Одной из современных моделей обучения в системе среднего общего образования выступает семейный формат, который сумел зарекомендовать себя с положительной стороны. Любой учебный процесс – это тщательно спланированная траектория. Семейное обучение – не исключение из данного правила, но здесь планирование обретает специфический характер.
СОДЕРЖАНИЕ
Кто планирует семейное обучение?
Если классическая траектория по подготовке школьников и студентов строго регламентирована общими законодательными нормами, требованиями ФГОС и внутренними правилами образовательного учреждения, то семейное обучение – частично свободный формат становления личности и учащегося. Свобода проявляется в том, что учащийся и его родители (или официальные представители) самостоятельно решают: как он будет учиться, в какое время и в каком объеме постигать программу и пр.
Таким образом, планированием семейного обучения занимаются, как минимум две стороны: учебное заведение задает общее направление следования, предоставляя учебный план, разъясняя требования ФГОС и минимальные требования к качеству подготовку и объему знаний, навыков учащегося. Второй стороной проектирования учебной деятельности выступают непосредственно семья и сам ученик, которые определяют «собственное расписание занятий», темп обучения, акцент на интересующих или наиболее важных для подопечного предметах, особенности подготовки к испытаниям и промежуточным проверкам и пр.
Программа семейного обучения может носить индивидуальный характер и учитывать особенности развития подопечного, но в любом случае она должна удовлетворять требованиям ФГОС.
Таким образом, при планировании семейного обучения важно учитывать следующие критерии:
Параметр планирования |
Роль критерия |
Требования ФГОС в рамках программы общего среднего образования | Констатация минимальных требований к уровню и качеству подготовки учащегося в силу осваиваемой программы: возраста, класса, набора предметов, знания и навыки (предметные, метапредметные, личностные) |
Требования и правила, рабочие программы и учебные планы в образовательном заведении, к которому прилепляется ребенок | Формирование списка дисциплин, которые необходимо изучить в течение года или определенного периода времени (триместра, четверти и пр.), выделение экзаменационных предметов.
Определение дополнительных предметов с акцентом на их изучение по интересам или потребностям учащегося Формирование общей нагрузки на ученика и примерного расписания занятий, подбор учебной литературы |
Особенности развития подопечного: наличие отклонений в развитии или углубленных знаний по отдельным предметам и пр. | Для индивидуализации учебного плана и процесса и формирования соответствующей программы: коррекционного характера, углубленного плана (с тотальным освоением определенных наук и пр.) |
Рекомендации педагогов по подбору учебной литературы и тренировочных заданий, прохождения аттестации | Нацелено на повышение качества используемой в ходе подготовки учащегося учебной литературы, оптимизации нагрузки и упрощение обучения повышение качества семейного образования |
В основе планирования семейного обучения лежат такие принципы, как:
- Актуальность, предполагающая обучение по современным учебникам и методическим комплексам с использованием современных технологий и подходов. Учащийся получает свежие знания и развивается согласно требованиям действующих нормативных актов;
- Последовательность и логика, посильность, которая заключается в поэтапном изучении всех заявленных дисциплин, программы. Постижение программы возможно только по принципу «от простого к сложному», так как сначала важно уяснить азы, а затем углублять их, расширять границы и пр.;
- Индивидуальность и оптимизация, основывающаяся на избирательном подходе к изучению предметов. Ученик и его опекуны самостоятельно определяют, на каких дисциплинах, темах они остановятся основательно, какие моменты пропустят, какие науки будут вынесены на «второстепенный фланг» и охвачены в минимально допустимых объемах и пр. При этом принцип индивидуальности тесным образом сочетается с критерием легальности;
- Легальность, означающая учет ключевых законодательных норм, регламентирующих учебный процесс и программу (траекторию) обучения: минимальные требования к знаниям и навыкам, список предметов для обязательной аттестации и пр.;
- Самообразование. Данный принцип – основа семейного обучения, так как все заявленные дисциплины, задания, темы и материалы учащийся осваивает самостоятельно или с помощью семьи, привлечения сторонних специалистов (педагогов, репетиторов, тьюторов и пр.).
Таким образом, планирование семейного обучения – процесс многогранный и сложный, требующий основательного подхода и учета всех факторов для получения индивидом соответствующих знаний и умений.
Общая программа семейного обучения
Программа семейного образования проектируется на весь учебный год. В данном случае необходимо внимательно изучить требования ФГОС к системе среднего образования, ознакомиться с действующими учебными планами (согласно классу и возрасту учащегося), правилами и требованиями учебного заведения (к которому прилеплен индивид для прохождения аттестаций) и определить индивидуальную траекторию.
Планирование общей программы семейного обучения производится внутри семьи. В данном случае необходимо констатировать следующие моменты:
- Выделить список основных дисциплин согласно требованиям ФГОС, учебного заведения и пр. В этом случае будет присутствовать широкий перечень предметов: от общеразвивающих до базовых, основных и второстепенных и пр.;
- Выделить список обязательных к изучению предметов и перечень дополнительных дисциплин для расширения кругозора и пр.;
- Определить глубину погружения в каждую науку с учетом потребностей индивида, его интересов, а также минимальных параметров ГОСТ;
- Подобрать список учебной литературы и комплекс заданий для тренировки, усвоения предмета и развития соответствующих навыков. Данный момент самый сложный. Лучше всего его реализовывать по согласованию с опытными преподавателями, репетиторами и пр.;
- Подобрать список тренировочных заданий и вопросов для прохождения промежуточной аттестации, выполнения выпускных проверочных работ и пр. Данная мера позволит повысить качество подготовки к переходным или итоговым экзаменам.
Фактически общее планирование семейного обучения на учебный год предполагает выделение списка всех необходимых для самоизучения дисциплин, то есть констатацию общей траектории развития.
Общее планирование зачастую сводится к анализу действующих учебных программ и выделению основополагающих дисциплин. Фактически происходит адаптация классической программы в индивидуальную.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Рабочая программа семейного обучения
Рабочая программа в рамках семейного обучения предполагает тематическое планирование в рамках каждого заявленного предмета. В рамках данного шага важно конкретизировать список предметов и детализировать глубину погружения в них посредством тематического планирования.
Для тематического планирования выбранных предметов важно руководствоваться:
- Требованиями ФГОС и действующими в образовательном заведении рабочими планами, календарно-тематическими планами;
- Характер предмета: обязательный для изучения или второстепенный. В обязательные дисциплины придется погружаться глубоко или строго в рамках намеченных стандартов и правил;
- Роль предмета для индивида: если учащийся заинтересован наукой или дисциплина важна для поступления в колледж или вуз. То следует остановиться на ней подробнее, изучить глубже и пр.;
- Текущий уровень подготовки в рамках осваиваемой науки: начинать с ноля или углублять текущие знания и пр.
Формирование рабочих программ по предметам в рамках семейного обучения носит строго индивидуальный характер. В данном случае учащийся обязан усвоить необходимый минимум, но глубину погружения в каждый предмет определяет самостоятельно. От этого будет зависеть тематическое планирование предметов.
В рамках семейного обучения индивид может за один «присест» пройти несколько тем, рассматривать часть программы поверхностно (если она носит второстепенный характер), на отдельных эпизодах останавливаться доскональнее, посвящать больше времени сложным предметам или темам, зданиям и пр. При этом качество подготовки учащегося должно быть достойным: пробелов в знаниях, недопониманий быть не должно, так как учебный процесс взаимосвязан и базируется на ранее изученных материалах.
В рамках каждой темы важно не просто разобраться в теории, но закрепить пройденную часть, осознать возможности применения теоретического багажа, то есть выполнить ряд практических заданий. Не стоит пренебрегать самопроверкой знаний, изучением вопросов для самоконтроля и самоанализа.
Тематическое планирование в рамках семейного обучения сводится к таким действиям, как:
- Анализ рабочих программ и план-конспектов занятий, доступных для пользователя. Они могут быть заимствованы на базе учебного заведения, к которому прикреплен учащийся или в сети интернет;
- Анализ учебных пособий, рекомендованных квалифицированными педагогами или отмеченными в рамках изученных программ, планов и пр.;
- Выделение основных тематических разделов подлежащих изучению;
- Определение списка и количества заданий для закрепления пройденного материала;
- Определение списка литературы, материалов, заданий для подготовки к ВПР или экзаменам.
Каждая тема предполагает выделение кастета: ключевые термины, категории, правила, список заданий и вопросов для самоконтроля. По желанию учащийся может самостоятельно проходить различные онлайн-тестирования для определения качества подготовки и степени усвоения изученных материалов, разделов и пр.
Важно отметить, что общее и тематическое планирование должно учитывать сроки обучения. В данном случае весь заявленный курс по предметам распределяется на весь учебный год, а также определяются даты проведения ВПР, тестирований, контрольных срезов и экзаменов по каждому предмету с учетом достаточного объема тем для их преодоления. То есть задается темп обучения: сколько дисциплин, тем нужно освоить в течение месяца/триместра/четверти и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Особенности аттестации в рамках семейного образования
Семейное обучение не обходится без контроля со стороны учебного заведения и Минобрнауки. Несмотря на то, что учащийся постигает соответствующие азы вне образовательного заведения, ему предстоит подтвердить:
- Степень и качество усвоения пройденного материала;
- Соответствие знаний, навыков минимальным требованиям ФГОС;
- Понимание предмета и умение пользоваться полученным багажом на практике.
Промежуточные проверки по итогам изучения определенного набора тем, модулей, предметов учащийся может проходить в домашних условиях. В данном случае допускается выполнение контрольных работ, прохождение всевозможных тестирований и пр.
Но выполнение переводных испытаний производится строго на базе учебного заведения, к которому прикреплен индивид. В данном случае предстоит проходить очные проверки и выполнять задания под присмотром курирующего лица, который будет следить за качеством выполнения заданий, чистотой «эксперимента».
Подготовка к аттестационным рубежам будет учитывать следующие аспекты:
- Пройдённый курс по предметам: теоретический и практический;
- Рекомендации учебного заведения и примерный список экзаменационных вопросов, тем, примеры заданий и пр.;
- Изучение списка рекомендованной учебным заведением или педагогом-предметником учебной и методической литературы;
- Выполнение пробных вариантов или заданий прошлых лет, классических методических комплексов, разработанных ФИПО, ФГОС и пр.
Опытные наставники рекомендуют при планировании учебного процесса в рамках семейного обучения учитывать не только традиционные подходы, рабочие и тематические планы, но и особенности аттестационных рубежей: темы, характер и сложность заданий и пр.
Особенности разработки образовательных программ для семейного обучения (классическая схема)
Разработка образовательной программы для семейного обучения возлагается на обе стороны учебного процесса. Опекунам и учащемуся следует определить траекторию подготовки, а затем утвердить ее в образовательном заведении. Вторая сторона (учебный центр) должен будет сопоставить намеченный план действий с требованиями ФГОС и пр.) и дать рекомендации в его постижении.
При планировании учебной деятельности в рамках семейного образования родители или семья выступает в качестве наставников и педагогов, содействующих подопечному лицу в постижении заявленной программы, а образовательная организация – контролер, оценивающий качество подготовки прикрепленного к ней ученика.
В самом простом виде разработка программы семейного обучения сводится к адаптации классической траектории под потребности и возможности отдельно стоящего ученика. Притом основным методом обучения в данном случае выступает самообразование. В случае возникновения сложностей на пути к новым знаниям не воспрещается пользоваться услугами сторонних специалистов: репетиторов, тьюторов.
Разработка программы обучения на базе семейного образования сводится к следующим действиям:
- Выделение общего списка предметов, необходимых для изучения и завершению определенного курса (года обучения, класса);
- Анализ текущего уровня подготовки учащегося с целью определения базовых, имеющихся знаний по курсу, предметам и пр.;
- Определение списка обязательных предметов с тотальным погружением и перечня дополнительных дисциплин (на которых можно остановится поверхностно);
- Тематическое планирование по каждой науке: выделение списка тем, учебной литературы, заданий и пр.;
- Выделение заданий для самоконтроля и форм самопроверки качества подготовки: тестирование, вопросы для самоконтроля, самостоятельные работы, контрольные срезы и пр.;
- Прохождение переводных или промежуточных испытаний по обязательным предметам.
Чтобы намеченный план обучения соответствовал общим требованиям и ожиданиям сторон, важно не просто изучать учебники, но и иметь личную тропу с акцентом на определенные темы, задания, дисциплины и пр. Чтобы качество подготовки подопечного было достойным. Рекомендуется согласовывать все общие и попредметные планы с преподавателями-экзаменаторами при школе. Они помогут протестировать подопечного и констатировать его базис, а также усовершенствовать набор предметов и тем для дальнейшего изучения.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Не стоит пренебрегать результатами промежуточных срезов и внеплановых проверок, аттестаций. Именно они указывают на проблемные участки в предметах, требующих усиленного изучения и пр. Поэтому после преодоления данных рубежей важно проанализировать итоги и внести (при необходимости) коррективы в текущий учебный план для устранения пробелов, сложностей и недостатков.
Важно не просто изучить темы, предметы, устранить замечания и пробелы, но и уложится в определённые сроки. Если индивид полагается на «модульное обучение». По окончании каждого модуля (на каждый из них будет предусмотрен определённый график сроки изучения) ему предстоит выполнить аттестационную работу или задание, тестирование и пр. Поэтому в рамках семейного обучения важно следить за сроками аттестации и устанавливать корректный темп изучения дисциплин и их разделов.
В структуре образовательной программы семейного обучения будут присутствовать классические разделы, но их содержание будет более индивидуализированным:
- Пояснительная записка предоставит законодательное подкрепление данного формата обучения, обоснование его внедрения, уместность в системе общего среднего образования и пр.;
- Целевой раздел, устанавливающий конкретные цели и задачи, ориентиры семейного обучения;
- Содержательный раздел – самая подробная часть учебной траектории, которая конкретизирует ход обучения и включает в себя перечень всех дисциплин, которые учащийся должен освоить в течение учебного года. Помимо этого, каждая дисциплина подвергается планированию (выделение базовых или основных, обязательных тем для получения с уточнением списка учебной или рекомендованной литературы). В отношении каждой дисциплины приводится перечень знаний и навыков, которыми должен овладеть ученик;
- Организационный раздел, описывающий условия реализации программы семейного обучения. Важным моментом является описание соответствующих параметров: обучение проходит вне образовательного заведения в оборудованном помещении, учебно-методический комплекс для обучения и подготовки к контрольным срезам и аттестациям, объем заданий и домашней работы, промежуточных аттестаций, школьного компонента и пр.
Сформированная и согласованная траектория семейного обучения подлежит утверждению в образовательном заведении. Ученик имеет право выбора, что и когда, как он будет изучать, при этом он должен руководствоваться намеченными проверками и этапами, сроками и пр.
Если подопечный не сможет пройти итоговую аттестацию по окончании учебного года, то он остается на второй год, а администрация учебного заведения может настаивать на переводе учащегося в рамках традиционного обучения.
Разработка образовательной программы семейного обучения – процедура непростая, требующая качественной проработки. Облегчить процесс формирования частной траектории семейного обучения можно только с помощью консультации или согласования плана с опытными и квалифицированными специалистами, владеющими требованиями ФГОС и имеющими опыт в преподавательской деятельности.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!