просто к изучению темы. В данном деле важно разобраться с конкретной проблемой, которая завуалирована в заглавии и представляет определенную сложность, противоречие, сомнение или угрозу для объекта исследования. Далеко не каждый студент понимает, как работать и что вообще нужно делать с этой категорией. Сегодня мы расскажем об исследовании проблемы при выполнении студенческих и научных работ.

Исследование проблемы: понятие, способы, советы
Выполнение любой курсовой, дипломной, научной работы сводится не просто к изучению темы. В данном деле важно разобраться с конкретной проблемой, которая завуалирована в заглавии и представляет определенную сложность, противоречие, сомнение или угрозу для объекта исследования. Далеко не каждый студент понимает, как работать и что вообще нужно делать с этой категорией. Сегодня мы расскажем об исследовании проблемы при выполнении студенческих и научных работ.

Место и роль проблемы в курсовых, дипломных и научно-исследовательских проектах

Независимо от тематической, предметной или научной принадлежности, любой проект – это не просто обзор выбранной темы (то есть писание правил, категорий и пр.). Подготовка исследования любого масштаба и формата предполагает изучение конкретной проблемы и поиск ее решения, притом решение может быть общим (инструктивным, методическим) и частным (для конкретной ситуации, случая и пр.).

Проблема изыскания проявляется от начала до конца проекта, начиная с титульной страницы и заканчивая заключением и списком литературы. Самым простым способом ее отражения выступают:

  • Тема исследования, где проблема будет описана в нескольких словах, ключах. Чаще всего проблематика скрыта в конце формулировки заглавия;
  • Содержание: каждая глава и подпункт будет постепенно раскрывать определенную сторону проблемной зоны: понятия, способы работы с наиболее важными моментами (как искать, симптоматика, способы решения и пр.);
  • Основной текст проекта, где будет описываться и решаться проблема на конкретном примере;
  • Список литературы, где все задействованные первоисточники будут затрагивать тему в общем, а также акцентировать внимание на исследовании решении определенного вопроса, с конкретной позиции, на базе собранных доказательств и пр.

Таким образом, проблема исследования проявляется от начала до конца студенческой или научной работы, начиная от заглавия и заканчивая заключением, библиографией и приложениями. Она найдет отражение в том или ином виде в каждом разделе и подпункте, но с определенной позиции. В одном случае – будет просто описана (причины появления и провоцирующие факторы, симптоматика, способы воздействия способы решения), в другом – протестирована на примере конкретного объекта, в третьем – решена с помощью определённых комбинаций и действий автора, современных возможностей и пр.

Специфика проблемы в исследовании
Специфика проблемы в исследовании

В чистом виде проблема находит отражение во введении и заключении при констатации научного аппарата проекта. Притом во введении происходит постановка проблемы, а в заключении – ее решение и оценка его эффективности, рекомендации по внедрению инноваций и пр.

Фактически, без исследования проблемы невозможно подготовить ни один студенческий или научный проект. Отсутствие проблемы в НИР фактически превращает научное погружение в простой обзор или реферат описательного плана, где не требуется предпринимать каких-либо практических действий. Поэтому без постановки проблемы – нет исследования, а без исследования невозможно найти современный способ решения существующих уязвимых и противоречивых моментов.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: проблема – это ядро любого проекта, на котором завязан весь ход изыскания. Именно оно задает курсовой, дипломной или научной работе индивидуальность, масштабы, новизну и значимость. Притом проблема проявляется и решается на протяжении всего исследования, а оформляется – кратко, емко, но доступно (как в текстовой, так и графической форме).

Схема работы с проблемой исследования при выполнении студенческих и научных работ

Вид и масштабы исследования не играют существенной роли при работе с проблемой и темой. От указанных категорий зависит лишь глуби на погружения и качество изыскания.

Поиск и решение проблемы в явном виде подчеркивает уровень подготовки и компетентности автора НИР: что он умеет, какой позиции придерживается и как ее обосновывает, какими инструментами и методами пользуется, что предлагает и почему. Но в целом алгоритм по работе с проблемой исследования можно показать в виде следующей схемы действий:

  • Шаг №1. Описание проблемы.

Самое первое, что делает автор исследования – это разбирается в основных моментах в рамках темы, то есть описывает проблему с научной точки зрения, излагая известные факты подходы, теории, правила по ней. В данном случае он определяет ее симптоматику, характер воздействия на объект, способы решения, воздействующие факторы и прочие нюансы.

На описательном этапе студенту или исследователю предстоит разобраться и понять принцип «работы проблемы», способы ее диагностики (какая информация потребуется, что с ней делать и пр.) и определить способ воздействия на нее с целью минимизации негативных последствий.

Обратите внимание, что описание проблемы в исследовании будет происходить повсеместно: в теории – общая характеристика, в практическом разделе – непосредственный разбор проблемы на конкретном примере (объекте) с констатацией выводов: в чем она проявляется, как воздействует, что спровоцировало ее появление, как воздействовать, оценка предлагаемых решений (затратность, эффективность, инновации и пр.). В каждом разделе проблемы будет описан с определенной позиции: аналитическая часть – симптомы, отклонения, причинно-следственные связи и пр., в рекомендательном – решение проблемы (действия, результативность, целесообразность и необходимость перемен и пр.).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

  • Шаг №2. Диагностика проблемы.

Данный этап описывается в теории в виде подобранной методики, а в практическом разделе непосредственно реализуется автором НИР путем подставления имеющихся данных в рамках конкретных формул, этапов, и пр.

Самыми популярными методами по диагностике выступают: использование традиционных или проверенных, классических подходов, разработанных учеными, экспертами, описанными в учебниках и научной литературе. В данном случае достаточно подставить имеющиеся данные в соответствующие этапы, произвести необходимые расчеты, проанализировать результаты и сформулировать обоснованные выводы относительно наличия или отсутствия проблемы, провоцирующих факторов и пр.

В числе приоритетных приемов по диагностике проблемы исследования можно выделить: факторный анализ, сравнение, анализ данных, математическое моделирование, компьютерное моделирование. В целом постановка проблемы предполагает соблюдение четкой последовательности действий, учет действующих норм и конкретизацию текущих тенденций в рамках изучаемого объекта. То есть опираться придется на теоретические подходы, нормы, отраслевые показатели, данные прошлых лет и выявленные тенденции (изменения, отклонения, их характер и пр.).

Как работать с проблемой в ходе выполнения исследования?
Как работать с проблемой в ходе выполнения исследования?
  • Шаг №3. Решение проблемы.

По мере определения симптомов и силы воздействия проблемы на объект исследования, факторов-провокаторов, автору НИР предстоит разработать четкий план по воздействию на нее.

Обратите внимание, что решение проблемы – это не обязательно полная ликвидация противоречия, нюансов или негативных последствий. Порой моментально избавиться от нее невозможно. В данном случае решение будет предполагать снижение негативного воздействия на объект, минимизацию рисков и угроз, расходов, повышение эффективности деятельности объекта и пр. Но в любом случае решение предполагает определенные преобразования, перемены, которые должны быть тщательно спланированы и обоснованы.

Решение проблемы предстанет перед автором в виде плана мероприятий с отражением конкретных действий, сроков реализации. Все они будут акцентированы на проблеме, воздействующих факторах, результатах деятельности объекта. Обоснование предлагаемых новшеств производится с помощью методов прогнозирования, оценки изменения с помощью факторного анализа или апробации данных. Все зависит от желания и возможностей исследователя, характера НИР, глубины погружения в тему, располагаемых ресурсов и данных.

  • Шаг №4. Рекомендации по внедрению решения.

Эта стадия реализуется преимущественно в серьезных изысканиях – дипломных работах, монографиях, диссертациях. Притом рекомендации уместны как для конкретного объекта, так и в общем ракурсе, если автор намерен внедрять инновационные приемы и методы, схемы. В данном случае целесообразно разработать инструкцию, которая укажет: что необходимо учитывать при внедрении, в каких сегментах (сферах, отраслях, моментах и пр.) уместно разработанное решение, к чему может привести и пр.

Фактически, указанная комбинация действий по работе с проблемой исследования очерчивает общий кастет студенческого или научного проекта, где каждому разделу свойственен определённый шаг по исследованию проблемной зоны.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Как сформулировать проблему исследования в студенческих и научных работах?

После того как автор вник в суть темы, сумел определить проблему, важно грамотно ее отразить в тексте курсовой, дипломной или научной работы. Самой большой загвоздкой в этом деле является корректное и понятное отражение проблемы, то есть ее краткое и емкое описание. Оно приводится во введении исследования в виде пары предложений, призванных отметить ее проявление и роль, показать актуальность темы в общем и необходимость действий, инноваций и пр.

Согласно общим правилам постановки и формулировки проблемы в исследовании, описание данного момента должно соответствовать следующим требованиям:

  • Проблема – центр изучаемой темы. Данное утверждение предполагает, что проблема исследования должна вписываться в утвержденную формулировки темы, быть в «центре» событий, а значит соответствовать параметрам актуальности;
  • Формулировка должна кратко и емко описывать проблему, то есть что именно автор намерен изучить и решить, какое противоречие не дает ему покоя и пр.;
  • Подчеркивание характера исследования и его направление. В данном случае формулировка проблемы должна отмечать, какие действия исследователь намерен предпринять: изучить – теоретический и описательный характер, исследовать и решить – аналитический и экспериментальный или прикладной характер и пр.;
  • Установление границ исследования для выработки наиболее точного решения проблемы. В данном случае автору следует подчеркнуть предмет и объект исследования. Для этого при постановке проблемы достаточно просто упомянуть «на примере…(объект)» и пр.
  • Очерчивание гипотезы и авторской позиции. При постановке проблемы становится очевидным отношение исследователя к теме и проблеме, его заинтересованность в ней, уровень подготовки и готовность к действиям. Поэтому при постановке проблемы важно отметить непосредственно противоречие (сомнение, нестыковка, отклонение от норм или изначальных целей), способ разрешения (гипотеза). Все это отражается в научном аппарате НИР.

Таким образом, формулировка проблемы курсовой, дипломной или научной работы будет краткой и емкой, акцентирующей внимание на уязвимом месте, возможностях и намерениях автора, цели и задачах проекта.

Основные правила формулирования проблемы в тексте НИР
Основные правила формулирования проблемы в тексте НИР

Для грамотной и корректной формулировки проблемы автору сначала следует разобраться в известных для него моментах, определить неточности/недоработки и следствие их воздействия на объект.

Проблема исследования будет носить сугубо частный характер, так как автор будет рассматривать ее с определённой позиции, в конкретных границах и масштабах, на конкретном примере (организация, группа лиц, регион, отрасль и пр.). Чем точнее она будет описана и отражена, тем легче будет протекать ход исследования в дальнейшем.

Поэтому при постановке и формулировании проблемы в НИР, исследователь должен понять (вникнуть) в ситуацию со всех сторон (теория, практика, наука), определить собственные возможности (какими данными он располагает, степень их достаточности и достоверности), а затем предложить траекторию исследования – что и как он будет решать. Ответ на последние вопросы и станет ключом к корректной постановке и формулировке проблемы в работе.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Самые популярные методы по работе с проблемой исследования среди студентов и исследователей

Каждый автор самостоятельно определяет схемы работы с темой и проблемой НИР, исходя из собственных возможностей, познаний и навыков.

Студенты чаще всего прибегают к простейшим приемам, основанным на анализе данных: сравнение (до и после, текущие показатели и плановые, текущие показатели и нормативы и пр.), сопоставление, динамика и пр.

Основные действия, совершаемые над проблемой исследования
Основные действия, совершаемые над проблемой исследования

Авторы, выполняющие более серьезные изыскания (дипломный проект, диссертация, монография, научный доклад, автореферат и пр.), предпочитают базироваться на более точных и глубоких методиках, основанных на таких способах, как математическое и компьютерное моделирование, эксперимент (социологический, психологический, педагогический или иной согласно научной принадлежности исследуемого вопроса), апробация результатов и пр.

Таким образом, исследование проблемы при выполнении студенческих и научных работ сводится к ее постановке и описанию, диагностике и решению с учетом реалий, возможностей автора и инноваций. Для этих целей исполнителям приходится пользоваться целыми комбинациями приемов, показывая их уместность, целесообразность, необходимость и эффективность.

Советы экспертов Дисхелп по работе с проблемой исследования

Проработка проблемы исследования и темы – кастет изыскания, предопределяющий последовательность действий и конечный результат работы. От ее качества зависит эффективность всех намеченных мероприятий и успех автора.

Чтобы студенческий или научно-исследовательский проект получился достойным внимания и пригодным в науке или на практике, достаточно полагаться на простейшие рекомендации:

  • Избегайте сложных формулировок и двусмысленности. Проблема должна описываться простом и однозначно, а ее решение — обоснованным и аргументированным, тщательно продуманным;
  • Постановка проблемы не должна выходить за пределы намеченной темы и цели НИР. Если цель – изучить и описать, то разрабатывать решение или инновации не входит в обязанность автора. Если же цель состоит в исследовании и определении путей, то без рекомендаций и проектирования мероприятий не обойдется.
  • Постановка и формулировка проблемы в НИР производится строго в научном стиле. Притом на данную миссию отводится 1 абзац или несколько предложений, но непосредственное описание и решение растягивается на весь проект (в каждой части будет описано определенное действие: описание, анализ, решение, прогнозирование, рекомендации и пр.).
  • Проблема изучается в ее текущем проявлении, а решение должно учитывать опыт предшественников и инновации, новшества и пр.;
  • Постановка проблемы производится на основе научных и реальных фактов, подчеркивающих ее актуальность и значимость.

Таким образом, определение и формулировка проблемы тесным образом связана с научной принадлежностью и тематикой НИР, а также возможностями автора. Чтобы облегчить процесс ее постановки и разрешения, важно вникнуть в азы и суть выбранной темы, изучить современные труды и подходы, а затем применить их в НИР.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

Один комментарий к “Исследование проблемы: понятие, способы, советы”

  • очень хорошо подметили, что работать приходится не с темой в общем, а с определенной ее частью. То есть проблемой. Тема позволяет лишь определить рамки и границы исследования, а проблема является ядром работы. Без проблемы любая тема и исследование теряет смысл и превращается в банальный обзор, реферат.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *