Новая система профессионального образования: грядущие реформы (возвращение специалитета, бюджетная магистратура, отказ от платного образования и пр.)

После выхода РФ из Болонского соглашения в стране наметилось множество перемен в системе образования, которые по мере приближения приемной кампании в колледжах и вузах все чаще и серьезнее волнуют абитуриентов. Чего ожидать и к чему готовиться? На сегодняшний день власти выдвигают несколько сценариев оптимизации системы отечественного профессионального образования.

Новая система профессионального образования
После выхода РФ из Болонского соглашения в стране наметилось множество перемен в системе образования, которые по мере приближения приемной кампании в колледжах и вузах все чаще и серьезнее волнуют абитуриентов. Чего ожидать и к чему готовиться? На сегодняшний день власти выдвигают несколько сценариев оптимизации системы отечественного профессионального образования.

Что будет с бакалавриатом?

Программы бакалавриата после отмены Болонской декларации в России останется самой стабильной и непоколебимой нишей. На данном уровне подготовки существенных изменений не предвидится. Максимум — оптимизация образовательных программ под нужды и потребности рынка труда, партнеров учебных заведений.

Поступление на бакалаврские специальности будет возможно только при наличии действующих результатов ЕГЭ с учетом минимальных проходных баллов вуза. Отмены данного вида вступительных испытаний не предвидится. Для зачисления в колледж на аналогичные виды программ потребуется высокий средний балл аттестата. Конкурсный отбор при этом действует повсеместно: поступит сильнейший претендент.

Обучение будет проводиться на бюджетной и платной основе. В данном случае существенных реформ не намечается. Количество бюджетных мест ежегодно определяется государством, исходя из состояния бюджета и потребностей рынка труда. Количество платных мест определяется учебными заведениями индивидуально.

Бакалаврские специальности также будут подлежать разделению на академические и прикладные. Об особенностях данных видов мы писали ранее.

Потенциальные перемены на бакалавриате
Потенциальные перемены на бакалавриате

Сроки обучения по программам бакалавриата могут быть пересмотрены. Классическая продолжительность обучения на данной ступени составляет 4 года. Но в отношении отдельных направлений подготовки сроки воспитания квалифицированных специалистов с полной базовой подготовкой может быть продлена до 6 лет. Притом у абитуриента будет выбора образовательной программы в зависимости от предметного состава и сроков обучения.

Также не исключены изменения в сроках обучения по «сквозным программам» в отношении отдельных направлений подготовки, специалистов которых не хватает на рынке труда и требуется оперативное восполнение кадрового голода для организации бесперебойного производственного цикла. В частности, в некоторых случаях допускается сокращение сроков подготовки по программам «бакалавриат + магистратура»: вместо традиционных шести лет совмещенные ниши могут предоставить возможность студенту стать полноценным экспертов «с двойным высшим образованием» за 5 лет.

Дипломированные бакалавры по-прежнему имеют право на трудоустройство и/ли продолжение обучения по вышестоящим ступеням с целью обретения узкоспециализированных навыков и диплома специалиста или диплома магистранта.

Учтите, что получать профессиональное образование впервые возможно только на очном отделении. Данное правило уже действует повсеместно.

В целом, кардинальных реформ в отношении программ бакалавриата не намечается. Данная ниша остается наиболее стабильной. Обновление траектории обучения, пересмотр предметного состава, качественного набора подготовки (инструментарий, подходы, задачи, соотношение теории и практики и пр.) – естественный процесс, реализуемый как минимум раз в 5 лет (по инициативе учебного заведения может быть чаще).

В любом случае выпускники бакалавриата получат диплом и смогут самостоятельно определять и предрешать перспективы развития и трудоустройства.

Перемены в отношении специалитета и магистратуры

На сегодняшний день власти активнее стали обсуждать официальное и полноценное возрождение программ специалитета. Именно эта ниша действовала в период СССР, а подготовка дипломантов считалась самой сильной в мире. Президент РФ отметил, что необходимо грамотно использовать прошлый опыт в сочетании с потребностями, современными тенденциями и возможностями текущей системы образования.

Что будет со специалитетом?
Что будет со специалитетом?

В настоящее время власти рассматривают возможность возрождения специалитета и увеличение соответствующих образовательных программ в отношении наиболее значимых для экономики отраслей, специализаций.

Существенные перемены грядут в следующем плане. Во-первых, разработчики предлагают предоставить дипломированным специалистам право на поступление в магистратуру на бюджетные места. На сегодняшний день указанный вариант обучения при магистратуре вузов предназначены только для бакалавров. Выпускники специалитета не имеют право поступать в магистратуру на бюджет.

Во-вторых, сроки обучения в магистратуре могут быть плавающими и зависимыми от специализации, предшествующего образования. В частности, в отдельных случаях продолжительность пребывания магистрантов может быть сокращены с традиционных 2 лет до 1 года. Притом освоение магистерской программы на сокращенной основе будет возможно только для тех индивидов, которые продолжают развитие по ранее полученной профессии (специализации). Получать образование по новому направлению (выбирать отличную, иную от бакалаврской профессии) на вышестоящей ступени выпускники специалитета смогут лишь на полных условиях, преимущественно на платной основе. В отношении выпускников бакалавриата подобных оговорок пока не звучало, поэтому «по умолчанию» остаются прежние условия.

В-третьих, намечается определенная тенденция: сокращение количества мест по программам бакалавриата в пользу специалитета. Данная парадигма больше всего ориентирована на подготовку специалистов технического плана. В отношении количественного соотношении магистерских специальностей с иными уровнями образования корректив не намечено.

Что будет с аспирантурой?

Аспирантура изначально не признавалась уровнем профессиональной подготовки. Эта ниша причислялась к категории поствузовского (дополнительного) образования. Ее миссия заключалась в подготовке и развитии ученых умов, инноваторов, исследователей, изобретателей, подвижников научно-технического прогресса и высококвалифицированных преподавателей. Но в рамках последних реформ власти предлагают изменить подход и характер аспирантуры. В частности, в рамках системы обновлений предлагается вывести аспирантуру в сферу профессионального обучения в качестве наивысшей ступени – четвертый уровень.

Изменения в аспирантуре
Изменения в аспирантуре

На фоне данного предложения предвидятся дополнительные коррективы, связанные с изменением статуса аспирантов и необходимости получения ими соответствующего котируемого в стране диплома. Притом не исключается пересмотр состава образовательных программ с акцентом не просто на научно-исследовательскую, но и учебную составляющую: изучение и развитие новейших подходов, концепций, работа в лабораториях по аналогии с магистратурой. То есть на базе аспирантуры придется не только заниматься наукой, но и по-прежнему учиться! Притом соотношение теории, практики и науки будет тщательно спланированным, продуманным и постепенным.

Общие тенденции в реформировании системы образования РФ 2023-2024

Таким образом, в ближайшие годы намечаются серьезные перемены в системе высшего профессионального образования. Деятельность колледжей и техникумов остается неизменной и стабильной. Здесь программы бакалавриата будут доступны на прежних началах, траектория обучения и учебный процесс остается неизменным.

Бакалавриат в вузах станет более продуманный и тщательный, грамотно распределенный. И ориентированный на нужды отрасли. На фоне возрождения отечественной системы подготовки дипломантов (введение и расширение специалитета) возможен переход к прикладному бакалавриату, а академические программы будут переложены с увеличением часов практики на уровень специалитета.

Об увеличении количества бюджетных мест пока ничего не известно, но скорее всего на фоне перехода к четырехуровневой градации данная потребность возникнет и будет постепенно удовлетворяться.

«Сквозные» программы позволят быстро и качество готовить дипломантов, оперативно удовлетворять потребности рынка труда. Притом одной из серьезнейших реформ в системе высшего образования станет изменения целевого приема. По нововыдвинутым правилам, работодатели должны будут указывать возможность получения целевого направления в объявлениях по поиску сотрудников, трудоустройстве, отмечая вузы-партнеры, требования к абитуриентам и успеваемости студентов, перспективы трудоустройства, а также пакет документов для сотрудничества. Фактически процедура получения целевого направления, поиска «целенаправителя» и подходящего места обучения в значительной степени будет упрощена.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

На основании выше обозначенных изменений, можно выделить следующие ключевые тенденции:

  • Количество мест на бакалавриате намерены сокращаться и постепенно наращивать на уровне специалитета, возрождая «современную отечественную парадигму по подготовке дипломантов-универсалов»;
  • Сроки обучения на бакалавриате будут плавающими и зависеть от текущей потребности в специалистах на рынке труда. Не исключены сокращенные сроки подготовки бакалавры по дефицитным направлениям и более длительные – по менее востребованным экспертам, избыточным профессиям;
  • Могут быть сужены возможности по непрофильному обучению в магистратуре. Продолжение освоения профессии может быть сокращено до 1 года, а покорение нового профиля после бакалавриата в магистратуре будет проходить по полной программе или вовсе запрещено (при кардинальной смене профессии);
  • Из трехступенчатой градации высшее образование превращается в четырехуровневый формат: бакалавриат, специалитет, магистратура и аспирантура. Теперь аспирантура может стать частью профессионального образования!
  • Магистратура станет доступна на бюджетной основе для выпускников специалитета. Сейчас бесплатное обучение магистрантов производится только при наличии диплома бакалавра. Притом миссия и характер обучения останется прежним – научно-исследовательским, узкоспециализированным;
  • Целевые программы и возможности обучения станут боле открытыми. О них будет отмечено на официальном сайте потенциального работодателя, сайтах по поиску работы, а также на баз учебных заведений. Найти направителя и инвестора будет проще.

Новшества будут вводиться последовательно, а реформирование системы высшего образования будет постепенным и без ущерба для текущих студентов и выпускников. Их дипломы и качество подготовки также позволит им при необходимости продолжить обучение и/или с лёгкостью устроиться на работу по покоренной профессии. Главное – следить за новостями и переменами и быть во всеоружии.

 


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

4 комментариев к “Новая система профессионального образования: грядущие реформы (возвращение специалитета, бюджетная магистратура, отказ от платного образования и пр.)”

  • по факту получается, то что разрушили теперь возрождаем. Все-таки специалитет – это «универсарий» с тотальной подготовкой, позволяющей и науку развивать, и действовать на практике. В целом он и не уходил, но теперь явно займет заслуживающую позицию.

    • Добрый день, Expert! Мы рады, что данная статья вас заинтересовала. Верно специалитет – это «универсарий» с тотальной подготовкой, позволяющей и науку развивать, и действовать на практике. Власти рассматривают возможность возрождения специалитета и увеличение соответствующих образовательных программ в отношении наиболее значимых для экономики отраслей, специализаций. Возможно вам также будет интересна данная статья: https://disshelp.ru/blog/preimushhestva-i-nedostatki-bakalavriata-magistratury-i-spetsialiteta/

  • столько новшеств в последнее время. Лишь бы качество обучения не пострадало. Притом каково абитуриентам – им сложнее выбирать куда и ан что поступать, а студентам страшно из-за отсутствия стабильности и неизвестно, как все эти перемены отразятся на их подготовке, компетентности, как работодатели воспримут новые моменты и пр.

    • Здравствуйте, Михаил! Мы рады, что данная статья вас заинтересовала. Новшества будут вводиться последовательно, а реформирование системы высшего образования будет постепенным и без ущерба для текущих студентов и выпускников. Их дипломы и качество подготовки также позволит им при необходимости продолжить обучение и/или с лёгкостью устроиться на работу по покоренной профессии. Главное – следить за новостями и переменами и быть во всеоружии. Рекомендуем также данную статью для прочтения: https://disshelp.ru/blog/ispolzovanie-onlajn-kursov-pri-obuchenii-v-vuze-chto-eto-takoe-kak-dejstvuet-rezultat-novshestva/

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *