При выполнении всевозможных экспериментов и научных испытаний, исследований авторы прибегают к использованию целых комбинаций и различных методик: от классических (ранее утвержденных и проверенных) до оригинальных (импровизированных или новосочетаемых). Притом зачастую формирование инструментария НИР происходит из привычных для всех общих и специфических схем. Одними из универсальных методов студенческих и научных НИР выступают междисциплинарные.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие и функции междисциплинарных методов НИР
В каждой научной области присутствуют общие и специфические методы исследования, призванные изучить проблему, подчеркнуть ее актуальность, значимость, воздействие на объект и пр. Но существуют приемы, которые могут использоваться в разных исследованиях и дисциплинах. Их называют междисциплинарными.
Междисциплинарные методы сочетают в себе действия и схемы, инструменты смежных наук и применимы в любой удобной ситуации независимо от характера изыскания, уровня его сложности и пр. Данные приемы позволяют исследовать тему и проблему с разных ракурсов, детальнее изучить ее и подчеркнуть особенности ситуации: симптоматику, силу воздействия, характер, первопричины и пр.
![Сущность междисциплинарных методов исследования](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2022/01/word-image-158.png)
Миссия междисциплинарных методов НИР – расширить спектр действий автора и точнее, глубже, но при этом проще и доступнее рассмотреть проблему. Выбор подходящих действий и приемов осуществляется автором индивидуально, с учетом уровня его подготовки и владения инструментарием.
Для задействования и эффективного применения междисциплинарных методов студенту предстоит знать азы тех наук, откуда он планирует «их заимствовать». Притом сами алгоритмы недаром называют междисциплинарными – они находятся на стыке разных дисциплин, смежных между собой.
В настоящее время использование междисциплинарных приемов не просто приветствуется в образовательной и научной среде, но и является обязательным требованиям для полного раскрытия темы и изучения проблемы. Именно умение автора грамотно сочетать методики и комбинации из различных областей наук в конкретных целях и исследовании позволяет судить о уровне его подготовки, мастерстве и понимании уместности и целесообразности приема.
Не стоит путать междисциплинарные методы исследования с общенаучными. Это два кардинально разных понятия и алгоритма. Первые – применимы в конкретной ситуации при соблюдении определённых условий: с учетом цели исследования, для всестороннему рассмотрения проблематики. Они призваны именно конкретизировать изучаемый объект и проблему. Общенаучный подход позволяет лишь выявить общие тенденции, обобщить полученные результаты, сформулировать аргументированные выводы по проделанной работе.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
![](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2019/01/banner_1.jpg)
Характер междисциплинарных методов исследования
Все междисциплинарные приемы можно распределить по соответствующим научным областям и миссии, которую они выполняют в изыскании:
- Описательные, призванные конкретизировать и определить тенденции, описать явление или проблему со всех возможных сторон с акцентом на определенные черты. Применение подобных схем требует предельной точности и внимательности со стороны автора НИР, умения группировать данные по смыслу или признакам, грамотно интерпретировать и аргументировать выводы. Описательные междисциплинарные методы позволяют обобщить собранный материал и выдвинуть явные/неявные особенности.
- Сравнительно-сопоставительные (аналитические) приемы выполняют конкретную миссию – очерчивают сходства и различия явлений или изучаемых процессов с учетом всевозможных факторов: авторство, временной период, выделить особенности объекта и пр.;
![Миссия междисциплинарных методов исследования](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2022/01/word-image-159.png)
- Исторические (обозревающие) инструменты в исследовании способствуют тотальному изучению темы/проблемы, начиная от истоков и заканчивая современным состоянием. Использование таких подходов позволяет проследить за изменениями проблем и предпринимаемых по отношению к ней решений, выявить пробелы на каждом этапе развития и пр.;
- Статистические методы (математические) позволяют провести точечный или детализированный анализ, определить тенденции, переведя качественную информацию в количественный формат, реализовав математические операции (рассчитав конкретные показатели и описав полученные результаты с научной точки зрения).
Использование междисциплинарных методов исследования требует от автора НИР особого внимания. Важно, чтобы все величины были приведены в единый и сопоставимый вид, все научные каноны и правила соблюдены и пр. Притом важно не просто методом тыка подбирать подходы и приемы, но и учитывать их уместность, целесообразность и необходимость.
Уместность предполагает возможность их использования: достаточность данных для применения междисциплинарного подхода, сопоставимость параметров и аргументов и пр.
Принцип целесообразности основывается на том, чтобы выбранный междисциплинарный метод способствовал раскрытию проблемы с новой стороны, конкретизации ее отдельных сторон и специфических черт, описанию и раскрытию темы с отдельного научного ракурса, а не только с общей (нейтральной) позиции.
Необходимость междисциплинарного подхода возникает при тотальном погружении в тему, для подчеркивая уровня мастерства и профессиональной развитости автора НИР, а также всестороннего изучения проблемы с позиции инноваций (новизны изыскания).
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
![](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2019/01/banner_1.jpg)
Обзор наиболее распространенных междисциплинарных методов исследования, применяемых студентами при выполнении курсовых, дипломных и научно-исследовательских работ
Порой, сами того не осознавая и не замечая, студенты применяют при выполнении проектов самые разные междисциплинарные подходы. Самыми востребованными и популярными среди молодых исследователей считаются следующие инструменты:
- Метод контент-анализа. Суть этого приема заключается в анализе текстовой информации, ее преобразовании из банального текста в количественный или более точный вид. Данный прием успешно используется в таких науках, как социология и политология, лингвистика и экономика, психология, история и пр.
- Математико-статистический метод. Междисциплинарным он считается, так как используется инструментарий математики и статистики одновременно, позволяя производить точные расчеты. Определять тенденции и динамику показателей, выявлять причинно-следственные связи. Эта модель успешно используется как в точных, так и гуманитарных, исторических и даже психологических исследованиях для конкретизации отдельных моментов и явлений. Чаще всего инструментом данного плана пользуются экономисты, юристы, социологи, историки, психологи и пр.
![Виды междисциплинарных методов НИР](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2022/01/word-image-160.png)
- Историко-психологический подход, содействующий установлению этапов развития, сходств и отличий одного и того же явления с позиции разных авторов, временных точек и пр., отношение авторов или общества, различных подходов к теме и т.д. Притом применение столь комбинированного инструмента позволяет студенту разобраться в тенденциях, подчеркнуть динамику, особенности, осознать и понять принцип «действия» проблемы и пр.
- Социокультурный метод изыскания нацелен на установление отношения общества или конкретной группы лиц в проблеме НИР, изучению явления с точки зрения ее научного, культурного и массового воздействия, исследование феномена и степени его воздействия на объект. Чаще всего данный подход применяется студентами экономического, социологического, психологического факультетов при проведении соответствующих экспериментов и исследований.
- IT-методы, способствующие специфической интерпретации данных, проектированию и моделированию потенциальных решений и их объективной оценке, всестороннему анализу и прогнозированию результатов, проверке выдвинутой гипотезы и пр. Именно этот подход сегодня используется практически повсеместно: в экономических и математических исследованиях, технической отрасли, IT-индустрии, дизайне и строительстве и пр.
- Экономические методы, призванные определить эффективность предлагаемых решений, их окупаемость и целесообразность, посильность для объекта исследования. Текущие приемы востребованы в ходе планирования любого НИР, так ка кони позволяют оценить затраты на организацию прикладного исследования, расходы на создание новшества (разработку), целесообразность проекта и пр. Данный подход уместен в строительных НИОКР, технической среде, бизнесе, дизайнерских проектах и пр. Именно экономические методы позволяют оценить эффективность предлагаемых решений и оценить степень воздействия проблемы на финансовое положение объекта.
- Экспериментальный (апробационный) метод. Данный подход в целом уместен в любой среде, но практикуется не всегда. Его миссия заключается в наглядном и практическом применении выдвинутого решения, его апробации или проведении эксперимента с целью сбора эмпирических данных, первичных материалов для анализа. Данный подход успешно реализуется в социологических и маркетинговых исследованиях, психологических НИР, экономических и иных проектах.
- И пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
![](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2019/01/banner_1.jpg)
Достоинства и недостатки использования междисциплинарных методов в студенческих и научно-исследовательских проектах
Междисциплинарный подход обладает следующими преимуществами:
- Расширяет границы исследования и возможности изучения проблемы, содействуя ее всестороннему изучению и описанию, выявлению особенностей;
- Пополняет профессиональные компетенции исследователя: учит пользоваться новым инструментарием при необходимости, корректно подбирать новые приемы для изучения конкретной темы или проблемы, рассматривать проблему с нового ракурса и обосновывать тенденции со стороны смежной науки;
- Позволяет подключить импровизационные, творческие и критические навыки, аналитические способности при выборе и использовании междисциплинарного подхода в НИР;
- Подключить при необходимости сторонних экспертов для проведения более качественной оценки полученных материалов и фактов, аргументации выводов и формулировании итогов;
- Способствует сбору основательной и обоснованной доказательной базы исследования, подчеркивающей особенности темы, новизну и ценность проекта, специфику проблемы и ее актуальность и пр.;
- Широкий спектр применения и возможность адаптировать специфический прием под нужды автора и НИР.
![Плюсы и минусы междисциплинарных методов исследования](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2022/01/word-image-161.png)
Найти недостатки в использовании междисциплинарных инструментов при проведении студенческих и научно-исследовательских работ трудно, но возможно. К данной категории можно отнести следующие черты:
- Слабая подготовка исследователя и неумение применять «инонаучные» методы в конкретном случае, исследовании;
- Непонимание или отказ от нетрадиционных подходов в НИР в пользу классических или узкоспециализированных инструментов, присущих определенной дисциплине и пр.;
- Узкая тема исследования, которую невозможно из-за дефицита информации исследовать на основе междисциплинарного подхода;
- Увеличение масштабов НИР за счет подключения различных научных направлений в исследовании. В данном деле важно контролировать объем проекта и качество интерпретации собранных аргументов и фактов;
- Частичное усложнение изыскания за счет использования непривычных или новых инструментов, необходимость освоения нетипичной схемы (нетрадиционное применение приема), необходимость учета дополнительных факторов и пр.;
- Междисциплинарный подход носит больше научный (теоретический), нежели прикладной характер.
В целом студенты часто используют общенаучные и междисциплинарные методы в курсовых, дипломных и научно-исследовательских работах неосознанно, полагаясь на интуицию или необходимость. При этом использование такой комбинации инструментов в 90% случаев гарантирует успех НИР и автора, демонстрируя всестороннюю обоснованность, аргументацию выводов и четкую позицию автора, его профессиональную состоятельность.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!