Специфика домашнего и семейного обучения

На сегодняшний день существует свыше десятка вариантов получения среднего и профессионального образования. Притом каждый индивид имеет право выбора соответствующей формы подготовки. Но в одном случае он может перейти на желаемый вариант добровольно, а в другом – строго по необходимости. Сегодня мы расскажем об особенностях домашнего и семейного образования.

Специфика домашнего и семейного обучения
На сегодняшний день существует свыше десятка вариантов получения среднего и профессионального образования. Притом каждый индивид имеет право выбора соответствующей формы подготовки. Но в одном случае он может перейти на желаемый вариант добровольно, а в другом – строго по необходимости. Сегодня мы расскажем об особенностях домашнего и семейного образования.

Что такое семейное образование?

Одной из современных форм обучения сегодня является семейное образование. Данная ниша доступна преимущественно в школах, то есть на этапе получения среднего общего образования, которое важно иметь для поступления в колледж или вуз.

Семейное обучение предполагает, что ответственность за обучение и создание соответствующих условий для постижения определенной программы (с учетом возраста и потребностей ребенка, действующих правил и норм) берет на себя официальный представитель ребенка (родитель или опекун). В данном случае постижение новых знаний и навыков происходит в «домашних условиях», в семье, за пределами школы.

Развитие чада происходит в рамках классической траектории, то есть общей образовательной программы, которая реализуется в классах среди детей аналогичного возраста и параметров. Отличие кроется лишь в месте, темпе обучения.

Особенности семейного обучения
Особенности семейного обучения

Семейное обучение предполагает, что учащийся постигает заявленные темы и предметы самостоятельно или с помощью семьи (то есть обращаюсь за подмогой к родителям и пр.). При этом на нем лежит обязанность по оперативному и своевременному прохождению всех заявленных в учебном плане аттестационных рубежей, выполнение самостоятельных и контрольных работ, прохождение промежуточной аттестации в виде ВПР, прохождение переводных экзаменов и пр. Аттестация проводится уже в учебном заведении, к которому будет прикреплен индивид.

То есть семейное обучение предполагает прикрепление к конкретной образовательной организации для прохождений аттестаций и экзаменов, но сам образовательный процесс проходит в любом удобном для учащегося месте. Притом темп освоения предметов и учебная нагрузка определяется им и домочадцами самостоятельно. Освоение программы происходит под контролем родителей.

Среди функций семейного обучения можно выделить:

  • Индивидуализация или комфортизация учебного процесса, когда индивид самостоятельно решает, что и когда он будет изучать, в каком объеме и пр., распределяя время и силы на определенный модуль или предметы, задания и пр.;
  • Развитие заинтересованности и самостоятельности ребенка в получении образования, то есть семейное обучение может сыграть роль мотиватора или стимулятора к постижению новых знаний. В данном случае основная обязанность по постижению предметов ляжет на ребенка: он должен будет самостоятельно или при помощи окружения разбираться в каждом предмете, выполнять задания и пр.;
  • Унификация, предполагающая, что ребенок изучает корректную и современную образовательную программу, соответствующую требованиям ФГОС. Семейное обучение тесным образом пересекается с традиционными программами. Но при желании родители могут попросить организовать или утвердить индивидуальную программу обучения с учетом определенных пожеланий потребностей: предрасположенности ребенка, его интересы (желание углубленно изучать определенную науку или предмет), собственные возможности и пр. В любом случае траектория обучения будет учитывать общие требования ФГОС;
  • Повышение продуктивности в изучении предметов и тем, та как ребенок самостоятельно и тщательно разбирается в темах, заданиях, благодаря чему происходит наилучшее усвоение программы;
  • Укрепление семейных отношений и интересов, развитие взаимовыручки и пр.

Семейное обучение ничем не хуже классического (очного) образования. Качество подготовки учащегося определяется квалифицированными педагогами с помощью прохождения промежуточных и итоговых аттестаций. Притом даже в традиционной школе степень подготовки и уровень знаний в большей степени зависит от настроя и усилий чада.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Как организован учебный процесс в рамках семейного образования?

Семейное обучение – это уникальный способ обрести среднее общее образование в комфортном темпе и режиме. В данном случае у учащегося нет строго формального расписания, необходимости посещать школу.

Учащийся и его родители самостоятельно определяют режим и темп обучения:

При организации учебного процесса важно ориентироваться на сроки аттестации. К определенным датам учащийся должен овладеть конкретным объемом учебной программы, изучить и выполнить определенный набор тем и заданий, а затем пройти промежуточную аттестацию, подтвердив тем самым степень усвоения соответствующего курса, предмета и пр. То есть в целом темп обучения будет зависеть от двух факторов: объем предметов и заданий на учебный период и сроки аттестации. Ориентируясь на них, индивиду важно выработать конкретный план по изучению и освоению намеченной траектории, теоретического и практического багажа.

Организация семейного обучения
Организация семейного обучения

При этом в случае выявления сложностей, проблем и нюансов при постижении предмета, темы или задания, он имеет право обратиться за помощью к преподавателям школы, согласовав время и дату встречи. Также не воспрещается посещать дополнительные центры по семейному обучению, где в небольших группах проводят несколько раз в неделю встречу учащихся и разъясняют им предметы, отвечают на вопросы и пр.

Таким образом, постижение учебной программы происходит на базе самообразования, а контроль за учебным процессом лежит на учащемся и родителях. Но аттестацию и контроль знаний организует и реализует учебное заведение, к которому прикреплён индивид.

Среди очевидных минусов семейного образования можно отметить т, что на изучение образовательной программы ученику требуется сила воли, самодисциплина, навыки по борьбе с ленью. Именно эти три причины становятся первопричинами низкой успеваемости или некачественной подготовки ребенка. Бороться с ними особенно в домашних условиях довольно трудно.

Как перейти на семейное обучение?

Для освоения программы в рамках семейного обучения индивиду необязательно иметь для этого весомые основания и документальные доказательства. Для применения данного формата порой достаточно личной инициативы учащегося, одобрения со стороны родителей (опекунов).

Чаще всего выбор на семейный формат подготовки падает по следующим основаниям:

  • Желание семьи, ребенка или родителей перейти на соответствующий вид обучения;
  • Ребенок активно занимается освоением спортивной или творческой ниши, отдавая ей приоритет. В связи с высокими нагрузками не успевает полноценно посещать школу и занятия согласно намеченному расписанию и плану;
  • Семья часто меняет место жительства по тем или иным причинам: в связи с рабочими обстоятельствами, из-за гражданства и временной прописки, по личным обстоятельствам и пр., из-за чего стабильное посещение одной и той же школы невозможно;
  • Неудовлетворённость качеством образования в рамках традиционного обучения и переход на семейное обучение с целью повышения качества подготовки ученика. В данном случае миссию педагогов берут на себя родители, которые должны объективно и грамотно оценить собственные возможности, таланты и пр.;
  • Состояние здоровья, частые болезни ребенка;
  • Проблемы индивида с адаптацией в обществе: напряженные отношения со сверстниками, конфликты с одноклассниками и/или педагогами и пр.

Обратите внимание, что для перехода на семейное обучение опекунам и ребенку не требуется доказывать свое намерение и желание, необходимости смены формата документально, достаточно инициативы и грамотно составленного заявления.

Причины перехода на семейное обучение
Причины перехода на семейное обучение

Конечно, в идеале следует согласовать смену способа обучения с администрацией школы. Но в любом случае выбор остается за учеником и его представителями.

Для перехода на семейное обучение достаточно представить секретарю или директорату следующие документы:

  • Важно прикрепиться к определённой школе и подать документы в ее с указанием в заявлении формата обучения – семейное обучение;
  • Уведомить органы местного самоуправления и образования о желании осваивать учебный план в рамках семейного образования.

После оформления выбранного способа освоения образовательной программы родителям предстоит получить на руки учебный план, расписание аттестаций и проверок, экзаменов и пр. Задания для самостоятельной работы могут быть выданы сразу или высылаться на электронную почту и пр. Способ взаимодействия с учебным заведениям выбирается учащимся и его представителями индивидуально.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Что такое домашнее обучение?

Еще одной современной формой обучения при школе является домашнее (или как ее еще называют – «надомное») обучение. Нередко ее приравнивают к семейному образованию, но эти две категории имеют массу различий, невзирая на то, что выполняют одну и ту же миссию – обучение, развитие индивида.

Домашнее обучение предполагает освоение программы сугубо в домашних условиях, но при помощи квалифицированных педагогов. То есть в данном случае не ученик посещает школу, а преподаватели из школы приходят к нему, чтоб помочь в освоении учебного плана.

Данный вариант развития индивида реализуется лишь в исключительных случаях. Перейти на него добровольно или по личной инициативе невозможно. Для активации этого формата важно иметь на руках веские и документально подтверждённые основания:

  • Медицинские противопоказания или невозможность лично посещать учебное заведение физически: наличие заболеваний, усложняющих передвижение, наличие отклонений в состоянии здоровья для постижения общей (классической) программы и пр.;
  • Психические отклонения или рекомендации специальной комиссии (ПМПК) для перехода на домашнее обучение с акцентом на определенные условия;
  • Необходимость в обязательном или срочном порядке проходить надомное лечение, наличие хронического, рецидивирующего или иного опасного заболевания и пр.

