Порядок и правила разработки рабочей программы дисциплин (РПД) с образцами и примерами

Обучение в любом образовательном заведении происходит по строго и тщательно спроектированной траектории. Образовательная программа состоит из нескольких десятков предметов, каждый из которых имеет свое место и время для освоения, занимает определенный объем в учебном процессе и имеет соответствующее предназначение. Для реализации занятий в рамках каждой намеченной науки формируется так называемая рабочая программа дисциплины (сокращенно РПД).

Порядок и правила разработки рабочей программы дисциплин (РПД) с образцами и примерами
Обучение в любом образовательном заведении происходит по строго и тщательно спроектированной траектории. Образовательная программа состоит из нескольких десятков предметов, каждый из которых имеет свое место и время для освоения, занимает определенный объем в учебном процессе и имеет соответствующее предназначение. Для реализации занятий в рамках каждой намеченной науки формируется так называемая рабочая программа дисциплины (сокращенно РПД).

Понятие и предназначение рабочей программы дисциплины

Рабочая программа дисциплины является обязательной частью образовательной программы (специальности) на каждом уровне подготовке индивида. Внешне она представляет собой официальный и четко структурированный документ, в котором прописывается последовательность и особенности погружения в соответствующий предмет с акцентом на методы преподавания, характерное содержание и пр.

Без РПД невозможна и немыслима реализация предмета в рамках общей программы обучения. Притом просто составить или написать его недостаточно. Важно, чтобы он был согласован и утвержден администрацией учебного заведения. Подготовкой столь серьезного документа занимается педагог-предметник или специалист по учебной части. Утверждение происходит на уровне руководства образовательного заведения: профильная кафедра, деканат и пр.

Ключевые моменты рабочей программы дисциплины
Ключевые моменты рабочей программы дисциплины

Без РПД чтение заявленной дисциплины невозможно. Поэтому роль и специфика документа очевидна. Среди очевидных функций рабочей программы дисциплины можно выделить:

  • Проектировочная, призванная смоделировать и предварительно спланировать ход проведения занятий в общем контексте с акцентом на существенные темы, категории с учетом специфики образовательной программы (специальность, ее характер, предназначение и пр.);
  • Последовательная. РПД предопределяет логику изучения предмета и определяет основной путь ее освоения, связь тем и возможности перехода от одной очки к другой, переходы между терминами, правилами, фактами и пр.;
  • Индивидуализация предмета. РПД создается в отношении каждой дисциплины, заявленной в образовательной программе и учебном плане. Данный документ – индивидуальный проект преподавания, прописывающий не только набор тему, но и методологию обучения, инструментарий и базу и пр. Притом индивидуальность также проявляется в том, что файл создается тем педагогом, который будет его реализовывать.
  • Координирующая и регламентирующая функция проявляются в том, что педагог четко и точно следует обозначенной траектории по погружению в предмет. Благодаря документу преподаватель быстро ориентируется в информации, разъясняет лишь самое важное и необходимое к изучению с учетом специфики специальности, основной программы обучения;
  • Прогностическая задача РПД позволяет обозначить потенциальный результат от освоения дисциплины и определить ее роль, необходимость в общем контексте профессионального или общего воспитания учащегося;
  • Оценочная миссия рабочей программы дисциплины призвана утвердить определенные формы и виды контроля, критерии оценки качества подготовки и степени усвоения преподнесенного материала и пр.

Фактически рабочая программа дисциплины призвана конкретизировать ход освоения предмета с учетом его роли, места, ценности в составе общей учебной траектории и обозначить минимальные и достаточные для учащегося знания, умения. Она отвечает на ключевые вопросы:

  • О чем должен получить представления учащийся?
  • Что должен знать индивид после изучения предмета?
  • Какие виды деятельности будут использованы в ходе погружения в дисциплину?
  • Какие умения и навыки будут развиты у учащихся в рамках предмета, как они пригодятся в профессиональной жизни?

Рассматриваемый документ – незаменимый и обязательный помощник каждого преподавателя. Без него невозможна реализация ни одной образовательной программы.

Особенности подготовки РПД

Разработка рабочей программы дисциплины – задача непростая и сверх ответственная. Процесс подготовки документа требует выполнения специфических условий и параметров.

Во-первых, необходимо выделить основную образовательную траекторию, в рамках которой предполагается реализация и изучение заявленного предмета. В данном случае важно определить роль, место дисциплины в подготовке индивида и специальности, отметить базовые элементы – основополагающие моменты обучения (что должен узнать и чему научиться студент). То есть перед подготовкой РПД важно получить общие представления о ее предназначении с акцентом на характер основной программы (в которую РПД будет входить), базовые требования ФГОС, уровень подготовки педагога или разработчика и пр.

Во-вторых, важно грамотно обозначить непосредственно дисциплину перед планированием учебного процесса. В данном случае можно полагаться на классические или основные наименования предмета (математика, высшая математика, эконометрика и пр.) или использовать более точные варианты, которые подчеркнут специфику и узость науки, ее совместимость с образовательной программой в целом и роль. Притом более конкретизированное наименование учебной дисциплины позволит в перспективе лучше спроектировать ход ее изучения, так как уже в названии предмета будут указаны ключевые элементы с акцентом на профиль.

Что учитывать при разработке РПД?
Что учитывать при разработке РПД?

В-третьих, разработчику необходимо учитывать специфику образовательной программы или специальности, ее характер и узость. Данный подход позволит лучше предугадать конечные результаты обучения и тщательнее спроектировать погружение в предмет для выработки конкретных, наиболее важных качеств, умений и представлений. Если программа носит гуманитарный характер, то предпочтение отдается научно-исследовательской деятельности. Если же специальность относится к категории прикладных, то доминирующая часть изучения отводится на практические занятия, лабораторные работы, практику, прикладные исследования и НИР, кейсы и проектную деятельность. Притом темы в рамках заявленной дисциплины будут также зависеть от характера основной траектории развития.

В-четвертых, базовые требования ФГОС по отношению к дисциплине и основной программе. В данном случае анализ параметров ФГОС позволит определить ключевые и обязательные моменты изучения для развития соответствующих навыков и компетенций, а также варианты дополнения и разнообразия дисциплины, плана ее освоения с учетом роли, актуальности обретаемых полномочий и представлений, целесообразности и необходимости, допустимости и достаточности параметров.

В-пятых, немаловажную роль в разработке рабочей программы дисциплины играет уровень подготовки специалиста, опыт преподавания. Проектирование и планирование хода погружения в предмет – процесс уникальный и практически индивидуальный, зависящий от знаний и умений преподавателя, его восприятия и отношения к науке, его оценке по отношению к роли дисциплины в составе программы и пр. В данном случае специалист будет раскрывать суть и особенности заявленной науки на основе располагаемых им сведений и инструментариев: подбирать соответствующие приемы и методы обучения, формат занятий, спектр заданий и дополнительных мероприятий и пр. Чем выше подготовка и опыт разработчика, тем разнообразнее и интереснее занятия, качество подготовки учащихся.

В-шестых, проектируя рабочую программу дисциплины, следует также учитывать материально-техническую базу учебного заведения. В этом случае перед разработкой способа изучения темы и подготовки заданий для закрепления пройденного материала, важно использовать действующие механизмы и привлекать ресурсы, которые находятся в распоряжении образовательного центра: учебники, оборудование, специально оборудованные помещения, партнерские связи и пр.

Таким образом, перед разработкой РПД важно учитывать не только сугубо научные представления и основные категории, правила, но и особенности и значение предмета в рамках общей траектории обучения, ориентироваться на подготовку педагога и материально-технические условия заведения.

Принципы разработки РПД

Проработка рабочей программы дисциплины требует от составителя соблюдения классических и специфических правил.

Принцип №1. Целеполагание. Перед тем как приступить к проектированию рабочей предметной программы важно определить основные ориентиры: зачем необходимо изучать дисциплину, чему она должна и может научить? В рамках проектирования способа изучения предмета важно, чтобы цель его освоения совпадала или поддерживала ключевую цель (по специальности).

Изучение любого предмета не проходит бездумно. Каждая из заявленных в составе образовательной программы призвана развить индивида всесторонне и с акцентом на профиль, то есть имеет определенное место и роль в профессии. Поэтому важно в РПД обозначить конкретную цель преподавания науки.

Принцип №2. Актуальность. Данное правило предполагает, что в рамках предмета должны освещаться не только классические правила и термины, подходы и инструменты, но и современные приемы, которые будут пригодны в реалиях и на практике. Поэтому в составе плана по изучению предмета важно умело сочетать «классику» с «современностью».

Принцип №3. Нормативность или приверженность ФГОС, ГОСТ. Проработка рабочей программы дисциплины предполагает не просто включение опыта и фантазии со стороны педагога, но и учета минимальных или базовых параметров. Требования ФГОС устанавливают тот самый минимум знаний и навыков, которые должна привнести дисциплина в развитие учащегося. Поэтому важно учитывать все действующие рекомендации и регламенты по созданию РПД. Если предметный план обучения не будет совпадать с действующими правилами и нормативами, то такой проект не будет реализован в составе учебного процесса.

Основные правила по разработке РПД
Основные правила по разработке РПД

Принцип №4. Структурированность и последовательность. Данный канон предполагает, что изучение предмета будет поэтапным, постепенным и понятными для целевой аудитории. В данном случае разработчик определяет логику изучения, выделяя темы для освещения с учетом их взаимосвязанности и глубины погружения в предмет.

Более того, траектория изучения предмета излагается в официальном документе – РПД. В данном случае вся намеченная последовательность и логика подчеркивается в структуре файла: каждое занятие подлежит емкому описанию с созданием общей картины.

Принцип №5. Точечность. Согласитесь, что изучить за пару десятков занятий полностью всю науку или дисциплину невозможно. Поэтому разработчику предстоит отобрать наиболее важные и ценные для специальности (основной программы) моменты. Важно, чтобы избранные фрагменты, категории, правила и приемы были пригодны в профессиональном русле и содействовали профессиональному развитию индивида.

Все намеченные «точки» изучения дисциплины должны быть весомыми в составе общей программы (специальности) и в составе предмета, содействовали развитию общих и узких компетенций.

Принцип №6. Посильность. Данный принцип предполагает, что разработанный план «погружения в дисциплину» должен учитывать уровень подготовки всех участников учебного процесса (педагога, студентов/школьников) и условия реализации (инфраструктура и пр.).

Принцип №7. Нормированность. В данном случае речь пойдет не о соблюдении правил ФГОС и иных внутренних учебных регламентов. Реализация канона нормированности предполагает определение конкретного объема в отношении каждой заявленной темы с учетом уровня ее сложности, необходимости, характера, роли в общем контексте (специальности). Разработчику предстоит определить нормы каждого фрагмента и момента: количество необходимых часов, объем материалов и заданий, соответствие базовым критериям оценки и пр.

Таким образом, разработка рабочей программы дисциплины – процесс довольно сложный, требующий тщательного продумывания и учета массы факторов и требований. Соблюдение вышеупомянутых принципов облегчит разработку РПД.

Структура и содержание рабочей программы дисциплины

РПД – как официальный документ, регламентирующей ход обучения в рамках конкретного предмета, должен быть оформлен соответствующим образом. Одним из ключевых правил подготовки предметного плана является структурированность.

РПД по любой дисциплине имеет универсальный вид. Он включает в себя следующие разделы.

Раздел РПД

Описание

Основные элементы

Титульный лист Представление общих сведений о предмете и особенностях его преподавания в рамках специальности Сведения об образовательной организации, специальности (образовательной программе), предмете, данные о разработчике, дата разработки и пр.

Отметка о согласовании и утверждении РПД

Вводный раздел Целеполагание, выделение ключевых элементов и параметров изучения предметов, общее описание и определение роли дисциплины в составе основной траектории обучения Цели и задачи, обретаемые знания, умения и навыки, место предмета в образовательной программе (специальности), ожидаемые результаты обучения (знания, компетенции)
Основная часть (рабочая) Описание дисциплины с разбивкой по формам занятиям, тематическое планирование (общее), разработка пакетов заданий для закрепления, аудиторной и самостоятельной работы, самоизучения и пр.

Описание способов и критериев оценки качества подготовки учащегося

Предварительное распределение тем с акцентом на академические часы

Описание методологической базы реализации РПД: описание основных методов, приемов

Тематическое планирование предмета

Подготовка пакетов ФОС и КОС

Критерии оценки результатов обучения

Условия реализации РПД

Заключение

Рекомендации по внедрению и применению плана предмета

Титульный лист – один из основополагающих разделов РПД. Его миссия – предоставить общую характеристику предмета и его месте в составе специальности. Это единственный самый емкий раздел плана освоения предмета, где можно понять ключевые моменты «в двух словах». Анализ данного раздела позволяет констатировать науку и предмет, сферу его применения, а также получить общие сведения о разработчике.

Образец титульного листа РПД
Образец титульного листа РПД

Далее следует вводный раздел. В некоторых случаях его называют «пояснительной запиской». В нем автору РПД предстоит показать необходимость и ценность дисциплины в составе конкретной программы (специальности), выделить особенности освоения и одновременное соответствие действующим регламентам (фгос). Разработчику предстоит «пояснить»: что будет изучать индивид, для чего, когда и как. Особое внимание уделяется освещению роли и места заявленной дисциплины в общей траектории, учебном процессе.

Оформление согласования и утверждения РПД в документе
Оформление согласования и утверждения РПД в документе

Цель изучения предмета формулируется кратко и емко, отмечая ключевые ориентиры и желаемые результаты. Задачи призваны конкретизировать способы достижения цели и основные этапы погружения в предмет.

Образец паспорта РПД
Образец паспорта РПД

Разработка основной части РПД считается самым сложным и трудоемким процессом. Здесь автору предстоит обозначить логику и последовательность изучения дисциплины. В составе основной части происходит общее тематическое планирование. Оно представлено в виде распределения ключевых моментов предмета (с учетом узости и характера специальности) в темы, а затем их построение в определенной последовательности. Далее происходит проработка каждой темы и формирование тезисного плана занятия с подборкой соответствующих заданий.

Порядок отражения структуры и содержания дисциплины РПД
Порядок отражения структуры и содержания дисциплины РПД

Важно отметить, что разброс тем и заданий делается с примерным учетом академических часов, выделенных на предмет в целом. То есть разработчику предстоит примерно распределить объем и часы на каждое занятие, тему с учетом уровня ее сложности, важности и пр.

При создании основной части рабочей программы дисциплины автору предстоит тщательно продумать каждый шаг, каждое занятие и тему и подготовить основные документы:

Оформление тематического плана в составе РПД
Оформление тематического плана в составе РПД
  • Тематическое распределение: уточнение каждой темы путем формирования тезисного плана с учетом формата занятия (лекция/семинар и пр.), подготовка конспектов лекций и семинаров, инструкций по организации и проведению практических занятий (лабораторные работы и пр.);
  • Подготовка пакетов ФОС: подбор информационной базы для обучения и самостоятельного изучения студентами, формирование списка заданий к каждой теме для закрепления пройденного материала, задания для промежуточной аттестации (КСР) и пр.;
  • Подготовка к проектной деятельности путем проработки списка тем для НИР, курсовых работ, рефератов и докладов и пр., разработка инструкций по написанию и оформлению студенческих и научно-исследовательских работ;
  • Формирование пакета КОС для аттестации студентов или учащихся: список вопросов для проверки на семинарских занятиях (опросы), список вопросов для промежуточной аттестации (самостоятельная работа, неформальный зачет, опрос, тестирование и пр.), список экзаменационных вопросов (для проведения зачетов и экзаменов).

