При выполнении всевозможных экспериментов и научных испытаний, исследований авторы прибегают к использованию целых комбинаций и различных методик: от классических (ранее утвержденных и проверенных) до оригинальных (импровизированных или новосочетаемых). Притом зачастую формирование инструментария НИР происходит из привычных для всех общих и специфических схем. Одними из универсальных методов студенческих и научных НИР выступают междисциплинарные.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие и функции междисциплинарных методов НИР
В каждой научной области присутствуют общие и специфические методы исследования, призванные изучить проблему, подчеркнуть ее актуальность, значимость, воздействие на объект и пр. Но существуют приемы, которые могут использоваться в разных исследованиях и дисциплинах. Их называют междисциплинарными.
Междисциплинарные методы сочетают в себе действия и схемы, инструменты смежных наук и применимы в любой удобной ситуации независимо от характера изыскания, уровня его сложности и пр. Данные приемы позволяют исследовать тему и проблему с разных ракурсов, детальнее изучить ее и подчеркнуть особенности ситуации: симптоматику, силу воздействия, характер, первопричины и пр.
Миссия междисциплинарных методов НИР – расширить спектр действий автора и точнее, глубже, но при этом проще и доступнее рассмотреть проблему. Выбор подходящих действий и приемов осуществляется автором индивидуально, с учетом уровня его подготовки и владения инструментарием.
Для задействования и эффективного применения междисциплинарных методов студенту предстоит знать азы тех наук, откуда он планирует «их заимствовать». Притом сами алгоритмы недаром называют междисциплинарными – они находятся на стыке разных дисциплин, смежных между собой.
В настоящее время использование междисциплинарных приемов не просто приветствуется в образовательной и научной среде, но и является обязательным требованиям для полного раскрытия темы и изучения проблемы. Именно умение автора грамотно сочетать методики и комбинации из различных областей наук в конкретных целях и исследовании позволяет судить о уровне его подготовки, мастерстве и понимании уместности и целесообразности приема.
Не стоит путать междисциплинарные методы исследования с общенаучными. Это два кардинально разных понятия и алгоритма. Первые – применимы в конкретной ситуации при соблюдении определённых условий: с учетом цели исследования, для всестороннему рассмотрения проблематики. Они призваны именно конкретизировать изучаемый объект и проблему. Общенаучный подход позволяет лишь выявить общие тенденции, обобщить полученные результаты, сформулировать аргументированные выводы по проделанной работе.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Характер междисциплинарных методов исследования
Все междисциплинарные приемы можно распределить по соответствующим научным областям и миссии, которую они выполняют в изыскании:
- Описательные, призванные конкретизировать и определить тенденции, описать явление или проблему со всех возможных сторон с акцентом на определенные черты. Применение подобных схем требует предельной точности и внимательности со стороны автора НИР, умения группировать данные по смыслу или признакам, грамотно интерпретировать и аргументировать выводы. Описательные междисциплинарные методы позволяют обобщить собранный материал и выдвинуть явные/неявные особенности.
- Сравнительно-сопоставительные (аналитические) приемы выполняют конкретную миссию – очерчивают сходства и различия явлений или изучаемых процессов с учетом всевозможных факторов: авторство, временной период, выделить особенности объекта и пр.;
- Исторические (обозревающие) инструменты в исследовании способствуют тотальному изучению темы/проблемы, начиная от истоков и заканчивая современным состоянием. Использование таких подходов позволяет проследить за изменениями проблем и предпринимаемых по отношению к ней решений, выявить пробелы на каждом этапе развития и пр.;
- Статистические методы (математические) позволяют провести точечный или детализированный анализ, определить тенденции, переведя качественную информацию в количественный формат, реализовав математические операции (рассчитав конкретные показатели и описав полученные результаты с научной точки зрения).
Использование междисциплинарных методов исследования требует от автора НИР особого внимания. Важно, чтобы все величины были приведены в единый и сопоставимый вид, все научные каноны и правила соблюдены и пр. Притом важно не просто методом тыка подбирать подходы и приемы, но и учитывать их уместность, целесообразность и необходимость.
Уместность предполагает возможность их использования: достаточность данных для применения междисциплинарного подхода, сопоставимость параметров и аргументов и пр.
Принцип целесообразности основывается на том, чтобы выбранный междисциплинарный метод способствовал раскрытию проблемы с новой стороны, конкретизации ее отдельных сторон и специфических черт, описанию и раскрытию темы с отдельного научного ракурса, а не только с общей (нейтральной) позиции.
Необходимость междисциплинарного подхода возникает при тотальном погружении в тему, для подчеркивая уровня мастерства и профессиональной развитости автора НИР, а также всестороннего изучения проблемы с позиции инноваций (новизны изыскания).
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Обзор наиболее распространенных междисциплинарных методов исследования, применяемых студентами при выполнении курсовых, дипломных и научно-исследовательских работ
Порой, сами того не осознавая и не замечая, студенты применяют при выполнении проектов самые разные междисциплинарные подходы. Самыми востребованными и популярными среди молодых исследователей считаются следующие инструменты:
- Метод контент-анализа. Суть этого приема заключается в анализе текстовой информации, ее преобразовании из банального текста в количественный или более точный вид. Данный прием успешно используется в таких науках, как социология и политология, лингвистика и экономика, психология, история и пр.
