Преподаватель – это не просто человек, который будет вести за собой подопечных, объяснять теоретические или научные каноны, развивать определенные практические компетенции. Его роль и возможности гораздо шире в рамках учебного процесса, чем кажется на первый взгляд. Сегодня мы расскажем о его дополнительных статусах, которые содействуют наиболее полной подготовке учащихся и пополнению профессиональной копилки научного сотрудника.
СОДЕРЖАНИЕ
Кто такой консультант?
В рамках обучения роль педагога постепенно меняется или сочетает в себе различные амплуа. Одной из первоочередных задач учителей и преподавателей становится воспитание и развитие подопечных в рамках вверенного ему предмета. Выступая первым знающим и понимающим дисциплину лицом на занятии, он явно обладает лидерством и авторитетом, что позволяет ему вести за собой учащихся, погружая их в новый научный и практический мир.
Первая и основная, сохраняющаяся на протяжении всего периода обучения школьников, студентов и даже аспирантов роль педагога – консультант. Под данной категорией понимают банальную работу учителя или научного работника вуза:
- Разъяснение предмета с разбивкой на темы, ключевые слова и методы, механизмы и инструменты, достаточные для дальнейшего погружения и обретения соответствующих навыков работы. То есть первоочередной функций педагога-консультанта становится введение в предмет на основе календарно-тематического плана, план-конспекта с целью объяснить, показать, научить;
- Консультант помогает разобраться во всех тонкостях и нюансах, понять действие правил и научить пользоваться ими с учетом специфики ситуаций, условий и ограничений. Он будет лично показывать ход решения тех или иных задач, а затем давать аналогичные задания для закрепления и автоматизации.
Педагог-консультант является знатоком, экспертом в рассматриваемой научной плоскости или теме, поэтому он может с легкостью изложить самую сложную информацию на доступном для целевой аудитории языке, грамотно и правильно подобрать нужные слова и примеры, упростить процесс изучения и пр.
В ходе выполнения заданий он координирует действия учащихся, на начальных порах помогает в преодолении трудностей, указывая на ошибки и давая подсказки по ходу решения задач, но далее постепенно отступает, придавая занятиях более самостоятельный (но контролируемый) ход.
Консультант помогает в постижении узких научных границ и практических навыков в рамках преподаваемой дисциплины. Он также может вести научно-исследовательскую деятельность совместно с учащимися, выполняя роль научного руководителя при подготовке студентами курсовых работ, научных статей и пр., при выполнении школьниками индивидуальных проектов и пр.
Таким образом, каждый преподаватель в обязательном порядке будет выполнять функции консультанта, с постепенным отходом к более насущной или новой роли.
Особенности работы наставника в образовательном заведении
Постепенно деятельность и роль преподавателя переходит в боле самостоятельное русло. Так он отходит от роли консультанта, простого учителя и становится наставником.
Наставник – это квалифицированный в определенной научной или предметной области специалист, который способен развивать у подопечных знания, а также грамотно организовывать самообразование, самоизучение тем с выполнением различного уровня сложности заданий. Его миссия состоит в передаче знания и развитии соответствующих практических полномочий учащихся.
Деятельность наставника в учебном процессе схожа с консультантом-педагогом, но она более утонченная. Во-первых, наставник разъясняет лишь наиболее сложные моменты и темы, а далее у подопечных появляется пространство для маневра – самостоятельного изучения, закрепления, саморазвития и пр. То есть основная миссия наставника – упростить изучение предмета в узких сегментах, сложных или проблемных участках, а также развить базовые или иные практические навыки.
Во-вторых, наставник никогда не станет все тотально «разжевывать». Он обязательно оставит определённую часть темы на самоизучение. Данный подход чаще всего реализуется на базе колледжей и вузов при подготовке дипломированных специалистов. Притом наставничество процветает в указанных заведениях с первого курса.
В-третьих, наставник приводит простейшие примеры, помогая осознать суть вопроса и основные механизмы, инструменты для работы, но никогда не дает готовых инструкций и решений, заставляя подопечных думать, искать, читать и развиваться самостоятельно. Как правило, в подобных ситуациях педагог начинает, а студенты подхватывают и развивают тему далее.
В-четвертых, для работы в качестве преподавателя-наставника важно иметь профильное образование и разбираться в дисциплине, всех нюансах. То есть в данном качестве может пребывать только опытный и авторитетный специалист с соответствующей базой. Его основная задача – дать знания и навыки, развить самостоятельность и побудить интерес к теме/предмету.
Наставничество – самый идеальный вариант взаимодействия между педагогом и студентом при выполнении проектной деятельности: написании курсовых работ, отчетов по практике, ВКР и пр. Поэтому нередко данную категорию ставят на одну ступень с научным руководителем.
Кто такой ментор?
Ментор – очередная разновидность преподавательской деятельности. Под данным специалистом понимают квалифицированного в определенной плоскости работника, способного содействовать саморазвитию индивида на профессиональном личностном уровне.
Основная задача ментора состоит в развитии прикладных навыков и личностном развитии учащихся. То есть он может разъяснять правила, термины, методики работы, но больше акцентирует внимание на возможностях развития и совершенствования подопечных в рамках самообучения, учитывая их сильные и слабые характеристики, таланты и возможности.
Ментор в учебном процессе – личность неоднозначная. С одной стороны, он намечает траекторию следования и помогает в ее преодолении с помощью рекомендаций, советов, подсказок. С другой стороны – он никогда не даст полный и развернутый ответ на поставленный вопрос, заставляя тем самым подопечного дополнительно изучать вопрос, материалы, самостоятельно разбираться в отдельных моментах.
У менторство и наставничества есть масса сходств. Но ключевым различием указанных статусов является от, что ментор не задействован в учебном процессе, не преподает предмет на лекциях или семинарах. Чаще всего данный специалист востребован в рамках дистанционного образования, в сфере дополнительного личного роста (всевозможные курсы, тренинги, мастер-классы и пр.).
Ментор не будет заниматься банальным обучением и разъяснением, он укажет на ошибки, подскажет как можно исправить ситуацию, но не даст подробных инструкций, предоставив тем самым возможность для самостоятельной работы, креатива.
Важно отметить, что для работы в качестве ментора не обязательно наличие профессионального образования в рамках обучаемой ниши, а также практический опыт в выполнении обозначенных задач. То есть он должен сам понимать и разбираться во всех нюансах, а для этого порой достаточно рядового опыта, уверенности в себе и обоснованности действий.
В чем заключается работа тьютора?
О специфике тьюторских услуг и работе тьютора, отличии тьютора от репетитора мы писали ранее в нашем блоге.
Тьютор – это комбинированный специалист, который занимается наставлением и координацией по самостоятельному изучению темы или предмета.
В его спектр полномочий не входит непосредственное обучение и разъяснение предмета, обозначенного вопроса. То есть он не учит. Миссия тьютора состоит в прокладывании доступной для индивида траектории самообразования, которая будет учитывать возможности по самоизучению предмета, саморазвитию в его плоскости.
Работа тьютора сводится к следующим действиям. Во-первых, диагностика подопечного лица с целью определения текущего уровня подготовки, возможностей и талантов для развития в намеченном русле.
Во-вторых, построение траектории для самообразования в рамках научной или предметной, тематической области с выделением тем, терминов, подходов, методологии и пр.
В-третьих, подбор списка литературы для самоизучения поверенным лицом и предоставление рекомендаций с акцентом, на что обратить внимание при изучении каждого первоисточника.
То есть основная задача тьютора – грамотно спланировать ход изучения дисциплины, темы, ориентируясь на имеющиеся и подопечного лица знания и навыки. Помимо этого, он должен уметь мотивировать слушателей к самоизучению, подбирать интересные факты и первоисточники для углубленного или достаточного освоения научных и практических границ.
Для работы в данной роли не обязательно меть профессиональное педагогическое образование, но важно владеть тематикой, иметь личный опыт в данном русле.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Сравнительная характеристика консультанта, наставника, тьютора и ментора: кто есть кто?
Чтобы понять, особенности в деятельности каждого из вышеописанных статусов, возможности и сферу их действия, предлагаем проанализировать ниже представленную таблицу.
Статус |
Обязанности и функции | Требования к образованию |
Сфера применения, работы |
Консультант | Подробное разъяснение тем в рамках поверенной предметной или научной плоскости, темы. Приведение примеров, консультирование | Важно наличие педагогического образования | Школы, колледжи, вузы в качестве преподавателя-предметника |
Наставник | Содействие в освоении предмета, темы, но с акцентом на самообразование. Занимается частичным консультированием по вопросам исследования наук, написания проектов и пр.
Рекомендации и краткий инструктаж по вопросам выполнения заданий, но без подробных описаний для проявления смекалки и самоизучения |
Колледжи, вузы, центры дополнительного образования | |
Ментор | Консультирует по трудным вопросам, но не занимается непосредственным обучением. Нацелен на развитие личностных качеств, навыков софт скиллс | Наличие профессионального образования не обязательно, но опыт и практические навыки в рамках обозреваемой плоскости потребуется | Центры дополнительного развития, научно-исследовательские лаборатории и центры, отдел по развитию персонала и пр. |
Тьютор | Проектирует и планирует траекторию по изучению научной плоскости или темы. подбор литературы, план самообразования | Частная практика, центры дополнительного образования |
Таким образом, деятельность преподавателей кардинально разнится и чаще всего зависит от учебного плана и текущего уровня подготовки подопечных. Деятельность консультанта и наставника схожа, но работа последнего более требовательная и ориентированная на координационно-контрольный срез. Эти эксперты востребованы на базе учебных заведений всех уровней.
Работа ментора и тьютора также частично совпадает, но ментор может разъяснять или консультировать подопечных в рамках возникающих проблем и вопросов, а тьютор лишь проектирует ход освоения для самоизучения. Данные специалисты не обязаны меть за плечами педагогическое образование, поэтому могут трудиться в самых разных нишах.
Важно отметить, что заниматься научно-исследовательской деятельностью могут все указанные виды педагогов и специалистов по развитию, но строить научную карьеру и содействовать научному развитию подопечных посильно только консультантам и наставникам.
Как показывает практика, студенты неизбежно прибегают к помощи преподавателей, консультантов, наставников, а уже состоявшиеся специалисты в целях совершенствования обращаются за помощью к менторам и тьюторам. Притом в любом случае без проектной деятельности, изучения первоисточников не обходится. На освоение обозначенных тем и вопросов требуется время и силы, внимательность и желание учащегося, ведь ни один консультант, наставник, тьютор или ментор не в силах заставить подопечного развиваться.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
а на первый взгляд это все одно и то же. Оказывается их функции и возможности различаются, как и сфера деятельности… спасибо за пояснение! Интересная статья.
Добрый день, Marina765! Рад, что данная статья оказалась для вас полезной. На первый взгляд действительно кажется, что это одно и тоже, но деятельность преподавателей кардинально разнится и чаще всего зависит от учебного плана и текущего уровня подготовки подопечных. Деятельность консультанта и наставника схожа, но работа последнего более требовательная и ориентированная на координационно-контрольный срез. Рекомендуем для прочтения данную статью: https://disshelp.ru/blog/pravilnyj-vybor-nastavnika-dlya-napisaniya-kandidatskih-i-doktorskih-dissertatsij/