Планирование и разработка лекций для педагогов

Лекционное занятие – это не просто теоретическое занятие, где преподаватель выступает с «тематическим монологом», призывая аудиторию к беседе, дискуссии и пониманию. Данный вид обучения практикуется повсеместно, начиная со школьной скамьи и заканчивая обучением в вузе и даже в трудовой деятельности (при постижении новшеств на рабочем месте). Лекция в образовательном процессе играет немаловажную роль. Но для ее качественного проведения важна тотальная подготовка, об особенностях которой мы расскажем в этом статье.

ПЛАНИРОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА ЛЕКЦИЙ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Лекционное занятие – это не просто теоретическое занятие, где преподаватель выступает с «тематическим монологом», призывая аудиторию к беседе, дискуссии и пониманию. Данный вид обучения практикуется повсеместно, начиная со школьной скамьи и заканчивая обучением в вузе и даже в трудовой деятельности (при постижении новшеств на рабочем месте).

Лекция в образовательном процессе играет немаловажную роль. Но для ее качественного проведения важна тотальная подготовка, об особенностях которой мы расскажем в этом статье.

Принципы подготовки и проведения лекционного занятия

Проведение лекции предполагает не просто разговор на определённую тему. Данный вид занятий строго регламентирован различными образовательными стандартами и актами: ФГОСы, образовательная программа (специальность) и ступень образования, рабочая программа по предмету и пр. Но даже самому опытному педагогу с многолетним трудовым стажем приходится готовиться к его проведению.

В числе основополагающих принципов в рамках подготовительного этапа к проведению лекционных занятий можно отметить:

  • Соответствие освещаемой темы с программой обучения в рамках общего направления (специализации) и с учетом ее роли в рамках дисциплины. Чем серьезнее и важнее тема для слушателя, тем больше материалов по ней будет собрано и заявлено. Второстепенные моменты на лекциях могут не освещаться и оставаться на самоизучение студенту и пр. Притом важно что бы тема развивала индивида не только в рамках общего становления, но и по профессии. То есть озвучиваемая лекция должна играть определенную роль в профессиональной нише;
  • Полнота, предполагающая полноценное освещение ключевых моментов, понятий, правил, тезисов и формул, достаточных для новоиспеченного специалиста и его дальнейшего развития;
  • Ясность. Лекционный материал подлежит понятной для слушателей подаче: на простом и доступном языке, с использованием научных терминов и категорий;
  • Тезисность, предполагающая выделение основополагающих моментов по теме и их выделение. Чаще всего именно тезисы студенты фиксируют в рамках конспекта;
  • Логичность и поэтапность, предполагающая определенную последовательность освещения по канону «от простого к сложному», притом все освещаемые моменты должны быть взаимосвязаны;
  • Научность, предполагающая освещение в рамках занятия проверенных и надежных сведений, раскрытие темы с научной позиции, но с обязательной возможностью практического применения полученного багажа знаний;
  • Ограниченность. Данный принцип проявляется как во временном интервале (каждая лекция ограничена парами или общим количеством часов, отведенных на предмет и пр.), а также объемом захватываемой информации. Главное – выделить на ней самое полезное, важное и достоверное, пригодное в профессиональной и повседневной жизни.

Таким образом, реализация лекционных занятий требует тщательной подготовки с акцентом на специфику осваиваемой программы и места дисциплины, темы в ней.

 

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

 

Специфика подготовки лекционного занятия

Проведение лекции – это не просто монолог или беседа. Лекция – это целенаправленное освещение отдельных моментов в рамках осваиваемой дисциплины с учетом ее необходимости и роли в составе образовательной программы. Уже исходя из данного определения, можно сделать вывод: рассматриваемый формат занятий должен учитывать следующие особенности.

Особенности подготовки материалов для проведения лекции
Особенности подготовки материалов для проведения лекции

Первая – тематическая обособленность в рамках изучаемой дисциплины и ее место в общем контексте специальности. То есть каждая тема должна относиться к определенному этапу или разделу изучаемой науки и умело вписываться в общий набор обретаемых знаний и навыков по профессии. Каждая тема будет учить студента определенным умениям, расширяя их кругозор, понимание выбранной ниши, ее особенностей.

Вторая особенность – лекция может иметь различные вариации и виды, поэтому освещение одной и той же темы у разных педагогов может проходить по-разному. В одном случае это будет монолог, во втором – деловая игра, в третьем – интерактивное занятие, в следующем – видеозанятие и пр. Более того, глубина изучения темы может зависеть от вида лекции: вводная – ознакомить с предметом в целом и определит его особенности и место в образовательной программе, академическая – выделит научные каноны и особенности, общая – отметит наиболее важные моменты для студента (с учетом ступени, курса, предмета и пр.), ситуационная – ориентирована на разбор конкретной ситуации, факта, проблемы и ее научное или классическое решение и пр.

Третья специфика лекционного занятия – планомерность, предполагающая освещение каждого момента по определенному плану, с конкретной глубиной погружения, опорой на наиболее важные и актуальные правила, моменты и пр. Притом все эти нюансы будут отражены в специальном документе – план-конспект занятия.

Четвертая особенность – определение темпа чтения лекции, который может зависеть от ряда факторов: умение педагога преобразовывать информацию в простой и понятный для целевой аудитории вид, скорость усвоения материала студентами, продолжительность занятия, количество часов, выделенных на тему, сортировка материала на первичное и вторичное и пр.

Этапы подготовки лекционного материала и занятия

Разработка лекции базируется на «трех слонах».

Первый этап – проектирование занятия. Он основывается на внимательном изучении образовательной программы и определения места дисциплины в становлении будущего специалиста, требованиями ФГОС и стандартами, учетом материально-технической базы учебного заведения, уровнем подготовки преподавательского состава и пр.

Проектирование занятия предполагает создание общей последовательности и логики его проведения.

В рамках этой стадии предусмотрены следующие основополагающие действия, нацеленные на проработку лекционного материала и определения логики занятия:

  • Выделение темы, которую престо стоит осветить студентам;
  • Определение ключевых слов и моментов, необходимых и обязательных к изучению;
  • Выделение первичных и вторичных данных, на которых будет построен диалог.

Далее важно определиться с видом лекции, который может зависеть от темы, материально-технических факторов и фантазии педагога. В зависимости от разновидности занятия может зависеть подбираемый инструментарий и методология обучения: ситуационная, обзорная, интерактивная, игровая, дискуссия и пр. также от вида лекции будет зависеть активность каждой из сторон.

Схема проектирования и планирования лекции
Схема проектирования и планирования лекции

Второй этап разработки лекционного занятия предполагает утверждение плана занятия и сбор информационной базы для его проведения. В данном случае преподавателю предстоит выделить ключевые вопросы, подвергаемые освещению, обсуждению и выделению в рамках предмета и специальности, а затем подобрать наиболее подходящие материалы по ним. Важно использовать преимущественно научную литературу, достоверные и актуальные первоисточники для раскрытия сути и ключевых параметров.

Подбор информационной базы для проведения лекции предполагает не просто сбор всевозможных ресурсов (начиная от учебных и заканчивая научными фактами, последними достижениями и исследованиями), но и их обработку. Притом сортировка и переработка первоисточников будет учитывать: количество лекционных занятий по одной и той же теме, план лекции, объем информации (достаточной для обретения полноценных знаний и навыков, а также укладываемых в действующие ограничения).

В ходе обработки материалов важно не просто подготовить текст, но и визуальные способы подачи информации, упрощающие восприятие новшеств. А также ускоряющие процесс погружения в тему/дисциплину: таблицы, схемы, графики, диаграммы, рисунки, презентации и пр.

Третий этап по подготовке лекции — бюрократический, который предполагает оформление специального документа – план-конспекта, который призван структурировать ход обучения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

 

Классическая структура лекционного занятия

Планирование и разработка лекций для педагогов

Каждое занятие (в том числе лекция) проводится согласно заранее намеченной траектории и обладает определенной структурой.

Вводная часть занятия предполагает общее очертание и описание его предназначения. В ее рамках педагог приветствует студентов, выделяет тему, подлежащую к изучению, констатирует цель и задачи пары, а также намечает план — то есть выделяет основные вопросы, подлежащие освещению и по возможности конспектированию.

Структура план-конспекта лекции

Формальные разделы

Основные разделы

Дополнительные разделы

Титульный лист – основная информация по предмету, тему, разработчику, целевой аудитории и месту реализации Введение или пояснительная записка: определение общей траектории занятия с акцентом на тему цель и задачи Раздаточный материал: памятки, схемы, графические материалы
Оглавление – план лекции, констатирующий логику занятия и ключевые моменты Основная часть: подробное описание и изложение вопросов по теме с выделением в тексте ключевых слов и тезисов, основы занятия (обязательная для освещения и усвоения моментов) Интерактивное сопровождение лекции: презентация, электронная лекция, видео и пр.
Список литературы – информационная база, положенная в основу план-конспекта Заключение – подведение общих выводов по теме с акцентом на наиболее яркие и значимые моменты, рекомендации по закреплению материала и самоизучения отдельных вопросов Подготовка материалов с учетом формата и вида лекции: викторина, деловая игра ситуационный кейс, вопросы для дискуссии и пр.