- Математико-статистический метод. Междисциплинарным он считается, так как используется инструментарий математики и статистики одновременно, позволяя производить точные расчеты. Определять тенденции и динамику показателей, выявлять причинно-следственные связи. Эта модель успешно используется как в точных, так и гуманитарных, исторических и даже психологических исследованиях для конкретизации отдельных моментов и явлений. Чаще всего инструментом данного плана пользуются экономисты, юристы, социологи, историки, психологи и пр.
- Историко-психологический подход, содействующий установлению этапов развития, сходств и отличий одного и того же явления с позиции разных авторов, временных точек и пр., отношение авторов или общества, различных подходов к теме и т.д. Притом применение столь комбинированного инструмента позволяет студенту разобраться в тенденциях, подчеркнуть динамику, особенности, осознать и понять принцип «действия» проблемы и пр.
- Социокультурный метод изыскания нацелен на установление отношения общества или конкретной группы лиц в проблеме НИР, изучению явления с точки зрения ее научного, культурного и массового воздействия, исследование феномена и степени его воздействия на объект. Чаще всего данный подход применяется студентами экономического, социологического, психологического факультетов при проведении соответствующих экспериментов и исследований.
- IT-методы, способствующие специфической интерпретации данных, проектированию и моделированию потенциальных решений и их объективной оценке, всестороннему анализу и прогнозированию результатов, проверке выдвинутой гипотезы и пр. Именно этот подход сегодня используется практически повсеместно: в экономических и математических исследованиях, технической отрасли, IT-индустрии, дизайне и строительстве и пр.
- Экономические методы, призванные определить эффективность предлагаемых решений, их окупаемость и целесообразность, посильность для объекта исследования. Текущие приемы востребованы в ходе планирования любого НИР, так ка кони позволяют оценить затраты на организацию прикладного исследования, расходы на создание новшества (разработку), целесообразность проекта и пр. Данный подход уместен в строительных НИОКР, технической среде, бизнесе, дизайнерских проектах и пр. Именно экономические методы позволяют оценить эффективность предлагаемых решений и оценить степень воздействия проблемы на финансовое положение объекта.
- Экспериментальный (апробационный) метод. Данный подход в целом уместен в любой среде, но практикуется не всегда. Его миссия заключается в наглядном и практическом применении выдвинутого решения, его апробации или проведении эксперимента с целью сбора эмпирических данных, первичных материалов для анализа. Данный подход успешно реализуется в социологических и маркетинговых исследованиях, психологических НИР, экономических и иных проектах.
- И пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Достоинства и недостатки использования междисциплинарных методов в студенческих и научно-исследовательских проектах
Междисциплинарный подход обладает следующими преимуществами:
- Расширяет границы исследования и возможности изучения проблемы, содействуя ее всестороннему изучению и описанию, выявлению особенностей;
- Пополняет профессиональные компетенции исследователя: учит пользоваться новым инструментарием при необходимости, корректно подбирать новые приемы для изучения конкретной темы или проблемы, рассматривать проблему с нового ракурса и обосновывать тенденции со стороны смежной науки;
- Позволяет подключить импровизационные, творческие и критические навыки, аналитические способности при выборе и использовании междисциплинарного подхода в НИР;
- Подключить при необходимости сторонних экспертов для проведения более качественной оценки полученных материалов и фактов, аргументации выводов и формулировании итогов;
- Способствует сбору основательной и обоснованной доказательной базы исследования, подчеркивающей особенности темы, новизну и ценность проекта, специфику проблемы и ее актуальность и пр.;
- Широкий спектр применения и возможность адаптировать специфический прием под нужды автора и НИР.
Найти недостатки в использовании междисциплинарных инструментов при проведении студенческих и научно-исследовательских работ трудно, но возможно. К данной категории можно отнести следующие черты:
- Слабая подготовка исследователя и неумение применять «инонаучные» методы в конкретном случае, исследовании;
- Непонимание или отказ от нетрадиционных подходов в НИР в пользу классических или узкоспециализированных инструментов, присущих определенной дисциплине и пр.;
- Узкая тема исследования, которую невозможно из-за дефицита информации исследовать на основе междисциплинарного подхода;
- Увеличение масштабов НИР за счет подключения различных научных направлений в исследовании. В данном деле важно контролировать объем проекта и качество интерпретации собранных аргументов и фактов;
- Частичное усложнение изыскания за счет использования непривычных или новых инструментов, необходимость освоения нетипичной схемы (нетрадиционное применение приема), необходимость учета дополнительных факторов и пр.;
- Междисциплинарный подход носит больше научный (теоретический), нежели прикладной характер.
В целом студенты часто используют общенаучные и междисциплинарные методы в курсовых, дипломных и научно-исследовательских работах неосознанно, полагаясь на интуицию или необходимость. При этом использование такой комбинации инструментов в 90% случаев гарантирует успех НИР и автора, демонстрируя всестороннюю обоснованность, аргументацию выводов и четкую позицию автора, его профессиональную состоятельность.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!