Практическая психодиагностика: правила использования и применения методик самооценки с примерами

Далеко не каждый может объективно оценить свою самооценку. В данном деле на помощь приходит практическая самодиагностика на основе известных методик. Одним из наиболее популярных инструментов в этом деле выступает методика самооценки Дембо.

Практическая психодиагностика: правила использования и применения методик самооценки с примерами

Выбирая ту или иную сферу деятельности, хобби или род занятий, какое-либо мероприятие в первую очередь человек ориентируется на собственные желании и потребности в развитии, а также самооценку. Именно последняя категория чаще всего оказывает решающее воздействие при выборе возможностей для своего развития и самовыражения, удовлетворения.

От уровня самооценки зависит перспективность избранной траектории и дела, а также собственное чувство самоудовлетворения, развития и пр. Завышенная самооценка способна привести к разочарованию. Ею обычно страдают неуверенные в себе личности, старающиеся с помощью иллюзий и самоутвердиться. Заниженная самооценка же задает массу преград на пути, порождая сомнения на каждом шагу.

Далеко не каждый может объективно оценить свою самооценку. В данном деле на помощь приходит практическая самодиагностика на основе известных методик. Одним из наиболее популярных инструментов в этом деле выступает методика самооценки Дембо.

Особенности и база практической психодиагностики: понятие, функции, суть

Самооценка — это то, как индивид представляет и воспринимает сам себя, оценивая свои возможности и роль в обществе, профессиональной или творческой деятельности и пр. Данный параметр считается самым неоднозначным и изменчивым. Он может зависеть как от физического, так и морального, эмоционального состояния индивида, внешних факторов и пр. Поэтому зачастую людям приходится делать выбор, полагаясь на принцип «здесь и сейчас».

Исследованием самооценки людей занимается такая научная парадигма, как практическая психодиагностика. Данный формат призван оценить конкретные психологические черты, качества и характеристики людей, отметить из особенности в поведении, общении, жизни, а также выделить психоэмоциональное состояние. Но важно отметить, что такой вид оценки личностных качеств и черт непостоянен, то есть может измениться в любую минуту, поэтому не всегда бывает объективным.

Из чего складывается самооценка?
Из чего складывается самооценка?

В качестве базового инструмента выступает методика диагностики самооценки, когда индивиды пытаются определить свои сильные и слабые стороны, перспективы в развитии и росте самостоятельно. В этом случае преобладают такие приемы как самоанализ и самооценка. Именно на их основе базируется практически все существующие научные подходы и стратегии.

Методика самооценки выполняет ряд полезных функций:

  • Самоопределение и самопонимание, самосознание. С помощью самостоятельного разбора внутренних желаний, текущего уровня подготовки и сил, потребностей в развитии и прочих факторов индивид делает взвешенное и осознанное решение, выбирая то или иное направление для освоения, дополнения и пр.;
  • Самовыражение. Когда человек обоснованно приступает к развитию, совершенствованию, то он имеет шанс грамотно выразить свое мнение и отношение, стремление к чему-либо. То есть он через выбранное русло подчеркивает собственные перспективы, достоинства, усилия, мотивы и пр., что повышает его уровень конкурентоспособности в общей массе.
  • Стимулирование. При определении своих сильных и слабых сторон, желаний и потребностей, индивид находит новые причины и мотивы для развития, покорения новых вершин, осознавая роль соответствующих умений в своей жизни.
  • Ориентирующая и развивающая. Именно благодаря своевременной и качественной самодиагностике индивид может понять, какие стороны ему нужно улучшать, какие навыки развивать и дополнять, то есть помогает наметить траекторию развития с учетом его личных потребностей и требований окружающей среды, внешних факторов.
  • И пр.

Таким образом, методика самооценки – это один их мощнейших инструментов, с помощью которых индивид может принимать правильные, осознанные и грамотные решения в любой ситуации и любом направлении. С помощью таких инструментов каждый человек выстраивает личные границы, оценивает собственные возможности и желания, потребности и способы их удовлетворения. Благодаря правильно диагностированной и вовремя скорректированной самооценке улучшаются коммуникации, повышается продуктивность в работе и иных начинаниях, открываются новые перспективы.

Особую роль практическая психодиагностика и самооценка играет в жизни школьников и студентов, которым предстоит сделать серьезный выбор в своей жизни – профессия, карьера и пр. В данном случае именно самооценка играет решающую роль в правильности этого выбора, ведь учащиеся полагаются на такие параметры, как: кем я хочу стать, что я умею, смогу ли освоить направление или предмет и пр. То есть, выбирая колледж или вуз, специальность, они ориентируются на собственные представления о своем текущем положении, подготовке и желаниях (мечтах, мотивах и пр.).

Какие способы и подходы психодиагностики самооценки существуют?

Казалось бы, провел простой самоанализ с акцентом на вопросы «Что я умею?», «Что я хочу?» и вперед! Но на самом деле ответить на указанные вопросы недостаточно, чтобы понять все тонкости и особенности текущего положения дел. Поэтому важно правильно подобрать соответствующий прием или методику.

Самооценочные опросники

Методика самооценки – тест

Метод наблюдения

Готовый шаблон с вопросами, согласно общим правилам психологии и психодиагностики Использование конкретной техники, стандартного теста, определенной методики. Набор заданий Зависит от целей и задач исследования, изучаемых параметров и качеств
Количество вопросов не ограничено Прием ограничен лишь временными сроками, ситуацией и пр.
Открытые и закрытее вопросы, ситуационные задачи Выбор ответа Описание поведения человека в конкретной ситуации с акцентом на действия, эмоции, результат и пр.

Конкретная шкала оценки ответов

Интерпретация результатов на основе научных правил, критериев, существующих нормативов

В практической психодиагностике чаще всего полагаются на следующие способы самоанализа или самодиагностики:

  • Самооценочные опросники. В данном случае пользователи фактически заполняют стандартную анкету, отвечая на поставленные в ней вопросы с учетом задания. Как правило, в них преобладают вопросы на оценки себя по определенным характеристикам, параметрам. Иногда могут быть добавлены простые ситуационные задачи для выявления особенностей в поведении и пр.
  • Методика самооценки – тест. В данном случае могут использоваться типичные тестовые задания «вопрос-ответ» или техника проектировочного тестирования, когда пользователь проецирует свои мысли, эмоции, чувства, настроение, характер на рисунки, фотографии. Расшифровка таких результатов происходит на основе специальной шкалы, а также во втором случае – по реакции испытуемого на картинки и пр.
  • Метод наблюдения. В данном случае можно проводить самонаблюдение и подробно расписывать свой день в специальном дневнике и пр. или же привлечь ля этого стороннее лицо, психолога и пр. Наблюдая за поведением, реакциями, можно получить общие сведения об индивиде, его развитии темпераменте и личностных качествах. Но при таком подходе есть ряд существенных особенностей: важен контекст наблюдаемой ситуации, объективность и внимательность.

Чаще всего методика диагностики самооценки базируется на опросниках и тестах. Это считается наиболее проверенными техниками, где можно получить наиболее объективные и обоснованные результаты.

Опытные эксперты все же рекомендуют прибегать к комплексной самооценке, базируясь на нескольких методиках или подходах, чтобы всесторонне оценить личные параметры и особенности, избежать ошибок.

Правила применения методов психодиагностики

Согласуетесь, что методика самооценки вызывает немало сомнений относительно качество результатов, в особенности их точности и корректности. Чтобы такой подход принес пользу индивиду и помог в дальнейшем развитии, росте, важно придерживаться следующих правил самодиагностики.

Принципы проведения диагностики самооценки
Принципы проведения диагностики самооценки

Принцип #1. Целенаправленность. Исследование собственных личностных характеристик и черт должно быть не общим, а ради определенной цели, для чего-либо. Поэтому важно понять, зачем вам нужна психодиагностика и на что она может повлиять. Важно определить, какие качества и параметра вы намерены оценивать, чтобы правильно подобрать соответствующий инструментарий, а результаты исследования были пригодны на практике.

В рамках целеполагания при проведении психодиагностики важно ориентироваться на набор исследуемых качеств, потребности.

Принцип #2. Методологическая приверженность. Важно изначально разобраться в тонкостях ситуации и выбрать наиболее подходящие приемы, способы для диагностики, анализа и пр. Пользователю предстоит продумать, как он намерен оценивать себя, какие стороны или качества и затем подобрать соответствующие проверенные наукой и временем методики. Только тщательно спланированная система поможет грамотно и качественно изучить личность и определить наличие у нее тех или иных характеристик.

Важно подобрать уместный подход и соответствующий ему инструментарий, учесть располагаемые факторы, сведения и пр.

Принцип #3. Грамотная интерпретация результатов. Проводя самодиагностику, важно не просто выделить те или иные качества, черты характера, решения, но и правильно их описывать, обосновывать. Для этого индивиду придется быть честным с самим собой, проявили объективность и адекватность при обработке результатов психологического исследования, четко обозначить сильные и слабые стороны без гиперболизма. Не менее важно подготовиться к открытой самокритике, критической оценке. Притом при выявлении определенных проблем психологического характера не стоит паниковать.

Важно не просто правильно описывать те или иные качества, но и подчеркивать научную и практическую ценность результатов, их обоснованность, достоверность. Притом стоит учесть требования анонимности и/ли конфиденциальности данных при интерпретации результатов и их использовании в научных работах.

Принцип #4. Регулярность и систематичность. Согласитесь, что психологическое тестирование, пройденное полгода или год назад, сегодня будет неактуальным. Мировоззрение, позиция и точка зрения, характер и настроение меняется у людей «со скоростью света». Поэтому методика самооценки должна использоваться периодически, а ранние результаты помогут выявить изменения, тенденции, причинно-следственные связи и пр.

Принцип #5. Индивидуальность. Методика диагностики самооценки ориентирована на изучение конкретного индивида, то есть носи персонализированный характер. Не смотря на унификацию вопросов, форм исследования, она подчеркивает специфические личностные и иные черты определенного человека. В данном деле важно снизить долю субъективизма и трезво оценивать свои желания, возможности, потребности, силы и пр.

То есть индивидуальность проявляется в том, что каждый психологический тест, опросник призван выделить особенности конкретной личности, ее всестороннего развития, достоинства и недостатки и пр.

Принцип #6. Ограниченность и планомерность. Использование любых приемов по психодиагностике и самооценке должны быть тщательно продуманными, целенаправленными и ограниченными. Порой психологический эксперимент может затянуться на несколько месяцев или лет, поэтому важно установит четкие границы такого исследования: набор исследуемых параметров, критерии оценки, временные рамки, этапы и пр. Только при масштабированном и тщательно продуманном подходе возможно получить достоверный результат.

Принцип #7. Профессиональная помощь. В идеале оценивать особенности и возможности в развитии должны дипломированные и опытные психологи, которым подвластны все существующие методы диагностики, терминология и правила. Им можно доверить полное диагностирование индивида или сбор информации по интересуемым параметрам, обработку результатов проведенного психологического исследования и т.п.

Правильное проведение психодиагностики помогает получить более качественную информацию относительно личностного, профессионального и иного развития индивида. Чтобы применение той или иной техники самооценки была корректной и применимой в перспективе, достаточно полагаться на вышеописанные каноны.

Роль результатов психодиагностики: как ими пользоваться во благо?

Согласитесь, что далеко не каждый пользователь сумеет для начала правильно расшифровать значение тех или иных ответов, понять, о чем они свидетельствуют и что отражают. Но и даже правильно интерпретировав результаты, важно, чтобы они не были добыты попусту и пылились где-то на полке. Полученные материалы должны быть использованы во благо человека, способствуя его саморазвитию, личностному росту, профессиональной и научной карьере, творческим вершинам и пр.

Методика диагностики самооценки призвана получить корректный вывод относительно состояния индивида, его талантов, способностей, особенностей. Как же пользоваться полученными результатами?

Зачем нужна диагностика самооценки?
Зачем нужна диагностика самооценки?

Для начала обратите внимание на сильные и слабые стороны. Сильные – на них можно опираться в любой ситуации, а слабые – нужно восполнять, отрабатывать. Корректировать. То есть фактически результаты самооценки помогают индивиду наметить план по самосовершенствованию, опираясь на имеющиеся недочеты, пробелы, отрицательные черты и проблемы.

Далее важно выделить причинно-следственные связи тех или иных черт: почему и откуда, когда появился тот или иной недостаток, проблема, действие, вывод, эмоция и пр. Данный момент важно тщательно проработать, чтобы не просто понять, но и осознать, установить истинные причины и следствия и выработать потенциальные «дорожки» по искоренению, порядок действий в аналогичной ситуации для минимизации негатива и пр.

Также методика самооценки помогает индивиду получить обоснованные и качественные выводы, на основе которых может быть проработана индивидуальная программа развития или обучения. В данном случае буде легче понять, какое из направлений ближе или легче для освоения, каков потенциал в развитии, какие стороны или моменты нужно изучать глубже, какие личностные параметры и «травмы» прорабатывать и пр.

То есть методика самооценки должна привести испытуемого к конкретным выводам в части саморазвития, помогая преодолеть соответствующие проблемы и преграды в будущем, успешно и легко продвигаясь по намеченной траектории к утвержденной цели.

Среди ярких примеров по применению результатов психодиагностики и самооценки можно отметить следующую ситуацию. Петр Петрович всегда страдал неуверенностью в себе и боялся самостоятельно принимать решения. После того, как он провел самодиагностику, он понял, что данная проблема появилась у него еще в детстве на фоне частых насмешек со стороны сверстников и упреков родителей при выполнении домашнего задания (когда он допускал ошибки). Все это оставляло след и в профессиональной деятельности. Петр Петрович был очень зависим от мнения окружающих и начальства. Он обратился за помощью к психологу. Специалист подготовил для него индивидуальную программу. Она состояла из нескольких тренингов по личностному росту, дополнительных психотерапевтических курсов, консультаций по профессиональному росту и пр. Благодаря такому комплексному проектированию Петр Петрович сумел побороть свою неуверенность и в течение полугода сумел пойти на повышение по должности, заработать достойный авторитет коллег и друзей, а также он отметил потенциал к дальнейшему росту.

Таким образом, методика самооценки помогает индивиду увидеть собственные недостатки, оценить возможности, а также проработать траекторию самосовершенствования.

Суть и особенности методики самооценки Дембо-Рубинштейна

Одним из самых распространенных подходов в психодиагностике выступает методика самооценки Дембо-Рукбинштейн. Ее разработчиками являются два опытных психолога: Тамара Дембо и Сусанна Яковлевна Рубинштейн (она усовершенствовала изначальную технику).

По мнению авторов этой стратегии, каждый индивид может вполне объективно оценить собственное положение и развитие, способности и использовать результаты самоанализа для саморазвития и самосовершенствования. Предлагаемый подход основан на использовании на гипотезе: люди оценивают себя согласно конкретным стандартам и критериям.

Суть данной тактики несложная. Для ее реализации потребуется лист бумаги, ручка или карандаш. Пользователю важно выделить параметры, которые он намерен тестировать. В типичной схеме от создателей выделяют такие целевые моменты, как здоровье, интеллект, характер и счастье.

Образец применения методики определения самооценки Дембо-Рубинштейна
Образец применения методики определения самооценки Дембо-Рубинштейна

С чего начать? Итак, кладем перед собой лист бумаги, берем ручку. Далее чертим 4 вертикальных отрезка. Обратите внимание, что количество линий будет зависеть от количества исследуемых параметров. Далее отмечает на каждом отрезке центр. Разработки отмечают, что оптимальная высота каждого отрезка – 100 миллиметров. Притом каждый миллиметр равен 1 баллу. Верх свидетельствует о том, человек доволен своим положением, достижениями и пр. Чем ниже будет стоять его отметка (ближе к началу отрезка) – тем несчастнее индивид.

Свое положение пользователь отмечает черточкой на отметке. В данном случае о степени счастья или несчастья служит тот самый центр отрезка. Затем кружком индивид помечает то положение, в котором он бы хотел находиться (к чему стремиться). Третья метка на отрезке — крестик, который символизирует положение, где он может оказаться из-за собственных ошибок, рисков.

Методика самооценки Дембо-Рубинштейна базируется на таких параметрах, как высота и реалистичность. Высота показывает степень адекватности и объективности оценки собственного положения, кружок – мотивы для развития, крестик – опасения, страхи. То есть фактически от начала отрезка до отметки Х – шкала показывает уровень притязаний. Далее от черточки до кружочка – это высота самооценки.

Далее расшифровка полученных результатов возможна следующим образом.

Высота самооценки

Уровень притязаний

От 50 до 75 Реалистичная , адекватная самооценка От 60 до 90 Реалистичный
От 75 до 100 Завышенная От 90 до 100 Нереалистическое, некритическое отношение к собственным возможностям
Ниже 50 Заниженная Ниже 60 Неблагоприятное развитие личности, заниженный уровень

Отметка индивида в диапазоне 50-75 считается нормальной, оптимальной. Если же пользователь пометил свое текущее положение в рамках 75-100, то он явно указывает на какие-то недостатки или отклонения в своей личностной натуре. Чаще всего они связаны с пренебрежением былого опыта, искажением личности и нежелании развиваться, нежелание учитывать замечания и пр.

Разработчики отмечают, что самооценка считается нормальной и адекватной, если пользователь поставил черточку чуть выше центра отрезка. Также самооценка считается идеальной, если О стоит чуть ниже верхней точки отрезка, а Х – между чертой и О.

Но если большая часть черточек стоит ниже центра отрезка, то здесь проявляется явная и чрезмерная самокритика, повышенная требовательность к себе и вечное недовольство собой.

Не менее важно оценить соотношение между высотой самооценки и уровнем притязаний. Часть отрезка от Х до О (при условии что Х находится между черточкой и кружочком) – это то, что недостижимо для индивида сейчас. Отметка от черты до Х – достижимая грань. Чем меньше расстояние Х-О, тем выше уровень оптимизма у пользователя.

Опытные психологи отмечают, что при переработке пометок есть масса нюансов, с помощью которых можно определить симптомы и причины отклонений, особенности в поведении и взаимоотношениях, эмоциональной зрелости и пр.

Важно понимать, что методика самооценки Дембо-Рубинштейна позволяет оценить текущий уровень самооценки. Притом неважно, какой он. Его всегда можно корректировать и регулировать, разобравшись в себе, выполняя рекомендации или определенные упражнения.

Рассматриваемый подход может быть преобразован как методика самооценки тест. В данном случае нужно ответить на поставленные вопросы или выбрать одно из утверждений, подходящих им. Каждый ответ будет оцениваться по утвержденной шкале и в конце будет выведен конечный результат-вердикт, который поможет подчеркнуть основные личностные характеристики.

В основе схемы Дембо лежит принцип консультирования и личностного роста. Специалист будет опираться на результаты опроса или использована методика самооценки тест для построения плана по преодолению негативных черт и развитию положительных параметров, привычек и пр.

Таким образом, методика самооценки Дембо-Рубинштейна – это серьезный и мощный инструмент, своего рода путеводитель самосознания и саморазвития, с помощью которого можно легко выявить слабые и сильные стороны и построить грамотный путь личностного и профессионального роста.

Сложности применения методик диагностики самооценки

Далеко не всегда методика диагностики самооценки бывает эффективна и посильна простому пользователю в данном случае каждый индивид может столкнуться с различными вопросами и нюансами.

Достоинства техники Дембо-Рубинштейна

Недостатки

Простота и доступность Риски искажения результатов
Возможности использования в повседневной рутине и в научной деятельности Узкий круг оцениваемых параметров и не учет других важных аспектов
Сравнительный подход, повышение объективности Зависимость от внешних и внутренних факторов. Высокая скорость изменчивости

У каждой палки две стороны. Среди явных преимуществ рассматриваемого приема психодиагностики выступает его доступность. Сама по себе тактика проста в изучении и выполнении, посильна даже старшекласснику.

Также очевидным плюсом выступает ее повсеместное применение. Индивид может анализировать собственные удачи и неудачи в жизни, проводить научные исследования по психологии и пр.

Также достоинством является то, что в основе метода лежит сравнительный подход, который упрощает проведение самодиагностики и повышает степень достоверности результатов, помогает качественно их обосновать.

Одной из наиболее ярких и распространенных сложностей выступает субъективизм. Индивиды не всегда могут посмотреть на себя со стороны и объективно дать оценку тому или иному качеству, действию, результату, параметру. Это фактически искажает результаты диагностирования и может негативно сказаться при построении программы роста.

Вторым нюансом в рамках самодиагностики выступает слабое владение научным аппаратом в области психологии, непониманием методики (что делать, как оценивать, что означает тот или иной результат и как им пользоваться). В данном случае незнание и непонимание также способны исказить результаты психологического исследования , сделать их трактовку неправильной и пр.

Третьей сложностью при реализации методики самооценки Дембо выступает зависимость от ситуации, внутриличностных характеристик, состояния и внешних факторов. Порой пользователь получает неполную или недостоверную картину, что усложняет самопонимание и самосознание.

Методика самооценки носит слишком общий и приблизительный характер, чаще – сиюминутный. То, что было диагностировано вчера, завтра может оказаться уже неактуальным. Поэтому важно периодически проходить тест заново и следить за тенденциями.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

Рекомендации по применению методик диагностики самооценки

Провести самооценку непросто. Данный процесс весьма кропотливый, самопогружающий и требовательный. Чтобы получить надежные или качественные результаты с возможностью из дальнейшего применения, следует учитывать некоторые рекомендации.

Во-первых, для начала нужно понимать, какие стороны, качества, характеристики вы намерены изучать и оценивать. Именно они служат ориентиром при выборе наиболее подходящей методики самооценки. То есть важно четко и точно наметить список черт, качеств и пр.

Во-вторых, пользователь должен не просто проводить самоанализ своей жизни или определенного периода, а ориентироваться на конкретные стороны и вопросы. То есть важно наличие плана действий, ограничений, правил, норм. Поэтому следует выбирать одну или несколько психологических стратегий – методика самооценки тест и пр.

В-третьих, учитывайте внешние факторы. Выбирайте методику не только, исходя из собственных познаний и возможностей. Учитывайте третьи факторы: контекст ситуации, шкала измерения и необходимая информационная база, возможности преобразования информации и пр. То есть нужно располагать достаточной информационной базой и уметь пользоваться ею при использовании той ил иной техники.

В-четвертых, если вы не можете обеспечить адекватность и объективность данных, адекватно изучать себя «со стороны», то лучше доверить данный процесс сторонним экспертам – психологам или исследователям. Они помогут собрать качественную информационную базу, проведут необходимые манипуляции или диагностические тестирования, а также помогут выделить и обосновать результаты, наметить траекторию для саморазвития и самосовершенствования.

Важно отметить, что студенты, обучающиеся на факультете психологии, сталкиваются с необходимостью проведения психологического эксперимента при написании научных статей, дипломных работ, диссертаций и пр. Но не всегда у них получается грамотно произвести выборку или подобрать достойные объекты. В этом случае в качестве объекта исследования они могут зарекомендовать себя. В качестве основного метода будет служить методика диагностики самооценки. Притом результаты такого исследования помогут подчеркнуть не только самостоятельность, но и профессионализм, умение качественно организоваться научную деятельность и практиковаться.

Специалисты ДиссХелп готовы проконсультировать по вопросам применения методики самооценки Дембо и помочь в интерпретации полученных результатов при выполнении курсовых, дипломных работ, статей и диссертаций, НКР и отчетов по психологической практике. Снами разобраться в мелочах и тонкостях, освоить новые подходы к самодиагностике – легко!

 


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!