Классика – всегда в моде, но данная поговорка не всегда оказывается рабочей и актуальной. В системе образования и деятельности организаций классика является базовой частью, которая требует дополнений и преображения для соответствия суровым реалиям. Сегодня мы расскажем о классическом и современном высшем образовании.
Что такое классическое высшее образование: понятие, признаки и особенности?
Категория «классическая» моментально дает понять, что основа или ключевые параметры будут заимствованы и прошлого. Под классическим высшим образованием следует понимать систему подготовки квалифицированных кадров, которая ориентирована на отечественные традиции, правила, стандарты и методы. Именно такая подготовка осуществлялась в период СССР, но немногие вузы сумели сохранить и трансформировать т традиции, требования и программы обучения до сегодняшнего дня.
Классическое образование – это набор инструментов, методов и условий по воспитанию дипломированных специалистов для каждой отрасли с акцентом на ее потребности, отечественные традиции и подходы к воспитанию будущих экспертов.
Обучение в рамках классического высшего образования происходило по единой траектории.
Уровень подготовки дипломантов один – специалитет, полноценный специалист с глубокими знаниями, минимальной практической подготовкой и азами исследователей.
Формат обучения – очный и заочный, где приветствуется живой контакт между педагогом и студентом, посещение занятий при университете, тщетное соблюдение требований учебного плана и пр.;
Занятия в вузе проходили в традиционных видах: лекции, семинары, практикумы, лабораторные работы и пр., место практики определял вуз или студент с учетом потребностей предприятий. Притом в 90% случаев выпускники трудоустраивались на место практики! То есть действовала системе перераспределения сил между образовательной нишей и практической отраслью, автоматическое восполнение нехватки кадров;
Набор специальностей в вузах был ориентирован на потребности каждой отрасли в стране, то есть набор производился с учётом дефицита квалифицированных специалистов;
Поступить в рамках классического высшего образования можно было только в рамках внутренних экзаменов при вузе. Чаще всего они проходили в устном виде – для абитуриентов, устремившихся на очное отделение, в письменном – для заочников.
Учебный процесс в рассматриваемой модели подготовки дипломантов опирался на следующие принципы:
- Стабильность, которая предполагает следование по единой схеме: единый срок обучения студентов, единые требования;
- Узость профессии. Студенты осваивали преимущественно профильные науки, ориентированные на конкретное предприятие (его потребности, оснащение, вид деятельности и пр.), отрасль и соответствующие им научные законы, правила, инструментарий. Притом несмотря на узость образовательной траектории, выбор специальностей был широким;
- Теоретический или научный уклон. На долю практики в системе классического образования отводилось до 25% от учебной программы, притом реализация данного этапа заранее предопределялась: практиканты трудились на базе предприятий-партнеров, обретали первичные базовые навыки работы по профилю, превращали теорию в прикладные умения и компетенции;
- Узость. При университетах действовали лишь управленческие и академические (научно-исследовательские) специальности, которые предоставляли более глубокие и тонкие знания, оттачивали мастерство управления, координации и одновременно с этим развивали базовые рабочие компетенции. Выпускник умел выполнять любую работу, начиная от рядовой и заканчивая административной, то есть был «универсалом» в своем деле;
- Безвозмездность. Подготовка учащихся производилась на бюджетной основе. В рамках типичного классического высшего образования не было категории «платное обучение»: за удовлетворение потребностей государство платило лично, но с развитием рыночных отношений классическое образование трансформировалось и появились коммерческие места;
- Упорядоченность. Данный принцип в системе классического высшего образования предполагает, что обучение проходит поэтапно (от простого к сложному), в определенной последовательности и с учетом утвержденного распорядка: образовательная программа, учебный план, расписание занятий и пр.;
- Качество. Данный критерий предопределялся в виде жестких ГОСТов, которые прописывали перечень минимальных и обязательных компетенций и знаний выпускника. В рамках каждой специальности действовал конкретный набор знаний и навыков;
- Партнерство. Реализация этого правила проявлялась в том, что практическая подготовка возлагалась на действующие предприятия, партнеры. Притом данная манера воспитания сразу учитывала особенности организации, ее нужды и возможности, потребности и традиции и пр.
В рамках классического образования отмечалось наставничество. Преподаватель выступал не просто проводником, но и авторитетом, на который нужно равняться.
Сегодня классическое высшее образование в России сохранилось, но преимущественно на базе топовых и престижнейших университетов, с богатым прошлым и традициями. К числу данных вузов относят МГУ имени Ломоносова, РАНХиГС, МГИМО, РУДН и пр.
Что такое современное высшее образование: понятие, признаки и особенности?
Современное высшее образование – это кардинально новая область в системе подготовки квалифицированных кадров. Но несмотря на это, в ее основе лежит то самое классическое становление.
Сочетание «классики» и современности в рамках текущего обучения в стенах вузов проявляется в следующем:
- Обучение в вузе позволяет развить как минимальные базовые, так и административные навыки в комплексе, но уже в рамках обновленной траектории;
- Старшекурсники тотально погружаются в конкретное русло в рамках выбранной профессии и отрасли. То есть узость ниши и подготовки сохраняется;
- Освоение образовательной программы происходит по предначертанной программе, в определенной последовательности. То есть учебный процесс по прежнему подлежит проектированию, планированию.
