Самые часто задаваемые вопросы на защите дипломной работы по педагогической специальности

Защита дипломной работы – процедура стандартная и не зависит от характера или специфики специальности. Она предполагает предоставление на оценку аттестационной комиссии подготовленного с учетом действующих требований ГОСТ и правил вуза материалов, а также личную явку автора с соответствующим докладом (выступлением). Обязательным этапом по проверке уровня подготовки и компетентности выпускника является дискуссия. Она возникает сразу же после его выступления по теме ВКР. Сегодня мы расскажем, какие вопросы чаще всего задают на защите дипломной работы по педагогике и как к ним подготовиться.

Самые часто задаваемые вопросы на защите дипломной работы по педагогической специальности
Защита дипломной работы – процедура стандартная и не зависит от характера или специфики специальности. Она предполагает предоставление на оценку аттестационной комиссии подготовленного с учетом действующих требований ГОСТ и правил вуза материалов, а также личную явку автора с соответствующим докладом (выступлением). Обязательным этапом по проверке уровня подготовки и компетентности выпускника является дискуссия. Она возникает сразу же после его выступления по теме ВКР.

Сегодня мы расскажем, какие вопросы чаще всего задают на защите дипломной работы по педагогике и как к ним подготовиться.

Общие вопросы на защите диплома по педагогике

Миссия общих вопросов состоит в проверке общей подготовки дипломанта и его развитии, как педагога. Они будут ориентированы на оценку «организаторских» способностей автора. Чаще всего все интересующие аттестационную комиссию нюансы связаны с вводной частью ВКР по педагогике, то есть с целеполаганием, планированием исследования, разработкой научного аппарата. Поэтому все дискуссионные моменты посвящаются следующим моментам:

Чаще всего в данной плоскости экзаменаторов интересует понимание и причины выбора темы:

Что повлияло на выбор темы и почему Вы выбрали именно эту тему? Здесь важно обосновать сделанный выбор, отметив не просто совпадение тематики и направлением подготовки, местом прохождения практики, но и личными мотивами (заинтересованностью, имеющимися наработками, располагаемой информационной базой и пр.). Не менее важно подчеркнуть ее актуальность и значимость в настоящее время.

Классический ответ на данный вопрос содержит такие формулировки, как «Данная проблема нередко всплывает на практике, в связи с чем остается актуальной», «Данная тема была интересна мне изначально, а имеющиеся наработки позволили мне облегчить процесс ее изучения и раскрытия» и пр.

Не стоит скрывать, что с темой Вы были знакомы еще до диплома (например, лично сталкивались на практике). Данный ход позволит усилить интерес к вашей кандидатуре и проекту, подчеркнет наличие опыта работы с проблемой в реалиях и пр.

В чем проявляется Ваш интерес к теме? В данном случае необходимо отметить, какой именно момент или проблемная зона привлекла наибольшее внимание автора. Можно ответить по вышеописанной схеме, добавив к ней «узость» раскрываемой темы, то есть на чем автор акцентировал внимание (основные симптомы или воздействие проблемы на объект, науку или отрасль) и пр. В данном случае уместно подчеркнуть ценность (теоретическую и практическую) темы.

В данном случае комиссия намерена убедиться в том, что автор понимает: о чем идет речь в дипломе, логику и ход описанного исследования, различает категории цель и задачи, предмет и объект НИР, может самостоятельно на простом и понятном языке пояснить их и подчеркнуть для чего они необходимы, какую роль играют в проекте и пр.

Какие моменты затрагивают общие вопросы по педагогической ВКР?
Какие моменты затрагивают общие вопросы по педагогической ВКР?

Самыми популярными моментами для дискуссии в данном случае выступают:

Какова цель вашего исследования? Не торопитесь зачитывать написанную формулировку, объясните своими словами: что вы исследовали и зачем, почему. Если попросят пояснить задачи, так также опишите их детальнее (что рассматривали и для чего и пр.).

