На сегодняшний день в России все чащи стали пользоваться высоким спросом услуги квалифицированных психологов. Если ранее подобная тенденция прослеживалась преимущественно в Европе, то сейчас каждая третья семья или человек обращается за помощью к дипломированным экспертам, способным выслушать и дать дельный совет.
Работать психологом может только специалист, имеющий соответствующее профильное образование. Освоить специальность «Психология» можно в ссузах и вузах страны. Практически в каждом втором образовательном центре действует программа бакалавриата на факультете педагогики и психологии. В медицинских учебных заведениях предусмотрены узкие направления психологии: клиническая, общая, нейропсихология и пр.
Поступление и обучение на психологическом факультете колледжа или вуза имеет ряд особенностей, о которых мы расскажем в этой статье.
СОДЕРЖАНИЕ
Особенности поступления на факультет психологии
Поступление в колледж или техникум на факультет педагогики и психологии не предполагает обязательное прохождение дополнительных вступительных испытаний. Как правило, здесь приемная кампания основывается на формировании рейтинга абитуриентов на основе среднего балла аттестата. В некоторых случаях могут запросить различные справки (из МВД, от психиатра и пр.). В редких случаях предусмотрено «психологическое тестирование», призванное определить совместимость профессии и темперамента, наличие способностей и предрасположенностей к профессии.
Поступление в вуз предполагает преодоление ЕГЭ в различных комбинациях. Самыми распространенными вариациями являются:
- Русский язык, обществознание и история;
- Обязательные дисциплины и биология;
- Русский язык, биология и обществознание/история;
- Русский и иностранный язык, биология.
Обратите внимание что сдача ЕГЭ по русскому языку и биологии в любом случае неизбежна. Без них поступить на направление «Психология» не удастся от слова «совсем». Притом средний проходной балл по каждой дисциплине установился на уроне 65-75 по стране.
Поступление в вуз может сопровождаться сдачей ДВИ. Здесь абитуриентам придется пройти тестирование или собеседование по биологии или обществознанию.
Специфика обучения по направлению «Психология»
Образовательная программа будущих психологов предполагает цикличное погружение в конкретные научные области:
- Общеразвивающие дисциплины: история, философия, математика, политология, биология и пр. Данный курс призван расширить кругозор студента и научить работать с информацией (сбор, обработка, систематизация данных);
- Фундаментальная психология, призванная предоставить учащимся общие сведения о психологической науке, описать ключевые термины и понятия, раскрыть существующие теории и концепции, правила и пр. Особый акцент делается на изучении следующих дисциплин: биология, анатомия, общая психология, возрастная психология, психология личности, социология и пр.
- Методология психологических исследований. Данный раздел призван описать правила организации и проведения психологических экспериментов, осветить инструменты и методы работы, способы обработки полученных результатов и пр.
- Курс прикладной психологии. В рамках данного раздела студенты погружаются в выбранный профиль с учетом его особенностей: педагоги-психологи осваивают тонкости педагогической психологии медики – клинической психологии и пр. Психологи общего профиля изучают различные разделы психологической науки, пригодные для практической деятельности: психология личности, психология семейных и трудовых отношений, психотерапия и пр.
- Блок практической психологии. Данный раздел призван научить студентов применять полученные знания на практике – диагностировать проблему, собирать и анализировать анамнез, определять отклонения и нормы, отличать индивидуальность от отклонений и пр. Ключевыми дисциплинами этого плана выступают психодиагностика, психотерапия, основы психологического консультирования, организация эксперимента, психокоррекция и пр.
- Цикл педагогических предметов. Данный блок предназначен исключительно для студентов педагогического профиля, которые намерены в перспективе работать в образовательных заведениях, оказывать помощь детям с учетом их особенностей и способностей, возможностей.
Теоретический модуль плавно сменяется практическим и научно-исследовательским. Студенты, осваивающие профиль «Психология» проходят практику строго с характером выбранной специализации: педагоги – в образовательных заведениях с учетом конкретизации «объекта» (детский сад, школа, лицей и пр.), медики – в реабилитационных центрах медицинских организациях, пансионатах и пр. Практика проходит строго под контролем опытного наставника от кафедры и от предприятия.
Научно-исследовательский модуль призван развить у студентов реальные профессиональные навыки и качества. Работа психолога заключается в правильной организации эксперимента: наблюдение за объектом, планомерная беседа с целью сбора анамнеза и общего психологического портрета, планирование эксперимента (создание определенных условий выполнение заданий и контроль за объектом).
Поэтапное погружение в каждый модуль призвано воспитать высокое квалифицированного специалиста, который подтвердит обретенные знания и навыки в процессе подготовки и защиты ВКР, а затем проявит их на практике.
Особенности обучения будущих психологов кроются в изучении узкоспециализированных предметов, связанных именно с психологией, а также развитием критического мышления и аналитического склада ума. Здесь важно не просто располагать определенными концепциями и теориями, владеть нормативами уметь отличать реальность от теорий, но и грамотно интерпретировать собранные факты, разрабатывать решение проблемы для конкретной ситуации и конкретного объекта.
Не менее важным нюансом является выбор места для прохождения практики (с учётом требований вуза и «узости профессии»), а также ведение научно-исследовательской деятельности (выбор конкретного объекта и его всестороннее изучение).
«Глубина погружения» в профессию во время обучения в ссузе или вузе полностью зависит от действующей программы и набора дисциплинин. Луше всего выбирать тот профиль, который ориентирован на обретение и практических навыков: доля практики не менее 30%, письменные проекты и НИР – не менее 25% от учебного плана, практикуму и семинары – не менее 20% от образовательной программы. Притом не стоит пропускать мимо ушей и глаз списки рекомендованной к изучению дополнительной литературы.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Особенности выполнения психологических исследований
Данный аспект подготовки квалифицированных специалистов в области психологии мы освещали в отдельной статье, но все же кратко и емко повторим отдельные моменты:
- Автору исследования предстоит определиться с темой: формулировка, цель и задачи объект и предмет, методы и инструменты;
- Для сбора доказательной базы важно тщательно продумать эксперимент: форма проведения (наблюдение или искусственный (лабораторный) эксперимент), своевременно фиксировать результаты;
- Полученные данные важно сопоставить с действующими теориями и нормативами, чтобы определить отклонения, выявить индивидуальность объекта, диагностировать проблему;
- Разработка решения проблемы будет учитывать не только существующие правила, методики, но и возможности, способности и особенности объекта исследования;
- Все решения должны быть проверены и доказаны посредством простого прогнозирования или апробирования.
Отсюда следует, что проведение научно-исследовательской деятельности психологами позволяет одновременно убить нескольких зайцев:
- Проверить актуальность и эффективность существующих концепций;
- Развить аналитические способности (сверка реальности и нормативов, правил);
- Привить навыки по грамотной интерпретации данных.
Сложности, возникающие в процессе становления будущих психологов
В процессе становления квалифицированных психологов происходит не просто погружение в теоретические аспекты, но и плавный переход от теории к практике. Здесь зачастую студенты начинают путать существующие отклонения с индивидуальностью объекта. Поэтому важно понять, характер и частоту изменений в поведении или иных моментах, сопоставить с действующими нормативами и теориями, определить проблему.
Подготовка будущих психологов при ссузе и вузе начинается с ноля. Здесь не предусмотрена «база знаний» для погружения в специальность до профессиональной ступени. Если при обучении на медика школьники углублённо изучают химию, биологию, то психологи вынуждены тотально изучать соответствующие науки и моменты только в колледже или вузе. На данном этапе может выяснить, что осваиваемая профессия не подходит студенту или он сам не готов изучать психологические дисциплины.
Самым сложным является организация и проведение первого психологического исследования. Но если с этим заданием учащийся справится самостоятельно на достойном уровне (пусть и с мелки ми недочетами), то в дальнейшем погружение в профессию ему будет даваться гораздо легче.
Команда ОЦ Disshelp готова помочь в решении проблем и обучении студентов по направлению «Психология». Мы оказываем следующие в иды услуг:
- Подбор информационной и доказательной базы;
- Планирование, организация и проведение психологического исследования с дальнейшим оформлением полученных результатов;
- Подготовка презентации и защитной речи, оформление стендового доклада и раздаточного материала;
- Повышение уникальности текста;
- Оформление проектов с учетом ГОСТов и рекомендаций заказчика.
Безопасность и легальность сделки, высокое качество услуг и конфиденциальность данных гарантированы каждому. Убедитесь в этом лично, оставив заявку на нашем сайте или в нашем офисе.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!