Но несмотря на тесную связь с классическими манерами воспитания дипломированных специалистов у современного высшего образования есть ряд специфических черт.
Во-первых, в современном высшем образовании доминирует как минимум три ступени, каждая из которых предоставляет определенную глубину погружения в специальность. Бакалавриат предполагает обучение азам по профилю, минимальным теоретическим и практическим компетенциям. Специалитет – более высокая ниша с акцентом на научные и практические вариации в рамках выбранной ниши и профессии, конкретном ее узком сегменте (части). Магистратура – предельно глубокая траектория по подготовке исследователей для совершенствована отрасли и работы на руководящей должности. То есть, чем выше ступень – тем глубже подготовка и отточеннее навыки. На фоне обновленной градации изменились и сроки подготовки дипломанта. В общей сложности на освоение полноценной программы современного высшего образования (специалитет, бакалавриат+магистратура) уходи около 5-6 лет на очном отделении.
Во-вторых, погружение в профессию ориентировано не на кардинально узкое освоение сугубо «отраслевых» дисциплин. Обучение в системе современного высшего образования носит многопрофильный и межотраслевой характер. Теперь в стенах одного учебного заведения может действовать свыше сотни образовательных программ из разных научных плоскостей и отраслей. Более того, в рамках каждой профессии студенты осваивают не только базовые и профильные предметы, но и имеют право выбора для дополнительного развития – самостоятельно выбирают дополнительные предметы. Более того, в составе образовательной программы в составе каждого модуля или блока предусмотрено изучение смежных предметов – для расширения кругозора, компетенций, возможностей специалиста.
В-третьих, современное высшее образование ориентировано не только на нужды отрасли и государства, дефицит специалистов, но и на достижения НТП. В системе текущего становления экспертов преобладает стремление к учету научных открытий и обновлений в отрасли. то есть вузы стараются по мере возможности обновить, актуализировать программу подготовки специалистов. Притом нередко в реформах принимают участие заинтересованные стороны: предприятия-партнеры, государство (в виде инструкций, ГОСТов, госзаказа и пр.). То есть цель современного высшего образования – удовлетворить потребности рынка труда с акцентом на инновационный подход.
В-четвертых, вариантов обучения в современном вузе масса. Абитуриентам и студентам предлагается не просто большой выбор специальностей, но и форматов подготовки. Бакалавриат по новым правилам доступен в рамках первого высшего образования только очно, но все остальные ступени можно покорить очно, заочно, в рамках вечернего обучения и в дистанционном формате. Более того, теперь освоение программы возможно на бюджете, а также на коммерции. Притом нередко соотношение мест неравномерно, все чаще преобладает платное обучение.
В-пятых, поступление и обучение по программам современного высшего образования возможно только на основе результатов ЕГЭ (в отдельных случаях требуется преодолеть ДВИ при вузе).
В-шестых, подготовка на базе современного вуза предполагает установление новых отношений между педагогом и студентом. Первый чаще предстает в качестве консультанта или тьютора, который моделирует и направляет на путь, по мере необходимости дает подсказки и советы для преодоления сложностей, но основная работа и миссия лежит на учащемся.
Таким образом, современная модель высшего образования ориентирована на развитие государства и воспитание специалистов, обладающих инновационным подходом к решению проблем и владеющих достижениями научно-технического прогресса.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Сравнительная характеристика классического и современного высшего образования
Чтобы прояснить ситуацию и выделить совпадения и различия, плюсы и минусы рассматриваемых категорий, предлагает провести сравнительный анализ.
Признак для сопоставления |
Классическое высшее образование |
Современное высшее образование |
Ступени образования | Специалитет | Бакалавриат, специалитет, магистратура |
Сроки обучения | 5 лет | Бакалавриат – 4 года, специалитет – 5 лет, магистратура – 2 года |
Характер обучения | Теоретический | Научно-исследовательский с акцентом на практику |
Основа обучения | Преимущественно бюджет | Бюджет и контракт |
Формат обучения | Очно | Очно, заочно, дистанционно, очно-заочно |
Акцент | Потребности рынка труда, отечественные стандарты | Развитие государства и внедрение современных технологий в систему обучения, обновление программ с учетом новшеств в отрасли, достижения НТП |
Отборочная программа | Вступительные экзамены при вузе: устные и письменные | ЕГЭ, ДВИ |
База проектирования и планирования специальности | ФГОС, ГОСТ, стандартны и регламенты, инструкции Минобрнауки | |
Выделение мест по программам | Строго по планам и потребностям государства | По потребностям государства и собственному усмотрению, инициативе вуза |
Роль преподавателя | Наставник, консультант | Лидер, тьютор, консультант |
Таким образом, в основе современного высшего образования находятся классические манеры обучения и базовые программы, дополненные реформами на фоне открытий исследователей, успеха организаций от применения новых технологий и пр.
Подготовка студентов протекает планомерно, равномерно и последовательно, но глубина погружения в современной трактовке зависит от уровня образования. Притом текущая система становления дипломантов ориентирована на межотраслевое сочетание и освоение узких предметов, проведение исследований и увеличение часов практики.
Практики полагают, что для работы в инновационных и промышленных отраслях важно иметь современное образование, а для работы в гуманитарных направлениях – сильнее и уместнее классическая подготовка. Но выбор учебного заведения, программы, варианта ее освоения каждый делает сам.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!