В чем проявляется проблема исследования? В данном случае необходимо выделить «центральное звено» дипломной работы, то есть отметить: чему он посвящен, что решал автор в практической части (с каким нюансом он столкнулся, в чем он проявился). Обратите внимание, что проблема должна носить сугубо педагогический характер, то есть она будет связана именно с образовательным процессом: какие сложности встретил педагог, с чем столкнулись ученики, в чем это проявлялось (симптомы) в теории и на практике и пр. Ответ на данный вопрос должен быть исчерпывающим, с небольшой философской ноткой (то есть допускается рассуждение автора, но аргументированное и обоснованное, с четким выводом).

Почему вы выбрали данные методы исследования? Здесь важно отметить, что они соотносимы с темой, подходят к условиям (то есть правила применения позволяют реализовывать их), являются посильными для автора и содействуют наиболее полному раскрытию темы.

Насколько значима тема исследования и подготовленный проект? Ответ на эту формулировку должен быть предельно точным и обоснованным. Автору следует подчеркнуть его личный вклад, что он проделал, какие результаты получил, отметить насколько это значимо сегодня (то есть можно подчеркнуть актуальность проблемы, ее наличие в настоящее время) и увязать с эффективностью предложенных результатов, новизной (что нового он привнес) и пр. Столь комбинированный ответ сразу же отсеет дополнительные вопросы, связанные с ценностью, новизной и пр.

Все вопросы, связанные с разработкой и описанием научного аппарата важно увязывать с личным опытом и собственной позицией, стараться емко разъяснить на простом и понятном языке (без канцеляризмов и «писательских правил», отмечая проявление нюансов как к теории, так и на практике в реалиях (то есть современных трудах, в настоящее время).

 

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Вопросы по теоретическим аспектам ВКР по педагогике

Вопросы теоретического плана призваны удостовериться в том, что автор разобрался в соответствующих категориях, правилах, методиках в педагогической (то есть сугубо профессиональной) ниши. Для ответа на них достаточно тщательно изучить первоисточники или как минимум внимательно перечитать и выделить существенные моменты в рамках описанных явлений, проблемы, решений, подходов и пр. Ничего сверхъестественного и выходящего за пределы темы на защите ВКР по педагогике не спросит.

Общий спектр вопросов на защите ВКР по педагогике

Общие вопросы

Вопросы по теории Вопросы по практике

Дополнительные вопросы

Общая подготовка студента, эрудиция Владение теорией (терминология, каноны и пр.) Программа исследования, педагогический эксперимент Смежность тем и областей
Знание и понимание правил Научный подход, современные теории, научные факты Анализ результатов Информационная ориентация студента
Логика исследования Работа с замечаниями и критикой

Самыми часто задаваемыми вопросами в данном случае выступают:

  • Что такое… (далее следует профессиональный термин, описанный в любом из разделов)? Ответ на подобный вопрос должен быть построен четко по делу. Начинаем сразу же с «термина» и предоставляем его определение (то есть то, как мы его понимаем, на своем языке), расшифровывая все самое важное. Можете отметить, когда он был внедрен, кем введен – только плюс к вашей карме и эрудиции.

Так же данный вопрос может быть сформулирован как «Поясните термин…»,

  • Опишите теорию/правило/метод… В данном случае важно выделить лишь существенные моменты: что это за канон, правила, как и когда им пользоваться. Если можете сказать, кто является его создателем и при каких условиях он появился – прекрасно! Уточняющие вопросы по теории задаются редко.
  • Что такое педагогический эксперимент и как он проходит? Данный вопрос носит общий характер и в целом применим к любому педагогическому проекту. При ответе на него важно отметить, что это прикладной метод с\исследования, позволяющий установить реальную проблему и проверить предлагаемое решение или гипотезу, оценить ее действие здесь и сейчас. Также следует отметить, что педэксперимент подлежит тщательному планированию, а его результаты равносильны итогам апробации.

Все вопросы по теоретическим моментам подготовки ВКР по педагогике будут затрагивать только утверждённую тему исследования и подчеркивать владением научным аппаратом и правилами, их осознание и умение ими пользоваться, оперировать.

Вопросы по практической части дипломной работы по педагогике

Именно данной части будет посвящена доминирующая часть дискуссии на защите ВКР, так как ее описание демонстрирует конкретные профессиональные действия выпускника: какие мероприятия он реализовывал, как работал с «объектом исследования, как проводил педагогический эксперимент (без него практически не обходится ни один дипломный проект по педагогике), какие результаты получил и какое решение проблемы предложил и пр.

Именно практическая часть дипломной работы выпускника педагогической специальности подчеркивает его навыки и уровень компетентности.

Вопросы по практической части дипломной работы по педагогике будут затрагивать именно действия автора, требуя обоснования каждого интересуемого комиссию шага или сомнительного неясного момента:

  • Почему и как вы выбрали данный объект исследования? Студенту важно подчеркнуть, что данный момент был выбран не просто по результатам преддипломной практики. Он должен показать умение сочетать теоретические и практические факторы, моменты, что выбор объекта исследования учитывал все ключевые каноны педагогики: теоретические правила, требования к возрастным и иным критериям, наличие «проблемы» и пр. Важно обосновать корректность и уместность рассматриваемого объекта в рамках данной темы, совпадение его проблем с описанными канонами.

Чтобы ответ был убедительным, отметьте: кто/что является объектом исследования, его соответствие научным и теоретическим требованиям (возраст, отклонения), особенности объекта, как и когда с ним столкнулся автор и пр.

В педагогических ВКР объектом исследования выступают образовательная организация или конкретная группа учащихся, условия образовательного процесса (проектирование и реализация) и пр. То есть это явления, процессы, отношения сугубо в образовательной нише.

Классические вопросы по практической части ВКР по педагогике
Классические вопросы по практической части ВКР по педагогике
  • Как проявилась проблема на примере объекта? Здесь важно отметить конкретные факторы и симптомы, отклонения от норм (показатели, явления и пр.), тенденции. Не менее важно выделить методику по констатации проблемной зоны (то есть какие приемы и методы позволили установиться проблему).

Чтобы ответ на вопрос не вызывал сложностей, важно хорошо владеть программой педагогического эксперимента и понимать, как была выявлена проблема (какие действия установили ее), на какой стадии, симптомы (сходства реальных данных с теорией, нормативами и пр.) и пр.

  • Какое решение выдвинул автор и почему? Студенту предстоит кратко отметить основные действия, которые позволят решить или минимизировать влияние проблемы на объект. Далее последует обоснование сказанного: почему решение будет эффективным, за счет чего будет решена проблема, как оно отразится на объекте и пр. Для этого необходимо полагаться на такие моменты, как устранение провоцирующего фактора (то есть причинно-следственные связи), умение оценивать результаты (проверка гипотезы путем прогнозирования или педагогического эксперимента), связь теории и практики (умение подбирать современные или подходящие реалиям приемы) и пр. То есть предлагаемое решение важно обосновать с научной и практической точки зрения педагогики и психологии, перепроверив все существенные моменты и итоги, выводы.
  • При каких условиях возможно использование предложенного решения? Ответ на этот вопрос должен осветить возможности и условия реализации описанного алгоритма, схемы: как и когда можно им пользоваться. Какие факторы учитывать, как адаптировать его под нужды конкретного объекта и пр. То есть здесь приводятся рекомендации относительно сферы и возможностей его дальнейшего применения совершенствования и пр.
  • Насколько эффективно выдвинутое решение? Здесь автору ВКР по педагогике предстоит обосновать свою позицию и решение, отметив результаты прогнозирования, а в идеале апробации (педагогического эксперимента), подчеркнуть плюсы и минусы, сложности и особенности (когда уместно и пр.).

