Как закрыть академическую разницу в предметах при переводе без риска и ущерба?

Порой уже в ходе обучения студент понимает, что осваиваемая им специальность – не то, чего он ожидал или чему хотел бы научиться. Но это не значит, что назад пути нет или выбор исчерпан. Право на ошибку есть у каждого. Но не торопитесь бросать учебу. Спасти ситуацию поможет банальный перевод на другую специальность или в другое учебное заведение. Но в этом процессе есть один существенный, но малозаметный на первый взгляд нюанс – академическая разница.

Как закрыть академическую разницу в предметах при переводе без риска и ущерба?

Порой уже в ходе обучения студент понимает, что осваиваемая им специальность – не то, чего он ожидал или чему хотел бы научиться. Но это не значит, что назад пути нет или выбор исчерпан. Право на ошибку есть у каждого. Но не торопитесь бросать учебу. Спасти ситуацию поможет банальный перевод на другую специальность или в другое учебное заведение. Но в этом процессе есть один существенный, но малозаметный на первый взгляд нюанс – академическая разница.

Причины появления академической разницы

Учеба – штука тонкая и чаще всего индивидуальная. Порой студентам приходится менять направление и профессию в силу различных внутренних и внешних факторов.

При переводе на другую программу или факультет, колледж или вуз неизбежно возникает академическая разница. О данном феномене мы писали ранее, подробно поясняя его суть и значение в жизни студентов. То есть первопричиной этому явлению выступает именно смена деятельности, перевод внутри или между заведениями.

Почему же возникает академическая разница? В целом, основание для ее появления одно – различие в образовательной программе, которое проявляется в разных наборах предметов, заданий, форм аттестации по ним и пр.

Внутренние факторы

Внешние факторы

Самооценка Требования к подготовке студента в новом заведении
Знание предмета Требования преподавателя
Таланты, способности Особенности рабочей программы по предмету, образовательной программы в целом
Сильные и слабые стороны Адаптация

Также основанием для возникновения академической разницы выступают правила учебного заведения и особенности учебного процесса. Одна и та же программа может преподноситься в разных ракурсах с использованием различных приемов и подходов, развивать соответствующие качества и компетенции. Требования учебного заведения к уровню подготовки студента могут вызывать дополнительные преграды на пути к обучению: устанавливать определенный минимум, требовать дополнительного саморазвития и углубленного изучения отдельных парадигм и пр. Более того, учебный план также может и будет разниться, что также спровоцирует появление академической разницы.

Еще одной причиной зарождения академической разницы может стать расхождение в экзаменах. Каждое учебное заведение при разработке образовательной программы самостоятельно определяет набор аттестации: сколько зачетов и по каким дисциплинам, сколько экзаменов, варианты государственной итоговой аттестации и пр.

Таким образом, академическая разница при переводе на другую специальность или в другое учебное заведение – неизбежный феномен. Он возникает в силу отличия состава образовательных программ и требований к учащимся. Новоиспеченному студенту придется закрыть этот разрыв, в противном случае его подготовка по выбранному направлению буде досрочно прекращена (из-за отчисления).

Все основания зарождения академической разницы можно поделить на две большие группы: внешние и внутренние. Все вышеперечисленные факторы так или иначе относятся к внешним парадигмам и не зависящим от студента.

Внутренние причины появления рассматриваемого феномена базируются на фоне личностных и персональных предпочтений индивида, принявшего решение о смене профессии, учебного заведения и пр. Чаще всего они основаны на личных предубеждениях и впечатлениях, былом опыте, советах друзей и знакомых, собственном восприятии действительности, мотивации, наборе навыков и способностей и пр. То есть в данном случае академическая разница при переводе зависит именно от решения универсанта перейти на конкретную программу, в определенный колледж или университет.

Внутренние причины порой также способны превращаться в сложности при борьбе с академическим разрывом. Они связаны с адаптацией к новым условиям и коллективу, изменениями в учебном процессе, отсутствии лидерских зачатков и уверенности в себе, недооценки новой специальности и пр.

Но независимо от того, почему возникла академическая разница в предметах при переводе на новую специальность или в иное учреждение, студент должен понять, как действовать дальше, чтобы преодолеть этот рубеж с минимумом рисков и ущерба для себя.

Как и в чем проявляется академическая разница?

Итак, академическая разница проявляет себя самыми разными ситуациями и признаками.

Проявление академической разницы
Проявление академической разницы

Первым и очевидным критерием ее присутствия является расхождение предметного набора в рамках осваиваемой программы. Он может быть небольшим или значительным. В данном случае важно сопоставить изначальную и новую специальности, определить различие в комбинации дисциплин. Новые или нетронутые предметы и темы придется изучать самостоятельно в свободное от учебы время.

