Образовательная программа по любому направлению подготовки предусматривает выделение два блока изучаемых дисциплин.: обязательная и вариативная.
Обязательная часть распространяется на всех студентов поголовно и не зависит от их желания или мотивации, стремления к новым знаниям. Вариативная часть действует далеко не во всех профессиональных заведениях. Она предполагает, что учащиеся имеют право самостоятельно выбирать некоторые дисциплины для обучения, формируя тем самым багаж навыков и знаний, расширяя собственные возможности и горизонт профессиональной пригодности.
Чаще всего вариативный блок образовательной программы представлен в виде углубленного раздела или научного направления, общей (широкоформатной) дисциплины.
СОДЕРЖАНИЕ
Какие предметы называют обязательными?
Наверняка каждый из Вас не раз задавался вопросом, будучи как первокурсником, так и студентом старших курсов: зачем мне этот предмет? Притом в большинстве случаев данный вопрос возникает в отношении предметов, которые на первый взгляд не имеют прямого отношения к выбранной специальности или сфере.
Обязательными дисциплинами называют те науки и их области, которые предусмотрены учебным планом и действующими образовательными стандартами. Миссия таких разделов может быть разной:
- Расширение кругозора;
- Развитие определенных навыков и умений (например, общего плана – навыки по работе с информацией, ее обработкой и систематизацией, следование четким требованиям и стандартам и пр.);
- Подготовка студента к более серьезному «погружению» в профильные предметы, общеразвивающий характер;
- Привитие конкретных знаний и умений в рамках специализации, детальное изучение профессиональной области и наук.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что обязательные предметы в колледже или вузе могут быть двух видов:
Первый – общеразвивающий, призванный предоставить общие представления по специализации, научить пользоваться информацией, грамотно ею оперировать. Здесь обретаемые познания носят общий характер и помогают студенту закрепить уже пройденный материал, частично углубить знания, развить математические, аналитические и иные качества с учетом будущей профессии.
Второй – профессиональный, то есть непосредственно связанный с будущей профессией, который способствует развитию конкретных профессиональных качеств и навыков, пригодных в трудовой жизни, необходимых для выполнения рабочих обязанностей. Этот блок узкоспециализированный и помогает студентам обрести реальные профессиональные навыки, без которых он просто не сможет устроиться на работы по специализации.
Общеразвивающие обязательные предметы и их роль в профессиональном образовании
Общий модуль способствует постепенной выработке конкретных личностных и профессиональных качеств, необходимых для более глубокого погружения в осваиваемую профессию. Для того чтобы приступить к любому делу, необходима определенная база.
Например, перед поступлением в вуз абитуриент строит свою траекторию: изучает правила приема, выделяет дисциплины (вступительные испытания) и начинает усиленно по ним заниматься. Здесь начинает формироваться та самая «основа», которая в дальнейшем совершенствуется и пополняется новыми знаниями и умениями.
К числу общеразвивающих дисциплин, входящих в состав любой программы и специализации, можно отнести:
- Русский язык – позволяет сформировать грамотную речь, научить студента эффективно и качественно, просто и понятно выражать свои мысли, формировать отчетность и пр.;
- Математика – точные расчеты потребуются в любом деле, поэтому важно развить навыки по проведению расчётных операций следованию конкретным алгоритмам и правилам;
- Информатика. В век компьютерных и информационных технологий без ПК не может обойтись ни один человек, поэтом важно привить минимальные пользовательские навыки с учетом будущей профессии: освоить азы современных программ, обрабатывать данные (преобразовывать их в нужный вид и формат), вести документооборот, защищать данные и пр.;
- Иностранный язык. В программу входит как минимум изучение английского языка, второй – может быть по выбору. Владение иностранным языком является не только обязательным профессиональным качеством, но и преимуществом любого претендента на достойную, хорошо оплачиваемую должность.
- ОБЖ. Данный предмет призван привить студентам общие знания по технике безопасности, охране труда, действия в различных ситуациях (форс-мажорах, ЧС и пр.).
- Экономическая теория. Этот раздел или экономические дисциплины призваны развить аналитические навыки, умение планировать работу (деятельность) и пр.
- Философия и психология. Данные предметы призваны грамотно оценивать ситуацию, подбирать соответствующие приемы взаимодействия и воздействия на окружающих.
- И пр.
Нередко в общеразвивающий блок обязательных предметов также включают «патриотические» и спортивные дисциплины: история, обществознание, политология, социология и пр. Все они призваны углубить познания и расширить кругозор студентов, описать им «схожие ситуации» и ранние методы их решения, научить определять причинно-следственные связи и выявлять конкретные тенденции и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Физическая культура – незаменимая дисциплина, способная развить не только интеллектуальные, но и спортивные возможности: ориентация в пространстве, реакция (скорость реагирования, внимание) на происходящие вокруг явления, развитие силы воли, выносливости, укрепление здоровья и иммунитета, в отдельных направлениях подготовки – спортивная подготовка приобретает более значимый вид (например, по программе «Правоохранительная деятельность»).
Профессиональный обязательный блок в подготовке специалистов при ссузах и вузах
Обязательной частью становления любого специалиста является погружение в узкоспециализированные предметы, состав и объем которых определяется с учетом учебного плана, подготовки преподавательского состава ссуза или вуза, а также паспортом специальности, условиями аккредитации, ГОСТами и пр.
Все основные профессиональные навыки и качества прививаются в базовой форме, то есть в достаточном для работы минимуме. В рамках магистерских программ происходит более глубокое погружение в профессиональную область с акцентом на научно-исследовательские возможности и перспективы, практические занятия и прохождение практики на базе действующих предприятий.
Профессиональная обязательная подготовка при колледжах и вузах акцентирована исключительно на выбранной студентом профессии и соответствующей научной области. В частности, экономисты погрузятся в экономические предметы: налогообложение, бухгалтерский учет, анализ и аудит, планирование и бюджетирование и пр. Управленцы будут осваивать азы по планированию, координации и контролю действий, работа в команде, проектная деятельность, управление ресурсами компании: менеджмент организации, управление персоналом, стартегический/рисковый/операционный/финансовый/логистический менеджмент, страхование и пр. Психологи перейдут к изучению практических навыков: проведение экспериментов, анализ ситуации и выработка решений с учетом конкретных обстоятельств/факторов, причини и следствий и пр.
Притом обязательная профессиональная подготовка на бакалавриате будет носить общий характер, прививая студентам минимальный багаж знаний и опыта, а в магистратуре – более утонченный, профилированный и глубокий. В этом случае учащиеся погружаются в «дебри», будут глубже исследовать проблемы, заниматься поиском их решений и инновационных приемов, вариантов совершенствования существующих законов, правил и методик.
НИР по обязательным предметам
В рамках общеразвивающего блока студенты чаще всего выполняют рефераты и доклады, курсовые и контрольные работы. Если дисциплина носит прикладной характер, то допускается выполнение лабораторных исследований.
Проекты данного плана призваны научить студентов работать с информацией: формировать четкую доказательную базу, исследовать проблему в теории и на практике, обосновывать гипотезу, работать в рамках действующих стандартов, алгоритмов и правил. Как правило, в подобного рода исследованиях студенты описывают основные понятия, инструменты и механизмы, практикуются в их исполнении.
По профильным обязательным дисциплинам учебная программа предполагает выполнение более серьезных изысканий: курсовые (аналитические, аналитико-исследовательские, прикладные) проекты, научные статьи, научно-исследовательские работы, ВКР и пр.
Исследования узкоспециализированного плана призваны развить профессиональные навыки и качества: диагностика и решение проблем, установление причинно-следственных связей, воздействующих факторов, планирование мероприятии по решению проблем обоснование решения и его эффективности и пр. В подобного рода изысканиях учащиеся оттачивают свое профессиональное мастерство, учатся адаптировать стандартны решения и правила под конкретную ситуацию/обстоятельства, определять перспективы, обосновывать свою позицию и предложение.
Обязательная часть недаром так называется. Эти предметы призваны закрепить базовые знания и навыки, конкретизировать их в конкретной области и привить определенные качества, умения, пригодные в трудовой жизни. Без изучения этих дисциплин студент не сможет вступить на новый жизненный этап – стать квалифицированным и востребованным специалистом. Поэтому неважно, общий или профильный предмет Вы исследуете, погружайтесь в него по максимуму (от А до Я)!
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
обязательные предметы изучаются с одной стороны независимо от профессии – общеобразовательные, а с другой – непосредственно связанные с ней, на старших курсах. Без них фактически невозможно подготовить квалифицированного специалиста. Но не все понимают, что в каждую дисциплину нужно погружаться по максимуму, независимо от ее предназначения и роли – базовая или профильная. Без базы освоить профиль не удастся.
по факту к обязательным предметам относят общеразвивающие, которые изучают на первом курсе, и профильные – на старших курсах. Остальное время студенты тратят на практически ненужный материал. Вырабатывать рабочие навыки можно и при изучении обязательных предметов, погружаясь в них детальнее.
неважно какой предмет: обязательный, базовый, профильный или по выбору. Если он включён в образовательную программу, то его придется изучать и делать это нужно ответственно, максимально глубоко.
что за мода пошла, делить предметы на обязательные, необязательные? Все равно придется вникать и изучать все, что прописано в учебном плане. Притом каждый из них выполняет конкретную роль: вырабатывает определенные навыки, повышает эрудицию и пр.