В 2022 и 2023 годах по стране прокатилась самая настоящая волна перемен в сфере образования, которая породила немало вопросов и мифов относительно дальнейшей судьбе отечественного высшего профессионального образования. Первопричиной грядущих реформ стал выход РФ из Болонской системы, а в настоящее время очередные изменения грядут на фоне отмены бакалавриата.
Специалисты Дисхелп изучили все действующие на сегодняшний день новости, обзоры и акты, разобрались в ситуации и готовы рассказать о предстоящих новшествах, которые затронут абитуриентов-2024. Сегодня в форме «вопрос-ответ» мы осветим лишь моменты, соприкасающиеся с судьбой будущих поступающих.
СОДЕРЖАНИЕ
Вопрос №1. Отменят ли ЕГЭ как основное вступительное испытание при вузе в 2024 году?
Итак, отказ от «Болонских правил», обновление действующих программ, изменения в комбинациях вступительных испытаний еще не означает колоссальное и резкое преобразование отечественной системы по подготовке дипломированных специалистов. Власти уже не раз отмечали, что не стоит торопиться и моментально возвращаться к «прошлой жизни». Поэтому «экстра»-перемен в ближайшее время ожидать не стоит.
Согласно сведениям портала Заочник.ру, изменения в части проведения ЕГЭ в текущем и грядущем году уже возможны, но они не будут резкими. Перемены, скорее всего, затронут состав и характер заданий, набор кейсов, уровень сложности заданий и т.п. Слухи об отмене данного этапа ходят уже давно и пока не нашли никакого обоснования и подтверждения. На сегодняшний день известно, что отказ от сдачи ЕГЭ и его оценивании в перспективе возможен в качестве основного вступительного испытания при вузах будет постепенным и тщательно продуманным.
Во-первых, такой ход вполне оправдан и обоснован, так как многие школьники начинают готовиться ко столь серьезному аттестационному этапу (а ведь он напрямую отражается на рейтинге поступающего, аттестате и пр.) заранее (за 1-2 года до поступления). Власти обязаны заранее уведомить об изменениях в правилах приема относительно типа, характера и набора вступительных испытаний. Во-вторых, вузам предстоит подготовиться к отмене и проработать новую систему оценивания абитуриентов и порядок проведения конкурсного отбора.
Эксперты и представители топовых университетов страны не исключают, что ЕГЭ могут сделать сугубо добровольным этапом, а прием в высших учебных заведениях станет вариативным: по ЕГЭ или в рамках внутренних испытаний (классические вступительные экзамены в устном или письменном формате в рамках утвержденного графика, расписания). Но увы, в 2024 году абитуриентам предстоит проходить конкурсный отбор при вузах на основе единого государственного экзамена (в рамках действующих комбинаций), а также при необходимости преодолеть ДВИ.
Обратите внимание, что никаких официальных и точных заявлений относительно отмены ЕГЭ от властей (Минобрнауки, Рособрнадзор и пр.) не поступало!
Поэтому мы рекомендуем тотально изучать профильные дисциплины, необходимые для поступления в вуз на желаемый профиль/факультет независимо от варианта приема (по ЕГЭ или на базе внутренних испытаний). Согласитесь, качественная и глубокая подготовка по дисциплинам не навредит никому и позволит успешно преодолеть, как ЕГЭ, так и экзамены при университетах, ДВИ и пр.
По прогнозам властей и экспертов средний балл абитуриентов в рамках приема-2024 составит от 43-65 баллов в отношении платного обучения и около 70-85 баллов в рамках бюджетной подготовки.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Вопрос №2. Как изменится соотношение бюджетных и коммерческих мест в вузах?
Изначально система профессионального образования была совершенно бесплатной для поступающих и студентов, но с развитием рыночных отношений вузы получили уникальную возможность – получать дополнительный доход от оказания образовательных услуг на платной основе, согласно утвержденному прейскуранту цен.
Отказ от Болонского соглашения не окажет никакого воздействия на соотношение бюджетников и контрактников, так как количество соответствующих вакантов зависит только от государственного финансирования и возможностей вуза.
Более того, примерные цифры по приему абитуриентов на ближайшие 2 года, а также бюджет на выделение средств для финансирования бюджетного обучения в вузах уже утвержден.
Вопрос №3. Будет ли отказ от программ бакалавриата + магистратуры в пользу специалитета?
Многие научные работники и представители крупнейших отечественных вузов отмечали низкую эффективность Болонского процесса в России и его сопряженность с отдельными нюансами:
- Унификация государственных экзаменов не позволяет в полной мере объективно оценить знания выпускников и абитуриентов, то есть нельзя всех оценить «по одной гребенке»;
- Переход к международному соглашению был длительным и потребовал тщательной проработки всех образовательных программ с разбивкой на новые этапы становления дипломантов. Бюрократические, организационные нюансы могут затормозить реформу. В любом случае резкого отказа или смены двухступенчатой системы подготовки дипломантов не предвидится.
Сама по себе Болонская декларация устанавливает довольно гибкие правила подготовки специалистов базового и высшего уровня. В ней нет суровых предписаний относительно сроков реализации образовательных программ. В мировой практике сложилось определенное соотношение 4+2 (бакалавриат + магистратура). На самом же деле сроки обучения могут быть различными, об этом также свидетельствует практика обучения студентов в иных странах. Например, в Европе бакалавры могут постигать профессиональные азы в течение 3-4 лет, а магистерские направления – от 1,5 до 2,5 лет.
Важно отметить, что программы специалитета в России не были полностью ликвидированы. Они продолжают реализовываться, но в отношении меньшего числа профессий, не во всех вузах.
На сегодняшний день Рособрнадзор заявил, что полной отмены бакалавриата и магистратуры в России не предвидится. При этом не исключается, что доля специалитета и перечень специальностей в рамках данного уровня будут расширены. При этом полномочия выпускников бакалавриата и специалитета останутся прежними.
Согласно последним заявлениям властей, уже в 2024-20125 учебном году власти намерены провести эксперимент по частичной отмене бакалавриата на базе нескольких отечественных вузов: БФУ имени Канта, МАИ, МИСиС, МПГУ, горный университет в Санкт-Петербурге, ТГУ. Предполагается, что в перспективе бакалавров вновь заменит специалитет. На текущий момент программы бакалавриата продолжают существовать в вузах страны. Притом даже после апробации эксперимента и его расширения (при положительных результатах) на остиальные высшие заведения, дипломы бакалавров не утратят силу и будут по прежнему котироваться: позволят трудиться в рамках освоенной профессии и продолжать обучение на вышестоящих ступенях.
Таким образом, вузы продолжат практиковать программы в рамках комбинаций бакалавриат+магистратура и специалитета (как самостоятельной промежуточной ступени). В ближайшие годы резкой отмены программ для бакалавров не будет. Сначала власти проведут эксперимент, оценят достоинства и недостатки обновленных программ и инструментов, а затем примут окончательное решение о судьбе данного уровня подготовки.
Единственным преобразованием может стать лишь расширение ассортимента программ на уровне специалитета.
Вопрос №4. Что будет с поступлением в иностранные вузы, дипломами вузов РФ за рубежом и пр.?
Болонская декларация позволяла признавать дипломы российских вузов за рубежом при условии реализации образовательных программ в рамках трехступенчатого формата: бакалавриат, магистратура, аспирантура. Выход из данного соглашения может повлечь за собой соответствующие последствия и сложности для российских абитуриентов, намеревающихся поступать в иностранный вуз.
Также проблемы и неурядицы (больше бюрократического характера) могут возникнуть у студентов, которые планируют проходить часть обучения в рамках программ международной академической мобильности.
Эксперты пока не могут дать точный ответ, как будут котироваться и легально утверждаться, действовать дипломы российских вузов вне Болонской декларации и как можно урегулировать данные нюансы.
Трудности с организацией обучения россиян в иностранных вузах (как в рамках общего приема, так и программ по обмен) возникли в 2022 году. Власти рекомендуют абитуриентам-резидентам выбирать отечественные университеты и варианты обучения при них, пользоваться программами обмена в национальных масштабах. Многие программы международной академической мобильности были заморожены, свернуты, а российские студенты за рубежом в лучшем случае лишились финансирования и стипендий. В данном случае выход один: вернуться на родину и продолжить освоение профессии на базе отечественного университета, поступать внутри страны, принимать участие в национальных программах академической мобильности.