Вторым симптомом выступает отличие в формах аттестации. В каждом образовательном заведении решение об аттестации принимается индивидуально при утверждении образовательной программы. Поэтому в одном вузе дисциплина может быть зачтена в форме зачета, а в другом – с помощью экзамена. Придется приводить все к тому формату, который действует в ново осваиваемом направлении.

Третий критерий академической разницы при переводе студента состоит в акценте на изучении предмета. Рабочая программа по каждой дисциплине также может отличаться: в одном случае она носит больше базовый характер, а в другом заведении универсанты могут изучать ее с частым выполнением НИР или практическими заданиями и уклоном. Здесь также может возникнуть разрыв в качестве подготовки и необходимость пересдачи.

Четвертый параметр проявления академической разницы может быть замечен в требованиях к уровню подготовки. То есть глубина знаний и набор практических умений, компетенций в разных условиях, заведениях будет также отличаться. Стандарты оценки могут и скорее всего будут отличаться. Они зависят от внутренних правил оценивания в вузе, а также в подходе и требованиях конкретного преподавателя. Поэтому будьте готовы, что придется что-то экстренно наверстывать, отрабатывать, писать дополнительные студенческие работы и защищать их и пр.

Пятый и не менее важный симптом предметного разрыва в обучении – отличия в культуре и ценностях учебного заведения. У каждого вуза, суза есть свои ценности традиции, правила поведения, особенности оспаривания оценок, порядок проведения зачетов и экзаменов, пересдач и пр. Даже сроки и порядок сдачи академической разницы будет отличаться. Этот нюанс также нужно учитывать, так как он может стать внешним фактором провала. Незнание правил, законов и регламентов не освобождает индивида от ответственности.

Но самым ярким признаком наличия академической разницы будет нагрузка на студента. Все мы помним, что сдавать предметный разрыв придется до начала ближайшей сессии, то есть параллельно текущему обучению по новой программе. Универсанту может быть крайне сложно, ведь какие-то моменты по предметам он мог не изучать ранее, не знать, другие дисциплины требовать тотального погружения с ноля и пр. Поэтому в этой ситуации академическая разница предстает в виде пробелов в знаниях, более низком уровне подготовки и слоном постижении новой программы. Но это – до поры до времени.

Сложности закрытия академической разницы

Сдать академическую разницу не всегда бывает легко и просто. Чаще всего она вызывает немало вопросов и сопровождается преградами на пути студента. Притом со всеми ними он просто обязан справиться во что бы то ни стало.

Что мешает легко и быстро сдать академическую разницу?
Что мешает легко и быстро сдать академическую разницу?

Первая сложность связана с текущим уровнем подготовки. Далеко не всегда универсант может без повторения и дополнительной подготовки сдать соответствующий предмет. Текущих знаний может быть недостаточно для аттестации или итоговая отметка будет низкой (хоть и котируемой).

Второй нюанс кроется в методиках обучения. У каждого преподавателя в арсенале свои методы работы, мотивации учащихся, а также требовании к ним. Согласитесь, что вполне понятно, что методология обучения в разных вузах или по разным программам будет отличаться. Студенту может быть непривычен формат занятий, специфика заданий к выполнению, глубина погружения в тему и объем изучаемого материала. В данном случае важно уметь быть гибким и быстро приспособиться к новым условиям. Во многом облегчит учебный процесс техника «ловлю на лету», о которой мы также писали в нашем блоге. От скорости освоения программы может зависеть качество подготовки учащегося и его успех в учебе, продуктивность.

Третья сложность предполагает пересечение сдачи зачета или экзамена с текущим расписанием занятий. Ход перекрытия академической задолженности протекает параллельно учебному процессу по новой программе. Не исключено, что дата пересдачи по тому или иному предмету совпадет с лекцией или семинаром. В этом случае пропуск будет считаться по уважительной причине, но материал в рамках занятия придется осваивать самому: просить конспекты у одногруппников, уточнять тему и искать первоисточники по ней, консультироваться с педагогом и пр.

Еще одной преградой на пути к успеху в борьбе с академической задолженностью является пересдача экзамена. В рамках академической задолженности не исключены неудачи. Притом провал – не означает моментальное отчисление. Здесь также на общих основаниях будет действовать правило пересдач (дополнительные попытки). Главное – подготовиться к пересдаче и учесть прошлые ошибки.

Также в числе нюансов при перекрытии академического разрыва можно выделить личностные параметры: переоценка собственных возможностей и знаний или недооценка требований преподавателя, умение нормировать нагрузку и оперативно готовиться к предстоящим испытаниям, скорость изучения материалов и пр.

