Для успешного поступления в университет необходимо сдать единый государственный экзамен на высокие баллы. В данном случае выпускник сможет при выборе ВУЗа ориентироваться исключительно на свои пожелания. Но подготовка к ЕГЭ является трудоемким процессом, поэтому часто ученики обращаются за помощью к репетиторам. Преимуществом данного способа подготовки можно считать высокий уровень организованности занятий и возможность постоянного контроля усвоения знаний. Однако, процесс обучения возможно сделать эффективным и без сторонней помощи. О том, что для этого необходимо, расскажем в данной статье.
СОДЕРЖАНИЕ
Недостатки подготовки к поступлению в ВУЗ с репетитором
Несмотря на множественный характер обращений за помощью к репетиторам, данный способ подготовки имеет ряд недостатков:
- Высокие материальные затраты. В России средняя цена одного занятия с репетитором составляет 1 000 рублей в час. А для комплексной подготовки ко всем предметам, которые планирует сдавать обучающийся, необходимо несколько часов занятий в неделю по 3-4 дисциплинам.
- Отсутствие возможности выработки навыка самостоятельной подготовки. При обучении с репетитором будущий студент не учится планировать процесс изучения информации, не тестирует различные методики, чтобы выбрать подходящую конкретно ему. Но данный навык понадобится в университете для подготовки к сессионной аттестации, поэтому самостоятельная подготовка в данном аспекте предпочтительнее.
- Сложность в подборе профессионала. Квалифицированного репетитора с опытом работы, собственными методиками обучения и персональным подходом к каждому ребенку найти непросто. Всегда существует риск подобрать недостаточно ответственного специалиста, который потратит время ученика, не добавив знаний или, что хуже, навредит неверным подходом к систематизации информации.
Для ответственного выпускника самостоятельная подготовка может стать самым эффективным методом, потому что позволяет спланировать график занятий в удобное время и в комфортной обстановке, а также подобрать наиболее продуктивные методы изучения и запоминания информации.
Первый этап подготовки: планирование
После принятия решения о самостоятельной подготовке к поступлению в университет, стоит создать план занятий по каждой из выбранных для сдачи дисциплин. Частота занятий зависит от количества времени, оставшегося до ЕГЭ. Рекомендуется начинать подготовку за год-полтора.
Занятия должны быть систематическими. Например, несколько раз в неделю. Не стоит перегружать организм ежедневным усвоением новых знаний, нужно предусмотреть дни отдыха. Но слишком редкие занятия также негативно повлияют на процесс подготовки, поэтому необходимо найти оптимальное соотношение обучения и свободного времени. Материалы для подготовки включают учебные пособия, демонстрационные варианты, специализированные книги с блок-схемами по различным дисциплинам, справочники и словари. Приобрести все перечисленное можно в книжном магазине или онлайн, либо обратившись в библиотеку – многие пособия часто хранятся в школьном архиве.
Также стоит учитывать, что для сдачи единого государственного экзамена требуются не только теоретические знаний, но и практические навыки. Данный факт рекомендуется учитывать при составлении расписания занятий. Пример подобного расписания на неделю представлен в таблице ниже.
День недели | Дисциплина | Формат подготовки | Время занятия |
Понедельник | История | Конспект по лекции и дополнительному материалу | 1 час |
Вторник | Обществознание | Практическое занятие: решение пробного варианта ЕГЭ | 2 часа |
Среда | Русский язык | Создание таблиц для запоминания правил написания «Н» и «НН» в причастиях и прилагательных | 40 минут |
Четверг | Математика | Практическое занятие: решение задач по тригонометрии | 1 час |
Пятница | Обществознание | Конспект по лекции и дополнительному материалу | 1 час |
Суббота | Отдых | — | — |
Воскресение | Отдых | — | — |
Но график необходимо создавать не только недельный, важно расписывать план подготовки на целый год, обозначая темы, важные для изучения, и практические навыки, которые стоит получить.
Для грамотного составления расписания рекомендуется проанализировать варианты ЕГЭ по каждой выбранной для сдачи дисциплине и сформировать список, состоящий из блоков материала для изучения и видов практических заданий. Например, годовое расписание для сдачи ЕГЭ по истории может выглядеть подобным образом:
Месяц | Теоретический блок | Вид практического задания для отработки |
Июль | Древняя Русь, период раздробленности + Московская Русь | Исторические понятия с кратким ответом (повторение терминов) |
Август | Россия в эпоху Ивана Грозного и Смутное время | Задания на работу с информацией, представленной в формате таблиц (решение примеров) |
Сентябрь | Россия в 17 веке, эпоха петровских преобразований + культура пройденных периодов | Работа с исторической картой (распечатка карт популярных событий из вариантов ЕГЭ и изучение) |
Октябрь | Дворцовые перевороты + Россия в конце 18 века (упор на внешнюю политику) | Задания на работу с изображениями/плакатами (решение задач из вариантов ЕГЭ) |
Ноябрь | Правление Александра Первого и Отечественная война 1812 года | Работа с историческими источниками (решение задач из вариантов ЕГЭ) |
Декабрь | Период правления с Николая Первого до Николая Второго + культура пройденных периодов | Задания на знание культуры различных периодов (изучение памятников архитектуры и живописи) |
Январь | Россия в начале 20 века, Революция 1917 года и Гражданская война | Задания на установление причинно-следственных связей (решение задач из вариантов ЕГЭ) |
Февраль | Великая Отечественная война + культура всех пройденных периодов | Задания на указание соответствия между событиями и годами (создание блок-схем для повторения дат) |
Март | Послевоенное развитие страны до 1964 года | Работа с текстом для определения события (изучение исторических источников и их фрагментов) |
Апрель | СССР в 1965-1985 годах (упор на внутренние реформы) | Анализ иллюстративного материала (создание коллажей с иллюстрациями по историческим периодам) |
Май | Этап перестройки + культура всех пройденных периодов | Задания на подтверждение и опровержение исторической точки зрения (написание эссе по спорным историческим темам) |
Июнь | Российская Федерация на рубеже 20-21 веков + повторение всего материала | Решение пробных вариантов ЕГЭ полностью |
Второй этап подготовки: выбор методов запоминания информации и ресурсов для обучения
Максимально эффективная подготовка к ЕГЭ предполагает наличие правильной методологии и совмещения нескольких ресурсов обучения. Часто применяется комплексная подготовка, включающая:
- Изучение учебного печатного материала (пособия, дополнительная литература, справочники);
- Применение источников из сети Интернет (примером может служить сайт «Решу. ЕГЭ», используемый для решения демонстрационных вариантов);
- Просмотр медиа-контента (видео-уроки, иллюстративный материал, документальные фильмы).
Рекомендуется подробно изучить сдаваемые дисциплины, выяснить существующие нюансы и учесть их в подготовке. В данном случае поможет официальный сайт федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Ресурс предлагает видео-консультации по самостоятельной подготовке, банк вариантов ЕГЭ и ОГЭ прошлых лет, требования к выпускникам и набор тем для изучения по каждой дисциплине.
Перед подготовкой стоит оценить свой уровень знаний, решив пробник по каждому предмету, который ученик планирует сдавать. Данная процедура поможет выявить проблемные темы и виды заданий, требующие отдельной проработки. В онлайн-формате решить пробник можно на сайтах «Решу.ЕГЭ», «Незнайка», «Экзамер» и так далее.
Отработка практических заданий также возможна онлайн. Сервисов, помогающих решать задачи и контролировать прогресс, множество. К примеру, ресурс «Мои достижения» или «Яндекс. Репетитор». Подготовку к конкретной дисциплине можно усовершенствовать, обратившись к профильным сайтам. Для выпускников, сдающих физику, существует платформа «Формулы.ру», где описаны все необходимые для сдачи ЕГЭ формулы, а для выбравших биологию подойдет «ZygoteBody» – анатомический атлас в 3D-формате.
Дополнительные материалы можно найти и по другим предметам:
- GeaCron (интерактивный атлас для подготовки к ЕГЭ по географии);
- Lang-8 (портал для проверки правильности написания текстов на английском языке носителями);
- Photomatch (приложение для проверки математических задач с пошаговым объяснением алгоритма решения);
- Бесплатные курсы проекта Arzamas (подойдут для сдающих ЕГЭ по истории);
- Сайт Константина Полякова (разбор типовых заданий из ЕГЭ по информатике в интерактивном формате).
Подбор ресурсов для изучения информации периодически стоит обновлять, осуществляя поиск новых источников. Весь объем пройденного материала обучающимся необходимо запомнить. Для этого существуют различные психологические методы. Наиболее популярны мнемонические приемы: они вариативны, каждый может подобрать метод, подходящий индивидуально ему. Одним из методов является рифмовка терминов, требующих запоминания, с бытовыми понятиями. Актуальна подобная техника также для списков и последовательностей чисел. Иными методами мнемоники можно считать использование аббревиатур, создание смысловых ассоциаций и детализацию.
Третий этап подготовки: изучение материала
Перед началом занятий важно грамотно организовать рабочее место и создать соответствующую атмосферу. Рекомендуется убрать все лишние предметы, которые могут отвлекать от изучения материала. На рабочем столе должно быть достаточно пространства для комфортного письма и разбора литературы. На время занятий уведомления на телефоне стоит отключить или ограничить, а также минимизировать посторонние звуки – не стоит заниматься на фоне работающего телевизора или громкой музыки. Помещение, где проводятся занятия, должно регулярно проветриваться и иметь хорошее освещение.
Значение также имеет время занятий. Не существует периода для изучения материала, подходящего каждому, определить его нужно самостоятельно. Многим выпускникам удобнее заниматься вечером после школы, но некоторым комфортнее вставать для занятий раньше утром или уделять подготовке выходные. Выяснить, что подходит конкретно вам, можно методом опробования различных временных промежутков.
Эффективность изучения материала зависит от многих факторов. Форма восприятия информации – один из них. Рекомендуется визуализировать материалы темы в процессе обучения для лучшего запоминания. Реализовать концепцию визуализации можно через создание блок-схем, инфографик, диаграмм, рисунков. Таким образом, любой мыслительный объект приобретает зримую форму. Кроме того, в сознании создаются четкие образы любой сложности и специфики, что необходимо для ассоциативных связей.
Видами визуализации данных также являются:
- Таблицы;
- Временные шкалы;
- Графики;
- Матрицы;
- Гистограммы;
- Картограммы;
- Коллажи и так далее.
Теоретические материалы лучше повторять регулярно, чтобы решение практических задач было проще. Базовую теорию нужно грамотно структурировать, не перегружая занятия слишком большим объемом данных: если тема масштабная, следует разделить ее на несколько информационных блоков по смыслу. Для закрепления материала используются практические задачи. Подбирать их можно под определенную тему, либо классифицировать по виду задания и на одном занятии, например, решать тестовую часть, а на другом – картографическую.
Одним из этапов изучения также считается проработка часто совершаемых ошибок. После изучения кодификатора заданий следует найти информацию о проблемных местах выпускников, уже сдававших экзамен. Данная информация существует в открытом доступе в Интернете. Например, для ЕГЭ по обществознанию самой популярной ошибкой является неправильное определение функционала органов власти. Выпускникам, сдающим этот предмет, требуется уделить особое внимание указанной теме.
Другим важным аспектом подготовки является мотивация. В процессе обучения периодически накапливается усталость, которая негативно влияет на когнитивную функцию организма и может снижать продуктивность ученика. Для восстановления сил помимо отдыха рекомендуется напоминать себе о цели обучения. Выбрать ее необходимо заранее: определиться с вузом, в который хочется поступить, и узнать, сколько баллов нужно для прохождения на бюджет. При появлении подобной цели найти мотивацию станет проще. Вдохновением также могут служить истории успеха других выпускников. Сохранить мотивацию поможет установка промежуточных задач, за выполнение которых предусмотрено поощрение (к примеру, дни дополнительного отдыха за решение пробника ЕГЭ на высокий балл).
В процессе подготовки к единому государственному экзамену стоит забывать о регулярном отдыхе для восстановления организма. Отдых включает не только перерывы в ходе занятий, но и полноценный 8-часовой сон, смену деятельности после учебы. Рекомендуется употреблять в пищу витамин Д и магний для повышения выносливости организма и улучшения памяти.
Борьба со стрессом в процессе подготовки к ЕГЭ
Негативное влияние на эффективность подготовки к ЕГЭ оказывает нестабильное эмоциональное состояние. При сильном стрессе информация хуже усваивается, организм быстрее утомляется и уровень продуктивности обучения снижается. В данном случае можно использовать несколько способов борьбы с эмоциональной нестабильностью.
- Социальная поддержка. Рекомендуется чаще проводить время с близкими людьми и делиться с ними переживаниями. Психологами доказано, что подобная практика снижает уровень тревоги. Помогает общение с друзьями, проблемы которых схожи с вашими – появляется осознание общности целей, интересов и соответствующих сложностей.
- Физические нагрузки. Умственную нагрузку рекомендуется чередовать с физической, потому что занятия спортом повышают общий тонус организма, улучшают настроение и снимают тревожность. При отсутствии желания или возможности интенсивных тренировок стоит заменить их йогой.
- Контроль психологического состояния. Стресс обладает накопительным эффектом, поэтому важно заметить его признаки на начальной стадии. Для этого нужно регулярно оценивать моральную составляющую своего состояния, для удобства можно вести дневник или заниматься медитациями. При обнаружении признаков стресса стоит больше отдыхать и уделять время хобби, погружаясь в индивидуально комфортную атмосферу.
Важно понимать, что единый государственный экзамен является очередной жизненным этапом, который необходимо пройти без ущерба для психического здоровья. Регулярная подготовка позволит добиться поставленной цели и поступить в выбранный университет.
Проблемы, которые могут возникнуть при самостоятельной подготовке к ЕГЭ, и их решение
Часто в процессе подготовки будущие студенты устают от рутины. Следствием является потеря интереса к изучению материала. Для решения данной проблемы стоит разнообразить методы подготовки. Постоянное конспектирование и решение задач можно заменить просмотром видеоматериалов по изучаемым темам. При появлении усталости от регулярного решения пробных вариантов ЕГЭ рекомендуется на время отказаться от этого вида деятельности. Не терять практических навыков помогут интерактивные тесты. Например, для экзамена по истории подойдут тестирования на знание живописи и архитектуры исторических периодов.
Множество материалов по всем дисциплинам ЕГЭ находится на платформе YouTube. Видеозаписи с данной площадки можно использовать для повторения пройденных тем и закрепления знаний.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Другой проблемой, с которой сталкиваются при подготовке к экзамену, считается отсутствие места для комфортного обучения. В случае, если дома шумно или недостаточно пространства для расположения всех необходимых атрибутов обучения (учебных пособий, тетради для конспектирования, иллюстративных материалов и так далее), стоит организовать процесс обучения в другом месте. Одним из доступных вариантов является библиотека.
Проблемой также может быть низкий уровень концентрации. В современном мире некоторым ученикам сложно уделять внимание образовательному процессу, не отвлекаясь на социальные сети и мессенджеры. Решением является планирование перерывов с учетом потребности информационного насыщения. В данном случае 30 минут занятия чередуется с 15 минутами общения в социальных сетях, чтения новостей и прочей онлайн-активности.
Слабая мотивация также является проблемой при подготовке к ЕГЭ. Повысить стремление к обучению возможно через совместную подготовку с другом или знакомым. Данный способ полезен возможностью взаимной мотивации и помощью с поиском учебных материалов. Взаимная поддержка помогает не останавливаться в ходе образовательного процесса.
Сложностью, которую также стоит рассмотреть, считается неспособность распределить нагрузку по временным промежуткам. В случае, если составить персональное расписание не получается, стоит попробовать онлайн-курсы по выбранным дисциплинам. Платформ с подобным форматом обучения в открытом доступе достаточно, например:
- Stepik (подготовка к ЕГЭ по информатике, русскому языку, математике и химии);
- Вебиум (материалы в формате видеозаписей по всем дисциплинам);
- Skysmart (онлайн-школа, предоставляющая возможность индивидуальных занятий с преподавателями по выбранным дисциплинам);
- InternetUrok (платформа, позволяющая после просмотра теоретического материала по теме проходить тестирования для определения уровня усвоения материала);
- Спадиоло.ру (сайт с теоретическим материалом в разных форматах: от иллюстративного до графического).
Любая из указанных выше проблем решаема, поэтому подготовиться к единому государственному экзамену самостоятельно и поступить в выбранный университет может каждый.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!