Написание курсовой, дипломной или научной работы предполагает тотальное погружение в заявленную тему с целью корректного и обоснованного решения проблемы. В этом деле на помощь приходит уникальный прием – абстрагирование.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие, признаки и функции абстрагирования при подготовке студенческих и научных работ
Абстрагирование – один из распространенных способов научного исследования, успешно применяемый как в рамках учебного процесса, так и при написании курсовых и дипломных работ, диссертаций и научных статей.
В общем смысле под абстрагированием понимают умение отделяться от внешних факторов и посторонних дел концентрироваться на конкретной задаче деле и пр.
Если рассматривать данную категорию с научной точки зрения, то это специфический метод исследования, призванный выделять определенные части элементы или характеристики в рамках обозреваемой темы. Данная парадигма позволяет проникнуть вглубь предмета или объекта, тщательнее разобраться в ситуации, выявить причинно-следственные связи и выработать достойное решение.
Признаками абстрагирования выступают следующие черты:
- Сосредоточенность на теме и проблеме, определение определенного круга мероприятий и действий, границ исследования;
- Разграничение материалов и отдельных моментов в рамках основного дела: полезное или бесполезное, первичное и вторичное, надежное и ненадежное и пр.;
- Подключение тщательного осмысления и логической обработки информации с акцентом на план проекта;
- Отделение конкретных моментов или элементов или их обобщение для наиболее полного, точного и глубокого исследования темы;
- Четкое целеполагание и понимание происходящих явлений, процессов, обоснованность действий и результатов, расчленение сложных задач на более простые составляющие с констатацией конкретных масштабов, особенностей и пр.;
- И пр.
Абстрагирование в жизни студента играет немаловажную роль в жизни студента. С одной стороны рассматриваемый подход выполняет углубляющую функцию, позволяя глубже проникнуть в суть заявленной темы, выделить конкретные тенденции и понять особенности процессов.
Помимо этого абстрагирование при подготовке научных исследований реализует логическую функцию. С помощью рассматриваемого способа исследователь умело собирает информацию по теме проекта, грамотно отделяет важные моменты для освещения и затем выстраивает последовательную цепочку мероприятий с обоснованием полученных результатов.
Третьей задачей метода абстрагирования выступает констатационная. С помощью детализированного погружения автор выделяет конкретные факты, доказательства, на основе которых происходит описание и выделение значимых изменений, тенденций и пр. Фактически с помощью рассматриваемого подхода студенту или ученому удается установить причинно-следственные связи на каждом этапе исследования посредством определения узкого спектра задач, тотального изучения отдельных моментов и элементов.
Четвертая компетенция абстрагирования заключается в описательно-обосновательном ракурсе. Благодаря тотальному погружению в определенный сегмент темы, исследователь не просто выделяет или обобщает данные, но и грамотно воссоединяет отдельные звенья в единую цепочку событий и результатов, обосновывая авторскую позицию и идею.
Таким образом, метод абстрагирования – специфический инструмент в руках студента или ученого, практикующего специалиста, позволяющий сосредоточиться и тщательно разобраться в теме в целом или в отдельном сегменте, этапе, элементе.
Способы применения метода абстрагирования в жизни студента и ученого
Рассматриваемый прием может применяться как в учебных, так и исследовательских целях, а также в повседневной и профессиональной жизни. Главное – грамотно пользоваться соответствующим подходом.
Абстрагирование позволяет настроиться перед предстоящим мероприятием: будь то выполнение домашнего задания или подготовка к семинару, зачету, экзамену, написание студенческой работы или диссертации и пр. В данном восприятии автору предстоит подготовить рабочее место и создать условия для соответствующего вида деятельности: подготовить рабочий стол, литературу, инструментарий (ПК, ручка, лист бумаги и пр.), отключить гаджеты и исключить отвлекающие факторы. С этой точки зрения абстрагирование работает на организационном уровне и позволяет сосредоточиться на поставленном деле, задаче.
Также рассматриваемый способ может применяться для более тщательной концентрации на теме исследования при разработке тезисного или общего плана проекта, определения границ исследования, определения основных мероприятий дипломного и обоснованного раскрытия темы, подборе информационной базы. В данном случае автору предстоит выделить проблему и затем умело установит масштабы научной мысли с учетом специфики темы, дисциплины, специальности и пр. То есть здесь происходит ограждение от лишней информации и четкое следование плану, правилам, требованиям и границам.