Согласитесь, что на пути к сдаче академической разницы у студента возникает немало преград. Они усложняют обучение и ход переаттестации, но обязательно должны быть преодолены всеми силами. Но очень важно в данном процессе учитывать все риски и ущерб.

Как оценить риски и ущерб от академической разницы?

Академическая разница при смене специальности или переводе в другой вуз соприкасается с разными рисками и даже способна нанести ущерб универсанту. Важно грамотно оценить эти параметры и учесть при планировании программы подготовки к аттестации.

Итак, с какими же рисками и угрозами соприкасается академический предметный разрыв?

Риск

Ущерб

Снижение продуктивности и эффективности в обучении Снижение академической успеваемости, появление долгов, эмоциональное и физическое выгорание
Пропуск текущих занятий из-за подготовки к аттестации или непосредственно из-за экзамена в этот же день Отработка пропуска занятия, самостоятельное изучение материалов

Во-первых, подготовка для сдачи академической разницы требует немало времени и сил. Студенту придется маневрировать между текущим учебным процессом и подготовкой к предстоящим испытаниям. В данном случае есть риск снижения продуктивности на занятиях из-за акцента на изучении материала для прохождения зачета или экзамена.

Если не принимать в расчет этот риск, то студент получит серьезный ущерб в виде снижения успеваемости, проблем с выполнением текущих заданий, переутомлением и эмоциональным срывом и пр.

Во-вторых, присутствует риск пропуска пар на фоне подготовки к перекрытию академического разрыва или аттестации. Проведение переаттестации проводится в течение учебного периода. Подстраиваться под конкретного студента никто не будет. Назначал определенную дату и время для зачета или экзамена и универсант обязан на него явиться.

Данный риск может превратиться в сопутствующий ущерб, который связан с обретением пробела в знаниях по конкретной текущей дисциплине, теме. Некоторые преподаватели требуют «отработать» пропуск, чтобы индивид смог получить допуск к экзамену. Здесь также могут возникнуть некоторые нюансы: придется согласовывать дату и время отработки, пересказывать пропущенный материал и отвечать на вопросы педагога, самостоятельно справляться с практическими заданиями по теме и пр.

Все риски и потенциальный ущерб важно оперативно и грамотно оцениваться, принимать в расчет при работе над академической разницей. Сделать это непросто. Но чаще всего достаточно придерживаться следующей траектории:

  1. Проанализируйте образовательную программу и сравните ее с предыдущей, отметьте для себя следующие моменты. По каким предметам выполнялись студенческие работы (отчеты, курсовые и пр.), по каким дисциплинам проходили зачеты и по каким экзамены, определите совпадающие предметы и отличающиеся. В идеале составьте список наук, которые нужно тотально изучить, повторить, углубить знания по отдельным ценам и пр. Если число неизученных дисциплин велико, то растут риски по текущей учебе.
  2. Объективно и адекватно оцените свои способности и возможности. Старайтесь полагаться на сильные качества и черты в каждом из предметов. В данном случае важно понять, какие предметы вы знаете и достаточно лишь освежить их при помощи повторения, какие из них вызывают проблемы и трудности при изучении. Обязательно учтите пробелы в знаниях – их тоже важно ликвидировать. Чем больше доля незнания, тем выше риск провала. Если вы понимаете или узнали, что текущий уровень подготовки низок и не гарантирует прохождения аттестации, то важно оперативно принять меры для ликвидации пробелов.
  3. Учитывайте временные рамки. Общий срок закрытия академической разницы – до начала сессии. То есть в течение первого семестра обучения на новом месте важно оперативно приступить к подготовке и закрытию «хвостов» по новой программе. Время – беспощадный противник. Чтобы преуспевать во всем и везде, важно уметь грамотно расставлять приоритеты и планировать все дела. Не менее важно контролировать время: следит за расписанием занятий, учитывать даты проведения испытаний и пр.
  4. Старайтесь быстрее адаптироваться к новым требованиям, правилам и условиям, коллективу. Важно установить дружественный контакт со студентами и преподавателями. Старайтесь избегать конфликтов. Ориентируйтесь на местности. Старайтесь меньше переживать. Важно морально подготовиться к преодолению сложностей.

Обратите внимание, что риски будут присутствовать всегда. Важно не упускать их из вида и стараться минимизировать их рост и переход в ущерб.

Оценка риска важна для студента. Она помогает объективно взглянуть на ситуацию и осознанно подойти к организации учебного процесса, перекрытия потенциальных долгов по учебе.

