Если еще 10-20 лет назад диплом об образовании фактически являлся настоящим пропуском в профессиональную жизнь и карьеру, то в настоящее время его ценность начинает увядать с каждым днем. Современные выпускники с трудом находят работу в рамках освоенной профессии. Сегодня мы расскажем, о способах профилактики «инфляции» диплома об образовании.
Признаки обесценивания документа о профессиональном образовании
На фоне стремительного развития науки и техники, реформирования отраслей во всех сегментах и по всем возможным флангам, новоиспеченные специалисты сталкиваются с неумолимой инфляцией. Только в данном случае обесцениваются не только деньги и ценности, но и эффективность диплома об образовании.
Признаками устаревания или снижения значимости документа о профессиональном образовании являются следующие черты. Во-первых, при очной встрече работодателя и молодого специалиста, дипломанта проявляются явные недостатки в качестве и уровне подготовки последнего. В ходе собеседования или на начальном этапе трудоустройства (первые рабочие дни или период стажировки) становится ясно, что соискатель «не дотягивает» до действующих правил и требований, ему не хватает полученных знаний и навыков для полноценной работы.
Причина обесценивания диплома |
Симптом обесценивания диплома |
Низкая скорость обновления образовательных программ в колледжах и вузах | Не соответствие выпускника требованиям рынка труда, низкое качество подготовки новоиспеченного специалиста, отказ в трудоустройстве, необходимость дополнительного обучения |
Некорректный выбор профессии или специальности, слабая мотивация, неприязнь к профессии | Индивид работает не по освоенной специальности |
Разочарование в профессии | Несовпадение ожиданий и реальности, дефицит знаний для полноценного и самостоятельного выполнения возложенных обязанностей |
Диплом не востребован на рынке труда, не котируется среди работодателей | Работодателям неважно образование соискателя или работника, отсутствуют перспективы карьерного роста |
Если претендент, предъявляя диплом об образовании, не удовлетворяет параметрам работодателя, то вероятность его трудоустройства снижается или близится к 0. В этом случае документ об образовании не подтверждает компетентность автора в нужной среде и профессии, а значит – бездействует и попросту пылится.
Вторым признаком обесценивания диплома о профессиональном образовании является неприязнь к выбранной работе, профессии и нежелание работать по освоенной специальности. Фактически, освоенная программа и полученный выпускником диплом об образовании оказывается ему не нужным, так как он спешит работать в иной среде или сфере деятельности. В рамках данного сценария документ об образовании становится формальностью. Притом, как показывает статистика, обучение при таком раскладе носит принудительный характер: профессию и учебное заведение за абитуриента выбирает его родители без учета его желаний, мотивов, доводов.
В-третьих, симптомом «дипломной инфляции» выступает минимализм в образовательной программе или предметном списке. Работодатель, взглянув на вкладыш к диплому о профессиональном образовании, может моментально понять, кто перед ним сидит: теоретик, практик или исследователь. Притом теоретики слабо ценятся на рынке труда, а исследователи и практики – вполне привлекательны для организации.
Если анализ документа об образовании показывает, что выпускник владеет только классической теорией и не имеет представлений о современных подходах к делу, новых правилах и методах работы, а практическая подготовка основана сугубо на студенческой стажировке, то такой соискатель вряд ли сможет быстро устроиться по специальности.
В-четвертых, обесценивание диплома возможно не только со стороны работодателя, но и глазами новоиспеченного специалиста. В данном случае наблюдается частый отказ работодателей в приеме на работу и падение профессиональной и личностной самооценки индивида. Также «инфляция» документа об образовании возможна при первых встречах с профессиональными проблемами и задачами специалиста. В рамках этого сценария наблюдается явное противоречие между ожиданиями эксперта и реальностью, трудовыми буднями. Если специалист не обладает достаточным уровнем знаний и компетенций, морально не готов к выполнению обозначенных требований и функций, то в этом случае диплом его не спасет.
Пятым симптомом снижения ценности диплома об образовании является не просто недостаток знаний, а предоставление сугубо начальных знаний. Студенты и не подозревают о том, что поступление в колледж или вуз не гарантирует полной боевой готовности выпускника. Поэтому одного профессионального образования сегодня недостаточно для построения карьерной лестницы, а диплом попросту не срабатывает даже на старте профессиональной активности.