Метод абстрагирования также успешно применяется для детализации отдельных моментов. Данный подход позволяет собрать доказательную базу и выделить конкретные тенденции, моменты, определить основные факторы и причинно-следственные связи негативных явлений и симптомы проблемы на более глубоком уровне. В данном случае можно сузит ракурс исследования на определенном сегменте и тщетно его изучить, сделать «центром программы», доказав его связь с проблемой.
Помимо этого, метод абстрагирования позволяет грамотно обобщать различные моменты, факты, выстраивая четкую цепочку различных, но связных темой событий. В этом случае происходит грамотное обоснование плана мероприятий, гипотезы, обоснование выводов и авторской позиции.
Еще одним вариантом успешного применения метода абстрагирования выступает разработка эталона или образца. В данном случае выделяется конкретное свойство или характеристика, специфическая черта, вокруг которой будет задан исследовательский путь. Затем на фоне размышлений над сочетанием указанных черт, под текущим углом исследования автор формирует решение, подбирает четкую информационную базу строго по теме или этапу НИР.
Метод абстрагирования также может быть основан на отождествлении общих характеристик путем отсеивания отличительных элементов, разносторонних параметров и пр. То есть в этом случае объект исследования рассматривается с позиции взаимосвязанности, общности, системности. Во внимание принимается лишь конкретный комплекс параметров, а все что с ним не связано – опускается. То есть также происходит отчленение постороннего.
Метод абстрагирования тесным образом связан с правилами группировки данных, когда материалы структурируются с учетом связности, смысловой нагрузки, этапа или по определенным признакам.
Таким образом, рассматриваемый инструмент эффективен во всех видах учебной и научной деятельности, позволяет сконцентрироваться на конкретном моменте или теме в целом и тщательно погрузиться в нее без посторонних факторов.
Правила абстрагирования во время обучения или проведения исследования
Казалось бы, абстрагироваться – не составит труда. Для этого достаточно выделить цель, обозначить границы допустимых мероприятий и действий, а затем воспроизвести тотальное погружение в обозначенную тему или дело. Но на самом деле для получения эффективного результата важно соблюдать ряд правил.
Во-первых, абстрагирование должно быть предельно точным. В этом проявляется принцип конкретики, когда задается четкая цель, разрабатывается научный аппарат и выбирается фокус исследования. Важно не выходить за заданные рамки, чтобы ход научной мысли был емким, без лишних слов и воды.
Во-вторых, метод абстрагирования придерживается правила индивидуальности. В этом случае важно, чтобы способ, цель, параметры отсеивания лишнего сочетались с авторской позицией и идеей, то есть укладывается в рамках индивидуального подхода.
В-третьих, метод абстрагирования немыслим без обоснованности. Благодаря погружению в конкретный этап, предмет или объект, автор не просто внимательно и точно исследует его, но и собирает качественную доказательную базу, стараясь доказать свое предположение.
В-четвертых, абстрагирование предполагает сочетание с правилом организованности, когда отсекается все лишнее и разрабатывается четкая траектория действий, логика и последовательность мероприятий. В данном случае важно исключить все лишнее и отвлекающее, сосредоточиться на важном, основном.
Таким образом, метод абстрагирования позволяет индивидуализировать научное исследование или любую деятельность, подстроить ее под конкретный вкус и цвет, на нужный лад и тон, требования, сконцентрировавшись на сути, цели.
Достоинства и недостатки метода абстрагирования
Метод абстрагирования – это не просто специфический подход к изучению любого вопроса, решения задачи. Это целый комплекс мер и условий, позволяющий следовать по четко очерченной траектории, описывать лишь существенные моменты и аспекты, минуя «лирические отступления», излишние действия, что помогает оптимально построить исследование и сэкономить массу времени и сил.
Но несмотря на весомость и ценность, рассматриваемый подход обладает рядом достоинств и противодействующих им недостатков.
Плюсы от применения метода абстрагирования |
Минусы от применения метода абстрагирования |
Четкое целеполагание и тщательное планирование действий | Важно изначально иметь определенные представления в рамках поставленной задачи, чтобы понимать, о чем писать, как решать, что предпринимать и пр. |
Создание оптимальных условий для проведения исследования, организованность | Порой без привлечения сторонних лиц и помощи невозможно самостоятельно разобраться в теме, в данном случае наличие гаджетов может оказаться полезным |
Углубленное изучение сугубо важных моментов, более тщательное обоснование предлагаемых мероприятий и получаемых результатов | Приходится исключать лишние звенья, параметры или этапы исследования и концентрироваться на определенном этапе. В результате получается подготовка определенного фрагмента исследования, без его четкой привязки к последующим мероприятиям. В перспективе у автора могут возникнуть проблемы при построении логики изыскания, обеспечения связности текста |
Метод применим в учебной деятельности и при подготовке НИР | Требует грамотного планирования, знания принципов тайм-менеджмента |
Помогает либо отделить элементы, ибо их обобщить в зависимости от ситуации, этапа исследования, специфики применения подхода | Сужает возможности автора по дополнительному обоснованию или подкреплению исследования второстепенными материалами из смежных областей |
Исходя из вышесказанного, можно понять, что метод абстрагирования при выполнении студенческих и научных работ призван организовать работу над любым проектом независимо от уровня сложности, сконцентрироваться на теме и проблеме, а также выбрать конкретный фокус и индивидуальный подход к раскрытию сути.
Но в то же время для его применения требуется определенная сноровка и начальная база знаний, умение работать с большим потоком информации и четко следовать намеченному плану, тщательно обосновывая и каждый шаг. Притом абстрагирование с одной стороны конкретизирует исследование, а с другой стороны – сужает его фокус до предела, что может спровоцировать проблемы с объемом проекта, оригинальностью данных, степени обоснованности полученных результатов. Поэтому важно корректно устанавливаться границы, подбирать методы исследования и грамотно оперировать полученными результатами абстрагирования, воссоздавая определенную логику.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Рекомендации по применению метода абстрагирования при выполнении студенческих и научных работ
Перед тем как использовать принцип абстрагирования, важно разобраться в выбранной теме: поручить общие впечатления и представления, выделит ключевые моменты и проблему, обозначить общую логику. Только после этого можно приступать к конкретизации отдельных моментов для понимания, что будет важнее отметить, как это сделать, что для этого потребуется и пр.
Для применения метода абстрагирования важно уметь структурировать материалы: распределять данные по смысловому содержанию, этапам исследования и плану проекта, степени обоснованности и надежности и пр. Или грамотно объединять их для получения общего вывода.
На каждом этапе выполнения НИР вариант абстрагирования может меняться: в одном случае автору предстоит расчленять, отсеивать материалы, а в другом — объединять, обобщать. Важно понимать, когда и какой подход уместен.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
необычная интерпретация подхода. В целом, написано правильно. Каждый автор по-своему понимание и раскрывает тему исследования и для этого его сначала нужно погрузиться в общие моменты, правила, а затем отсеять часть и показать свое мнение. Без абстрагирования от лишнего, второстепенного, отвлекающих каких-то факторов нельзя раскрыть тему, подобрать «индивидуальное» решение и обосновать его. Привыкла видеть общие формулировки этого приема, а тут оригинально показали. Как его можно применять в целом при подготовке НИР.
Здравствуйте, Тамара! Рады, что данная статья оказалась для вас полезной. Метод абстрагирования позволяет индивидуализировать научное исследование или любую деятельность, подстроить ее под конкретный вкус и цвет, на нужный лад и тон, требования, сконцентрировавшись на сути, цели. Возможно вас также заинтересует данная статья: https://disshelp.ru/blog/struktura-issledovatelskoj-raboty-o-planirovanii-i-strukturirovanii-nauchnyh-trudov/
можно добавить еще один вариант абстрагирования при подготовке любого проекта. Он предполагает полную концентрация на исследовании, ликвидацию отвлекающих факторов. То есть важно полностью абстрагироваться (закрываться) от внешнего мира и отвлекающих моментов. В этом случае можно написать курсовую или дипломную работу за сутки)