Академическая разница при смене специальности или переводе в другой вуз – своего рода вызов для студента. Важно его грамотно принять, подготовиться и отработать.

Способы и стратегии быстрого и легко закрытия академической разницы

Закрыть разницу в предметах при смене профессии или переводе из одного факультета на другой, из вуза в вуз – непросто. Данный процесс соприкасается с текущими учебными обязанностями и нагрузкой, требует подголовки к испытаниям и знания соответствующего материала. Неужели закрыть такие новоиспеченные долги без нервов и пота невозможно? Опытные студенты поделились некоторыми стратегиями и задумками , которые облегчат течение этого процесса и помогут справиться с испытаниями.

Техника борьбы с академической разницей
Техника борьбы с академической разницей

Тактика 1. Контакт с преподавателем. При переводе в новый вуз или на иную специальность, студент сталкивается с новыми педагогами и требованиями. Не стоит их бояться. Постарайтесь наладить контакт с лектором и экзаменатором, уточнить его требования, спросите о литературе для подготовки к испытаниям. По необходимости старайтесь восполнять пробелы в знаниях оперативно: задавайте вопросы до или после пар, просите дополнительные консультации и пр. Обращаться за советами и разъяснением к педагогу – не позорно. Во-первых, так студент получает короткий, понятный и качественный ответ, усваивая информацию. Во-вторых, в таких поступках очевидна мотивация и заинтересованность в положительном исходе. Более того, такая активность подчеркивает стремление к развитию, демонстрирует имеющиеся способности и возможности.

Тактика 2. Углубляйтесь в пробелы, повторяйте – постигшее. Данная траектория предполагает, что знакомый материал и темы, по которым есть соображения, представления или базовые знания можно изучать бегло. Тотальное погружение лучше всего делать в те вопросы, задания, предмет, которые ранее не разбирались и вызывают вопросы, трудности и пр. Такой подход позволяет сочетать в себе активное чтение и повторение данных с качественной переработкой малоизученных материалов и тем, то есть восполнением пробелов. Именно эта стратегия считается самой успешной и качественной.

Тактика 3. Помощь старшекурсников и студентов с потока. Согласитесь, что когда разница в предметном составе существенна, а под рукой нет нужных материалов, то подготовка в значительной степени усложняется. Более того, новичку порой трудно понять, что именно хочет услышать от него преподаватель-экзаменатор, какие моменты были затронуты программой и лекциями, какая литература использовалась для этого и пр. Все это можно спросить у новых одногруппников или старшекурсников, которые уже прошли данный этап и имеют на руках соответствующие конспекты, записи и пр.

Тактика 4. Привлечение сторонней помощи в подготовке к преодолению академической разницы. В данном случае это самый оптимальный и щадящий подход, который с одной стороны – частично высвобождает время и силы у студента, а с другой – позволяет качественно подготовиться к предстоящим испытаниям. В качестве таких помощников могут выступать репетиторы, тьюторы или квалифицированные специалисты, которые помогут подготовить ответы на экзаменационные вопросы, сделать подборку первоисточников по предмету с учетом специфики образовательной программы и рабочего плана и пр. Универсанту останется лишь ознакомиться с материалом, запомнить его и грамотно применить на аттестации.

Тактика 5. Активность на занятиях для получения достойной репутации и смягчения на экзамене в рамках переаттестации. Как правило, закрывать академическую разницу приходится у тех же педагогов, что преподают текущие предметы. Есть способ смягчить требовательность на испытании, если показать свои знания и возможности на парах. Для этого придется проявить активность, разборчивость, умение решать задания и справляться с различными нюансами и пр. Как правило, активным студентам делают небольшие «поблажки».

Каждый студент сам выбирает порядок действий и программу мероприятий, которая поможет ему в закрытии академической разницы при переводе на новую специальность или в другой вуз.

Как можно избежать академическую разницу при переводе?

Казалось бы, при смене специальности или учебного заведения появление академической разницы неизбежно. Но на самом деле объем такого предметного разрыва можно сократить, если воспользоваться следующими способами.

Методы профилактики академической разницы
Методы профилактики академической разницы

Вариант 1. Выбираем смежную специальность. Где будет меньше всего разница в предметах? Конечно же, в родственных или смежных направлениях подготовки. В данном случае отличие едва ли достигает 1-2 дисциплины, по ним же возможно придется выполнить курсовую работу или иной студенческий проект. В остальном – идиллия. В редких случаях могут отличаться формы аттестации: зачет вместо экзамена. Но и здесь подготовка будет проходить легче, ведь предмет уже ранее изучался, есть представления и умения.