Признаки обесценивания диплома об образовании можно наблюдать не только по мере получения соответствующего документа, но и на этапе обучения или выбора профессии, учебного заведения. Чтобы понять необходимость и роль рассматриваемого документа важно не просто следовать собственным мечтам и желаниям, но и учитывать требования окружающей среды к подготовке дипломантов, объективно оценивая образовательные программы и результаты обучения выпускников прошлых лет.
Методы профилактики обесценивания диплома об образовании
Инфляция диплома – процесс неукротимый и неизбежный, полностью зависящий от достижений науки и техники, отрасли, скорости введения инноваций на предприятиях и пр.
Если раньше считалось, что у диплома колледжа или вуза нет сроков годности, то сейчас работодатели судят иначе. Формально, периода действия документа об образовании нет. Владелец может пользоваться им всю жизнь. Но на практическом уровне можно выделить «срок полезного использования» диплома составляет от 3 до 5 лет (по аналогии со сроками актуальности информации) с момента его получения.
Но парадокс также состоит в том, что обесцениваться может даже еще не полученный на руки документ. Причиной этому становится медленное обновление образовательных программ и получение студентами устаревших и менее эффективных знаний, навыков, вследствие чего новоиспеченный специалист окажется дипломантом, несоответствующим текущим требованиям рынка труда.
Чтобы избежать данного сценария, важно пользоваться методом №1 – совмещайте учебу по тщательно спланированной траектории с самообразованием, дополняя учебную программу более свежими компетенциями. Пополнять багаж знаний и навыков можно разными посильными и доступными способами: изучение дополнительной литературы, интерес к определенной теме или проблеме и организация научной деятельности, посещение всевозможных тренингов, семинаров и конференций и пр.
Как было отмечено выше, обучение в вузе не позволяет воспитать полноценного практикующего специалиста. В 90% случаев выпускники обретают лишь общие практические навыки, достаточные для старта на работе. Поэтому важно самосовершенствоваться по всем флангам, в том числе и практическому блоку. Вторым методом профилактики «дипломной инфляции» выступает дополнительная стажировка. Обратите внимание, что практики в рамках учебного процесса крайне мало и недостаточно для подготовки квалифицированного специалиста, который бы пользовался высоким спросом среди работодателей. Отсутствие практического опыта в 75% случаев является отказом в трудоустройстве и прямым обесцениваем полученного образования.
Чтобы минимизировать риск снижения эффективности документа об образовании, важно позаботиться о практике. Делать это важно еще в период освоения профессии. Можно устроиться стажером в любую организацию и как минимум наблюдать за практикующим специалистом или постепенно перенимать соответствующие навыки под его кураторством, оформить официальную стажировку. Самый простой способ – самотренинг, который предполагает применение полученных знаний на практике, трансформацию теории в опыт.
Также отличный способ повышения практической подготовки – участие в практических семинарах, практикумах, прикладных научных исследованиях, работа в лаборатории (учебной или научной), внеурочная деятельность с акцентом на практические кружки по профилю при вузе и пр.
Третий способ профилактики от обесценивания диплома – построение профессиональной и научной карьеры. В данном случае диплом не просто начинает работать, предоставляя владельцу шанс стать практикующим специалистом, но и является стартом для дальнейшего совершенствования и построения научной карьеры. Развитие научных тенденций, поиск современных и инновационных решений для профессиональных проблем позволяет дипломанту не просто оставаться на плаву, но и повышать конкурентоспособность, обретать новее знания и навыки. Без трудоустройства и карьеры избежать «дипломную инфляцию» невозможно.
Четвертый способ профилактики – прохождение курсов повышения квалификации. Подобные виды обучения затрагивают преимущественно деятельность практикующих специалистов и дополняют знания, полученные в рамках профессионального образования, более актуальными знаниями и умениями. То есть важно не просто получить образование и устроиться по профилю, но и продолжать развиваться в профессиональном плане. Только в этом случае диплом будет полезным и ценным, «обновляемым» и дополняемым.
Пятым методом влияния на инфляцию диплома можно назвать совмещение учебы и работы. В данном случае важно, чтобы студент во время обучения сумел найти работу, связанную с постигаемой специальностью или непосредственно по ней. В этом случае он сможет оперативно превращать знания в опыт и успешно строить карьеру, актуализировать диплом по мере получения.
Обратите внимание, что влиять на ценность и эффективность диплома и защищать его от обесценивания индивид может только по личной инициативе, прилагая для этого конкретные действия: предъявляя документ об образовании и используя его в определенных целях (карьера, развитие и пр.).
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Как заставить диплом о профессиональном образовании работать?
Диплом об образовании – это документ или инструмент, которым владеет новоиспеченный специалист. Если рассматривать его с бюрократической точки зрения, то он представляет собой официальную бумагу, которая подтверждает уровень подготовки и квалификацию молодого специалиста и фактически является допуском для трудоустройства в том или ином качестве, на определенную должность.
Если рассматривать диплом о профессиональном образовании как инструмент, то важно отметить, что он должен «гореть» в руках мастера, то есть «работать». Но далеко не каждый дипломант умеет им грамотно и правильно пользоваться. Сам по себе инструмент никакого эффекта принести не может: что он есть, что он нет. Лежит и лежит себе на полке. Важно его применять или заставлять работать. Ниже мы приведем наиболее эффективные способы повышения ценности документа о профессиональном образовании.
Метод воздействия на диплом | Описание, суть подхода | Решение (проявление влияния на эффективность и ценность диплома) |
Целевое обучение | Целевые программы подготовки квалифицированных кадров гарантируют автоматическое трудоустройство по специальности на определенный срок | Официальное трудоустройство по специальности в рамках договорных обязательств, обретение первичного практического опыта работы по профессии |
Поступление на новые программы | Продолжение освоения текущей специальности по вышестоящим ступеням образования или освоение смежной профессии в рамках сокращенных профессиональных траекторий, получение второго или последующего профессионального образования по сокращенным программам, построение научной карьеры | Второе профессиональное образование, переподготовка кадров, повышение квалификации, поступление в магистратуру/аспирантуру и пр. |
Повышение квалификации | Дополнение знаний сверх диплома об образовании с помощью саморазвития и дополнительного профессионального развития | Использование диплома для допуска к конкретным курсам и тренингам, обретение современных методов и приемов по профилю, повышение конкурентоспособности на рынке труда |
Вариант №1. Целевое обучение или обучение по государственному заказу. В рамках целевых программ студенту гарантируется трудоустройство по специальности и обретение первичного опыта (притом средний стаж работы у целенаправителя колеблется от 3 до 5 лет). Поэтому целевые программы заставляют работать диплом об образовании (как минимум первые года, пока не кончится срок действия соответствующего договора с работодателем).
В данном случае студенту не придется переживать о трудоустройстве. По окончании освоения выбранной специальности он автоматически попадает в штат целенаправителя или государственную структуру, где его все это время ждали.
Выпускник может отказаться от «отработки», но в этом случае не только диплом не станет работать, но и владельцу придется компенсировать затраты на обучение, понесенные целенаправителем или государством.
Вариант №2. Самостоятельное трудоустройство по освоенной специальности или смежной профессии. Чтобы диплом заработал, нужно пустить его в профессиональную среду – найти работу. Поэтому важно выложиться по максимуму: обойти 100 организаций, оставит везде резюме с указанием конкретной должности и специальности, пометив при этом соответствующее образование и указав данные диплома.
Если найти работу по освоенной профессии не удается, то можно попытать счастье в смежной отрасли или в смежной специальности. Главное – чтобы диплом пригодился: полученное образование совпадало с отраслевой и карьерной деятельностью индивида, а полученные знания пригодились при выполнении поставленных задач и подталкивали к самообразованию.
В данном случае важно отметить следующую специфическую черту. Чтобы документ о профессиональном образовании пригодился и был «активирован», важно указывать в анкете и резюме наличие соответствующего образования, а на собеседовании смело предъявлять диплом работодателю для оценки.
Вариант №3. Диплом может работать не только в профессиональной нише, но и учебной. Активность и ценность диплома проявляется не только в построении профессиональной карьеры, но и академической или учебной. Имея за плечами определенный уровень образования, индивид может продвигаться в освоении специальности или иных направлений, поступая на вышестоящие ступени и программы, оттачивая или утончая теоретический багаж, дополняя его исследовательскими и практическими компетенциями.
Дипломированные специалисты имеют право обучаться по сокращенным программам! В этом проявляется преимущество и «работа» диплома при продолжении освоения профессии.
Более того, только на основании диплома об образовании можно освоить смежные направления в кратчайшие сроки с помощью курсов переподготовки кадров. В этом случае документ подтверждает наличие конкретных полномочий и является допуском для освоения родственной, близкой и новой для индивида профессии.
Обратите внимание, что продвигаться по профессиональной лестнице без диплома об образовании практически невозможно. Аналогичная тенденция прослеживается в отношении научной карьеры. Поэтому полностью отказываться от профессионального образования невыгодно и глупо.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!