Подготовка и написание любого проекта всегда основывается на конкретной информационной и доказательной базе, которая представлена в виде множества литературных источников. Здесь основная работа автора заключается в грамотной обработке найденных материалов и их интерпретации в рамках нужного контекста и ракурса, вопроса. Но мало кто задумывается, что нельзя в исследовании указывать безграничное количество первоисточников. У всего есть мера и предел. Давайте поговорим об этом.
СОДЕРЖАНИЕ
Границы исследования в отношении источников информации
Как известно, любое исследование имеет ряд ограничений:
- По объему, который указывается в методических рекомендациях;
- По «ширине проблемы», которая ограждается предметом и объектом, а также непосредственно темой проекта;
- По назначению, определяемому в виде целей и задач, а также выдвижением гипотезы.
На самом деле эти ограничения – далеко не единственные, а лишь общие. Каждый автор также имеет право установить дополнительные «пороги» по собственному усмотрению, сконцентрировав внимание на «узком месте». Но мало кто задумывается, что также существуют определенные границы, затрагивающие количество задействованных первоисточников и их соотношение по видам.
Ограничения по источникам информации могут быть отражены в методических рекомендациях к исследованию. Как правило, в ГОСТах указывается минимум или средний объем информационных параметров, задействованных в курсовых, дипломных и научных работах. А существует ли максимум?
По факту, точного ответа на данный вопрос нет, но на практике ситуация иная. Когда преподаватель видит в списке библиографии курсовой или дипломной работы свыше 70 изданий, он просто впадает в истерику, заявляя: «Немедленно это исправить и убрать!». Во-первых, неясно, почему такая реакция, ведь подготовка дипломной или научной работы – процесс длительный, поэтому изучение всех источников вполне объяснимо. Во-вторых, если не отражать все заимствованные моменты, то можно не пройти нормоконтроль, так как всплывут «незаконные копирования» и будет наложен «научный арест» на исследование вплоть до исправления или вовсе дисквалификация исследования и автора.
Давайте же разбираться, «сколько вешать граммов» при выполнении научных исследований и студенческих работ.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Действующие нормативы по отношению к источникам информации
Согласно действующим госстандартам по выполнению студенческих и научных работ, можно выделить следующие рекомендательные нормы по объему каждой из работ:
- Курсовая работа – до 25-30 страниц печатного текста;
- Дипломная работа бакалавра – около 55-65 страниц;
- Магистерская диссертация – 60-80 страниц;
- Кандидатская диссертация – до 120-180 страниц;
- Докторская диссертация – 160-220 страниц.
А теперь давайте подсчитаем, количество допустимых ссылок и примерное количество первоисточников для каждого вида научно-исследовательского изыскания.
В курсовых и дипломных работах допускается отражение на каждой странице (преимущественно в теоретической главе) по 1-2 сноски на задействованный первоисточник. Учтем, что один и тот же факт может быть использован несколько раз. Отсюда следует, что в среднем при выполнении курсовой работы необходимо использовать около 20-25 первоисточников, а при подготовке ВКР – до 40-60 позиций.
При выполнении более масштабных и глубоких изысканий (кандидатская и докторская диссертация) количество задействованных сведений и публикаций увеличивается в разы и достигает минимум – 100, а максимум (используется крайне редко, в исключительных случаях) – до 600!!! На практике среднее количество первоисточников составляет 120-250.
Далеко не всегда авторам удается при указанных ограничениях по источникам информации полноценно раскрыть тему. В этом случае допускается погрешность (увеличение материалов и изданий). В среднем, можно нарушить «информационные нормы» без лишних проблем примерно на 10-30 позиций. Но при этом важно обосновать, важность каждого включенного материала, факта.
На что ориентироваться при подборе и оформлении библиографического списка в студенческой ил научной работе?
Подбор информационной базы любого исследования не имеет границ. На начальном этапе автор проекта старается найти максимум доступных источников информации в рамках изучаемой темы. В дальнейшем ему предстоит переработать и отсортировать все материалы, выбрать наиболее важные из них, учесть конкретные критерии качества:
- Первоисточник должен быть актуальным, отражать реальную ситуацию и проблему, текущее положение дел. Доля актуальных данных должна быть не менее 80-85%, остальная часть предназначена для «исторического» обзора проблемы, архивных данных и пр. Актуальными чаще всего называют те материалы, дата публикации которых не превышает 3-5 лет;
- Все материалы должны быть проверенными и достоверными, чтобы результаты исследования были предельно точными и эффективными;
- Задействованные данные должны полностью раскрывать тему, подчеркивать проблематику и необходимость действий.
Эти три параметра весьма субъективные и не всегда способны ограничить количество первоисточников. Явные критерии по количеству задействованных публикации могут быть отражены в методических рекомендациях в общей характеристике проекта. Поэтому, если готовое исследование и список информации не соответствует «ожиданиям», от придется его отредактировать до «среднего значения»: либо полное соответствие действующим критериями, либо с небольшими отклонениями от них.
Каким должно быть «идеальное соотношение» источников информации в курсовых, дипломных и научных работах?
Основу информационной базы любого изыскания составляют несколько видов материалов:
- Учебные, справочные, энциклопедические пособия;
- Сведения СМИ, интернет-ресурсы;
- Архивные данные, неактуальные материалы;
- Законодательные акты;
- Научные работы и публикации;
- Монографии и диссертации, сборники научных статей.
Курсовые и дипломные работы выступают в качестве простейших изысканий, требования к информационной базе которых более лояльны. Здесь допускается включение всех видов информации (главное, их тщательно перепроверить) в следующем соотношении:
- До 25% — учебники, энциклопедии, архивные данные, готовые курсовые работы или ранее защищенные исследования по выбранной теме;
- До 20-30% — научные работы;
- До 30% — данные с места практики, конкретные факты и сведения, об объекте исследования: официальная отчетность объекта, СМИ и пр.;
- До 15% — личная позиция автора, выводы.
В диссертациях, научных проектах, статьях акцент делается на реальной ситуации. Обзор теоретических аспектов сводится к минимуму, важно показать реалии – проблему, ее симптоматика, воздействие, варианты диагностики, способы решения и полученные итоги, рекомендации и пр. Поэтому здесь соотношение источников информации концентрируется преимущественно на доказанной информации и общенаучных фактах. В данном случае классификация задействованных первоисточников выглядит так:
- Учебники, методички, энциклопедии, архивные данные – до 15%,
- Научные исследования, ВАК-статьи, научные площадки и базы данных – до 30%;
- Данные об объекте исследования (официальные, проверенные) – до 35%;
- Позиция автора, обоснование гипотезы, рекомендации и апробация результатов, выводы – до 20%.
Каждый автор должен ориентироваться на указанные соотношения и стараться применять их на практике. В случае изменения «информационного баланса», могут возникнуть проблемы. Поэтому постарайтесь изначально учитывать действующие нормы и правила, рекомендации.
Все нюансы, связанные с информационной базой студенческой или научной работы
При выполнении любого исследования важно полагаться только на качественную информацию. Поэтому не забываем о проверке данных, тщательной переработке и пр.
Написание курсовой, дипломной или научной работы предполагает «рерайт» первоисточников, но при этом важна доказательная аза – то есть копирования не избежать. Главное, грамотно его отметить в тексте, чтобы избежать проблем с плагиатом. Чаще всего все заимствования оформляют в виде ссылок/сносок, цитат.
Важно не только грамотно использоваться найденные материалы, но и грамотно их оформить в исследовании: посреди текста и в списке использованной литературы. Для этого целесообразно досконально изучить методические рекомендации, обратить внимание на образцы оформления. Проверяйте все вплоть до знаков препинания, порядка расположения данных об авторах, первоисточнике, деталях. Малейшее нарушение чревато доработками.
Опытные эксперты рекомендуют в любом исследовании опираться преимущественно на научную литературу и научные факты, минимизировав долю учебной и справочной литературы. Научный руководитель или комиссия по достоинству оценит использование иностранных ресурсов, но здесь важно грамотно их перевести или найти официальный перевод. Также увеличить шансы на успешную защиту проекта позволяют включение в исследование работ, созданных сотрудниками вуза, научными публикациями автора исследования и пр.
Команда образовательного центра Дисхелп готова помочь студентам в подборе, обработке и систематизации первоисточников, их оформлении в любом научно-исследовательском или студенческом изыскании. Мы гарантируем актуальность ресурсов достоверность материалов, грамотное оформление текста и списка библиографии с учетом ГОСТ и пожеланий клиента, успешное прохождение нормоконтроля и плагиата. В нашем арсенале – высокое качество услуг, индивидуальный подход, соблюдение дедлайнов. Убедитесь в этом лично, оформив заявку здесь и сейчас.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Очень интересная и полезная статья. Писала рефераты и курсовые всегда сама, но не понимала, почему педагоги негодовали: сократите список литературы. Всегда думала: чем больше, тем лучше, но оказывается данный принцип не всегда эффективен. Позже стала выделять основную литературу и только задействованную в прямом виде в работе. Автору хочу сказать огромное спасибо за простоту и советы по подбору, описали на что ориентироваться и как выбирать информацию. Понятно будет даже школьнику. Про соотношение видов литературы в работах – отдельный респект! Теперь руководствуюсь этой инструкцией и доработок стало по минимуму!