То есть структура РПД призвана грамотно распределить основные ориентиры и моменты погружения в предмет с акцентом на специфику основной программы (специальности).

Оформление раздела по реализации РПД
Оформление раздела по реализации РПД

Содержание рабочей программы предопределяется с учетом следующих моментов. Во-первых, в расчет берется характер и непосредственное направление подготовки, место предмета в составе образовательной программы. Во-вторых, проектирование и выделение моментов, подлежащих изучению, с акцентом на место в учебном процессе и уровень подготовки учащихся. На старших курсах происходит более тщательное изучение узких моментов, сложных те, которые помогут развить соответствующие профессиональные навыки и качества. В-третьих, планирование тем и РПД должно учитывать общее количество выделенных часов. Важно уложиться в четко обозначенные временные границы и грамотно распределить темы и задания, нагрузку на студентов в рамках аудиторной и самостоятельной работы.

Таким образом, структура рабочей программы дисциплины — универсальна, а содержание – индивидуально с учетом специфики и роли предмета в общей концепции обучения индивида.

На что обратить внимание в ходе проектирования и разработки РПД: ошибки, сложности и пути их преодоления?

Подготовка рабочего плана дисциплины нередко сопровождается массой нюансов, которые усложняют или вовсе порождают массу недочетов, ошибок. Чаще всего с подобными противоречиями и моментами сталкиваются молодые или начинающие педагоги, не имеющие за плечами проектировочно-планировочные азы в создании подобных профессиональных документов.

В ходе разработки или по мере формирования документа целесообразно провести тщательный анализ. Такой ход будет содействовать своевременной диагностике и устранению недостатков и скорейшему внедрению программы в учебный процесс.

В таблице ниже мы представим список «проблемных мест» в каждом разделе РПД и отметим, что следует проверить по мере подготовки элемента.

Раздел РПД

Ошибка

Как и что проверить?

Титульный лист Нарушена корректность и грамотность отображения информации, отражены не все обязательных элементов Сравните подготовленный титульный лист с шаблоном, соотнесите изложенные данные с требованиями (основные элементы)
Область применения и нормативные ссылки Противоречия или несовпадение с основной программой обучения (специальность), отсутствие даты утверждения Проверьте корректность написания и совпадение РПД с образовательной программой (специальность), проверка всех дат (дата разработки, дата утверждения)
Цели и задачи освоения Противоречие учебному плану и профилю в целом, отсутствие цели и задач, противоречие цели и задач Уточнить и конкретизировать цель и задачи, проверить степень их совпадения между собой и с акцентом на учебный план, ФГОС и пр.
Компетенции обучающегося Противоречие между методами и результатами обучения, противоречие между целью изучения предмета и потенциальными результатами, несоответствие требованиям ФГОС Корректура обретаемых знаний и навыков с акцентом на актуальные требования рынка труда, общие цели программы
Место дисциплины в структуре образовательной программы Некорректное отражение роли и места предмета в профиле, учебном процессе Уточнение ценности дисциплины с акцентом на желаемый результат обучения, отражение смежности и уместности планируемого предмета с иными дисциплинами в составе профиля
Тематический план обучения Отсутствие связности и логики в распределении тем и их уточнении, выделение незначимых и бесполезных моментов для изучения Выделение списка тем и их тезисное описание, предварительное распределение академических часов на каждую тему, распределение вида занятий в рамках каждой темы
Формы контроля знаний и подготовки учащихся Некорректное указание типа контроля, отражение вопросов для проверки знаний, не соответствующих тематическому составу РПД Определение и правильное отражение вида контроля/аттестации, подготовка корректного пакет ФОС и КОС
Критерии оценки Отсутствие четкой шкалы оценки качества подготовки учащегося, несовпадение с требованиями ФГОС и пр. Уточнение правил оценки студентов с учетом норм ФГОС и требований учебного заведения
Содержание дисциплины Несоответствие требованиям ФГОС и образовательной программе (профилю) Освещение лишь тех тем, моментов и подбор соответствующих им заданий с учетом узости профиля, уровня образования целевой аудитории, уточнение ключевых моментов и пр.
Условия реализации программы Несовпадение описанной методологии преподавания и с конечными результатами, не учтен уровень подготовки студентов Корректура основных положений по реализации программы с учетом подготовки специалиста, целевой аудитории и параметрами ФГОС
ФОС и КОС Несоответствие заданий изученным темам, включение в список экзаменационных вопросов и заданий тем, которые не затрагивались учебным планом на текущем уровне Уточнение и корректная формулировка заданий с учетом календарно-тематического плана
Информационная база В рабочей программе и составных документах (конспекты лекций, дидактические материалы и пр.) используется неактуальная ресурсная база: старые учебники, недостоверные сведения, низко эффективные приемы и пр. Важно актуализировать материалы РПД с акцентом на потенциальные результаты обучения, использование старых учебников по минимуму, акцент – на современной учебной и научной литературе
Материально-технические условия реализации РПД Несоответствие описанных подходов, инструментов и оборудования, условий реалиям, возможностям учебного заведения Важно откорректировать РПД и использовать только работающие и посильные методы, инструментарий и технологии

Подготовка РПД потребует от разработчика тщетного соблюдения принципов и правил проектирования и планирования учебного процесса. В данном деле важно учесть ряд параметров: формальных и неформальных.

Формальные критерии оценки качества рабочей программы дисциплины требуют учета базисных регламентов: требования ФГОС, план обучения по специальности (образовательная программа), учебный (годовой) план и пр. Притом важно отметить, что РПД действует от 1 до 3 лет (но ежегодно оно пересматривается и переутверждается).

Неформальные критерии предполагают учет внутриорганизационных моментов: материально-техническая база, профессорско-преподавательский состав, уровень подготовки учащихся и степень владения предметом, роль дисциплины в составе профиля и пр.

Сама по себе рабочая программа дисциплины представляет собой краткий и емкий документ. Он оформляется преимущественно в табличной форме. Он уточняет специфику дисциплины в составе специальности и помогает учебному заведению сформировать целостную и последовательную траекторию по подготовке квалифицированных специалистов.

Этапы разработки РПД

Подготовка рабочей программы дисциплины проходит по определенной схеме, которая может адаптироваться под нужды и возможности проектировщика, разработчика.

Этапы разработки РПД

Описание

Ключевые моменты

Проектирование Конкретизация предмета с акцентом на его роль в профиле, цели и задачи изучения, сфера применения Что изучать? Зачем изучать? Где и как изучать?
Планирование Тематическое и календарно-тематическое планирование, разработка конспектов лекций и семинаров, подготовка пакетов ФОС и КОС Список тем, подготовка плана занятий и конспектов для проведения занятий, формирование заданий и вопросов для проверки учащихся, разработка критериев оценки
Структурирование Распределение наработок по предмету с учетом типичной структуры РПД, шаблонов Преобразование данных с учетом принципа логики, последовательности
Оформление

Преобразование текста с учетом общих требований ФГОС, оформление текста и таблиц и пр.

Согласование и утверждение Проверка РПД администрацией учебного заведения, возврат на доработку или утверждение и внедрение Корректность и грамотность освещения тем, соответствие РПД целям профиля, учебному плану, нормам ГОСТ и ФГОС

Первый этап – конкретизация предмета и его места в составе общей программы обучения (профиля). В данном случае разработчику важно понять, зачем нужен предмет и чему он должен обучить целевую аудиторию, кто будет осваивать дисциплину. Данный анализ позволит получить общие сведения о необходимости и особенностях погружения в него, выделить наиболее значимые моменты, темы и фрагменты.

Второй этап – подготовка списка тем с учетом принципа логичности, последовательности. Разработчик должен произвести тематическое планирование занятий с дальнейшим уточнением глубины и ширины каждого заявленного фрагмента, элемента или момента. Необходимо также распределить темы с учетом выделенных на предмет академических часов. О данной процедуре мы писали ранее.

Третий этап – разработка конспекта лекций и пакета ФОС для каждого занятия. В данном случае важно проработать информационную базу и список заданий, виды проектной деятельности, особенности аудиторной и самостоятельной работы. Притом важно уделить внимание не только работе педагога, но и активности и видам деятельности студентов, подопечных. Целесообразно подготовить инструкции и прочие вспомогательные документы.

Четвертый этап – структурирование разработок с учетом классических требований, шаблонов. В данном случае происходит упорядочивание всех задумок, сопоставление заявленной концепции с действующими регламентами (общими – ФГОС, внутриучебными и пр.). Фактически разработчик приводит концепцию погружения в предмет в соответствие с типичными правилами, без соблюдения которых невозможно применение подготовленной предметной базы на практике.

Пятый этап – оформление. В данном случае важно кратко и емко описать основные моменты изучения предмета, предоставив общий план освоения. Проще всего сформировать РПД в табличной форме с короткими текстовыми пояснениями отдельных моментов, нюансов и пр.

Шестой этап – проверка на соответствие требованиям ФГОС и общей программе обучения целевой аудитории. Данное действие сначала осуществляет непосредственно разработчик (самоанализ), а затем подготовленный и окончательно оформленный документ предоставляет администрации учебного заведения на согласование и утверждение. Если будут выявлены малейшие сомнения, нестыковки или замечания, то проект будет возвращен на доработку, но его внедрение возможно только после одобрения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

Рекомендации по подготовке РПД

Чтобы подготовить рабочую программу дисциплины, важно в ней разбираться. Поэтому будьте готовы проявить верх профессионального пилотажа при раскрытии предмета или запаситесь терпением и разбирайтесь в нем с ноля, восполняя пробелы и дополняя текущие знаний актуальными сведениями, научными фактами и пр.

Перед разработкой РПД внимательно изучите требования ФГОС и образовательную программу, в рамках которой намечено преподавание. Важно выделить формальные и неформальные параметры, условия реализации, определить роль и место дисциплины в учебном процессе. Анализ ФГОС позволит диагностировать минимальный набор знаний и качеств, а анализ специальности – узость, специфика предметного обучения, глубину и ширину погружения, основной рабочий методологический и научный аппарат.

Не бойтесь проявлять инициативу и творческий подход в ходе проектирования рабочей программы. Разработка РПД – процесс индивидуальный и фактически происходит на уровне восприятия и видения автора, создателя. В данном случае важно полагаться не только на действующие шаблоны и классические подходы, но чтобы замотивировать целевую аудиторию, разнообразить ход занятий и облегчить восприятие новой информации, можно использовать неординарные приемы и пр. Чаще всего педагоги используют интерактивные технологии, игровые приемы и пр. Но проработка подобных форматов требует дополнительного времени, сил.

Обязательно ориентируйтесь на условия реализации. Перед или в ходе разработки РПД важно учитывать материально-технические условия учебного заведения (каким оборудованием, инструментами, помещениями можно пользоваться), оценивать уровень подготовки учащихся и проектировать дальней шее погружение в дисциплину (устранять пробелы в подготовке учащихся, углублять их знания и навыки и пр.), учитывайте собственный опыт и пр.

Не бойтесь обращаться за помощью в разработке РПД к опытным коллегам, специалистам. В данном случае можно облегчить проектирование и планирование плана освоения предмета, а в случае устранить недопонимания и сомнения в каких-то фрагментах оперативно ликвидировать ошибки и недочеты будет проще.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!