В настоящее время иностранные стажировки и обучение за рубежом стали снова доступны российским абитуриентам и студентам. Университеты продолжают сотрудничать с дружественными странами и вузами. При этом варианты национального обмена значительно расширились и позволяют получить не менее качественные знания и навыки.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Вопрос №5. Какие новшества ожидают абитуриентов в 2024 году на фоне отмены действия Болонской декларации в России?
На данный момент предполагается, что правила приема абитуриентов в российских университетах останутся прежними, в рамках последней редакции:
- Основной набор будет проводиться в рамках одной ( и при этом единственной) волны в строго утвержденный период;
- Отбор поступающих производится по традиционных основаниям – общий, льготный, целевой, в рамках каждого из которых нужно предоставить соответствующий и полный пакет документов;
- Способ подачи документов в вуз поступающий выберет самостоятельно: лично в руки члену приемной комиссии, через курьера или службу «Почта России», дистанционно (через официальный сайт вуза, сервис Госуслуги и пр.). Притом в приоритете теперь электронный способ подачи пакета документов;
- Если у абитуриента при себе имеется несколько актуальных результатов ЕГЭ в рамках одной и той же дисциплины, то приемная комиссия будет учитывать наивысший результат (то есть уклон в пользу абитуриента);
- Зачисление в вуз производится в рамках конкурсного отбора, притом конкурс реализуется в укрупненном формате – по факультету, а не по специальности. При наличии оснований внеконкурсное зачисление также продолжит свое существование;
- Сохранено правило приоритетности в отношении образовательных программ. Напомним, что каждый индивид имеет право подать заявление в 5 вузов страны и выбрать в каждом из них по 5 направлений. Заявление на бюджетное и контрактное (платное) обучение будет подаваться раздельно, но общее количество специализаций остается прежним – 5. При отражении выбранных программ важно располагать их в порядке «важности» для поступающего. На первом месте – основная, избранная им специальность, далее – альтернативная (куда бы и на кого бы он хотел поступать, если бы не прошел по первой программе) и т.д. Притом следует сразу же отмечать формат (очный, заочный, дистант) и пр.
- Дистанционный формат подачи документов будет облегчать участь студентов, так как часть документов будет сохранена в их профиле автоматически. Речь идет об аттестате о среднем полном образовании, результатах ЕГЭ. Именно поэтому в 2024 году электронная подача считается приоритетной. Более того, даже портфолио станет возможным готовить в цифровом формате (об этом мы писали ранее).
Таким образом, резких и колоссальных новшеств в части приема поступающих в российские университеты на фоне отмены Болонской декларациив 2024 году не предвидится. Отбор претендентов на действующие ваканты будет проходить в рамках устоявшихся правил с небольшими поправками (на основе текущих обстоятельств, фактов и пр.).
Вопрос №6. Изменится ли перечень основных документов, необходимых для поступления в российский вуз?
Ответ на данный вопрос – нет. Изначально, как до вступления в силу в России Болонской декларации, так и после ее отмены, набор в отечественные университеты производился на основе конкретного перечня документов. Притом все они действовали внутри страны всегда, были легки в оформлении и получении, не требовали лишних трат и пр.
Отмена Болонского процесса на территории РФ не повлечет за собой никаких бюрократических перемен. Список обязательных документов и требований к поступающим останется прежним (это безоговорочный пункт):
- Наличие документа, подтверждающего и удостоверяющего личность, гражданство абитуриента;
- Наличие документа, подтверждающего наличие за плечами среднего полного образования или среднего профессионального образования;
- Заявление абитуриента с просьбой о его приеме на определенный факультет/специальность;
- Заключение врачебной комиссии и медицинская справка, подчеркивающая наличие хронических заболеваний, противопоказаний к освоению отдельных направлений подготовки, группы здоровья и т.д. Если в период пандемии данный файл был необязателен, то сегодня без него пакет документов будет считаться неполным, вследствие чего абитуриент может быть не допущен до конкурса;
- Наличие результатов ЕГЭ в рамках утвержденной комбинации вступительных испытаний по укрупненному формату.
Дополнительный пакет документов, призванный повысить шансы на поступление в желаемый университет предоставляется сугубо по инициативе и желанию конкурсанта. Он включает в себя:
- Документы, подтверждающие наличие льгот, целевое направление и пр.;
- Портфолио и пр.
Таким образом, отмена действия Болонской декларации и иные факторы в ближайшие годы не повлечет за собой серьезных изменений в части отбора абитуриентов.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Вопрос №7. Изменится ли состав образовательных программ и качество подготовки дипломантов на фоне исключения российских вузов из Болонской системы?
Многие эксперты отмечают, что Болонская система в России не прижались основательно и обладала определенной индивидуальностью, не исключая специалитета и пр. Более того, состав образовательных программ изначально учитывал требования отечественного рынка, работодателей, развития НТП и формировался сугубо в соответствии с рекомендациями Минобрнауки РФ! Болонская система в данной части лишь разделила на этапы освоение специальности. Но ее содержание от нее не зависело. Поэтому никаких колоссальных изменений в части структуры, содержания направлений подготовки, занятий не предвидится.
Сегодня на фоне частичной экспериментальной отмены программ для бакалавров не исключено, что состав новых специальностей будет обновлен. Предполагается, что в перспективе бакалавриат будет замещен старым-добрым специалитетом, где акцент делается на практике и научной деятельности одновременно.
Важно отметить, что бакалаврский уровень исчезнет больше в формальном плане. С 2023 года в РФ действует новая градация уровней подготовки дипломантов: базовая профессиональная (к ней как раз и относится текущий бакалавриат и специалитет), специализированная – магистратура. Аспирантура также вынесена в рамках профессионального образования на третий и наивысший уровень.
На фоне грядущих перемен можно отметить следующие особенности.
Во-первых, резкой отмены ЕГЭ, бакалавриата и магистратуры не намечается. Это значит, что профили продолжат жить, образовательные программы – аналогично.
Во-вторых, все направления подготовки периодически обновляются для соответствия реалиям, требования рынка труда. Поэтому преобразования и перемены больше зависят от потребностей о конъюнктуры отечественного рынка, развития научного и технического прогресса, некоторых санитарно-эпидемиологических, политических, экономических факторов и пр. Соответственно качество подготовки дипломированных специалистов не изменится и будет регулироваться, контролироваться внутри страны.
Таким образом, выход из Болонского процесса в целом не изменит или не привнесет резких и кардинально новых перемен в систему подготовки дипломированных кадров в рамках высшего образования. В числе «пострадавших» могут оказаться лишь те, кто намеревался получать иностранное высшее образование пользоваться программами по международному обмену. Но даже здесь сотрудничество с отдельными странами продолжается, есть достойные альтернативы.
Власти намерены учесть былой опыт и постараться сохранить положительные тенденции и традиции, усовершенствовать отечественную систему высшего образования, создать «воссоздать свое отечественное образование», но без резких реформ. Большинство экспертов, критиков и специалистов полагает, что все текущие уровни образования останутся и продолжат действовать, пополнятся новыми направлениями (специальностями), оптимизируется их состав и пр.
Россия не намерена в ближайшие годы полностью отказываться от ступенчатого формата становления специалистов и переходить на «традиционное специалитетское образование». Все касты и уровни успешно реализовывались ранее и реализуются до сих пор. У абитуриентов появится дополнительный выбор по профессиональному воспитанию, возможно на новых условиях. Но это уже совсем другая история…
Таким образом, высшее образование в России продолжит существовать на ступенчатой основе, в определенной градации. Абитуриентам рекомендуется следить за новостями в образовательной нише, следить за новшествами при университетах, а также готовиться в отборочной программе на основе официальной информации. Вузы публикуют данные о предстоящем наборе ежегодно (в марте-апреле). Узнать все действующие предложения, правила приема, перечень вступительных испытаний можно в специальных документах и на официальном сайте учебного заведения. Притом готовиться к поступлению необходимо тщательно: чем глубже знание предмета, тем выше шанс поступления в вуз.
Неважно, как изменится система отбора: ЕГЭ, устный или письменный экзамен при вузе, ДВИ. Главное – владение предметов на предельно высоком (для себя) уровне, грамотная мотивация и правильно намеченная цель. Качество образования в любом случае не пострадает.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!