Каждая наука обладает рядом специфических черт, правил и требований, но выполнение исследований по каждой из них придерживается традиционной схемы. Любой студенческий или исследовательский проект основывается на информации различного вида и характера. Поэтому качество изыскания во многом зависит от умений автора работать с первоисточниками, тщательно их перерабатывая с учетом намеченной цели, плана и замысла. Сегодня мы расскажем об этапах переработки материалов при написании курсовых, дипломных и научно-исследовательских работ.
СОДЕРЖАНИЕ
Этап №1. Поиск и сбор информации по теме исследования.
Углубляться в основы и правила поиска материалов для выполнения курсовой, дипломной или научной работы мы не станем, так как об этом в нашем блоке можно найти ряд статей и советов.
Отметим лишь наиболее важные моменты данного шага в проведении изысканий независимо от научной специальности:
- Информация должна соответствовать теме исследования и описывать конкретную проблему с разных позиций, с учетом мнения различных авторов, эпох и пр.;
- Информация должна быть разновидовой. Использование специальной литературы помогает автору раскрыть особенности темы, сложности и нюансы, а применение общих первоисточников дополнить недостающие моменты, просто и ясно описать популярные стороны, разъяснить нюансы и пр.;
- Ресурсная база изыскания должна быть актуальной. Данный параметр важен, ведь исследования должны оценить текущее положение дел и искать решения действующим проблемам, но опускать опыт предшественников не стоит. Он должен стать опорой в описке и разработке инноваций;
- Качество информации. Независимо от того, где и как была добыта информационная основа НИР, исследователь должен убедиться в ее достоверности и обоснованности. Чтобы проект получился корректным, эффективным и аргументированным, он должен опираться только на проверенные материалы.
На этапе сбора информации хороши все средства и способы: автору нового проекта предстоит собрать максимум доступной для него информации, соответствующих теме: поиск через интернет, покупка готовых работ, использование бесплатных и платных площадок и сервисов, скачивание бесплатных работ, заказ услуг по подбору информации или написанию НИР и т.д.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Этап №2. Изучение и анализ первоисточников.
На этой стадии происходит первичное знакомство с каждым задействованным ресурсом, предполагающее тотальное вчитывание в текст, определение его уместности и принадлежности к теме исследования, возможностей использования в дальнейшем. Здесь автору курсовой, дипломной или научной работы важно понять: подходит ли ресурс к его планам и замыслу, НИР в целом.
В ходе первичного знакомства с материалами происходит отсеивание лишнего: неважные, сомнительные или слабо аргументированные, неподходящие теме/проблеме материалы исчезают с поля зрения. По результатам изучения найденных материалов студент должен оставить наиболее пригодные труды для выдвижения и обоснования гипотезы. Для этого можно пользоваться приемами сравнения и сопоставления данных, логики, возможностями объединения или перекомплектации данных (группировка различных фактов в один пункт/абзац и пр.) и т.д.
Далее в рамках этапа №2 происходит вторичное изучение оставшихся материалов и их анализ. Этот шаг призван определить место каждого первоисточника в проекте согласно разработанному научному аппарату (проектирование НИР делается до и после подбора, первичного знакомства с информацией), утвержденному плану. В ходе анализа подобранных материалов важно определить роль и место каждого из них, «объем участия» с учетом его качества: способен ли он доказать что-либо или поможет лишь описать тенденцию и пр.
Этап №3. Обработка первоисточников.
Каждый автор понимает, что курсовая, дипломная или научная работа должна соответствовать конкретным требованиям. В свою очередь, чтобы достичь намеченных границ, соблюсти все заявленные правила и параметры, важно грамотно и умело пользоваться первоисточниками.
Самыми главными помехами при выполнении студенческих и научно-исследовательских исследований является слепое копирование, неконтролируемое заимствование, неумелое цитирование трудов предшественников. Запомните, доля указанных способов включения первоисточников в НИР должна быть минимальной, но корректно оформленной с учетом действующих правил русского языка и научных канонов, ГОСТов и пр.
Первичная обработка данных предполагает простое конспектирование текста и распределение подобранных трудов согласно плану: исследователь просто формирует черновой вариант, где будут присутствовать его мысли и готовые труды (научные факты, мнение экспертов, классические правила, факты и пр.). В данном случае важно просто последовательно и логично распределить собранные данные согласно утверждённой структуре НИР. Как минимуму, классифицируем первоисточники по главам и подпунктам.
Далее важно определить способ включения каждого из них: копирование, пересказ (рерайт), цитирование и пр. Здесь важно учесть, что приемы цитирования помогают автору обосновать конкретную позицию, если он будет опираться на мнение ведущих экспертов, научные факты и пр. заимствование же призвано дополнить отдельные моменты новыми элементами и сведениями, подчеркивающими достоинства/недостатки ранних или действующих концепций, наличие пробелов, актуальность проблемы и пр.
На этапе обработки важно определить: какой именно фрагмент первоисточника будет задействован в исследовании и почему, что он поможет доказать или показать/обосновать/опровергнуть, степень его достоверности и обоснованности и пр.
Таким образом, на этапе обработки первоисточников автор определяет место каждого ресурса в его исследовании с учетом намеченной траекторией: структура, план, научный аппарат, цель и пр. Далее происходит перераспределение ресурсов по главам, а затем по подпунктам. В итоге получается немного несвязный текст, сбор фактов, мнений п теме.
Этап №4. Систематизация данных.
Миссия этого шага при выполнении курсовых и дипломных, научных работ – сформировать простой, понятный текст, который последовательно разъяснит ключевые моменты по теме, раскроет все нюанс и подчеркнёт актуальность проблемы, возможности и перспективы ее решения, достоинства и недостатки текущих мер, правил и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Систематизация данных предполагает восполнение явных пробелов, нарушающих логику и последовательность исследования. Здесь важно проработать как каждый подпункт отдельно, так и по главам, а затем весь текст НИР в целом. Основными действиями автора проекта выступают:
- Написание вводной части к каждому разделу, параграфу;
- Формирование связующих конструкций между доказательствами, поэтапное погружение в тему, плавные переходы от одной точки зрения к другой, от теории к практике, и пр.;
- Подготовка выводов по проделанной работе на каждом этапе исследования (на базе подпунктов и глав);
- Определение способов оптимальной интерпретации собранных данных: текстовая, графическая, табличная и пр.
По результатам систематизации автор получает полноценный читабельный, информативный, качественный текст. При этом важно соблюдать не просто принципы логики и последовательности, но и иные правила исследовательских проектов: соразмерность, научная обоснованность, правила академического письма, уникальность текста и пр.
Этап №5. Оформление.
Фактически, это последний шаг, связанный с использованием первоисточников и их оформлением в тексте студенческой или исследовательской работы. Здесь автору предстоит преобразовать лишь внешний вид подготовленного текста согласно заявленным параметрам ГОСТ. Поверьте, оформление – занятие непростое, требующее тотального внимания и концентрации, учета всех параметров и правил вплоть до пробелов, знаков препинания и пр. Именно в оформительской части встречается более трети ошибок в НИР, которые мешают автору получить допуск и своевременно защититься.
Оформление исследования – это адаптация текста под технические и формальные параметры: внешний вид (общий и отдельных параметров элементов), требования к структуре и содержанию, качеству материалов, оригинальность текста (плагиат) и пр.
Рекомендации экспертов Дисхелп по работе с источниками информации при выполнении исследований
Работать с информацией – интересно, но не просто. В этом деле требуется не просто особый подход и наличие соответствующих навыков, но и некий энтузиазм, интуиция и пр.
Работа с первоисточниками протекает поэтапно, но каждый из них соприкасается с определенными сложностями. Чтобы избежать их и своевременно и качественно подготовить студенческий или научно-исследовательский проект, достаточно придерживаться наших советов:
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
- Подбирать материал следует с ориентацией на тему, ключевые слова и примерный план изыскания, идею автора. Главное – не просто соприкосновение с основными категориями, а совпадение с авторской позицией или кардинальная разница с ней, наличие научных фактов, качественных аргументов и пр.;
- Не менее важно разбираться в качестве и формате информации: полезная/бесполезная, основная/вторичная, учебная/научная, достоверная/сомнительная и пр.;
- Изучение первоисточников сводится не к беглому чтению, а тотальному анализу: определение смысла текста, оценка фактов (их качество/сомнительность), выявление наиболее пригодных фрагментов (которые можно включить в исследование) и пр.;
- В основу курсовой, дипломной или научной работы лучше всего класть первичную информацию, полученную опытным (экспериментальным) путем, тщательно перепроверенную или основанную сугубо на научных канонах и фактах и пр. Доля вторичных материалов сводится к минимуму и носит преимущественно вспомогательный (дополняющий) характер, восполняя пробелы в первичных данных;
- Все задействованные первоисточники должны найти отражение в основной части (непосредственно в тексте, а также в виде ссылок, сносок, цитат и пр.), а также в списке библиографии. Притом способ их включения в этом случае не играет роли: копирование, цитирование, перефразирование и пр.;
- Доля заимствований и цитирований в исследовании ограничена. Главный ограничитель – уровень оригинальности текста. Поэтому, чтобы повысить уникальность проекта, придется тщательно переработать собранные материалы: пересказать их своими словами, но указав авторство теории, корректно оформив цитаты и пр.;
- Упростить процесс оформления исследования помогут образцы и примеры, методические рекомендации, а также учет замечаний научного руководителя, результатов нормоконтроля и пр.;
- Следует учитывать требования к первоисточникам, заявленным в методических рекомендациях и научным руководителем.
В целом, работа с первоисточниками при выполнении НИР – процесс поэтапный, тщательно спланированный (ведь автор уже знает, что ему пригодится, о чем он желает рассказать, какая информация ему пригодится и как ее включить в проект). Главное – разобраться в каждом из них и понять его уместность, целесообразность и необходимость в НИР, определить его место и роль, способ включения в основную часть и пр.
Команда Дисхелп готова проконсультировать и помочь в подборе информационной базы, ее обработке и оформлении в студенческом или научном проекте согласно действующим ГОСТам, внутренним регламентам вуза и пожеланиям клиента. Наши эксперты доводят каждый заказ до конца, гарантируя успех на защите. Столь серьезные гарантии предоставляются на основании безопасной сделки и благодаря высокой квалификации эксперта: наличие профессионального образования, большого опыта работы в выполнении аналогичных проектов, а также многочисленным отзывам наших клиентов.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Хорошая статья. Но суть из нее можно изложить в трех словах: читай – вникай – пересказывай-оформляй. Главное, всегда проверять подготовленный тест на ошибки и уникальность, поменьше копировать и цитаты вставлять к мету и по делу. Вот и весь секрет) Но в целом статья обзорная, подробная, дельная. Идеально зайдет новичкам – первокурсникам или начинающим исследователям.