Правила «безопасного провала» на сессии: сколько можно и сколько нужно?

Каждый студент опасается «провала», но в чем и как он может проявляться? «Глубина провала» может по-разному сказываться на жизни учащегося: в одном случае гарантирована «двойка» за работу на занятиях и слегка подпорченная репутация, в другом – страх отчисления и бессонница. Самым опасным и страшным непреодолённым рубежом для студентов считается сессия, но так ли она на страшна на самом деле? Давайте разбираться.

Правила «безопасного провала» на сессии: сколько можно и сколько нужно?
Каждый студент опасается «провала», но в чем и как он может проявляться? «Глубина провала» может по-разному сказываться на жизни учащегося: в одном случае гарантирована «двойка» за работу на занятиях и слегка подпорченная репутация, в другом – страх отчисления и бессонница. Самым опасным и страшным непреодолённым рубежом для студентов считается сессия, но так ли она на страшна на самом деле? Давайте разбираться.

Сессия: быть/не быть или преодолеть/не преодолеть?

Особенность зачетно-экзаменационной поры заключается в том, что она призвана проверить степень усвоенности и понимания пройденного материала. Притом на зачетах проверяется строго тот объем, который был реализован в течение семестра, а на экзаменах допускается проверка ранее пройденных модулей (то есть весь курс, вся дисциплина в целом). Итоги сессии всегда однозначны:

  • Преодолена, когда студент успешно смог сдать все испытания и не имеет долгов. Притом успех в данном случае расценивается, как любая отметке, начиная от удовлетворительно (тройка) до отлично;
  • Не преодолена, когда у учащегося по тем или иным причинам образовалась академическая задолженность.

Последний сценарий считается неудачным или негативным.

Во-первых, он в значительной степени снижает репутацию учащегося, как в глазах сокурсников, так и преподавателей, подвергая сомнениям качество подготовки и уровень знаний дисциплины.

Схема учебного процесса в колледже и вузе
Схема учебного процесса в колледже и вузе

Во-вторых, появление академической задолженности подвергает риску получение причитающихся выплат (например, бюджетнику может быть приостановлена выплата стипендии пока он не ликвидирует «хвост» или ее размер может быть снижен).

В-третьих, у учащегося появляется «дополнительная нагрузка»: ему предстоит заново «перелопатить» несданную дисциплину и вновь пройти экзамен (и это будет не дежа-вю, а реальность!). Притом если «заметать следы» ему придется в ходе учебного процесса, то нагрузка получается двойной: испытуемому нужно досконально подготовиться к экзамену и параллельно с этим не обрести «новые долги» в рамках текущих предметов (то есть нужно еще параллельно готовиться к занятиям, выполняя домашнее задание и пр.).

Что считается провалом на сессии?

Провал – означает непреодоление какой-либо преграды или рубежа. У каждого студента будет свое значение к данной категории. Для одних провалом на сессии будет считаться получение отметки, ниже ожидаемой, для другого – невыполнение какого-либо задания или предоставление неточного ответа по билету на фоне стресса, волнения или слабой подготовки, для третьего – получение «неуда» за предмет и отправка на пересдачу.

Для преподавателей или вуза провал студента чаще всего кроется в появлении академической задолженности (особенно если ране учащийся подавал хорошие надежды, успешно постигал дисциплину, активно участвовал на дополнительных мероприятиях, работал на занятиях).

Но так ли страшен этот самый провал во время сессии? Студенты опасаются иметь «незакрытую зачетно-экзаменационную пору», ведь они сразу же попадают в «зону риска». Но само отчисление из вуза на фоне неуспеваемости и возникшего долга происходит не сразу. Конечно, иметь при себе «хвост» — дело неприятное, но вполне поправимое. Поэтому не каждый «заваленный экзамен» во время сессии следует относить к трагедии и опускать руки.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Понятие и критерии «безопасного провала» во время сессии

Под «безопасным провалом» следует понимать определенное количество непреодоленных испытаний, которое не приведет к моментальному отчислению из вуза. В целом, сиюминутное отчисление – явление, незафиксированное на практике и не имеющее законодательных основ. Даже заядлых прогульщиков не отчисляют за неуспеваемость или по иным основаниям сразу же по мере выявления. Все решает сессия.

Согласно действующим нормам, существует определённый «максимум» несданных предметов, которые позволяет студенту продолжить обучение в вузе, но при условии, что он сможет ликвидировать образовавшиеся «неуды» до определенного срока. Притом не всегда на выполнение столь важной миссии достаточно выделенных в расписании сессии дней по ликвидации задолженности. Порой «это удовольствие» растягивается на семестр, вплоть до наступления следующей сессии.