Эффективность решения будет проявляться в сугубо положительных тенденциях в отношении объекта. Здесь важно выделить изменение конкретных показателей, зависящих от проблемы и темы ВКР. Притом самый простой способ показать эффективность: сравнить показатели до новшеств и после (педэксперимент), провести факторный анализ и т.п.

Вопросы по практической части дипломной работы по педагогике позволяют убедиться в том, что автор самостоятельно проводил исследование и занимался научно-исследовательской деятельностью, действовал в реальных условиях и получил соответствующий «педагогический опыт», умеет пользоваться теорией и адаптировать ее под соответствующие условия, владеет инструментарием и пр. Более того, именно практическая часть ВКР подчеркивает актуальность темы и проблемы, ценность и значимость усилий автора и его предложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

С чем могут быть связаны дополнительные вопросы на защите ВКР п педагогике?

К данной категории чаще всего относят «каверзные» вопросы, которые чаще всего загоняют студентов в тупик или полную растерянность. Их миссия – определить умение ориентироваться в информации, подбирать нужные слова в самые различные моменты, а также умение корректно отвечать и действовать в любо ситуации. То есть они призваны оценить уровень психологической готовности и профессиональной компетентности в целом.

В большинстве случаев дополнительные вопросы не связаны напрямую с темой дипломного проекта или носят сугубо уточняющий характер, для общей оценки уровня подготовки дипломанта (как он ориентируется в специальности и пр.).

С чем могут быть связаны каверзные вопросы по ВКР по педагогике?
С чем могут быть связаны каверзные вопросы по ВКР по педагогике?

«Каверзные вопросы» по теме дипломной работы по педагогике могут быть связаны со следующими аспектами:

  • Мнение автора: почему он не выбрал другую тему или проблему, как он выбрал тему исследования, как изучаемая им проблема может повлиять на науку или отрасль и пр. Ответ на данный вопрос приветствует размышление, обоснованные выводы, отражение интереса к теме и профессии и пр. На данном этапе комиссия дополняет общий портрет исследователя оценивает его кругозор и пр.
  • Вопросы, связанные с рецензией, по замечаниям и пр. Чаще всего вопросы задают по негативным моментам, отмеченным в отзывах и рецензии. Выпускнику важно их не опровергнуть, а достойно признать, отметив при этом несущественное влияние на конечный результат, а также обязательный учет в перспективных исследованиях (будущих НИР).
  • Оценка общей эрудиции выпуска: как пользоваться теоретическими правилам, насколько ни актуальны сегодня, особенности их действия (что влияет, что учитывать и пр.);
  • «Проверка на боевую педагогическую готовность», отвлекающие вопросы. Чаще всего подобные дилеммы затрагивают смежные с темой направления или смежные проблемы. Член комиссии спрашивает о ненаписанном, несказанном и нерассмотренном. В данном случае важно не растеряться, отметить, что спектр поставленных задач иной, не включал в себя изучение данного момента, отметить ограниченность изыскания и пр.

Обращаем ваше внимание, что все задаваемые членами аттестационной комиссии вопросы не будут явно и грубо выходить за пределы темы дипломной работы по педагогике. Чаще всего они носят уточняющий или общий характер, а каверзные дискуссии – провокационного плана. Чтобы емко, корректно и грамотно ответить на них достаточно хорошо разобраться в теме исследования и владеть подготовленным материалом, знать самые важные и существенные моменты, результаты и уметь связывать их с теорией, обосновываться с научной и практической точек зрения.

Избежать вопросы на защите диплома невозможно, но не стоит из бояться и молчать, как партизан. Важно предоставить любой ответ: пусть он будет неточен, но порой логика рассуждений позволяет отметить познания автора.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

Один комментарий к “Самые часто задаваемые вопросы на защите дипломной работы по педагогической специальности”

  • В этом учебном году заканчиваю вуз по педагогическому профилю. Обязательно учту советы при подготовке к защите. Как я поняла, важно отвечать обоснованно и увязывать любой теоретический момент с практикой и реалиями. Надеюсь, все сработает на отлично)

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Это не спам *