Чтобы иметь положительную успеваемость в колледже или вузе, добиваться успехов в любом начинании (будь то обучение, работа или научная, творческая деятельность), важно обладать особым навыком – логическим мышлением.
СОДЕРЖАНИЕ
Что это такое?
Логическое мышление представляет собой мыслительный процесс, способствующий грамотному расставлению приоритетов, погружению в определённую тему/задание и выработку обоснованного решения. Также данный процесс можно расценивать, как некое генетическое явление, которое нуждается в постоянной тренировке и развитии.
Основными составляющими компонентами логического мышления выступают:
- Владение конкретной научной областью: терминология, правило, теории, методология и инструментарий, достижения и пр.;
- Рассуждение. Данный элемент вносит ряд ограничений: предмет, объект, тема, проблема и пр. В то же время данный элемент включает в себя самые разные операции, позволяющие сформулировать собственную позицию, обосновать ее, разъяснить: сравнение, расчеты и анализ, моделирование, прогнозирование и пр.
- Схема действий: понятие (тема) – суждение (изучение информации по теме, анализ данных, аргументация) – вывод (подведение итогов, к чему пришел автор, чего достиг, что предлагает и пр.).
Логическое мышление позволяет разобраться в ситуации и выработать достойный план мероприятий с учетом возможностей и потребностей объекта исследования, намерений и мотивации автора.
Миссия данного навыка заключается в следующем:
- Постепенное погружение в тему, внимание в каждый термин и механизм, осознание проблемы и ее констатация;
- Выработка мероприятий-решений с учетом четкого целеполагания, гипотезы, результатов аналитической мысли;
- Обоснование позиции автора.
Логическое мышление позволяет студентам грамотно пользоваться полученными знаниями, определять уместность применения тех или иных методик и действий.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Виды логического мышления
Логическое мышление – это не единая схема действий или траекторию познания. У каждого человека она индивидуальна и учитывает его способности, уровень подготовки и знаний, воображение и восприятие.
На практике выделяют 3 основных вида логического мышления:
- Образно-логическое или наглядно-образное. Суть этого формата заключается в том, что индивид представляет визуально образы, предметы и с помощью имеющихся знаний воображает необходимые действия, операции, примерно понимает результаты и пр. Образно-логическое мышление свойственно всем, начиная с детского возраста, когда познание мира только начинается. В дальнейшем данный вид мышления основывается на ассоциациях. Благодаря такому типу осмысления человек легко находит сходства и отличия предметов, находит решение простым и привычным путем, проявляет любознательность и пр.;
- Абстрактно-логическое, которое основывается на воображении и абстрагировании от внешних факторов с акцентом на проблему, факты и выводы. Здесь индивид устанавливает причинно-следственные связи, грамотно разделяет все процессы и результаты, а затем формирует соответствующий вывод;
- Словесно-логическое. Здесь обоснование мыслей автора зависит от его ораторских способностей и самоподачи, грамотности и убедительности. Данный тип мышления основывается исключительно на речи, словах, внимательности собеседника, умения вести дискуссии, аргументировать позиции с научной точки зрения, аргументами и фактами, действиями.
Каждый вид мышления применим в различных ситуациях. Первые два рассмотренные нами вида уместны в проведении практических и аналитических НИР, а последний – на защите НИР, научных конференциях и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Какие операции свойственны логическому мышлению?
Проведение исследования на базе логического исследования предполагает соблюдение конкретных правил: построение плана НИР, определение приоритетов и последовательности действий.
Логическое мышление основывается на таких операциях, как:
- Сравнение. Данная вариация позволяет установить сходства и отличия между объектами и явлениями, определить существенные моменты и свойства.
- Абстракция. Данная операция призвана выделить объект исследования и сосредоточиться на его на индивидуальных чертах, внимательнее изучить все стороны и констатировать превосходства, отличия и пр. Притом каждый выделенный аргумент не может существовать без объекта. Например, каждый человек имеет определенную фигуру, цвет волос. Но оценить эти достоинства без индивида (не видя его) невозможно.