Вариант 2. Сравниваем программы и выбираем ту, где меньше всего различий. Здесь в целом неважно смежная профессия избрана к освоению или кардинально новая. Важно соотнести программы подготовки, определить сходства и различия. Если желаете легко и быстро перекрыть предметный разрыв, то выбирайте ту специальность, где минимум или меньше всего разница в предметах и содержании в каждом из них.

Вариант 3. Саморазвитие и дополнительная подготовка как основа для перевода. Если вы задумались перевестись на иной профиль или в другое заведение в следующем семестре, то у вас есть как минимум полгода для того, чтобы начать готовиться к сдаче соответствующих испытаний. Можно нанять репетиторов, посещать дополнительные курсы и секции по соответствующий предметам, самостоятельно изучать дополнительную литературу и пр. Такой подход повысит уровень подготовки и эрудиции, облегчит ход перекрытия академической разницы.

Вариант 4. Взаимозачет или автоаттестация. Обязательно сделайте копию зачетной книжки с прежнего места обучения. Сравните состав рабочих программ по предметам. Поговорите с преподавателем и деканатом. В некоторых случаях возможно произвести взаимозачет или автозачет предметов, если их рабочая программа совпадает как минимум на 80%, а в зачетке есть соответствующая отметка о его прохождении. Если же на предыдущем месте учебы по данной дисциплине был зачет, то сдавать экзамен конечно придется, но возможно в упрощенной форме — дискуссия, письменный экзамен, тест и пр. Главное – уточнить формат и повторить материал.

Обязательно используйте все доступные и возможные способы для уменьшения доля академической разницы и облегчения своей участи. Главное – выбирая тот или подход, ориентируйтесь на внешние условия и собственные возможности.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

Рекомендации по закрытию академической разницы

Академическая разница – это дополнительный этап в жизни студента, который перевелся и решил сменить осваиваемую профессию или образовательное заведение в силу тех или иных обстоятельств, мотивов. Специалисты диссхелп подготовили несколько советов, которые облегчат ход преодоления данного рубежа и помогут студенту не упасть духом и силами.

  1. Планируйте. Выделите список предметов, по которым предстоит пройти переаттестацию на новом месте обучения. Составьте график подготовки, полагаясь на расписание занятий и тщательно распределяя приоритеты, время на выполнение всех заданий: по текущему обучению и по подготовке к аттестации.
  2. Консультируйтесь. Обязательно уточните у педагога порядок проведения экзамена в рамках академической разницы. Уточните список экзаменационных вопросов и литературы для изучения. Если возникают сложности с выполнением заданий – не бойтесь переспрашивать и уточнять все неясности. Восполняйте пробелы оперативно, не откладывая на потом.
  3. Делегируйте. Если есть возможность, то постарайтесь минимизировать нагрузку и сосредоточиться на конкретном деле. В данном случае можно поручить выполнение домашнего задания или выполнение курсовой работы, отчета, КСР по текущей учебе сторонним специалистам, заручиться помощью друзей. При таком раскладе можно спокойно готовиться к переаттестации и перекрытию академического разрыва.
    Также допустимо делегирование заданий по подготовке к предстоящему испытанию: поиск ответов на вопросы, пояснение хода решения задач, подготовка шпаргалок и пр. В этом случае выполнение текущих учебных заданий ляжет на плечи студента.
  4. Готовьтесь постепенно и заблаговременно. Не откладывайте подготовку к предстоящему испытанию на последний момент или день. Преподаватели обычно довольно требовательно относятся к новичкам, проверяя их всеми возможными способами, задавая дополнительные вопросы и задания. Поэтому важно хорошо изучить основной материал, по возможности – захватить дополнительный. Лучше читать понемногу на протяжении нескольких дней, нежели учить все за одну ночь.
  5. Мотивируйте. Ставьте перед собой цель и добивайтесь ее. Притом не забывайте о том, что выполнять задания легче, если есть определенные стимулы. Не забывайте хвалить себя и поощрять за достижения (особенно после сдачи испытания).
  6. Отдыхайте. Подготовка к сдаче академической задолженности не должна полностью выматывать студента и провоцировать развитие эмоционального, физического и иного выгорания. Обязательно выделяйте время на отдых, чтобы усвоить изученный материал и переключиться между делами заданиями. Восполнить силы.

Таким образом, чтобы подготовка и закрытие академической разницы не вызывало проблем, важно грамотно организовывать ход подготовки, уметь устанавливать контакты и делегировать полномочия, устанавливать доброжелательные отношения с преподавателями. Не спешите расслабляться по мере сдачи предметной разницы, ведь впереди – сессия!

 


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!