Юристы – одни из самых востребованных специалистов, которые могут достойно зарабатывать, трудиться по профессии без физических усилий (разгружать вагоны ведь в этой сфере не требуется). Несмотря на то, что ежегодно ВУЗы выпускают свыше 5000 дипломированных экспертов в правовой среде, найти достойного грамотного из них непросто.
Высокая конкуренция позволяет каждому из новоиспеченных специалистов занять свое место в нише: одни трудятся по полученной профессии, другие отходят на «второй план», занимаясь совершенно иным делом, а третьи и вовсе развивают собственный бизнес и пр.
Сегодня мы расскажем о существующих недостатках в образовательном процессе в СУЗах и Вузах, где готовят юридические кадры.
СОДЕРЖАНИЕ
Поступить на юридический профиль легко
На сегодняшний день бытует миф, что в юристы и экономисты отправляются несостоявшиеся иные специалисты, которым не удалось покорить другой желаемый профиль. На самом деле, это всего лишь миф, так как экономика и право являются самыми популярными и востребованными, модными направлениями подготовки, где проходные баллы довольно высоки и колеблются в зависимости от ряда факторов: престиж ВУЗа, регион и пр.
В то же время доля правды в этом утверждении есть. На сегодняшний день юридический факультет действует практически в каждом втором ВУЗе, то есть предложение – велико. Притом условия для поступления кардинально разнятся: в одном случае достаточно набрать 70 баллов по каждому предмету ЕГЭ, в другом – не менее 85-90. Более того, еще более доступным высшее юридическое образование сделало появление коммерческого отделения.
Таким образом, поступить на юрфак или в юридический СУЗ или ВУЗ сможет среднестатистический абитуриент. Притом перечень направлений подготовки здесь стабилен: за последние 10 лет новых «подвидов юристов» не появилось. Самый низкий проходной балл устанавливается на менее востребованный профиль, именно туда и легче поступить.
У юристов больше теоретическая подготовка и слабый акцент на практику
Отсутствие или малая доля практики – проблема современного высшего образования в целом, которая в гуманитарных профилях (особенно в юридической среде) только усугубляется.
Образовательная программа предполагает тотальное изучение, «зубрежку» нормативно-правовых актов. Студенты учатся читать и «переводить» законы, зубрить их, но не всегда понимают, как ими грамотно пользоваться, когда и где применять и пр.
Каждый закон или правовой документ устанавливает определенный порядок действий в каждой конкретной ситуации, а также предусматривает наказания за невыполнение обязанностей. Студент должен научиться правильно оценивать ситуацию, учитывать обстоятельства, факты и применять конкретные нормы в отношении лиц-нарушителей. К сожалению, этому они учатся лишь на легких задачках и кейсах, без погружения в реальность.
Подготовка дипломированных юристов основывается на изучении нормативно-правовой азы, написании курсовых работ, прохождении небольшой практики (всего около 63 дней за весь период обучения!), выполнении ВКР. Реальной практической подготовки фактически нет! Это усложняет рабочий процесс новоиспеченного специалиста, так как он не имеет ни понятий, ни представлений, как пользоваться полученными знаниями в жизни: что делать, какие нормы учитывать, сроки и пр.
Профессиональная этика и гуманность
К сожалению, выпускники СУЗов не всегда в состоянии объективно подойти к оценке ситуации. Квалифицированный юрист должен быть беспристрастным, объективным и адекватным, неподкупным, учитывать всевозможные факторы, лазейки и пр. Недопустимо чтобы эксперт имел личный интерес в исходе дела, с симпатией относился к подозреваемому или клиенту, способствовал выгодному исходу событий и пр. Все действия должны быть строго в рамках действующего законодательства. Жалость, желание помочь преступнику «за деньги» (ради собственной наживы) должны отсутствовать.
Более того, сейчас время жесткой конкуренции. Не стоит привлекать клиентов, занимаясь обговариванием коллег, роспуском сплетней, занижением репутацией других экспертов. Важно ответственно подходить к любой миссии и зарабатывать свою репутацию честным трудом.
Расхождение между реальностью и ожиданиями
Несмотря на высокую востребованность юристов, существуют определенные отличия между требованиями работодателей и ожиданиями выпускников.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
В частности, работодатели желают видеть в своем штате дипломированных специалистов с минимальным опытом работы, представлениями об их обязанностях. Но где же набраться этого самого опыта выпускнику СУЗа или ВУЗа? Нередко в качестве такого опыта засчитывают период прохождения практики, но он слишком мал.
В свою очередь новоиспеченные специалисты полагают, что наличие диплома о профильном образовании открывают перед ними дорогу в новую жизнь, карьеру. Но и здесь их поджидают очередные испытания: собеседования, конкурсные отборы и пр. В этом «трудовом» состязании победит лишь сильнейший.
Частота законодательных перемен и пересмотра образовательных программ
Юридическая отрасль – одна из самых подвижных. Изменения здесь происходят практически ежедневно. Более того, по статистике каждый день в стране совершается свыше тысячи правонарушений различного характера: от банальных нарушений правопорядка на дорогах до тяжких убийств.
Ученые и чиновники стараются тщательно анализировать современные нормы, оценивать их эффективность и совершенствовать, ликвидировать пробелы для профилактики преступности и сокращения числа злодеяний, обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, их мирной жизни.
К сожалению, согласно действующим правилам, каждый ВУЗ проходит аккредитацию раз в 5 лет. Именно раз в 5 лет происходит оценка образовательных программ на предмет актуальности, эффективности и пр. Частота перемен в юридической отрасли гораздо выше (почти ежедневно). Это значит, что далеко не всегда студенты получают верные и нужные знания. Нередко они изучают устаревшие нормативные акты, схемы действий, утратившие силу. Поэтому важно, чтобы педагоги и эксперты, сами студенты следили за изменениями в правовой среде, оперативно с ними знакомились и учились пользоваться ими на практике.
Далеко не всегда наличие диплома о высшем или среднем юридическом образовании свидетельствует о достойном качестве знаний. Каждый уважающий себя квалифицированный юрист должен продолжать совершенствоваться: самостоятельно разбираться в новых актах, следить за новшествами и разбирать их и пр.
Система высшего образования не всегда учитывает требования рынка труда
К сожалению, в стране до сих пор происходит практически бесконтрольный выпуск дипломированных юристов. Уже на протяжении последних 5-10 лет эксперты утверждают, что трудовой сегмент перенасыщен квалифицированными экспертами в правовой отрасли. Несмотря на это, ВУЗы и СУЗы продолжают набирать абитуриентов на этот профиль, притом количество бюджетных и коммерческих мест велико. Впоследствии из-за такого несоблюдения баланса между потребностями государства и возможностями Вуза возникает избыток юристов.
Можно ли ликвидировать указанные недостатки полностью?
Данный вопрос – спорный. С одной стороны, государство должно тотально контролировать образовательную среду, выдвигать определенные «планы» по подготовке специалистов конкретных направлений. В этом случае каждому выпускнику фактически будет гарантировано рабочее место, а избыток дипломированных специалистов начнет сокращаться. В то же время такой подход поможет негативно сказаться на желании и возможностях поступающих: кому-то придется «изменить собственной мечте» или подавать документы на посильный для него профиль.
Для создания качественного кадрового резерва в юридическом поле необходимо реформировать образовательные программы по мере появления в них нормативных актов включая их изучение в учебный процесс. Более того, целесообразно перенести акцент с теоретической подготовки специалистов, на практический.
Команда образовательного центра Дисхелп готова помочь в становлении юристов по программам бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. У нас трудятся сильнейшие педагоги топовых Вузов страны, ученые, практикующие эксперты. Мы оказываем консультационные услуги, выполняем все виды научных и студенческих работ по всем направлениям независимо от уровня сложности. Наши специалисты гарантируют высокое качество услуг, конфиденциальность данных и индивидуальный подход!
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Соглашусь с тем, что выпускники просто не умеют пользоваться знаниями и элементарно не понимают, как и что делать. Лично с этим столкнулась. Обратилась за помощью к юристу, молодая девица не смогла нормально проанализировать ситуацию и дать дельного совета. Притом постоянно заглядывала в административный кодекс. Притом склоняюсь к тому, что чаще диплом покупают – это тоже своего рода проблема.