- Обобщение. Эта итерация заключается в том, что выделенные индивидуальные черты или выводы переносятся с одного объекта, на другой или целую группу. Такой подход позволит расширить спектр действия выдвинутой теории/гипотезы или оценить ее действие в более широких масштабах, получить общий вывод по ситуации.
Логическое мышление не обходится без указанных операций. Притом чаще всего они используются в единой связке, способствуя сбору доказательной базы, ее анализу и грамотной интерпретации.
Данные схемы успешно применяются студентами и авторами НИР во всех научных областях, помогая реализовать основной научно-аргументационный принцип «тезис – аргумент – вывод».
Техника развития логического мышления
Логическое мышление – это особый процесс, который может иметь генетическую природу, но также его развить может каждый желающий. Притом обретение и совершенствование мыслительной деятельности происходит постоянно: во время обучения в школе, колледже или вузе, на работе, в повседневной жизни и пр. Принятие любого решения будет основано на тщательном обдумывании и анализе ситуации, выборе подходящего сценария с помощью логики.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Развить логическое мышление можно разными способами:
- Расширяйте кругозор и повышайте эрудицию. Для этого достаточно читать книги, просматривать полезные просвещающие передачи, слушать аудиокниги и новости. Но самое важно не сам процесс изучения, а анализ полученной информации с выделением сути, проблематики и решений, фактов;
- Занимайтесь научно-исследовательской деятельностью: проводите эксперименты, наблюдения, изучайте интересные для себя темы и пытайтесь применять полученные знания на практике в каждой удобной ситуации;
- Разгадывайте головоломки и кроссворды;
- Не отказывайтесь от интеллектуальных игр: городки, игры на внимание, логические задачи и тесты, шашки и шахматы, квесты и пр.;
- Развивайтесь в творческом плане, подключая воображение, таланты и пр.;
- Занимайтесь самообразованием удобным способом: онлайн-курсы, работа с репетитором или тьютором, изучайте иностранные языки, тренируйте память и внимание, мозг.
Как студентам колледжей и вузов пользоваться логическим мышлением: что, где, когда?
Логическое мышление – очень важный навык для каждого индивида, но ведущую роль он играет в процессе обучения на всех уровнях образования.
Сегодня мы расскажем, зачем, как и когда нужно пользоваться логикой и мышлением студентам колледжей и вузов.
При изучении дисциплины: независимо от формата (занятия лекция или семинар, домашнее задание) важно разобраться в каждой теме и задании, выделив в нем: тему, проблему, ключевые термины и механизмы (концепции, методы, ограничения, особенности). Важно понять, как пользоваться информацией, как и где она применима и пр.
При выполнении студенческих и научно-исследовательских проектов: для начала следует определиться с темой исследования и констатировать изучаемую проблему, а затем грамотно разработать научный аппарат, отталкиваясь от которого можно спланировать ход работы: что рассматривать, в какой последовательности, какие методы и приемы использовать и пр.
На защите студенческих проектов и НИР, дипломных проектов и диссертаций важно грамотно преподнести весь материал и полученные результаты с учетом заявленных правил и требований, порядка проведения данного аттестационного этапа. В этом деле поможет логическое мышление, которое будет способствовать построению корректной профессиональной и аргументированной речи, выражению мыслей в определенной последовательности с учетом принципов четкости и ясности.
Таким образом, логическое мышление – это особый и обязательный навык для каждого индивида, который развивается с ним на протяжении всей жизни. Недаром говорят: «Век живи – век учись». Именно эта черта позволяет человеку выбирать индивидуальный путь развития, делать научные открытия, совершенствовать мир и окружающую среду. Данная способность сочетает в себе основные черты исследователя (принцип научной аргументации) и позволяет принимать решения более обоснованно, грамотно преподносить полученные результаты и достойно отстаивать собственную позицию.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!