Основная часть лекции, где преподаватель рассказывает, частично фиксирует на доске или представляет к обозрению визуальные материалы строго по теме. Здесь студентам предстоит узнать ответы на поставленные вопросы, изучить ключевые термины, категории правила научные каноны и иные особенности, разобрать примеры (для упрощения восприятия и использования полученных знаний, оттачивания конкретных профессиональных качеств). В конце каждого вопроса важно подвести промежуточный вывод с акцентом на ключевые слова, правила.

Важно отметить, что на лекции должны присутствовать не только текстовые и схематические разъяснения, но и первичное осознание применимости полученных знаний: разбор примеров и упражнений для более ясного отражения схемы или алгоритма, осознания действия конкретной формулы или закона, определения сферы применения определенных канонов и пр.

Заключительная часть лекции предполагает, что в конце лекции необходимо сделать общий вывод по всему озвученному материалу, выделив основные идеи, суть (что изучено, достигнута ли цель и пр.).

Порядок подготовки и оформления план-конспекта лекции

Обязательным и основным документом для проведения лекции выступает план-конспект, который будет учитывать классическую структуру занятия и подробно описывать каждый из ее разделов.

В составе план-конспекта лекции принято выделять следующие составные элементы:

  • Титульный лист. Его миссия – отметить ключевые аспекты в рамках предмета. На нем отражаются сведения об образовательном заведении, предмете, целевой аудитории (курс, группа и пр.), год разработки/реализации.
  • План лекции (оглавление), где будут перечислены вопросы, подлежащие освещению;
  • Введение или пояснительная записка, в рамках которой будет утверждена тема, цель, задачи занятия, выделение тезисы, ключевые теории и фамилии их авторов, прогнозируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные характеристики и пр.);
  • Основная часть, предполагающая подробное описание каждого вопроса, согласно плану лекции. Притом важно предоставлять ответ на каждый из них в научном стиле, опираясь на заранее подобранные первоисточники, отмечая их с помощью ссылок/сносок. Текст лекции должен быть обоснованным, научным, полным;
  • Заключение, в рамках которой автор должен выделит ключевые аспекты занятия: термины, правила и характером обретаемых знаний/навыков. Важно, чтобы изначально намеченная цель была достигнута, все задачи реализованы;
  • Список литературы. Здесь целесообразно отметить все первоисточники, положенные в основу основной части занятия. Притом не стоит забывать, что все материалы должны быть отмечены в основной части конспекта лекций с помощью цитирования, ссылок, сносок и пр. Оформление библиографического списка производится согласно действующим ГОСТ.

Конспект лекций должен быть оформлен согласно классическим канонам:

  • Электронный и бумажный вид;
  • Шрифт Times New Roman 12-14;
  • Стиль – научный;
  • Выделение по тексту допустимы жирным и курсивным шрифтом;
  • Нумерация страниц сквозная арабскими цифрами: все листы, кроме титульника;
  • Подача информации – текст и графические материалы, презентация или иные мультимедийные вариации;
  • Четкая структура документа, объем — не ограничен.

Обратите внимание, что план-конспект занятий тесным образом пересекается с общей структурой лекционного занятия. Более того, его формирование также должно учитывать место дисциплины в образовательной программе и мест темы в рамках предмета и специальности одновременно.

Также следует отметить, что разработка лекционного материала и его оформление в виде конспектов не имеет границ и требований. Главное – полноценно, кратко и емко раскрыть темы согласно календарному и тематическому планированию, рабочей программе обучения, определить роль предмета в профессиональной учебной среде и следовать общей траектории развития квалифицированного специалиста.

План-конспект лекции будет учтен в составе календарно-тематического планирования обучения студентов, ориентирован на учебный план и рабочую программу.

Обратите внимание, что конспект лекции педагога и его речь на лекции могут и будут отличаться. Конспект лекций – формальный и обязательный документ, организующий учебный процесс и позволяющий преподавателю сориентировать: что и где говорить, как разъяснить, в каком объеме и пр. Притом наличие план-конспекта будет обязательно, а подготовка доклада или тезисного плана для проведения лекции – второстепенно и выполняется лектором по желанию.

