Выполнение курсовых и дипломных работ предполагает грамотное изложение хода исследования, отражение теоретических основ и действий, которые привели к конкретному результату.
В большинстве случаев при выполнении курсовых и дипломных работ не требуется составление глоссария.
Поэтому, если возникает такая необходимость, студенты впадают в ступор, задаваясь вопросом: что это и как это делать?
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие глоссария
На протяжении всей курсовой или дипломной работы студент использует профессиональные термины, ключевые слова, специфические для конкретных специальностей, в определенных ситуациях и обстоятельствах.
Иногда возникает необходимость создания специального «словаря», который призван растолковать отдельные категории. Именно таким «словарным путеводителем» по теме является глоссарий.
Глоссарий – это перечень часто упоминающихся в работе терминов, фраз с их расшифровкой, толкованием. Глоссарий выносится в отдельный раздел учебной или научной работы.
Чаще всего его размещают в конце проекта, после или перед списком использованных источников. Основные требования к оформлению глоссария указываются в методических рекомендациях ВУЗа.
Нередко в этом документе отражаются не только критерии по составлению глоссария, но и пример его оформления. Иногда словарь терминов выносят за пределы работы и оформляют отдельным документом.
Принципы составления глоссария
Глоссарий призван не просто растолковать профессиональные и сложные термины, клише, но и подчеркнуть особенности курсовой или дипломной работы.
Для этого при составлении глоссария необходимо придерживаться следующих принципов:
- в перечне должны присутствовать не все подряд термины, а исключительно те, которые подчеркивают уникальность работы, ее специфику, суть исследования;
- при расшифровке термина важно делать ссылку, откуда взято определение;
- в глоссарий следует включать новые для студента понятия, а также часто упоминающиеся профессиональные клише;
- количество слов в глоссарии может быть ограничено. Оптимальный объем глоссария достигает до 25 слов;
- все фразы и термины должны быть отражены в определенном порядке: алфавитном, систематическом (по мере появления в тексте и пр.).
Все термины, отраженные в глоссарии, должны иметь сноску на него, тем самым направляя читателя за «пояснением» или расшифровкой.
Роль глоссария
Если правилами ВУЗа предусмотрено создание глоссария к учебной или научной работе, то такой порядок был упразднен не просто так.
В частности, создание глоссария в курсовой или дипломной работе призвано показать, как студент/выпускник освоил «профессионализмы», разбирается в них, понимает смысл и умеет правильно их употреблять.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Требования, предъявляемые к глоссарию
Основные правила оформления глоссария отражены в ГОСТ Р 7.0.11-2011. Согласно данному документу, словарь терминов должен быть:
- вынесен в отдельный раздел;
- располагаться в конце учебной или научной работы (после или перед списком использованной литературы);
- глоссарий должен быть начат с чистого листа (как отдельная «глава»);
- словарь терминов печатается на одной стороне листа формата А4;
- при оформлении глоссария необходимо учитывать следующие особенности: поля, абзац, нумерация терминов (по желанию), порядок расположения слов и фраз. Уточнить их можно в методических рекомендациях ВУЗа или указанном ГОСТе. На практике чаще используют следующие поля: левое – 1,5 см, правое – 2 см, верхнее – 2 см, нижнее – 2 см;
- если глоссарий оформляется отдельным документом, то необходимо оформить титульный лист. На нем должны быть отражены следующие данные: ФИО автора работы, наименование образовательного учреждения, группа, курс, специальность, форма обучения (очная или заочная), данные о научном руководителе (ФИО, должность, ученая степень), место и год выполнения проекта.
- глоссарий должен соответствовать содержанию курсовой или дипломной работы, выбранной теме исследования.
Следует отметить, что все термины, указанные в глоссарии, студент обязан знать наизусть, уметь их грамотно и правильно употреблять.
На защите проекта экзаменаторы могут задать вопрос, попросить растолковать то или иное понятие, чтобы оценить, насколько хорошо автор разобрался в теме, освоил профессиональные клише и пр.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!