Особенности, структура и содержание магистерских программ

Обучение в магистратуре при университете предполагает следование четко обозначенной и тщательно спланированной траектории. Она описывается в виде магистерской программы с акцентом на соответствующее направление (специальность). Далеко не каждый абитуриент и студент знает, что состав и качество обучения на второй ступени высшего образования может разниться. Сегодня мы расскажем и специфике и особенности в структуре и содержании программ магистратуры.

Особенности, структура и содержание магистерских программ
Обучение в магистратуре при университете предполагает следование четко обозначенной и тщательно спланированной траектории. Она описывается в виде магистерской программы с акцентом на соответствующее направление (специальность). Далеко не каждый абитуриент и студент знает, что состав и качество обучения на второй ступени высшего образования может разниться. Сегодня мы расскажем и специфике и особенности в структуре и содержании программ магистратуры.

Понятие и функции магистерских программ

Магистратура – вторая ступень высшего профессионального образования, призванная подготовить административные кадры, обладающие современными и узкоспециализированными представлениями, подходами в рамках выбранной ниши и специальности. Более того, данная парадигма призвана развить начальные исследовательские компетенции, подготовив тем самым выпускника к построению профессиональной, а также научной карьеры.

Подготовка магистров осуществляется на основе утвержденной и действующей в стенах образовательного заведения магистерской программы. Под ней понимают комплекс дисциплин, мероприятий и подходов к подготовке высококвалифицированных специалистов-исследователей.

Магистерская программа представляет собой специфическую траекторию с более глубоким уровнем подготовки студентов, более жесткими требованиями к качеству подготовки. Притом рассматриваемая ниша является продолжением обучения в рамках высшего образования. С ее помощью индивид может обрести специфические, свойственные конкретной специальности и должности знания, навыки или вовсе освоить новую профессию.

Основные задачи магистерских программ
Основные задачи магистерских программ

Среди основных функций магистерской программы обучения можно отметить следующие. Первая задача — конкретизирующая или углубляющая миссия. Она проявляется в том, что обучение в магистратуре позволяет учащемуся выбрать более узкую специализацию и работать в конкретном звене, качестве и пр. В данном случае магистрант получает более глубокие знания в рамках выбранного направления, специальности. Притом реализация рассматриваемой функции может, как расширять полномочия (например, при освоении новой профессии), так и сужать их (когда индивид погружается в более узкий сегмент по текущей профессии).

Вторая задача магистерских программ — научная. Она проявляется в том, что в рамках учебного процесса студенты активно развивают исследовательские качества и компетенции. Притом для продолжения научной карьеры важно именно магистерское образование (допускается также уровень специалитета).

Считается, что магистрантам легче и проще подготовиться к поступлению в аспирантуру. Во-первых, они имеют наработки по теме исследования и знают, как ее можно развивать дальше. Во-вторых, у магистрантов точно есть за плечами актуальные научные публикации, что позволит пополнить портфолио и подкрепить мотивы для обучения в аспирантуре и пр.

Третья функция магистерских программ заключается в обновлении или восполнении текущих компетенций, актуализации данных. Обучение в магистратуре позволяет студентам углубить знания и развить специфические, более узкие, современные приемы и компетенции по специальности. В данном случае происходит дополнение текущих представлений и умений или восполнение имеющихся пробелов в начальной подготовке дипломанта.

Четвертая функция – карьерная. Как показывает практика, построить профессиональную карьеру и быстро продвинуться по соответствующей лестнице легче именно дипломированным магистрам. Работодатели отмечают, что магистрантам не требуется дополнительное обучение или стажировка, поэтому они могут оперативно приступить к выполнению возложенных на них обязанностей. Именно на фоне данной функции магистров первее принимают на руководящие должности, чем бакалавров с опытом работы.

Таким образом, программа магистратуры реализуется только в стенах вузов и нацелена на подготовку узкоспециализированных специалистов с высокими исследовательскими качествами. Она подходит экспертам, нацеленным на карьерный и научный рост.

Виды магистерских программ

Магистерские программы, несмотря на свою «содержательную универсальность», имеют определенную градацию, которая предопределяет специфические черты направления подготовки и действующей траектории обучения.

В зависимости от формата подготовки магистра при вузе можно выделить программы очного, заочного, вечернего и дистанционного типа. В данном случае разница кроется в продолжительности научно-исследовательского и профессионального воспитания учащегося, а также в соотношении и объеме дисциплин.

Очная подготовка самая тотальная, качественная, и короткая по продолжительности. Заочная, очно-заочная и дистанционная ниши ориентированы на самообразование с обязательным прохождением аттестации, сессии, сдачей письменных работ и прохождением сессии в установленном виде, четко очерченные сроки.

Классификация магистерских программ
Классификация магистерских программ

В зависимости от характера магистерской программы принято выделять профессиональные (прикладные) и научно-исследовательские. Первый вид ориентирован на повышение профессионального уровня подготовки специалиста с целью развития в нем узкий компетенций, навыков в определенном сегменте профессии и пр. Второй ориентирован на подготовку для построения и научной карьеры, где акцент делается на развитии исследовательских качеств, выбор конкретной темы для дальнейшего развития, подготовка перед поступлением в аспирантуру и пр.

В зависимости от профессиональной или научной принадлежности можно выделить свыше сотни магистерских программ. В данном случае будет подчеркиваться принадлежность к конкретной области или отрасли: экономические, юридические, технические, социологические, физические и пр.

В зависимости от связи с предшествующим образованием можно выделить магистерские программы новые и текущие. Новые, когда абитуриент решил сменить профиль на базе магистратуры, а текущие – продолжает постижение профессии в более узком сегменте, русле. Также текущие программы нередко называют сквозными.

В зависимости от разработчика и места реализации, магистерские программы могут быть авторскими – относятся к конкретному университету, совместной – когда несколько вузов объединяются для подготовки специалиста на совместной основе. Здесь же уместно выделить градацию на отечественные и международные. Отечественные «национальные» магистерские профили реализуются на базе российских вузов, а международные предполагают подключение к учебному процессу иностранных партнеров, лекторов, иностранные стажировки и пр.

О некоторых видах магистерских программ можно также узнать в одной из наших статей.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

Структура и содержание магистерских программ

Магистерские программы подлежат четкому проектированию и планированию. В рамках данного процесса важно учитывать ряд факторов:

  • Специфика направления подготовки и его принадлежность к конкретной отрасли (происходящие в ней тенденции и изменения), научной плоскости (и достижения НТП);
  • Базовые требования и правила разработки образовательных программ по ФГОС с акцентом на ступень образования;
  • Возможности университета и действующие при нем условия: профессорско-преподавательский состав, материально-техническая база, текущие направления подготовки и пр.

Магистерские программы четко структурированы. Важно отметить, что основное содержание соответствующего направления базируется сугубо на профессиональных дисциплинах. В данном случае все предметы будут ориентированы на конкретную нишу, специальность, дополнят текущие «бакалаврские знания и умения», постепенно подводя учащегося к научно-исследовательской работе, лабораторным работам, научно-исследовательской практике и пр.

В состав магистерских программ включают два основных блока: общеразвивающий и вариативный. Первая часть является обязательной и предусмотрена базовыми стандартами и требованиями по подготовке магистра. В ней будут содержаться основные дисциплины по профилю с более серьезным уклоном на профиль.

Базовая (обязательная) часть магистерской программы

Вариативная часть магистерской программы

Предметы постигают все магистры, выбравшие специальность Студенты выбирают наиболее привлекательные и интересные для них дисциплины и направления для освоения
Регулируется ФГОС Регулируется возможностями и условиями вуза
Предполагает углубление в профессиональную часть, развитие исследовательских компетенций по профилю Нацелен на освоение узкого сегмента профессиональной ниши и становление исследователя в конкретной научной плоскости, по выбранной теме исследования

Присутствует аудиторная работа и доля самообразования

Присутствует научно-исследовательская деятельность
В конце семестра важно преодолеть сессию, защитить отчет о НИР и отчет по практике В конце блока важно сдать ГИА и защитить магистерскую диссертацию
По результатам освоения базовой части предусмотрен переход на следующий курс По результатам завершения программы – получение диплома магистра

Вторая часть магистерской программы – вариативная. Она прорабатывается самостоятельно вузом и фактически дополняет базовый модуль, придавая направлению оригинальность, принадлежность к конкретному вузу, делая ее ориентированной на возможности образовательного заведения и требования рынка труда, науки одновременно.

Указанные блоки затрагивают сугубо предметную часть обучения. То есть магистры будут постигать обязательные и вариативные дисциплины. Но помимо аудиторной работы им предстоит также постигать практические и научно-исследовательские азы. Поэтому в рамках обязательной части обучения будет предусмотрена научно-исследовательская часть. Она затронет выбор и обоснование темы магистерской диссертации, разработку научного аппарата и планирование хода исследования, подбор информационной базы.

Помимо этого, новоиспеченным магистрам предстоит пройти научно-исследовательскую практику. Об особенностях ее прохождения мы писали ранее.

Структура магистерской программы
Структура магистерской программы

Как правило, освоение обязательной части, прохождение магистерской практики и подготовку синопсиса и плана магистерской диссертации относят к первому году обучения. Далее начинается второй блок – вариативный, где студенты постигают выбранные (согласно предложенному списку) дисциплины, активно разрабатывают магистерскую диссертацию и готовятся к итоговой аттестации в виде ГИА и защиты ВКР магистра.

Обратите внимание, что содержание магистерской программы напрямую зависит от специфики выбранного направления подготовки. То есть в нем будут присутствовать дисциплины, соответствующие конкретной научной плоскости и специальности. Притом траектория подготовки магистров будет поэтапной, последовательной, с постепенным погружением в сложные моменты и нюансы, темы, логичное освоение исследовательских и более узких профессиональных компетенций.

Также необходимо отметить, что структура и содержание магистерской программы может зависеть от ее вида. В этом случае могут разниться соотношение теоретических, практических и исследовательских часов, общая продолжительность подготовки магистров, соотношение предметов (базовые и вариативные), специфика тем для написания магистерской диссертации и пр.

Таким образом, классическая структура магистерской программы предполагает наличие обязательных и вариативных модулей с акцентом на характер специальности (прикладной, научный), формат обучения и возможности вуза, параметры ФГОС и требования науки и отрасли. Притом без прохождения сессии и защиты магистерской диссертации не обойтись ни одному учащемуся.

Особенности магистерских программ

Магистерские программы обладают рядом специфических черт, подчеркивающих их роль и неординарность.

Первой характерной особенностью выступает то, что рассматриваемая ниша реализуется только в стенах вузов. Притом для ее освоения важно иметь за плечами образованием бакалавра. То есть поступить в магистратуру сразу после школы не удастся.

Также следует отметить, что прием на магистерские программы ведется на основе внутренних испытаний при вузе, когда – по результатам ЕГЭ.

Второй яркой характеристикой магистерской программы является ее предельная сжатость и ограниченность. Сжатость проявляется в том, что учащиеся сразу же приступают к освоению профессиональных дисциплин. Ограниченность затрагивает период обучения – 2-2,5 года, конкретный набор предметов и утвержденные форматы занятий, виды деятельности магистров и пр.

Третьей особенностью магистерских программ выступает то, что для получения диплома магистра важно вовремя подготовить и защитить магистерскую диссертацию. О правилах написания и оформления ВКР магистра можно узнать в нашей статье.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

Один комментарий к “Особенности, структура и содержание магистерских программ”

  • ни за что бы не подумала, что видов программ столько. Всегда думала, что магистратура — это классика жанра и здесь отличия только в специальности, узости направления и все. Спасибо, за интересный материал и пищу для ума.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Это не спам *