 

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

 

Услуги Disshelp по подготовке и разработке лекций для педагогов

Согласитесь, что у преподавателей и без планирования занятий велика нагрузка, ведь учебный процесс никто не отменял и приостановить не может, а в рамках непрерывного образования – так и подавно. Проектировать и разрабатывать лекции в свободное от работы время – малоприятное занятие. Но даже из столь непростой ситуации всегда найдется выход. Притом его готова предложить команда Дисхелп, которая готова взять на себя миссию по подготовке и разработке лекций для педагогов.

Услуги Дисхелп по подготовке лекционных материалов для педагогов
Услуги Дисхелп по подготовке лекционных материалов для педагогов

Услуги образовательного центра Disshelp в сфере проектирования и планирования лекционных занятий включают в себя:

  • Консультирование заказчиков по вопросам подготовки: какие факторы следует учитывать, на какие регламенты и нормативные акты ориентироваться, какие моменты раскрывать на занятии с учетом специфики и роли предмета в составе специальности, глубина погружения в каждую отдельную тему, особенности оформления план-конспектов и пр.;
  • Проектирование лекций посредством выделения ключевых аспектов для освещения: термины, правила, примеры и пр. В данном случае специалисты Дисхелп помогают очертить общую логику занятия, базовые моменты с учетом уровня сложности, места предмета в составе специальности, ступени образования и пр.;
  • Планирование лекции, которое базируется на выделение вводной основной и заключительной частей и их подробном описании в соответствующем план-конспекте. Планирование от Дисхелп предполагает емкое освещение всех моментов по теме, их грамотное и корректное (соразмерное) отражение в документе, определение вида подачи информации (текст+графики и пр.) и формата занятия с учетом материально-технических и иных факторов;
  • Подбор информационной основы для лекции: сбор научной и иной литературы по предмету и конкретной теме с учетом требования ФГОС, образовательной программы, календарно-тематического плана и пр. Помимо подбора, специалисты Дисхелп готовы обработать ее и привести в краткий, емкий обоснованные и полноценный вид;
  • Оформление план-конспекта лекции в рамках официального документа согласно действующим регламентам и внутренним правилам образовательного заведения, где планируется реализация занятия.

Помимо вышеописанных основных услуг по подготовке и разработке лекции от Disshelp, наша команда готова помочь в совершенствовании текущих планов:

  • Обновление материалов с учетом новшеств ФГОС;
  • Обновление информационной базы занятия на фоне произошедших научно-технических перемен, пожеланий заказчика;
  • Вычитка, корректура и редактура предоставленных рукописей или готовых (ранее реализованных или намеченных заказчиком) план-конспектов, материалов;
  • Подготовка сопутствующих документов для лекционного занятия: чертежи, раздаточный материал, презентация, интерактивные и мультимедийные материалы, видео и мультимедиа по теме занятия, разработка кейсов и задач, ситуаций для проведения деловых игр и пр.

Специалисты Дисхелп при подготовке и разработке лекций для педагогов ориентируются на массу факторов, которые мы представим в таблице ниже.

Индивидуальные правила и требования клиента по разработке лекций

Общие или дополнительные правила подготовки лекций

Примерный план занятия с акцентом на его продолжительность, количество академических часов по теме, старые план-конспекты Действующие регламенты и стандарты, ФГОС
Особенности целевой аудитории: возраст и курс обучения, общая или коррекционная программа, пожелания клиента по освещению отдельных моментов Правила оформления план-конспекта от образовательного заведения
Рабочая программа п дисциплине и календарно-тематический план Материально-техническая база учреждения, уровень подготовки педагога
Формат и вид лекции, оснащенность аудитории и пожелания к разработке дополнительных материалов, сопутствующих документов Ступень образования и образовательная программа, в рамках которой реализуется рабочая программа и тема

Проектирование и планирование лекций для педагогов от Дисхелп будут соответствовать общепринятым нормам и регламентам, а также требованиям и ожиданиям клиента. Более того, мы предлагаем только оригинальные план-конспекты!

Эксперты Disshelp разработают программу лекции согласно действующей траектории обучения: с учетом общего состава и места предмета в образовательной программе, календарно-тематического плана и рабочей программы по дисциплине. Наш разработчик учтет важность и роль темы в каждом из пунктов (предмет, специальность), оценку материально-технической базы учреждения и прочих факторов, гарантируя высокое качество материалов и услуг.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *