Обзор специальности «Управление качеством»: чему и как учат студентов?

Производство любого товара или оказание услуги всегда должно быть качественным, то есть соответствовать определённым правилам, параметрам и ожиданиям. Следить за этим посильно каждому из нас, как потребителю, но это будет субъективное мнение. На предприятиях в целях создания «качественной продукции» действуют квалифицированные специалисты, имеющие за плечами диплом об образовании с пройденной образовательной программой «Управление качеством». Давайте разбираться, чему учат студентов по данному направлению подготовки.

Обзор специальности «Управление качеством»: чему и как учат студентов?
Производство любого товара или оказание услуги всегда должно быть качественным, то есть соответствовать определённым правилам, параметрам и ожиданиям. Следить за этим посильно каждому из нас, как потребителю, но это будет субъективное мнение. На предприятиях в целях создания «качественной продукции» действуют квалифицированные специалисты, имеющие за плечами диплом об образовании с пройденной образовательной программой «Управление качеством». Давайте разбираться, чему учат студентов по данному направлению подготовки.

Управление качеством: что это такое, чем занимается специалист?

Программа «Управление качеством», действует только при вузах преимущественно на экономическом или управленческом факультете, а это значит, что ее миссия – воспитать квалифицированного менеджера, руководителя, умеющего оценивать товар/услугу, разрабатывать стандартны качества с учетом потребностей и ожиданий потребителей, основных параметров (безопасность, польза, сфера применения и пр.), а также следить за соблюдением установленного порядка на предприятии в ходе производства и реализации товара.

Чем занимается специалист по качеству?
Чем занимается специалист по качеству?

Квалифицированный менеджер по качеству занимаются следующими видами деятельности:

  • Анализ и оценка текущего качества продукции с конкретизацией воздействующих факторов;
  • Поиск оптимизации затрат на производство и реализацию;
  • Минимизация брака, работа с гарантийными случаями и претензиями покупателей;
  • Разработка и совершенствование стандартов продукции (производственные, приведение товара в сертифицированный и пригодный для продажи вид);
  • Организация и проведение контрольных испытаний продукции с целью проверки ее на «прочность», основные характеристики и возможность полноценно выполнять свое прямое предназначение и пр.;
  • Наращивание производства и увеличение производительности труда;
  • Анализ качества товаров и технический контроль;
  • Разработка и совершенствование внутренних стандартов и порядка в организации;
  • Установление стабильного сотрудничества с покупателями, государством и контрагентами.

Фактически, менеджер по качеству совмещает в себе обязанности различных специалистов: экономист, инженер по производству, метролог и пр. Этот «универсальный солдат» содействует оптимизации бизнес-процессов и производства, повышению уровня привлекательности и пригодности товара с учетом возможностей объекта и потребительских желаний, потребностей (то есть находит «золотую середину» между возможностями и желаниями).

Специалисты по качеству востребованы практически повсеместно: от малого бизнеса до крупных производительных компаний, госструктур, контрольно-надзорных органов и пр. В условиях рыночной экономики, где постоянно соотносят такие категории, как «цена-качество», «ожидание и реальность» рассматриваемая специальность остается актуальной вплоть до настоящего времени.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Обзор образовательной программы «Управление качеством»: дисциплины, практика, аттестация

Данное направление подготовки действует при высших образовательных заведениях на уровне бакалавриата и магистратуры. Приемная кампания по ней предполагает прохождение вступительных испытаний в формате ЕГЭ по следующим дисциплинам: русский язык, математика, информатика/физика/иностранный язык и пр.

Профиль может носить общий характер (специалист широкого профиля) – «Управление качеством», а также конкретизирован на определённой отрасли – «Управление качеством в строительстве», химическом комплексе и смежных областях, бизнес-системах, в машиностроении, логистике, социально-экономических системах и пр.

Освоение профессии возможно на очном и заочном отделении в рамках бюджетного и коммерческого профессионального образования.

Классическое обучение специалистов по качеству включает в себя три основных блока:

Сфера применения специалиста по качеству
Сфера применения специалиста по качеству

Блок №1. Теоретическая подготовка, которая заключается в освоении основ и правил, сути выбранной профессии в форме аудиторных занятий. Здесь будет присутствовать общеразвивающая часть с погружением в историю, философию, социологию, экономику, основы менеджмента, маркетинга, информатика, высшая математика, физика, химия, начертательная геометрия и пр.

Базовый модуль предполагает введение в специальность посредством изучения основных понятий, методов работы с погружением в основные предметы: основы программирования, инженерная графика, введение в управление качеством, построение системы менеджмента качества, экономика предприятия, механика, управление бизнес-процессами, основы электротехники, прикладные математические пакеты MathCAD и пр.

Профильная часть становления менеджеров по качеству предполагает акцент на узкоспециализированных предметах с учетом будущей отрасли (сферы применения специалиста): менеджмент по видам (рисковый, операционный, производственный и пр.), технико-экономический анализ, метрология и сертификация, стандарты качества продукции/услуги (по отраслям), правовые аспекты оценки качества, реинжиниринг, квалиметрия, управление надежностью, методология измерения испытаний и контроля качества, статистические методы в управлении качеством и т.д.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Фактически теоретический курс по подготовке менеджеров по качеству будет включаться в себя экономические, технические и юридические дисциплины, способствующие развитию аналитического склада ума, критического мышления и воспитанию квалифицированных и всесторонне развитых экспертов, способных изменить мир к лучшему.

Блок №2. Практический. Данная часть профессионального воспитания предполагает обретение реальных навыков. Она реализуется посредством выполнения практических заданий (решение задач, анализ ситуации, решение кейсов, лабораторных работ, НИР), стажировка на базе действующего предприятия.

Начиная с освоения базовой части, студентов привлекают к стажировкам. В процессе обучения учащиеся проходят основные виды практики: ознакомительная (вводная), производственная (изучение структуры предприятия и ее анализ), преддипломная (носит научно-исследовательский, проектный характер). Здесь практиканты своими глазами видят все происходящие в компании бизнес-процессы, учатся их анализировать и определять траекторию совершенствования, оценивать качество продукции/услуги, измерять его и пр.

Блок №3. Аттестация. Здесь можно выделить промежуточную проверку уровня подготовки студентов (она проходит в виде выполнения письменных работ – контрольные/самостоятельные/лабораторные), зачетов и сессии. Итоговая аттестация выпускников осуществляется на последнем курсе по мере преодоления основной программы. Она заключается в сдаче комплексного государственного экзамена (он включает в себя 3-5 основных профильных дисциплин), а также защита дипломного проекта (на примере действующего предприятия). ВКР будет носить практический или научно-исследовательский характер, нацелена на оптимизацию действующих бизнес-процессов с учетом воздействия на качество производимой продукции/товара.

Специфика выполнения НИР и ВКР по программе «Управление качеством»: основные разделы и их характеристика

Подготовка квалифицированных инженеров или менеджеров по качеству немыслима без научно-исследовательской деятельности, на результатах которой основываются все оптимизационные процессы.

НИР по профилю «Управление качеством» может выполняться в следующих ракурсах:

  • Изучение экономических характеристик и их оптимизация: анализ экономических показателей, оптимизация системы управления, оптимизация затрат на производство и пр.;
  • Технические моменты: анализ действующих стандартов предприятия, оценка условий производства, анализ производственных мощностей, технологическая цепочка производственного процесса и ее оптимизация, изучение технических характеристик товара и возможностей его применения (по назначению и вне него) и пр.;
  • Психологические: маркетинговое исследование с целью оценки степени удовлетворенности товаров целевой аудиторией, анализ ожиданий и реальности (качество продукции – ожидания потребителей), разработка внешнего вида и внутреннего состава товара и пр.;
  • Юридические аспекты: изучение действующих стандартов качества (в отрасли), анализ требований метрологии и сертификации, внутренние и внешние требования к продукту и пр.;
  • Проектная деятельность, предполагающая планирование мероприятий по решению проблемы с точным обоснованием необходимости и значимости каждого шага (формирование сметы, прогнозирование результатов, анализ данных).

Характер исследования зависит от узости выбранной профессии и сферы ее применения (отрасли). Более того, тематика НИР будет учитывать профессиональный блок и интерес автора, его навыки и возможности.

Структура НИР по программе "Управление качеством"
Структура НИР по программе «Управление качеством»

В структуре НИР по управлению качеством будет присутствовать три стандартных раздела:

Теоретическая глава, призванная предоставить разъяснения и определения по существенным моментам: понятия, методики, алгоритмы, формулы, расшифровка значений коэффициентов, способы измерения качества и его оптимизации и пр.

Практическая глава концентрируется на деятельности конкретного объекта – компании ведомства и пр. Здесь важно собрать максимум достоверной информации о нем и его продукции/услугах: основные виды, экономические показатели, маркетинговое исследование, финансовая и иная отчетность (и ее анализ), анализ структуры управления, анализ производственного цикла и технических мощностей компании, определение путей совершенствования производства и пр. Учтите, что без всестороннего анализа, массовых расчетов при выполнении данного раздела не обойтись. Автору предстоит как минимум представить технико-экономическую характеристику объекта, а затем сконцентрироваться на конкретной проблеме (притом важно ее диагностировать). Для подготовки аналитической части важно владеть действующими правилами, нормативами (по отрасли и общими) и пр.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Рекомендательный раздел призван решить проблему или минимизировать ее негативное воздействие на конечный результат или объект исследования в целом. Автору предстоит разработать план действий с учетом различных факторов: возможности объекта, внешние факторы (мнение потребителей, их ожидания, требования отрасли, предложения конкурентов и пр.). Притом гипотеза или предложения исследователя должны быть обоснованы посредством прогнозов или результатов апробации, учитывать не только экономическую целесообразность, но и безопасность товара и процесса его производства.

Выполнение НИР по программе «Управление качеством» требует тотального погружения в ситуацию, деятельность реального объекта исследования. В основу проекта кладут только качественные и проверенные источники информации.

Специалисты образовательного центра DissHelp выполняют все виды научно-исследовательских работ по профилю «Управление качеством», начиная от решения простейших задач, кейсов, лабораторных работ и заканчивая серьезными научными трудами – курсовые работы, ВКР, монографии, диссертации и пр. У нас действует собственная система оценки качества предоставляемых услуг, благодаря чему наши эксперты гарантируют предоставление работ соответствующего качества с учетом заявленных требований. Убедитесь в этом лично, оформив заявку.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!