Варианты окончания зачетно-экзаменационного периода
Варианты окончания зачетно-экзаменационного периода

По закону и правилам вузов, студент может спокойно продолжить освоение профессии, имея по результатам аттестационного периода (сессии) не более трех несданных предметов. Также размер «максимального хвоста» может зависеть от количества экзаменов за сессию: важно, чтобы доля непреодоленных испытаний была не более 30-50% от общего числа аттестаций в расписании. Несмотря на допустимые нормы «безопасного провала», который не грозит моментальным отчислением, каждому студенту следует стремиться полностью закрывать сессию с первого раза. Во-первых, такой подход позволит насладиться предстоящими каникулами и не переживать за возникшие долги. Во-вторых, учебный процесс будет проходить в привычном режиме и темпе, не требуя выкраивания времени и выделения сил на дополнительную подготовку, нервы и пр.

Таким образом, безопасном провалом во время сессии будет считаться минимальное количество неаттестованных предметов («позволительно» не более 3). В этом случае студенту не стоит бояться отчисления, но следует приложить немало усилий для своевременного закрытия академической задолженности.

Моментальное отчисление хоть и не закреплено на законодательной основе, но возможно в одном случае: студент не закрыл ни один зачет и экзамен (то есть полностью завалил сессию). В данном случае возникает вопрос об уровне его подготовки и причинах неуспеваемости, но спасти ситуацию не сможет даже комиссионная пересдача: уж слишком велик «хвост». Риск сиюминутного выбывания из ряда студентов возможен в следующих случаях: учащийся не смог сразу же получить допуск к сессии, студент пропустил зачеты и экзамены без уважительной причины, не сумел вовремя закрыть не пройденный зачет/экзамен и неверно перераспределил время на подготовку или некорректно расставил приоритеты (начал готовиться к пересдаче, а не к ближайшей аттестации по следующему предмет согласно расписанию), провалил комиссионную пересдачу по одному из «заваленных» предметов.

В целом, понятие «безопасный провал» на сессии довольно субъективно. По сути, наличие даже одной академической задолженности подвергает студента риску отчисления ведь никто не дает гарантий, что он сможет пересдать предмет с первой или второй (последней) попытки.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Что делать, если сессия провалена?

Если появление первой задолженности подвергает студента в шок, приводит к страху, панике и депрессии, то возникновение очередных провалов воспринимается спокойнее или привычнее. Но если количество «непройденных дисциплин» и аттестаций превышает 2-3, то учащийся просто опускает руки, что в корне неверно и недопустимо! По своей природе, каждый студент – боец, который должен бороться за свой успех, судьбу и пр.

С одной стороны, должнику следует сразу же спланировать «график ликвидации» задолженностей с учетом следующих факторов:

  • Возможно ли перекрыть появившиеся «хвосты» в дни ликвидации задолженности? Данный сценарий посилен для тех, у кого наблюдается «безопасный провал» на сессии – от 1 до 3 предметов, а на их устранение выделено от 3 до 7 дней по окончании аттестационной поры;
  • Формирование «индивидуального плана» по устранению задолженности в течение следующего семестра с учетом расписания занятий, загруженности преподавателя-экзаменатора, решению деканата (в случае комиссионной пересдачи) и пр.

Опытные студенты рекомендуют, как можно скорее перекрывать академическую задолженность, чтобы не отягощать учебный процесс, не пребывать в постоянном страхе, панике и депрессии. Притом поторопиться следует независимо от того, какая сессия завалена: зимняя или летняя.

Что делать, если появилась академическая задолженность?
Что делать, если появилась академическая задолженность?

В случае с провалом на зимней сессии у студентов все же есть небольшое преимущество:

  • Во-первых, первокурсники не могут быть отчислены по результатам зимней сессии. Притом данное правило действует в целом на всех студентов. Зимняя сессия считается промежуточной аттестацией, призванной проверить познания студента, приобретённые в рамках первого полугодия. По завершении этого рубежа учащийся остается на том же курсе, продолжая «профессиональное погружение» согласно учебному плану;
  • Во-вторых, большинство вузов допускает пересдачу экзамена в течение зимне-весеннего семестра вплоть до наступления следующей зачетно-экзаменационной поры. То есть времени на ликвидацию академической задолженности – вагон и целая тележка, но затягивать е стоит.

Результаты летней сессии заставляют студента зашевелиться, так как:

  • Данная аттестация считается итоговой по окончании года обучения и является основанием для перевода студента на следующий курс. При наличии долгов – перевод невозможен. А это значит, что учащийся остается на второй год или подлежит отчислению;
  • На ликвидацию долгов по итогам летней сессии предоставляется специальное расписание. Притом возможность его «продления» обсуждается в индивидуальном порядке в деканате с учетом причин провала учащегося (уважительное или неуважительное основание, слабая подготовка или неявка и пр.). Закрыть летнюю сессию в течение следующего семестра возможно не всегда. Чаще всего такая возможность появляется у «должников» при наличии веских и уважительных первопричин (например, пропуск экзамена из-за болезни и пр.).

