Учебная и исследовательская деятельность требует особого внимания со стороны авторов и студентов. Выполнение курсовых, дипломных и научных работ предполагает тотальное погружение в тему. Для этого важно сконцентрироваться на деле. Сегодня мы расскажем, как это сделать правильно и эффективно.
СОДЕРЖАНИЕ
Как концентрация внимания отражается на ходе выполнения студенческих и научно-исследовательских работ и их качестве?
Качество исследования зависит не только от уровня подготовки автора. Его навыков по работе с источниками информации и умения следовать намеченным границам, условиям. Порой результативность и основные характеристики студенческой или научной работы зависят от такого качества исследователя, как концентрация внимания.
Под данной категорией следует понимать умение выполнять конкретное задание или поручение согласно заявленным регламентам, параметрам и срокам без ущерба иным видам деятельности и обязательствам. Этот специфический навык складывается из нескольких составных элементов:
- Настороженность или бдительность, которая проявляется при выполнении курсовых, дипломных или научных работ в тщательной перепроверке первоисточников на предмет достоверности и надежности, научности и обоснованности;
- Внимательность или ориентация, предполагающая проведение тщательной выборки сугубо важной и значимой по теме НИР информационной базы, которая позволит автору полноценно раскрыть тему и подобрать достойное, инновационное решение проблемы;
- Исполнительность и контроль. Данный принцип опирается на реализацию действий (то есть непосредственное проведение исследования и отражение полученных результатов) с контролем всех заявленным к его качеству параметров: оформление, стилистика, структура и содержание, плагиат, объем, сроки сдачи материалов и защита и пр.
Таким образом, концентрация внимания при выполнении студенческих и научных работ играет весомую роль в жизни автора, что непосредственно сказывается, как на качестве изыскания, так и авторитете исследователя.
Фактически, без концентрации внимания студент или ученый не сможет подготовить качественный проект.
Данный параметр на прямую влияет на «исследовательскую жизнь» автора. Наиболее сильное воздействие при выполнении написании курсовых, дипломных и научных проектов он оказывает на следующие аспекты:
- Выбор темы. Эт один из важнейших начальных этапов исследовательской деятельности, где концентрация внимания позволит понять: что предстоит изучать и о чем писать, какую информацию искать и как ее применять, посильность темы для автора и пр. Если выбирать тему НИР «на авось», то подготовка даже простейшей курсовой работы может стать настоящим адом для автора;
- Качество информационной базы. Независимо от того, какой вид работы предстоит делать, одним из ключевых требований вступает надежность и достоверность задействованной информации. Без бдительности, внимательности при подборе и изучении первоисточников невозможно грамотно подобрать соответствующую теоретическую базу по теме исследования. Чем ниже концентрация внимания при подборе информации для НИР, тем ниже качество всего исследования и эффективность результатов;
- Точность и корректность результатов исследования. Если студент или автор будет подходить к делу с пренебрежением, то полагаться на результаты его проекта не стоит, так как они не будут соответствовать критериям точности, корректности и достоверности. Как правило, нарушение концентрации отражается на расчетной и аналитической частях;
- Сроки выполнения НИР и темп исследования. Одним из важнейших параметров при подготовке студенческих и научных работ является соблюдение требования срочности, то есть подготовки и сдачи материала к определенной дате/времени. В случае нарушения этого правила последует серьезное наказание – появление академической задолженности, недопуск к сессии и пр. Каждый автор самостоятельно пишет курсовую, дипломную или научную работу, выбирая соответствующий, посильный для себя темп. В данном случае концентрация внимания способна ускорить процесс изучения темы и написания проекта (или замедлить его при частых отвлечениях), уложиться в намеченные временные границы (или просрочить их) и пр.
- Определение и решение проблемных зон в исследовании. При снижении концентрации внимания автор просто не замечает банальных нарушений и грубейших ошибок. При повышенной или оптимальной концентрации внимания на выполнении НИР исследователю удается минимизировать огрехи, оперативно внести коррективы и пр. Более того, при лояльном или пренебрежительном подходе к подготовке проекта подобрать эффективное и обоснованное решение удастся с трудом;
- Уникальность текста курсовой, дипломной и научной работы. Согласитесь, что оригинальность текста напрямую зависит от качества переработки первоисточников. Чем ниже концентрация автора на проекте, тем хуже качество переработки материалов: повышается доля заимствования, цитирования или некорректной трактовки положений. Притом повысить уникальность проекта с низкой концентрацией крайне трудно.
- Оформление. Данный критерий требует не только обязательного соблюдения, но и предельно точного учета всех технических и иных характеристик. Поэтому без концентрации в этом специфическом деле не обойтись априори. Чем ниже бдительность и внимательность, контроль над действиями, тем больше огрех в оформлении текста НИР. В свою очередь, нарушение правил оформления чревато непрохождением нормоконтроля и недопуском к защите, как следствие – порождение академической задолженности.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Факторы, снижающие концентрацию внимания при выполнении курсовых, дипломных и научных работ
Концентрация внимания – это не просто личностное качество или особенность индивида. Данный параметр является обретаемым и развиваемым критерием, который в непосредственно сказывается, как на результатах учебной и трудовой деятельности, так в повседневной жизни.
Внутренние факторы |
Внешние факторы |
Мотивация и заинтересованность в изучении темы | Условия для работы над темой исследования: рабочее место, тишина и пр. |
Целеполагание и планирование исследования, умение следовать планам | Сроки подготовки исследования и сдачи материалов на проверку |
Уровень подготовки: понимание темы, ориентация в информационном поле | ГОСТы, рекомендации научного руководителя |
Память | Общая нагрузка: учебная и пр. |
Концентрация внимания зависит от ряда факторов, начиная от личной мотивации и целей и заканчивая внешними условиями. Среди моментов заметно снижающих рассматриваемый элемент можно отметить:
- Слабая заинтересованность в изучении темы или проведении исследования. Чаще всего снижение концентрации внимания на «писательском и исследовательском деле» происходит у студентов из-за собственной лени или отсутствия заниматься изучением предмета (самой простой очевидной причиной служит отсутствие интереса к дисциплине). Провокаторами ухудшения концентрации внимания на написании курсовых и дипломных работ в данном ракурсе являются: непонимание роли исследования в жизни студента (незнание правил и непонимание, чем ему грозит отказ от выполнения задания), обязательственный характер выполнения НИР (например, в рамках учебного плана), навязывание темы научным руководителем (отсутствие права выбора или смены темы) и пр.;
- Слабая память или рассеянность автора. В данном случае нарушения концентрации внимания могут быть вызваны нерациональным использованием свободного времени и сил, высокой учебной или иной нагрузкой (отнимающей доминирующую часть времени), частыми отвлечениями на иные дела и пр.;
- Негативное влияние внешней среды. Концентрация внимания напрямую зависит от условий, в которых будет работать студент. Согласитесь, что изучать новую информацию в шумной обстановке сложно. Повысить концентрацию внимания при выполнении студенческих и научных работ могут следующие факторы: тишина, порядок на рабочем месте и отсутствие отвлекающих элементов, настройки браузера (важно отключить всевозможные рекламные сообщения и пр.), гаджеты и пр.
Указанные моменты являются самыми распространенными основаниями по нарушению уровня концентрации внимания при выполнении курсовых, дипломных и научных работ.
Рассматриваемый параметр в большей степени завит от личностных качеств индивида и его «внутренних установок», умения пользоваться тайм-менеджментом и грамотной настройкой мотивации.
Насколько важна концентрация внимания на защите курсовой, дипломной или научной работы?
Уровень концентрации внимания при выполнении исследования – половина успеха. Не менее важно обладать соответствующими качествами (внимательность, ориентированность) на защите исследования, где требуется проявить верх эрудиции и подготовки по теме и дисциплине/программе.
На защите курсовой, дипломной или научной работы концентрация внимания будет распределяться по соответствующим этапам аттестации. Первый – выступление с защитной речью, где необходимо сконцентрироваться на написании хода исследования с акцентом на полученные результаты. То есть автору предстоит кратко и емко рассказать, какую работу он проделал, какие результаты получил, о чем они свидетельствуют, к какому выводу пришел и почему. Концентрация внимания в данном случае поможет сформировать связную и логичную речь с соответствующими фактами.
Второй – концентрация на вопросах аттестационной комиссии. В данном случае важно внимательно слушать поставленный вопрос и оперативно подобрать правильный или наиболее подходящий ответ, то есть «собрать все мысли в кучу», найти среди них подходящие формулировки и связать их в логичный краткий ответ.
Концентрация на защите позволит исследователю не попасть впросак и достойно представить свой проект, минимизировав риск негативного исхода (провала).
Чем выше внимательность собранность автора исследования, тем корректнее и грамотнее он сможет представить свое изыскание, подобрать точные и корректные ответы. Повторные вопросы и переспрашивания не красят аттестуемое лицо, отмечая его волнение или непонимание происходящего или заданного.
Третьим и не менее важным этапом концентрации является учет организационных условий, правил и требований. В данном случае выступающий должен учесть порядок проведения защиты курсовой, дипломной или научной работ (последовательность испытуемых, продолжительность выступления). Важно следить за речью и подачей материала визуального плана – презентация, описание макетов и пр. Согласитесь, что несовпадение слов автора и данных на презентации неблагоприятно сказывается на его репутации или подготовке, итоговой отметке.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Как повысить уровень концентрации при выполнении курсовой и дипломной, научной работы?
Концентрация внимания при выполнении курсовых, дипломных и научных работ зависит напрямую от автора, так как только он создает себе «рабочее настроение», от которого в дальнейшем зависит его репутация и судьба.
Как повысить концентрацию внимания при выполнении НИР? |
||
На основе Мотивации |
На основе Time-Management |
На основе организационных условий |
Сочетание темы и интересов автора | Формирование научного аппарата и плана исследование, четкое следование намеченному курсу | Подготовка рабочего места для выполнения курсовой, дипломной или научной работы |
Грамотное и корректное целеполагание | Распределение нагрузки с выделением времени на подготовку НИР ежедневно | Учет требований ГОСТ и методических рекомендаций |
Осознание роли исследования в жизни автора, осознание темы (о чем и как писать) | Утверждение определенного темпа и объема работы на ежедневной основе с учетом общих сроков (контроль за временем) выполнения исследования | Учет правил сдачи и защиты материалов |
Основополагающими компонентами концентрации внимания при выполнении студенческих и научных проектов являются:
- Мотивация. Она играет важнейшую роль на всех этапах выполнения НИР, начиная от выбора темы и проектирования исследования и заканчивая подходов к защите изыскания. Чтобы усилить уровень сконцентрированности на исследовании достаточно выполнять простейшие правила:
- выбирайте тему лично, самостоятельно с учетом собственных интересов и посильности. Согласитесь, что исследовать интересный вопрос проще и увлекательнее, нежели изучать тему «по принуждению»;
- осознайте роль и важность проекта в вашей жизни: чему он учит, для чего необходим, к чему приведет его защита или отказ от его выполнения, оцените перспективы;
- замотивируйте себя и делайте себе небольшие «награды» по мере достижения каждой намеченной вершины или этапа НИР.
Согласитесь, работать в предвкушении приятнее и азартнее, нежели действовать строго по требованию и расписанию. При грамотной мотивации просыпается азарт: справиться с задачей быстрее, не утратив при этом качество.
- Time-Management. Концентрация предполагает наличие определённого задания и последовательности действий. Поэтому важно иметь под рукой, как минимум тему исследования и план предстоящей работы. Важно полагаться на них при подборе информационной базы, ее распределении и обработке согласно научному аппарату и логике НИР.
Также Time-Management позволит избежать «просрочки» и появления академической задолженности. Правила «управления» основываются на тщательном планировании дел с учетом общих сроков, корректном распределении нагрузки на организм.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Благодаря Time-Management автор включает в проведения исследования и написания курсовой, дипломной или научной работы исполнительность (то есть реализацию намеченного плана с минимальными отклонениями от заданной траектории, ограничений) и контроль (над качеством исследования, временем и пр.).
Также для повышения концентрации можно пользоваться традиционными подходами. Например, принцип Парето.
- Условия работы. Чтобы предельно глубоко погрузиться в тему, ход изыскания, важно создать соответствующие условия. Для этого достаточно минимизировать «отвлекающие факторы», подготовить рабочее место и сосредоточиться на теме/плане НИР.
Самыми простыми способами организации рабочего места для повышения концентрации внимания при реализации изыскания являются: подготовка только нужных элементов для работы (на столе не должно быть излишеств, еды, гаджетов и пр.), отключение рекламы на ПК (чтобы не отвлекаться на всплывающие окна), создание тишины, отключение гаджетов и пр.
Повысить концентрацию внимание за 5 минут, час или день непросто. На самом деле обретение данного навыка равносильно развитию хорошей привычке: требует постоянного соблюдения и применения во всех, оттачивания мастерства (то есть повышенная ответственность в любом деле). Начать развивать и повышать концентрацию внимания легко: просто не бросайте начатое дело, а доводите его до конца несмотря ни на что.
Еще одним «золотым правилом» развития концентрации внимания является всем известная народная мудрость: не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
Планируя свой день, откажитесь от многозадачности (по крайней мере на первых порах). Учитесь концентрироваться на конкретном деле и доводить его до финала. Приступайте к каждой последующей миссии только по мере реализации предыдущей. Притом между задачами целесообразно делать небольшой перерыв, чтобы в дальнейшем было легче переключиться на новую цель. Не менее важно параллельно с концентрацией внимания разрабатывать память. О наиболее эффективных приемах мы писали в одной из наших статей.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!