Как ИИ меняет высшее образование? (направления подготовки, состав программ, учебный процесс, качество образования и пр.)

Развитие инновационных технологий не обходит ни одну сферу деятельности и привносит в каждую из них ряд новшеств. На сегодняшний день образовательная реформа, нацеленная на повышение качества подготовки молодых специалистов, включает в себя внедрение искусственного интеллекта. Давайте разбираться, как и на чем отражается применение ИИ-технологий в образовательной сфере.

Как ИИ меняет высшее образование? (направления подготовки, состав программ, учебный процесс, качество образования и пр.)

Развитие инновационных технологий не обходит ни одну сферу деятельности и привносит в каждую из них ряд новшеств. На сегодняшний день образовательная реформа, нацеленная на повышение качества подготовки молодых специалистов, включает в себя внедрение искусственного интеллекта. Давайте разбираться, как и на чем отражается применение ИИ-технологий в образовательной сфере.

Как ИИ влияет на выбор абитуриента по специальности и вузу?

С каждым годом на рынке труда появляется все больше вакансий. Сегодня фактически ни одна профессия не обходится без использования компьютерных технологий. Но владение ПК уже не является конкурентным преимуществом при поиске работы. Данный навык стал обыденностью и необходимостью для каждого человека. Теперь работодатели в силу развития технологий ищут специалистов, умеющих работать с искусственным интеллектом.

Одним из серьезных этапов в профессиональном становлении является выбор специальности и университета (или места обучения). Абитуриенты стараются учитывать максимум факторов, чтобы по окончании вуза быть востребованными и конкурентоспособными. Поэтому, первым, на что они обращают внимание – условия и требования, предложения рынка труда. В настоящее время искусственный интеллект – новшество, которое требует использования и развития. Поэтому квалифицированные специалисты в э той плоскости – на вес золота.

Абитуриенты, выбирая направление для обучения на базе университета анализируют следующие показатели.

Классические и общие параметры

Современные параметры

Рейтинг и престиж университета Наличие комбинированные или узкоспециализированных профилей, ориентированных на последние новшества в отрасли
Действующие образовательные программы и их состав Наличие в составе программы модуля с IT-технологиями или базовое изучение принципов применения ИИ
Требования работодателей и их отзывы о выпускниках Использование современных технологий в учебном процессе, опыт педагогов, партнеры вуза
Отзывы выпускников Новейшие направления подготовки с акцентом на ИИ, новейшие технологии

Правила приёма, проходной порог, конкурсный отбор

Абитуриенты все чаще выбирают IT-направления, связанные с программированием, разработкой и тестированием программных обеспечений, разработкой и совершенствованием искусственного интеллекта и пр. Притом на их окончательное решение оказывает воздействие немало факторов:

  • Интерес к новым технологиям, внутренняя и внешняя мотивация;
  • Наличие дополнительных секций при учебном заведении для освоения ИИ-технологий и их оптимизации;
  • Востребованность и необходимость новых экспертов в области ИИ, набор на новые направления при партнерской поддержке;
  • Прикладные программы обучения в сфере информационных технологий и искусственного интеллекта и пр.

Важно отметить, что не только абитуриенты становятся зависимыми от ИИ-технологий. Рассматриваемая парадигма также способна оказать влияние на поступающих в вузы индивидов. Во-первых, университеты могут использовать такие технологии при проведении отбора поступающих. С помощью искусственного интеллекта поступающие могут ориентироваться в действующих предложениях: онлайн-помощники готовы кратко рассказать о текущих программах и их перспективах, предложить подходящие варианты с учетом интересов и запросов пользователя, ответить на вопросы новичков относительно вступительных испытаний, документов для конкурсного отбора и пр.

Более того, проведение конкурса при вузах также может полагаться на использование ИИ. Современные технологии ускорят и облегчат проведение отборочной программы. Вузы лишь «обучат модель», зададут конкретные параметры для сравнения, оценки и помогут в формировании конкурсного списка.

Таким образом, искусственный интеллект может выступать в самых разных обличиях для абитуриентов вузов: как отдельное направление подготовки или часть действующих профилей в рамках модульной системы подготовки или вариативного курса, а также как инструмент в руках администрации вуза, выполняющий информационную, сортировочную и аналитическую функции.

Как ИИ отражается на составе образовательных программ?

Современные направления подготовки в 75% случаев стали включать дополнительный блок предметов, связанных с освоением информационных технологий как минимум на базовом уровне. Как правило, универсанты независимо от специализации в рамках общеразвивающей части осваивают информатику, а на профильном уровне углубляют свои знания в соответствующем русле, постигая специальные инструменты, программы, возможности использования ПК. Но в силу востребованности и перспективности новейших технологий на основе ИИ, состав образовательных программ также начинает меняться и обновляться.

ИИ в рамках образовательных программ
ИИ в рамках образовательных программ

Сегодня многие направления подготовки при университетах затрагивают обзорно основы искусственного интеллекта. Данная тема поднимается на занятиях по информатике или компьютерным технологиями по профессии. Здесь студенты узнают о таком понятии, возможностях применения в рамках конкретной отрасли, особенности и пр. Такой ход расширяет спектр знаний и умений учащихся, делает их более эрудированными и готовыми к дальнейшему разбору новшеств, саморазвитию.

Вузовцы, осваивающие профили, основанные на развитии информационных технологий, затрагивают искусственный интеллект глубже. В рамках таких программ появился отдельный блок дисциплин, в ходе которых универсанты детально разбирают ИИ: от понятия до правил построения, управления, настроек и тонкостей обучения моделей, формулировки запросов и пр. То есть в данном случае искусственный интеллект рассматривается «изнутри»: начиная от теоретических основ, текущих разработок и состава и заканчивая возможностями его применения, совершенствования, проведения новых научных исследований и пр.

Университеты также успешно используют технологии ИИ для оптимизации и актуализации действующих направлений подготовки. С помощью таких технологий обновляется информационная и предметная составляющая. ИИ проводит сравнительный анализ по образовательным программам из разных учреждений, сопоставляет их с требованиями рынка труда и готов предложить определенные рекомендации по улучшению качественного и общепредметного состава.

Более того, с помощью ИИ вузы могут с легкостью адаптировать профили под требования конкретного универсанта (например, если он обучается индивидуально в рамках дистанционного формата или имеет определенные противопоказания. Отклонения в развитии и необходимы коррективы и пр.). Такая функция в значительной степени повышает мотивацию студентов к учебе и качество образования в целом, так как удовлетворяет потребности в развитии конкретного учащегося, соответствует его ожиданиям и пр.

Наличие даже базовых дисциплин на основе ИИ помогает учащимся в освоении современных технологий и их применении в повседневной жизни, проектной деятельности. Некоторые индивиды посещаю дополнительные курсы для освоения и управления искусственным интеллектом. Такой ход помогает научиться им работать с новшествами еще на этапе обучения и облегчает их применение в профессиональной деятельности. Такие дипломанты ориентированы на текущие реформы и готовы к любым переменам.

Таким образом, ИИ интеллект становится частью образовательных программ практически по всем действующим направлениям, помогая универсантам обретать актуальные знаний и современные навыки работы, повышая тем самым уровень их конкурентоспособности. Таким способом университеты обновляют и актуализируют действующие профили, учитывая требования работодателей и привлекая к ним внимание новичков.

Как ИИ применяется в учебном процессе?

Университеты не просто освещают студентам последние достижения научно-технического прогресса и возможности использования современных благ, но и активно пользуются ими сами в рамках организации и реализации учебного процесса.

Особенности применения ИИ в учебном процессе
Особенности применения ИИ в учебном процессе

Во-первых, с помощью ИИ администрация вуза и преподаватели адаптируют действующие направления подготовки или отдельные рабочие программы по предметам с учетом индивидуальных особенностей студента. В данном случае искусственный интеллект анализирует данные универсанта, проводит тестирование и оценивает результаты, а затем на основе полученных ответов и итогов корректирует траекторию обучения, предметный или содержательный состав с акцентом на текущий уровень подготовки индивида, его интересы и пр. Такой ход помогает повысить мотивацию и продуктивность в учебе.

Также современные технологии на базе ИИ в вузах используют при разработке заданий и иных материалов для проведения занятия. Педагоги могут оперативно актуализировать тематические материалы, подготовить дополнительные задания или ориентировать набор заданий под конкретный уровень подготовки, отдельных учащихся и пр. Также ИИ поможет подготовить задания для проверки знаний или проанализировать решение заданий, ответы студентов. То есть процесс оценки становится более нейтральным и менее зависимым от личных или человеческих факторов.

Также ИИ-технологии способны прогнозировать темп развития и успехи учащихся, их академическую успеваемость, выделять сложности в постижении того или иного предмета, темы и оперативно оптимизировать траекторию обучения.

Помимо этого, использование ИИ на парах делает занятие более современным и разнообразным. С его помощью новая информация преподносится в интерактивном режиме, приводятся актуальные примеры, материал становится более визуализированным и понятным целевой аудитории.

В отдельных случаях методисты и администрация учебного заведения использует искусственный интеллект при планировании расписания занятий и дополнительных секций, внеурочной деятельности. То есть этот инструмент помогает грамотно организовать ход обучения и учесть массу факторов, построить оптимальную и нормированную траекторию подготовки специалистов.

Таким образом, искусственный интеллект облегчает ход организации и проведения учебного процесса и действующих программ, проведении тематических занятий, помогает педагогам в оценке знаний и адаптации программ под потребности и проблемы учащихся, а также повышает мотивацию к учебе.

Как ИИ влияет на работе преподавателей: что меняет?

Внедрение и применение искусственного интеллекта в обучении школьников и студентов непосредственным образом сказывается на действиях, нагрузке и работе педагогов. С одной стороны, применение такого инструмента требует дополнительного обучения и развития педсостава. С другой – он в значительной степени упрощает подготовку к занятиям и ход их проведения.

Положительное влияние искусственного интеллекта на деятельность преподавателей проявляется следующим образом:

  • Облегчение планирования и проектирования занятия. ИИ поможет грамотно составить план занятия определить ключевые моменты, на которых нужно сделать акцент по теме;
  • Организация пары. В данном случае посредством ИИ преподаватель может собрать информационную базу, подготовить план-конспект или актуализировать имеющиеся наработки. Притом пополнение или разработка базы для проведения пары будет более быстрой. Педагогу останется лишь убедиться в достоверности и корректности описанных моментов;
  • Разработка заданий для практического развития. С помощью ИИ можно сделать подборку задач, разработать игру или кейс, выделить направления для проектной деятельности и пр. ИИ проанализирует заявленную тему и затрагиваемые моменты, на их основе сформирует пакет заданий (по запросу). Также будут учтены пожелания педагога, уровень подготовки учащихся и пр.
  • Коррекция действующих рабочих и иных программ под индивидуальные потребности и интересы. ИИ поможет проработать обновить или усовершенствовать коррекционные, асинхронные и иные варианты обучения, планы и пр.
  • Обработка заданий и результатов тестирований, проведение онлайн-опросов и пр. С помощью ИИ преподаватели могут облегчить ход проведения проверки знаний и оценки полученных результатов. Здесь главное иметь под рукой конкретную шкалу оценивания и обучить ее применению соответствующую программу-модель.

Среди сложностей, с которыми сталкиваются педагоги при использовании искусственного интеллекта в своей работе модно отметить необходимость дополнительного обучения и освоения новых технологий. Далеко не каждому педагогу (невзирая на его опыт, стаж, навыки работы с ПК) легко пользоваться новыми инструментами. Более того, педработникам предстоит не просто делегировать часть своих обязанностей ИИ, но и проверять получение результаты. Не всегда подобранная сервисом информация оказывается корректной, надежной, тематически подходящей и пр. Также нюансы могут возникнуть на фоне недостаточной материально-технической оснащённости аудитории или кабинета (например, для проведения интерактивного занятия потребуется соответствующее оборудование и пр.).

Таким образом, применение преподавателями технологий на основе искусственного интеллекта требует предварительной подготовки, координации и контроля в работе ИИ. В то же время современные инструменты оптимизируют ход занятия, помогают интересно преподнести материал по теме и дисциплине, заинтересовать целевую аудиторию и ускорить ход подготовки к проведению пары.

Как ИИ влияет на студентов: применение, особенности?

С появлением искусственного интеллекта, казалось бы, жизнь студента превратилась в рай и стала значительно легче. Но это не так.

Многие универсанты восприняли такой инструмент, как способ «сбросить с себя» часть обязанностей. ИИ может решить задачу, подготовить информацию к паре или экзамену (найти ответы на поставленные вопросы), написать научную статью или курсовую работу и даже диплом. Но это не значит, что универсанту не придется ничего делать самостоятельно.

Применение ИИ-технологий студентами
Применение ИИ-технологий студентами

Во-первых, в любом случае управлять технологиями ИИ при выполнении того или иного задания придется учащемуся самому. Он будет «настраивать» программу, задавать конкретные параметры, границы, требования и условия, чтобы получить желаемый результат и подходящий материал. То есть изначально проработкой, проектированием и очерчиванием границ исследования занимается индивид лично (но и тут не исключена поддержка ИИ и научного руководителя).

Во-вторых, при получении материалов на руки студенту предстоит убедиться, что они соответствуют заявленной теме и предоставляют полный, понятный ответ на все поставленные запросы. Также важно убедится в качестве, надежности материалов, их достоверности. Обязательно обратите внимание на авторство первоисточников и отметьте соответствующие заимствования: оформите цитаты, копирования, принадлежности мнения или идеи конкретному человеку и пр.

ИИ делает для студента информацию и предмет, тему более понятной и доступной. С помощью такого инструмента пользователь может восполнить пробелы в знаниях, упростить изучение сложных моментов. Достаточно задать вопрос виртуальному помощнику, и он предоставит дельный и простой ответ по теме.

Более того, с помощью ИИ универсанты могут грамотно преобразовать информацию в новый вид, формат, перефразировать материал и повысить его уникальность, сохранив при этом суть, контекст и пр. То есть переработка, визуализация и усвоение данных происходит интереснее и проще.

Но для умелого использования ИИ-технологий универсантам предстоит сначала их освоить: понять принципы работы, инструментарий, научиться грамотно формулировать свои запросы и вопросы, не пренебрегать фактчекингом и вычиткой текста.

То есть применением студентами ИИ должно быть полезным, выгодным. Грамотным. Сдать курсовую, написанную искусственным интеллектом, выдав ее за собственноручно выполненный труд вряд ли удастся. Приложить усилия по ее доработке, оптимизации и изучению, подготовить защитную речь придется самому.

 

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

ИИ и качество образования

Искусственный интеллект в современной системе образования становится привычным, необходимым и эффективным инструментом в руках пользователей. Но положительный эффект выходит только при грамотном и ответственном подходе к использованию такой инновации. Влияние ИИ на качество образования может быть как положительным, так и отрицательным.

Преимущества

Недостатки

Упрощение организации учебного процесса Действует на основе располагаемой базы данных, узость мышления ИИ
Оперативное обновление программ Качество информации может страдать
Использование неординарных способов интерпретации данных, визуализация материала Необходима проверка корректности данных и их отражения
Помощь в разработке и оптимизации занятий, Помощь в разработке или решении заданий, пояснении хода решения Может не учитываться человеческий фактор, временные ограничения по проведению занятия
Ускорение в поиске информации по интересуемым вопросам Не всегда соблюдаются нормы авторской этики, конфиденциальности
Упрощение в разборе темы: восполнение пробелов знаний. Учет уровня подготовки целевой аудитории Не всегда под орка материалов соответствует требованиям и ожиданиям, тематике занятия
Помощь в оценивании результатов обучения, нейтралитет и повышение объективности результатов Необходима точная система оценивания, критерии и параметры, по которым будет проводиться сравнение ответов учащихся, не учитывается человеческий фактор

Чтобы повысить качество образования, важно уметь пользоваться современными технологиями, координировать их работу и учитывать человеческий фактор. Обязательно перепроверяйте информацию на достоверность, корректность, логичность.

Таким образом, при правильном подходе и умелом использовании ИИ-технологий качество образования повысится, но для этого человеку важно включаться во все процессы и грамотно оперировать сгенерированными искусственным интеллектом материалами и предложениями.

 

 


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!