В любом случае студенту по мере появления академической задолженности важно проанализировать свое положение и тщательно спроектировать дальнейшую траекторию: к чему готовиться на данный момент, когда закрывать «хвост» и пр. Важно правильно определить последовательность действий и событий с учетом их приоритетности, значимости и посильности.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Возможно ли гарантировать или обеспечить «безопасный провал» на сессии?

Казалось бы, провал – это уже «небольшой конец света» для учащегося, очередная преграда или сложность. Но на самом деле, если относиться к этому проще, то и преодолеть любую неудачу будет также легко. Главное – планирование действий с учетом всех обстоятельств и факторов.

Еще до наступления сессии студенту известны полный перечень дисциплин, подлежащих проверке, правила допуска к зачетно-экзаменационной поре, количество зачетов и экзаменов. Все это можно уточнить в ходе учебного процесса непосредственно у преподавателей, в учебно-календарном плане, в деканате и пр.

Как оперативно закрыть сессию с минимумом потерь и затрат сил?
Как оперативно закрыть сессию с минимумом потерь и затрат сил?

По мере приближения аттестационного периода учащемуся следует заранее позаботиться о получении допуска к зачетам и экзаменам. Данный сценарий позволит уже как минимум на треть может сократить риск появления академической задолженности. По статистике, более 35% студентов вузов обретают «первый хвост» (а затем и все последующие) из-за отсутствия допуска. Поэтому заранее уточните требования педагога, правила вуза, выполните все предписанные принципами и критериями экзаменатора требования, получите допуск к аттестации и спокойно к ней готовьтесь.

По мере появления действующего расписания сессии, студенту рекомендуется:

  • Проанализировать утвержденный аттестационный график и выделить предметы, в которых он уверен (что сумеет преодолеть или закрыть с первого раза), сложно поддающиеся дисциплины и пр. Здесь он сможет определить, к каким рубежам ему предстоит основательнее и тщательнее готовиться;
  • Составить «личное расписание подготовки» к предстоящим рубежам, выделив больше времени на трудные предметы. Притом тщательнее повторять пройденный материал придется и в том случае, если преподаватель слишком требовательный, категоричный, а репутация студента «прихрамывает»;
  • В случае возникновения академической задолженности пересмотреть расписание по подготовке к сессии: если есть шанс исправить ситуацию в ближайшие дни, то можно ею воспользоваться. Также следует учесть характер и сложность следующего экзаменационного предмета: лучше подготовиться к нему и потом в дни ликвидации задолженности перекрыть образовавшийся долг, нежели пополнить копилку очередным провалом;
  • Не откладывать пересдачу на последний момент. Учащемуся предстоит тщательно перераспределить свое личное, свободное от основных дел (учебы, работы) время и уделить внимание подготовке к «переаттестации по проваленному предмету». В этом деле на спасение «утопающих» приходит тайм-менеджмент и самодисциплина.
  • Не бойтесь просить помощи у окружающих. Даже если вы единственный «должник» из группы или потока, можно обратиться за поддержкой и помощью к сокурсникам: попросить лекции/семинары, шпаргалки, ответы на вопросы (они ведь тоже готовились к экзамену), в случае непонимания предмета – подойти к преподавателю и проконсультироваться, разъяснить все нюансы.
  • Следите за уровнем пройденных и непройденных зачетов/экзаменов, старайтесь минимизировать долю негативного исхода. Порой лучше получить «тройку», нежели попасть в «зону риска». Если студент будет претендовать на «красный диплом», то на выпускном курсе у него появится дополнительная возможность пересдать «неудачный» предмет. Порой, чтобы остаться «на плаву», важна не высокая отметка, а фактический (бюрократический) формат прохождения сессии (для этого достаточно получить тройку за экзамен).

Помните, что до трех «хвостов» — риск отчисления минимален, при условии своевременной реакции студента. Но лучше всего изначально стараться закрывать сессию без академической задолженности.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

Один комментарий к “Правила «безопасного провала» на сессии: сколько можно и сколько нужно?”

  • избегайте любых долгов и провалов, не бывают они безопасными. Подумайте сами, любая академическая задолженность – фактически риск отчисления. Одно дело, если количество «хвостов» небольшое и можно оперативно на них среагировать, перерыть – тогда безопасный провал (но частично, так как сразу не отчислили). Статья неплохая, но наименование я бы откорректировала.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *