Одним из важнейших этапов становления любого молодого специалиста независимо от осваиваемой ступени образования характера и глубины образовательной программы, является прохождение практики. Данный вид учебной деятельности свойственен абсолютно всем направлениям подготовки: начиная от гуманитариев и заканчивая технарями. Но у каждой специальности есть свои тонкости практического становления будущего специалиста. Сегодня мы расскажем о такой разновидности, как плавательная практика.
СОДЕРЖАНИЕ
Что это такое?
Плавательная (она же морская) практика представляет собой особый вид практической подготовки, свойственный только курсантам, которые осваивают «морские» профессии. То есть данный вид профессионального воспитания действует в рамках военно-морских, военных, морских училищ и вузов, где воспитывают истинных моряков.
Также плавательная практика может быть свойственна отдельным строительным направлениям подготовки, которые связаны именно с кораблестроением, обслуживанием судна, его эксплуатацией и пр.
Наименование данного вида практической подготовки студентов говорящий. Во-первых, практика проходит на корабле или ином плавательном агрегате, то есть на воде. Во-вторых, студенты-моряки отправляются в плавание (будь то краткосрочное или долгосрочное), то есть «плывут» (идут) по водоему постигают все азы мореходства.
Плавательная практика курсантов проходит по этапам. Первый вид – ознакомительная или учебная практика. Чаще всего она проходит в виде небольших экскурсий по судну, позволяя изучить его внешний и внутренний вид, выявить особенности, постичь историю возникновения, сложности в эксплуатации. Если программой практики предусмотрены выход в море (или иное русло), то в большинстве случаев оно краткосрочно: на несколько часов, для общего развития будущего морехода. Но при этом первые впечатления, положительные эмоции и любовь к морю будут уже обеспечены.
Ознакомительная практика позволяет закрепить теоретический материал, понять, как им пользоваться на практике, развеять сомнения и мифы, понять азы мореходства и пр.
Второй вид морской практики – производственная, когда курсанту уже могут поручать отдельные задания (следить за курсом, состоянием судна, содействовать опытным матросам и пр.). Нередко курсантов-старшекурсников отправляют на экспедиции (в среднем до 2-4 недель) с опытным составом, где они перенимают опыт и оттачивают мастерство.
Выпускники «морских специальностей» в обязательном порядке проходят преддипломную морскую практику, где не просто демонстрируют свое мастерство, любовь к профессии и морю, но и собирают материал для подготовки ВКР, где будут описывать конкретную проблему и заниматься поиском ее решения.
Независимо от вида и этапа плавательной практики, каждый курсант проходит инструктаж по технике безопасности и пр.
Миссия морской практики состоит в знакомстве юных кораблестроителей и моряков со внутренним составом и устройством судна его элементами, правилами, документами и особенностями работы (с учетом внутренних и внешних условий: субординация, морская этика, взаимодействие с моряками и иным составом, распорядок дня, права и обязанности, особенности работы в штиль/непогоду и пр.).
Основная задача плавательной практики – формирование достаточных компетенций (знаний и умений) для самостоятельной работы по профессии. К числу обязательных черт, постигаемых в рамках морской стажировки курсанта можно отметить:
- Общекультурные: умение грамотно, емко и доступно отражать свои мысли (устно и письменно) с учетом специфической морской терминологии, порядка обращения к экипажу (с учетом морских чинов и званий);
- Профессиональные: навыки по использованию технических средств, оборудования на судне, оказание первой помощи пострадавшим, ориентация на море или водоеме (определение курса, траектории, умение ориентироваться нпо картам и пространстве), морское делопроизводство (ведение журналов, технической и иной документации), эксплуатация судна/механизмов и их ремонт, профессиональная терминология, права и обязанности и пр.
Таким образом, плавательная практика позволяет закрепить и прояснить все теоретические моменты профессии, лично увидеть их действие в реалиях, познакомиться с составом и распорядком на судне, условиями пребывания на нем, тонкостях работы по осваиваемой профессии (чем занимается моряк, капитан, техник).
Данный вид учебной деятельности действует в отношении всех специализаций, связанных с суднами, кораблями. Поэтому проходят этот этап студенты соответствующих училищ, колледжей, вузов. На каждом этапе плавательной практики курсант прикрепляется к конкретному научному руководителю: от учебного заведения и от морского «экипажа».
Плавательная практика для курсантов будет включать в себя «внутрисудовые аудиторные занятия» (лекции с педагогами и/или капитаном, помощником капитана), практические виды деятельности (соответствующие пройденным лекциям и характеру, особенностям постигаемой профессии) под кураторством практикующего моряка, самостоятельная работа практиканта. Притом все виды деятельности курсанта будут строго спланированы по времени, действиям (обязанностям) и пр. Уже на практике чувствуется «военный» подход, строгий распорядок дня, размеренность и полномочиях (наличие границ, кто и за что отвечает и пр.).
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Каким образовательным программам свойственна морская практика и стажировка?
Плавательная практика будет учитывать особенности постигаемой профессии. Как мы уже отмечали выше, она свойственна только тем профессиям, которые так или иначе связаны с мореходством, кораблестроением, использованием технических и иных агрегатов на воде и пр. Притом в зависимости от характера специализации, условия, порядок прохождения стажировки будет отличаться и соответствовать непосредственным обязанностям специалиста на судне.
Морская практика свойственна следующим образовательным программам:
- Судовождение;
- Кораблестроение;
- Эксплуатация судовых энергетических установок;
- Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики;
- Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства;
- Технология транспортных процессов в мореходстве;
- И пр.
Все морские профессии можно разделить на три основные категории:
- Строительные, миссия которых – создавать новые судна или оптимизировать текущие варианты плавательных средств: внешний вид, строение, использование современных устройств на судне и пр. Самыми известными профессиями данного жанра выступают судостроитель, специалист по кораблестроению, инженер-судостроитель, инженер-механик и пр.;
- Управленческие. К данной категории относят профессии капитана, старшего помощника капитана., старший механик, инженер-механик и пр. В данном случае в обязанности специалистов входит проектирование и утверждение маршрута (его координация с учетом текущей обстановке на воде), тотальное владение азами мореходства, знание строения судна и особенностей функционирования всех элементов и деталей, утверждение распорядка дня с учетом графика экспедиции, распределение обязанностей среди экипажа и пр. Они ответственны за формование полноценной команды, эксплуатацию судна, сохранность груза, погрузку/разгрузку и транспортировку и пр.;
- Рабочие или рядовые кадры. К данном нише относят всех членов палубной команды, а также специалистов, занимающихся непосредственной эксплуатацией, контролем, ремонтом и обслуживанием всех процессов, агрегатов, механизмов судна: боцман, механик по двигателям, электромеханик, матрос, моторист и пр.
Характер и специфика осваиваемой профессии напрямую будет сказываться на непосредственном месте прохождения практики: в каком именно «отделении», под чьим кураторством, продолжительность и пр.
То есть морская практика будет нацелена на оттачивание конкретных профессиональных качеств и навыков с учетом функций специалиста.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Особенности прохождения плавательной практики
Плавательная практика является частью учебного процесса. Поэтому ее прохождение является обязательным для каждого студента, курсанта, осваивающего соответствующую профессию. Она будет ограничена по срокам реализации (прописана в учебном плане, программе прохождения морской практики и пр.).
Будущие капитаны, СтарПомы капитана практикуются под их началом: следят за их действиями, выполняют их поручения, изучают особенности проектирования/планирования маршрута, основные права и обязанности, инструкции и пр.
Студенты строительных профессий знакомятся с внешним, внутренним и документальным строением судна. Изучая его особенности: текущий состав, состояние, износ, особенности работы подразделений, определяя сильные и слабые стороны, решая текущие проблемы и нюансы, разрабатывая варианты п совершенствованию судна и его элементов и пр. Их практика может проходить непосредственно на судне, а также на базе кораблестроительных заводов и пр. Они будут работать с чертежами, технической документацией, а также реальными механизмами (изучая специфику их работы, возможности применения, текущую конструкцию/размеры/состав и пр.).
Курсанты морских училищ и колледжей, вузов, постигающие «рабочие морские профессии» будут стажироваться на баз соответствующего подразделения судна, наблюдая и осваивая ремонтные, эксплуатационные, монтажные и прочие компетенции в отношении «целевых элементов».
Среди специфических черт плавательной практики можно выделить:
- Данный вид деятельности будет иметь строгие ограничения: по срокам реализации согласно образовательной программе и графику учебного процесса стужена), по обязанностям (с учетом текущего уровня подготовки, вида практики и пр.), по географическим возможностям (право на выезд за пределы родины, разрешение университета, знание иностранного языка и пр.);
- Морская практика предполагает изучение конкретного морского судна, подразделения и его составных частей: на судостроительном заводе или на территории конкретного морского флота, судна;
- Плавательная практика свойственна морякам, то есть будет проходить «на воде» — выход судна на море, управление судном, обеспечение бесперебойной работы отдельных механизмов и элементов, контроль за состоянием плавательного средства и пр.;
- Курсанты могут быть направлены в экспедиции (кратко-, долгосрочные) различного характера: торговые, туристические, исследовательские и пр.;
- Курсантам предстоит не просто овладевать конкретной техникой, совладать с намеченными планами и обязанностями, но и вести профессиональную и учебную документацию: заполнять всевозможные журналы учета, разбираться в технических планах и документах, собирать информацию для подготовки отчета по практике, дневник курсанта-практиканта и пр.
Особенности формирования отчета по плавательной практике
Практикующие специалисты и характер образовательных программ курсантов позволяет вынести плавательную практику в отдельный вид прикладной подготовки студентов, который будет связан преимущественно с нахождением на судне в определённом качестве (с учетом осваиваемой профессии).
По окончании данного этапа подготовки курсанту предстоит подготовить специальный аттестационный документ и защитить его в учебном заведении. Речь идет об отчете по плавательной практике.
Структура этого файла в целом традиционна и включает в себя три основных раздела: введение, основная часть и заключение.
Во введении курсанту предстоит описать следующие аспекты:
- Вид морской практики: учебная, производственная, преддипломная и пр.;
- Сроки прохождения практики согласно учебному плану;
- Цели и задачи данного этапа согласно требованиям вуза: чему должен научиться курсант, какое задание подлежит выполнению (индивидуальное заведение);
- Мест прохождения практика (объект) – наименование, местонахождение.
Основная часть отчета по практике посвящается непосредственном действия учащегося с учетом особенностей объекта практики. Здесь целесообразно представить общую характеристику судна: описание состава, схема судна, анализ состава морского экипажа, примерный план маршрута (если намечается экспедиция) и пр.
Далее курсант отражает информацию согласно цели практики, описывая конкретное подразделение, на базе которого он оттачивал профессиональные, общекультурные и иные навыки: в каком отделении (капитанская рубка, кухня, палуба, машинное и пр.), особенности организации рабочего места (описание условий), конкретизация прав и обязанностей курсанта (изучение устава судна, морского кодекса, должностных инструкций и пр.), писание основных объектов наблюдения и работы (то есть с какими именно деталями, элементами работал курсант: чертежи, схемы маршрута, ремонт деталей, правила эксплуатации и пр.). Данная часть посвящается непосредственно «трудовым» обязанностям практиканта: что он делал, что ему поручали, как он справлялся, с чем довелось работать и пр.
Структура и содержание отчета по плавательной практике |
||
Введение |
Основная часть |
Заключение |
Актуальность деятельности, специальности |
Общая характеристика объекта: состав, площадь, структура и пр.
Законодательная основа практики |
Сопоставление цели и результатов |
Цель, задачи, миссия, вид практики |
Описание подразделения (конкретного отдела, где практикуется курсант)
Полномочия курсанта, виды деятельности Детальное описание ключевого момента: чертежи, план подконтрольного судна/механизма или агрегата, маршрут, особенности и пр. |
Сложности прохождения практики |
Сроки прохождения |
Индивидуальное задание |
Общие впечатления курсанта |
Место прохождения |
Итоги практической деятельности и выводы |
Чему научился практикант, что узнал нового, какие компетенции освоил |
Третьей и не менее важной частью отчета по плавательной практике является выполнение индивидуального задания, поручаемой научным руководителем от учебного заведения. В данном случае курсанту предстоит собрать максимум информации в рамках «узкого» вопроса, описать его.
Заключительная часть документа призвана подчеркнуть следующие моменты:
- Чему научился курсант;
- С какими сложностями столкнулся в процессе прохождения практики;
- Особенности прохождения практики: какие поручения выполнял, в каких условиях работах, характера;
- Общее впечатление о данном этапе и пр.
К отчету по практике студенту предстоит приложить документальные доказательства: копии устава, распорядка дня, должностной инструкции (по осваиваемой профессии), дневник курсанта-практиканта, характеристика от научного руководителя на судне (объекте), план-схемы (согласно структуре и цели отчета, профессиональным ракурсам стажера), чертежи и пр.
Оформление отчета по плавательной практике предполагает соблюдение общих правил и ГОСТов, научного стиля, четкого структурирования материалов согласно методическим рекомендациям.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Учтите, если информация носит конфиденциальный характер, относится к государственной или иной тайне то курсант-практикант не сможет прикрепить ее без соответствующего одобрения. Все сопутствующие документы включают в состав раздела «Приложения». На всех копиях документов должна присутствовать печать организации (контролирующей процесс прохождения практики). Все первоисточники подлежат отражению в списке использованной литературы.
Чаще всего курсанты стажируется на базе военно-морского флота, торговых фотах и суднах.
С какими сложностями сталкиваются курсанты при прохождении плавательной практики?
Освоить морскую профессию можно на базе узкоспециализированных училищ, колледжей и вузов. Чаще всего с проблемами в части выбора, прикрепления студентов к месту «плавательной практики» сталкиваются учащиеся первых курсов училищ и колледжей. Как правило, их возраст – менее 18 лет, а по закону официально работать и стажироваться на подобных нишах могут только совершеннолетние граждане. Поэтому торговые судна, морские сообщества с неохотой берут под свой контроль практическое становление молодого моряка, техника и пр.
В случае с прохождением практики курсанта в возрасте менее 18 лет, важно получить письменное разрешение родителей, а также часть документов придется подписывать опекунам практиканта. В этом и есть основная сложность.
Вторым нюансом организации и реализации плавательной практики является отказ в выдаче внутренней документации студенту для прикрепления к отчету. Внутри компании практикант может получить допуск к определённой или интересующей его информации (если она не относится к государственной, военной и пр. тайне), но вынести за пределы флота ее не удастся (даже копию). Поэтому в основу отчета по плавательной практике кладут информацию общего плана: общие сведения о судне, численности и уровне подготовки экипажа, описание условий прохождения практики, чертежи (общий план судна, технические чертежи деталей и пр.).
Курсанты, осваивающие морскую профессию на базе вузов, крайне редко испытывают указанные сложности. Притом поиском, организацией плавательной практикой чаще всего занимается учебное заведение.
Следует отметить, что плавательная практика также может быть свойственна спортсменам: пловцам, синхронистам и пр. Но в данном случае в отчете будет делан акцент на освоении определённой техники плавания, работе мышц, организации тренировок и пр. Данная разновидность свойственна уже спортивным и многопрофильным вузам с соответствующими программами.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!