Поступая в колледж или вуз, новоиспеченный студент сталкивается с новыми условиями, порядками и терминами. Привычные занятия, уроки называют парами, а классный руководитель попросту отсутствует в своем «чистом виде», но это не значит, что жизнь студентов или группы становится самовольной и независящей. За каждой из групп закрепляется особое лицо – куратор.
СОДЕРЖАНИЕ
Кто это такой?
В колледжах и вузах нет такого понятия, как «классное руководство», что вполне справедливо и объяснимо. Во-первых, студенты объединяются не в классы, в группы. Во-вторых, вместо традиционных учителей здесь работают преподаватели (педагоги), старшие педагоги и пр.
За каждой группой (иногда за несколькими группами сразу) закрепляется ответственное лицо – куратор. В его качестве выступает рядовой преподаватель колледжа или вуза, который будет не только обучать подопечных грамоте в рамках его квалификации и научной области, но и заниматься их координацией, частично контролем.
В дословном переводе с латинского языку «куратор» означает «попечитель». Исходя из данного определения можно отметить миссию этого специалиста: присмотр, наблюдение и опека над поверенной ему группой студентов.
Обратите внимание, что куратор – это посредник между учащимися колледжа или вуза и непосредственно образовательным заведением, то есть это «проводник» в новую учебную и научную жизнь.
Куратор – это не надзиратель, который должен следить за каждый подопечным, контролировать его посещаемость и успеваемость. В общем контексте и по функционалу он больше соответствует тьютору, который помогает студенту освоиться в новом сообществе и успешно освоить выбранный профиль.
Притом «куратор» может фигурировать ка отдельная должность или быть неформальным статусом. В первом случае обязанности куратора документально и официально возлагаются на конкретное лицо, производятся некоторые доплаты за дополнительную работу (которая фактически накладывается на преподавательскую деятельность). Во втором случае кураторская деятельность будет выступать призванием или частью волонтерства, когда педагог посвящает часть своего свободного времени студентам, не претендуя на доплаты, компенсации и пр.
Таким образом, куратор – это преподаватель колледжа или вуза, который будет тесным образом взаимодействовать с поверенной ему группой или потоком студентов. Их связь будет двоякой: в рамках учебного процесса, а также внеурочная деятельность, посредничество при решении различных вопросов и нюансов (возникающих у студентов).
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Основные функции куратора в учебном заведении
Освоение специальности – это не просто получение конкретного набора знаний и навыков в рамках отрасли или науки. Обучение в колледже или вузе тесным образом соприкасается со всесторонним саморазвитием, самосовершенствованием. Именно с работой указанных качеств сталкивается куратор учебной группы.
Специфика работы куратора |
|
Преподаватель в колледже/вузе |
Наставник |
Непосредственно участвует в учебном процессе: преподает у студентов, имеет доступ к учебным материалам | Консультирует подопечных по все возникающим вопросам |
Работает непосредственно в том заведении, где ему поверена группа студентов | Содействует оптимальному урегулированию вопросов и проблем |
Уполномочен контролировать посещаемость занятий | Взаимодействует с различными структурами учебного заведения: от педагогов до администрации |
Уполномочен контролировать успеваемость студентов | Делится личным опытом и мнением с подопечными при решении проблем |
Информирует подопечных о важных событиях и мероприятиях | Обладает лидерскими качествами, определенным авторитетом или репутацией в вузе среди коллег и студентов |
Разъясняет правила учебного заведения, права и обязанности сторон | Радеет за благополучие подопечных лиц без требования дополнительных наград, финансовых поощрений и пр. |
Является связующим звеном между студентами и образовательным учреждением | Сопереживает подопечным и стремится помочь им всеми легальными способами, выделяя личное время на подобные моменты и вопросы |
Взаимодействует с родителями или официальными опекунами поверенных лиц | |
Получает плату за выполнение данной обязанности |
Среди ключевых функций студенческого куратора можно выделить следующие:
- Административная, которая предполагает регулирование внутригрупповой активности и контроль над жизнью студенческого коллектива: избрание старосты, организация внеурочной деятельности группы (посещение массовых мероприятий, освещение секций при учебном заведении и пр.), анализ и частичный контроль за посещаемостью и успеваемостью поверенных студентов. Данная функция явно выражается и преобладает в отношении первокурсников.
- Организаторская или управленческая. Данная работа заключается в формировании четкого плана действий с учетом специфики ситуации. Куратор группы помогает учащимся колледжа или вуза грамотно и интересно организовать досуг, привлечь их к общественной и внутривузовской деятельности, научной, творческой или спортивной работе и пр. Он может организовать самостоятельное мероприятие или оповестить подопечных о намечающемся событии: посвящение в студенты, субботник, культпоход, универсиада или соревнования, олимпиады, научные конференции и пр. Притом в задачи куратора водит не просто оповещение, но и мотивация учащихся к участию в них;
- Информационная. Реализация данной функции состоит в оперативном оповещении студентов относительно важных событий, правил и иных канонов, непосредственно затрагивающих их судьбу: собрание старост, ликвидация академической задолженности, внеурочные мероприятия, выполнение обязательных проектов (курсовых и пр.);
- Коммуникационная. Это действие демонстрирует явную связь куратора, студента и учебного заведения. Оно проявляется в том, что куратор помогает подопечным в решении возникающих вопросов и проблем: дает дельный совет, беседует с деканатом о поощрении или наказании учащегося, отстаивает интересы подопечных в спорных ситуациях и пр. Именно реализация коммуникационной функции подчеркивает навыки миротворца в лице куратора;
- Лидерская. Куратор – это не просто наставник или проводник, а самый настоящий лидер, который собственным примером и действиями показывает поверенным новый «мир». Данная функция проявляется прежде всего в следующих действиях: создание условий для более легкой адаптации новичков, воссоздание психологического климата в коллективе, регулирование отношений в группе и оперативное урегулирование проблем и вопросов и пр.
- Воспитательная. Это, пожалуй, основная функция куратора учебной группы, которая состоит в оказании психологической и педагогической поддержки студентов, прививании им правил культуры и этики, взаимовыручки, самостоятельности и ответственности.
Указанные полномочия – не единственные, но считаются наиболее важными, основными. Полноценное и ответственное выполнение ключевых функций куратор предполагает реализацию таких действий, как:
- Выработка у студентов навыков качеств, связанных с саморазвитием, самообразованием, самодисциплиной;
- Развитие командного духа среди студентов, коллективизм и взаимовыручка;
- Развитие гражданской позиции и порождение активности в учебе, внеурочной деятельности и пр.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что деятельность куратора состоит в установлении прочного и доверительного контакта с подопечными учащимися, оказании всесторонней поддержке им (от учебной до психологической, нравственной и культурной, педагогической и пр.).
Специфика работы куратора студенческой группы
Работа куратора отчасти носит двоякий характер. С одной стороны, это рядовой преподаватель или сотрудник учебного заведения, а с другой – надежный наставник и друг студентов, готовый прийти им на выручку (в легальных и разумных пределах)в любой момент.
Куратор – это не просто преподаватель, который курирует первокурсников. Куратор взаимодействует с поверенной ему группой вплоть до ее выпуска. Притом на каждом этапе становления студентов (как профессионального, так и личностного) работа наставника будет отличаться.
Особенности работы куратора в колледже или вузе (основные действия, полномочия) |
|
1-2 курс |
Старшекурсники |
Содействие в адаптации | Содействие в прохождении преддипломной практики |
Разъяснение общих правил | Содействие в выполнении ВКР |
Освещение внеурочной деятельности | Наставничество или консультации по вопросам выполнения письменных проектов и их защиты |
Контроль и надзор за посещаемостью и успеваемостью, академической задолженностью | Привлечение к научно-исследовательской деятельности |
Консультирование и контроль за ходом ВКР и аттестации |
Его действия в отношении с новичками, студентам первого курса выглядят следующим образом:
- Знакомство с подопечными в рамках учебного и внеурочного процессов с целью определения сильных и слабых сторон творческих наклонностей, интересов, особенностей в поведении и характере и пр.;
- Освещение новоиспеченным учащимся сведений об учебном учреждении с акцентом на достоинства, историю развития и традиции учреждения, внутренние порядки и пр.;
- Освещение ключевых направлений университета, факультета, возможностями дополнительного развития и пр.;
- Взаимодействие со студенчеством через Профсоюз, студенческие клубы и отряды, студенческим самоуправлением, старостами, личная беседа с подопечным и пр.;
- Акцент на адаптацию первокурсников с учетом общих правил и особенностей каждого подопечного (по мере из распознавания) с целью облегчения «перестройки»;
- Освещение общих и ключевых правил вуза с акцентом на ответственность студента: за каждый свой поступок индивид отвечает самостоятельно, притом ответственность может быть различной.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Работа куратора с первокурсниками непростая. Чтобы предельно облегчить их адаптацию и обучение на первых порах он старается разъяснить им все нюансы. Привлечь внимание к дополнительной деятельности (отмечая возможности учебы и дополнительного развития параллельно), акцент на профориентации и помощи студенту (в этом и проявляется наставничество – дать дельный совет в нужный момент, помочь студенту осознать важность или ценность действий или последствий и пр.).
Миссия работы куратора с первокурсниками состоит в развитии дружелюбной группы, а также раскрытии индивидуальных способностей и возможностей каждого из подопечных лиц, созданию благоприятных условий для развития.
Деятельность куратора с группами старших курсов убудет отличаться. Здесь ему предстоит сакцентировать внимание на профессиональном и научно становлении, самостоятельности и ответственности учащихся, расширении мотивационных действий для саморазвития студентов. В данном случае куратор не просто контролирует деятельность студентов, но и содействует их сугубо профессиональному и научному развитию, привлекая к научным конференциям, исследованиям, практике и давая соответствующие рекомендации.
Куратор учебных групп на старших курсах содействуют поиску места для прохождения преддипломной практики, помогает студенту выбрать тему ВКР (с учетом его текущего уровня подготовки, успеваемости опыта и навыков), рекомендации по защите проекта и советы по дальнейшему трудоустройству (не исключено содействие и продвижение «подопечного»).
Таким образом, деятельность куратора с течением времени «ростом» студентов меняется. Если на начальных порах она носит психолого-педагогический характер, контрольно-надзорный вид, то к старшим курсам он переход на фланг дружелюбия, наставничества и взаимовыручки.
Качества высококвалифицированного и грамотного куратора учебных групп
Чтобы стать куратором в студенческих кругах, недостаточно иметь за плечами педагогического образования или минимального опыта в соответствующей должности.
Куратор – это прежде всего признание, то есть работа, не требующая взамен ни благодарности, ни финансового или иного поощрения.
Можно выделить две категории качеств для становления квалифицированного добросовестного куратора студенческого коллектива. Первая – формальная достаточная для закрепления в должности куратора педагога. Вторая – дополнительные (неформальные) качества, подчеркивающие отношение индивида к выбранному направлению.
К первой категории критериев относят:
- Наличие высшего профессионального образования в сфере педагогики и психологии;
- Опыт работы в должности преподавателя (в среднем от 3-5 лет);
- Опыт работы в качестве консультанта или куратора проектов;
- Активная исследовательская деятельность педагога или стремление у ученой степени (обучение в аспирантуре, соискательство, публикационная активность и пр.);
- Сугубо положительная репутация в трудовом коллективе и учебном заведении в целом;
- Управленческие качества: навыки организатора, умение распределять обязанности или задания между учащимися с учетом их посильности и пр.;
К неформальным качествам куратора относят:
- Дружелюбие и общительность, умение находить контакт или общий язык с любым студентом и подростком;
- Навыки переговоров и умение находить компромисс, выход из сложных ситуаций с минимальны ущербом для каждой и сторон;
- Коммуникабельность и стрессоустойчивость (согласитесь, что это очень важные навыки при работе с людьми);
- Целеустремленность и результативность;
- Законопослушность, предполагающая следование только за справедливостью и оказание посильной помощи пострадавшему (или виновному) лицу. Куратор не должен выполнять работы за студентов или содействовать коррупции, его миссия — указать на ошибки и дать дельный совет подопечному по решению соответствующих неурядиц.
Таким образом, куратор – это не просто работник колледжа или вуза, проводник между студентами и внутривузовскими порядками. Данная личность представляет особую неординарную кандидатуру, сочетающую в себе формальные и личностные качества с акцентом на помощь студенту в учебной и саморазвивающейся деятельности.
Куратор и студенты: дружба или вражда?
Конечно, куратор группы не обязан следить за каждым студентом в отдельности, но при наличии проблем в сугубо учебной (внутривузовской) плоскости он обязан помочь ему. Притом эта помощь – не медвежья услуга, предполагающая выполнение заданий вместо учащегося. Миссия куратора – координировать действия учащегося с целью исправления сложившейся ситуации и ликвидации возникших проблем.
Ответ на поставленный вопрос налицо: дружба явно лучше вражды.
Чем полезен куратор для студента:
- Куратор может побеседовать с преподавателями, по предметам которых у подопечного возникли проблемы, академическая задолженность. В данном случае речь идёт не о ликвидации «хвоста» по балту, а об отсрочке или более лояльном подходе (если успеваемость студента удовлетворительная, то ему будет достаточно иметь за плечами отметку соответствующего уровня);
- Куратор может дать дельный совет по подготовке к экзамену или пересдаче, отметив требования и специфический подход педагога к оценке знаний, его требовательность. Принципиальность и пр. Согласитесь, предупрежден – значит вооружен. Если преподаватель принимает экзамен спустив рукава, подготовка может быть поверхностной, но при тотальном опросе – избежать дополнительных вопросов, заданий, дискуссий невозможно и лучше быть готовым ко всему;
- Куратор может присутствовать на защите подопечного и с помощью «невидимой руки» чистой психологии воздействовать на коечный результат, предоставив характеристику и общую успеваемость подопечного. Согласитесь, порой мнение со стороны или умелый психологический ход способен в корне изменить ситуацию и помочь утопающему выбраться из непростой ситуации;
- Куратор может поделиться личным опытом и точкой зрения в отношении сложившейся ситуации, описать подопечному реальные перспективы и последствия и попытаться облегчить его участь;
- И пр.
Вражда с куратором к добру точно не приведет. Несмотря на его миссию, напряжённые отношения могут сыграть злую шутку:
- Куратор может попросту не предпринимать никаких действий и попыток в отношении страдающего поверенного, отмечая его вину в текущем положении;
- Куратор не заинтересован в разрешении проблем и нюансов из-за личной неприязни. Как гласит народная мудрость, насильно мил не будешь;
- Куратор – обычный человек. Поэтому ему не чужды симпатии и антипатии. Он может как улучшить, так и подпортить текущее положение дел в отношении учащегося. В его силах содействовать получению дополнительных поощрений или вовсе лишить его стипендии и иных привилегий и т.д.
Ответ на поставленный вопрос однозначен: дружба гораздо лучше войны. Но отношения наставника и студента зависят от каждого и них, их целей и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Какие бывают кураторы?
Важно отметить, что кураторская деятельность процветает не только в образовательной среде – в колледжах и вузах. Данное направление успешно процветает и в иных сферах.
На практике выделяют следующие виды кураторов:
- Куратор учебных групп, которые могут действовать, как в студенческих рядах, так и центрах дополнительного образования. Так или иначе этот вид наставничества процветает в образовательной нише;
- Куратор проектов. Данный вид наставничества действует и в колледжах/вузах (когда за студентами закрепляется научный руководитель, курирующий ход и качество подготовки письменного исследования – курсовой работы, отчета по практике ВКР, научной статьи и пр.). Также куратор проектов существует в управленческой среде среди менеджеров, занимающийся развитием компании и развитием новых направлений деятельности.
Куратор проекта взаимодействует с исполнителем, заказчиком, инвесторами и прочими заинтересованными сторонами;
- Цифровой куратор. Данный вид деятельности – один из новейших. Под данной категорией понимают педагогов и наставников, которые помогают людям освоить современные технологии, новые направления деятельности. Цифровой куратор может действовать очно. А также посредством онлайн-контакта. Его миссия – разъяснить новшества, помочь адаптироваться к ним подопечному.
Таким образом, куратор – это квалифицированный специалист, облегчающий адаптацию и постижение новых горизонтов посредством грамотной координации действий и личного опыта. В основе его деятельности лежат методы педагогики и психологии, законопослушности и дружелюбия.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Спасибо за дельное и понятное разъяснение. Поступила на первый курс и к нам сразу прикрепили куратора – один на три группы. Сначала я подумала, что это как классный руководитель, но встречаясь с ним только на парах или внеурочных мероприятиях поняла что полномочия как-то отличаются. Благодаря вашей статье разобралась, что к чему. А статус куратора как-то официально закрепляется и оплачивается дополнительно?
Добрый день, Ольга! Преподаватель, курирующий группы, сотрудничает с учебным заведением по трудовому договору и числится в штате на определенной должности. Официально «статус куратора» не отражается в трудовой книжке или штатном расписании, но за данную деятельность ему могут доплачивать по решению администрации (премии, стимулирующие выплаты, почасовые и пр.).
Где можно узнать — из какогодоумента. что куратор должен иметь педагогическое образование. В ФЗ-273 не нашла. Дело в том. что куратор в нашей группе — студентка и из Ср. Азии. Скидки по оплате.исключительно своим землякам и их большинство. Если бы можно было где-то найти о пед.обр. — есть шанс жалобы. А так. всё голословно. Спасибо.
Добрый день, Алёна! Согласно требованиям профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся по программам СПО могут осуществлять специалисты, имеющие только педагогическое образование.
Здравствуйте! Я куратор в колледже. Курирую 11 групп студентов! Нагрузка неимоверная, вся документация за группы на мне, а ещё нужно со студентами непосредственно работать.
Сколько же групп, человек может быть на одного куратора? По каким нормам это определяют?
Естественно, кроме кураторства, ничем не занимаюсь, не преподаю. Образование высшее педагогическое.
Добрый день, Татьяна. Федеральными нормативными документами количество групп, поручаемых одному педработнику для осуществления кураторства (классного руководства), не ограничено. Вопросы распределения нагрузки, не входящей в учебную (т.е не являющейся преподавательской), согласно приказу Минобрнауки России от 11.05.2016 г. № 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» регламентируются локальным нормативным актом образовательной организации.
Всё понятно…
Была рада вам помочь!