Ежегодно в стране выпускаются десятки тысяч человек, окончивших школьную программу. Каждый из них давно начал думать о том, куда и на какую специальность поступить.
Большинство уже оценило ВУЗы по «своим» критериям, рассмотрело все возможные и приемлемые для себя варианты.
Как правило, при оценке заведений профобразования выпускники и их родители рассматривают следующие факторы:
- престиж;
- инфраструктура;
- нагрузка;
- трудоустройство;
- предоставление общежития;
- очная или заочная форма обучения;
- бюджетная или коммерческая основа;
- государственный или негосударственный ВУЗ.
Но мало кто задумывается, что следует учитывать, по какой модели работает учебное учреждение.
СОДЕРЖАНИЕ
Историческая справка
Первые современные модели университетов зародились в начале XIX века. Одна из них называлась «наполеоновской» (французская).
Она была самой строгой, авторитарной, прагматичной, сочетала в себе железную дисциплину, определенный порядок действий.
Второй не менее популярной была «немецкая», сочетающая в себе принципы демократизма, переговоров и диалогов, носила больше исследовательский характер.
Она действовала в университете Гумбольдта. Эти две концепции всегда ставились в противовес друг другу.
На самом деле корни моделей университетов ходят в далеко прошлое. В 425 году на свет появилась Константинопольская высшая школа.
Она действовала в рамках модели «атенея». Здесь люди уделяли особое внимание отношениям, стараясь решать все вопросы мирным путем, исключая конфликты образованных масс с властями.
В 859 году на территории Африки действовал университет Аль-Карауине. В его стенах люди развивались не только интеллектуально, но и духовно.
В основном пропагандировался ислам. Такой подход к обучению породил своеобразную религиозную модель.
Под влияние церкви и государства попали самые ведущие мировые учебные заведения: Оксфордский, Болонский и Парижский университеты.
Несмотря на то, что со временем церковь сдала свои позиции и стала меньше участвовать в процессе обучения, роль государства не убавилась. Оно по-прежнему продолжает «настраивать» системы образования с учетом реалий.
Не стоит ровнять все ВУЗы под одну гребенку. Если в стране или регионе действует один политехнический университет, а со временем появляется второй, это не значит, что он будет полностью копировать программу и поведение исходного учебного заведения.
По сути, модель задает общее направление деятельности ВУЗа, образовательные «координаты», которые помогают сделать правильный, свободный и осознанный выбор.
Современные модели университетов
На сегодняшний день существует несколько моделей ВУЗов.
Модель университета мирового класса
Данное направление действует в отношении крупных, ведущих, мировых учебных заведений. В таких центрах государство развивает специалистов высокого уровня, способных помочь в развитии страны. Основной принцип действия – развитие «знаниевой экономики».
Подобные ВУЗы есть в России, Казахстане, Индии, США. Новые ВУЗы, работающие по этой модели, не обязательно могут копировать принципы своих предшественников.
Сама по себе модель предполагает создание амбициозного университета. Студентам, обучающиеся в стенах таких заведений, трудно выявить свои потребности к знаниям, образованию, следуя в строго заданном направлении, в конце которого им предложат достойные учебные и карьерные возможности.
Элитарная модель
Университеты этого направления идеально подходят для эрудитов и интеллектуалов. Здесь все строится на мыслительных процессах, философских принципах, исследованиях.
Единственным недостатком этого формата является отсутствие практики.
Кому нужен выпускник-теоретик? Куда направить интеллектуальную мощь: новое изобретение, проект, как реализовать свои мысли в жизни?
Массовая модель
Такой подход распространяется на большинство ВУЗов. Здесь учебное заведение старается выпустить специалистов, которые будут востребованы на рынке, соответствовать текущим потребностям общества и государства.
Обучение может быть на бюджетной или коммерческой основе. Критерии привлекательности, престижа считаются второстепенными.
По сути, это учебный центр – реалист, который играет по действующим рыночным правилам, выдвигая образование в качестве услуги.
Двухуровневая модель
На сегодняшний день эта одна из признанных и самых распространенных моделей в мире, которая предполагает выделение таких ступеней образования как бакалавриат и магистратура.
Бакалавры получают общие знания в соответствии с выбранной специализацией, а магистры дополняют свой багаж новыми познаниями и практикой.
Важно, чтобы ни один из профпредметов не выпал и поля зрения студента.
Перед поступлением необходимо оценить учебное заведение с учетом числа или доли студентов (от их общего числа), обучающихся в конкретном направлении или на определенной ступени. Обычно в ведущих вузах процент учащихся высок.
Например, в Гарварде он достигает 60%, Лондонской школе экономики – свыше 50%. В России пока данный показатель не играет роли.
Модель сетевого взаимодействия
Данная модель предполагает объединение нескольких учебных заведений и одну сеть. Ярким примером такого формата является Университет Шанхайской организации сотрудничества.
В его составе выделяют ВУЗы ведущих и развивающихся мировых держав: Китая, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана, России и иных стран.
Студенты могут обучаться и путешествовать одновременно, получать двойные дипломы, изучать определенные науки в разных заведениях на родине и за ее пределами, получать международный опыт общения и практики.
Данная модель призвана продемонстрировать возможности системы образования, показать, что не все ВУЗы обучают по одной и той же схеме, есть различия.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Виртуальная модель университета
Университеты подобного профиля предлагают получить образование дистанционно, приняв участие в виртуальном проекте Second Life.
Он представляет собой трехмерный виртуальный мир. В нем принимают участие такие учебные центры, как Оксфорд, Гарвард, Принстон, Католический университет и др.
Здесь каждый студент получает личный кабинет, изучает программы в виртуальной реальности. Важно знание устройства и правил, действующих в реальном институте.
Лекции и семинары проходят онлайн, преподаватель ведет занятия в «виртуальной аудитории».
Обучение в рамках виртуальной модели предполагает получение знаний, практики, сдачу контрольно-измерительных материалов (курсовых, тестов, экзаменов, защиту диплома).
Модель с сильным фильтром на входе
ВУЗы, работающие по данной модели, могут разрабатывать свою программу вступительных испытаний. Сейчас эта модель успешно функционирует в России.
Основной ее принцип – отбор сильных студентов. На данный момент в стране вступительные испытания предполагают сдачу ЕГЭ. ВУЗ проводит конкурсный отбор и зачисляет студентов, которые набрали большее количество баллов.
Таким образом, учебное заведение изначально отбирает сильнейших и призывает их продолжать развивать свои интеллектуальные возможности.
Академия
Это одна из традиционных моделей образования. Здесь обучают высококвалифицированных специалистов, сочетая в себе теорию и практику на базе научно-исследовательских центров. Сегодня академии считаются особым кластером в системе образования.
Следует отметить, что несмотря присоединение России к Болонской системе образования, в стране действует свой принцип обучения. ВУЗы не подчиняются какой-то одной модели.
Они захватывают часть каждого из направлений и создают фактически новую идею всестороннего обучения.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!