Выполнение любого студенческого или научного проекта базируется на выявлении и решении противоречия. Именно оно подчеркивает уязвимые места, проблему исследования. Но многие авторы путают данную категорию с противоречивыми данными. Сегодня мы расскажем о специфике последнего феномена и отметим особенности его применения при выполнении курсовых, дипломных и научных работ.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие противоречия и противоречивых материалов в тексте НИР
Любое научное исследование строится на противоречии. Под данным термином понимают наличие определенной проблемы, которая проявляется на стыке нескольких позиций, мнений, методов или подходов и подрывают авторитет ранее устоявшегося механизма и пр. Под противоречием в научном исследовании понимают наличие определенного пробела или уязвимого места в рамках заявленной темы.
В тексте курсовых, дипломных и научных работ «противоречие» является синонимом категории «проблема исследования». В данном случае это конкретная тенденция, явление или фактор, оказывающий негативное влияние на объект. Притом рассматриваемая парадигма будет конкретной: ограничена тематическими рамками, симптомы противоречия будут явными и обоснованными.
Противоречие в тексте студенческих и научных работ требует решения, притом не абы какого, а современного, актуального.
Основание для сравнения |
Противоречие |
Противоречивые данные |
Предназначение в исследовании | Проблема исследования, ядро | Часть информационной базы исследования |
Действия | Диагностика и решение | Обоснование или опровержение |
Границы | Тема и научный аппарат | |
Решение | Ликвидация или смягчение проблемы | Отказ от недостоверных и ненадежных первоисточников |
Оценка | Специальные методики и алгоритмы, формулы | Банальное сравнение данных, фактчекинг |
Под противоречивыми материалами следует понимать конкретные сведения, которые вызывают ряд сомнений относительно их качества трактовки, применения и пр. То есть под данной категорией следует понимать информацию, подчеркивающую две противоположные тенденции, стороны в отношении одного и того же элемента.
Противоречивые материалы не обязательно могут затрагивать конкретную проблему. Порой они могут ставить под сомнение позицию авторитетного исследователя или разработчика, подчеркивать несовершенства в существующих подходах и инструментах, выделяя необходимость реформирования.
Фактически, проблема является ядром любого исследования, а противоречивые ресурсы и данные в проекте – способ констатации недостатков, подрыва авторитета, дополнительным первоисточником для расширения и более подробного изучения темы и пр.
Благодаря противоречивым материалам автор может подчеркнуть актуальность темы и выделить проблему, повысить качество изыскания, а с помощью противоречия – показать основное направление исследования (общую траекторию), отметить конкретный сегмент для авторского воздействия и проработки.
Признаки противоречивых данных в тексте студенческих и научных работ
Написание курсовых и дипломных, научных работ требует от автора внимательности и избирательности. Подбор информационной базы исследования происходит на основе классических правил. Все они нацелены на включение в состав НИР достоверной и надежной ресурсной опоры, которая приведет к точному и эффективному результату. Но порой возникает потребность в задействовании противоречивых сведений.
Среди очевидных признаков противоречивой информации в тексте курсовой, дипломной или научной работы можно отметить:
- Во-первых, противоречивая информация не поддается тотальной проверке. Излагаемые в ней факты, тенденции и сведения невозможно перепроверить ввиду субъективного характера или отсутствия полных сведений об эксперименте или способе установления тенденции и пр.;
- Во-вторых, противоречия информация всегда идет вопреки привычным или более надежным параметрам, вызывая сомнение или ставя дополнительные вопросы, порождая необходимость дополнительного исследования;
- В-третьих, противоречивая информация чаще всего не обладает высокой ценностью. Она не может быть использована в качестве основного первоисточника и чаще всего разбавляет материал новыми фактами, мнениями, наращивает объем;
- В-четвертых, противоречивая информация носит точечный характер и затрагивает конкретный этап или момент, результат, позицию и пр. Чаще всего она преобладает в теоретическом разделе студенческой или научной работы, так как практические главы требуют более основательного подхода и включения проверенных данных для гарантии соответствующего результата;
- В-пятых, противоречивая информация не может обосновать авторскую позицию, проверить гипотезу и решить проблему. Она лишь порождает новые сомнения, ставит новые вопросы по теме, поверхностно затрагивая проблематику;
- В-шестых, противоречивая информация не имеет прямого отношения к проблематике или теме исследования. Она затрагивает лишь отдельные моменты или ветви;
- В-седьмых, противоречие обусловлено конкретными изменениями и тенденциями, фактами, а противоречивая информация порождается на основе некорректной трактовки или восприятия без четких действий, следствий и пр.;
- В-восьмых, противоречивая информация не может привести к точному результату, положительному эффекту.
Таким образом, противоречивые данные в тексте студенческих и научных работ являются частью информационной базы исследования, призванной отметить изъяны и дополнить ход изыскания новыми фактами, тенденциями и красками.
Варианты включения в текст студенческой или научной работы противоречивых данных
Использование сомнительной по качеству информации может нанести как вред, так и принести пользу автору и изысканию в целом.
Включение в текст научно-исследовательского проекта противоречивых данных может быть непреднамеренным (случайным) в виде банального упоминания. В этом случае они не несут существенной смысловой и доказательной нагрузки, привнося в основу «ложку дегтя» или «прекрас». Чаще всего подобные изречения по характеру относятся к категории «вода» и нацелены лишь на наращивание объема текста.
Если использование противоречивой информации в составе курсовых, дипломных и научных работ было преднамеренным, то в этом случае важно грамотно вписать соответствующий материал в рамки основной или надежной информационной базы.
Противоречивые материалы в тексте НИР могут быть использованы в следующих вариациях.
Во-первых, в качестве дополнения к основной базе исследования. В этом случае можно отметить две противоположные точки зрения в рамках исследуемой проблемы, чтобы показать широту и возможности выбора направления, ракурса, точки и пр.
Во-вторых, включение в состав основной части студенческой или научной работы сомнительных фактов и мнений может производиться с целью обоснования авторской позиции, для подкрепления новыми, свежими парадигмами и фактами. В данном случае упоминание мнения современного автора (пусть даже с начинающей научной карьерой), позволит акцентировать внимание на конкретной позиции, придать ей мнимой весомости и пр.
В-третьих, противоречивая информация может выделить проблему исследования и тщательнее ее обосновать, подчеркнуть специфические проявления проблемы, вывести автора на «новый след» или путь по ее решению, показав несостоятельность действующих подходов и методик, схем.
В-четвертых, с помощью противоречивой информации исследователь может замаскировать текущие недостатки в исследовании. В данном случае дополнительные факты и тенденции (даже сомнительного качества) могут отвести внимание от мелких ошибок, неточностей, логических огрех и пр., сохранив в безупречности или более прозрачном состоянии утверждение автора.
В-пятых, с помощью противоречивой ресурсной базы можно выделить сильные и слабые стороны гипотезы, отметить соответствующие стороны современных методов воздействия на проблему, подчеркнут тем самым необходимость перемен.
Таким образом, любое включение в состав курсовой, дипломной или научной работы противоречивой информации может неоднозначно сказаться на качестве результатов, их точности и перспективах применения. Поэтому важно делать это грамотно, обоснованно и умело.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Рекомендации по использованию противоречивых сведений в составе научно-исследовательской работы
Включение непроверенных или недостоверных, сомнительных и противоречивых материалов в составе студенческой или научной работы должно быть контролируемым.
Опытные авторы советуют не увлекаться чрезмерным использованием противоречивых сведений, так как они могут негативно отразиться на результатах изыскания. Доля сомнительной информационной базы должна быть сведена к минимуму, а ее включение в состав научно-исследовательского проекта – тщательно продуманным, логичным, уместным.
Важно грамотно связывать точные и надежные факты с противоречивыми мнениями, придавая им одностороннее и однозначное толкование, значение и конкретную роль в составе НИР.
Лучше всего использовать ненадежные первоисточники в качестве дополнений, для отражения всеобщей картины. Не стоит забывать отражать их в общем списке библиографии.
Лучше всего опираться на противоречивые данные с конкретным авторством, притом в идеале – автор должен обладать минимальной репутацией, иметь за плечами опыт или авторитет. В этом случае подключение подобных первоисточников будет вызывать меньше вопросов.
Не стоит связывать противоречивые материалы с проблемой, ключевыми мероприятиями. Если его применение было нацелено на наращивание объема проекта, то лучше всего делать это в менее значимых местах и этапах.
Включение в текст некачественной и сомнительной парадигмы должно вписываться в тематические рамки и план исследования, смысловой контекст. Притом не менее важно, чтобы данная часть не снижала оригинальность проекта, поэтому включать в состав студенческой или научной работы новые факты и упоминания придется легально, на основе заимствования и цитирования.
Таким образом, долю противоречивой информации в составе любого научного исследования следует сводить к минимуму, а ее употребление должно быть целенаправленным, спланированным и логически уместным. Ее миссия – привнести дополнительные элементы, сомнения и вопросы для отвлечения внимания или грамотного наращивания проекта, поиска эффективного решения.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
противоречивая информация – явно недостоверная парадигма, которая просто не может быть употреблена в составе научных работ. Студенты порой прибегают к такого рода сведениям в целях наращивания объема (если наблюдается явный дефицит материалов по теме), но это не всегда оказывается правильно, уместно. Поэтому нужно быть предельно осторожным. Спасибо за разъяснение и советы.