То есть переход на домашнее обучение – процесс вынужденный и тщательно обоснованный, доказанный. Без соответствующих аргументов и фактов документов перейти на него невозможно.

Организация учебного процесса в данном случае возлагается одновременно на две позиции. С одной стороны родители или опекуны чада обязаны подготовить место для обучения и создать соответствующие условия: рабочий стол, освещение, тишина, канцелярия и инвентарь и пр. С другой стороны, педагог должен будет приходить к ребенку в определенное время и заниматься с ним изучением предмета, разъяснением темы и заданий и пр. То есть план, учебную программу он будет реализовывать вне школы, но с учетом действующих правил и требований ФГОС, расписания и пр.

Особенности домашнего обучения
Особенности домашнего обучения

В рамках домашнего обучения могут реализовываться различные типы программ с учетом возможностей подопечного:

При этом основной акцент в рамках обучения будет сделан на обязательны предметах.

Для перехода на домашнее обучение достаточно реализовать следующую схему действий:

  • Прикрепиться к определенному учебному заведению и написать заявление на домашнее обучение;
  • Предоставить доказательства, подтверждающие необходимость и целесообразность домашнего обучения индивида: справки и медицинские заключения от квалифицированных специалистов, результаты медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Еще до перевода на домашнее обучение родителям ученика следует побеседовать с администрацией учебного заведения, отметив необходимость реализации выбранного формата и обсудив детали: выбор педагогов, время и частота их посещения, особенности работы с ребенком, порядок проведения аттестации и пр.

Далее после официального перехода на домашнее обучение в школе подбирают педагогически состав, который будет посещать подопечного и заниматься его развитием с учетом его индивидуальных характеристик и пр.

Особенности организации учебного процесса в рамках домашнего обучения

Освоение основной образовательной программы на базе домашнего обучения происходит согласно четкому распорядку и расписанию занятий.

Учение постигает лишь основные предметы школьной программы. К нему на дом в заранее обозначенной время будут приходить преподаватели и заниматься с ним: разъяснять темы, помогать в выполнении задач, оказывать необходимое воздействие (коррекционное и пр.) и пр. При том домашнее образование не исключает поручение и выполнение домашнего задания, вопросов и упражнений для самоизучения и пр.

Педагоги приходят к подопечному «надомнику» после проведения занятий в школе. Домашнее обучение для них является дополнительной и обязательной деятельностью, реализуемой в рамках индивидуального обучения. В данном случае время занятий может носить как стабильный (утверждённый), так и плавающий характер. Главное, чтобы не было «накладок». Педагоги могут приходить к подопечному, как ежедневно, так и несколько раз в неделю, распределив нагрузку. В данном случае немаловажную роль играет ученая нагрузка на индивида, специфика образовательной программы, договоренности между всеми сторонами учебного процесса.

Несмотря на то, что освоение намеченной траектории происходит в домашних условиях (вне школы), учебное заведение обеспечивает ученика всеми необходимыми учебниками.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Сравнительная характеристика семейного и домашнего обучения: что есть что?

Нередко рассматриваемые нами понятия и категории (семейное и домашнее обучение) синонимизируют или путают, что на практике недопустимо. В таблице ниже мы представим сходства и отличия данных форматов подготовки учащихся.

Признак

Семейное обучение

Домашнее обучение

Учебное заведение Обязательно прикрепление учащегося к определенной школе или иному учебному заведению
Роль учебного заведения Для прохождения аттестаций Для организации учебного процесса и проведения аттестаций
Обучение Самообразование, на дому или в ином удобном месте Строго на дому
Участие педагога от учебного заведения Учащийся самостоятельно разбирает предметы, темы и задания. Но при необходимости может обратиться за помощью к семье или преподавателям из школы, к которой он прикреплен Преподаватели из школы сами приходят на дом к подопечному и занимаются с ним на его территории
Учебники Семья приобретает их самостоятельно или согласовывает возможности по использованию учебников от школы Школа обеспечивает надомника всеми необходимыми учебниками и книгами для обучения бесплатно
Расписание занятий Нет, изучение программы происходит по индивидуальному графику, формируемому учащимся и его родителями лично Есть, утверждается в школе или по согласованию с педагогом (с учетом возможностей индивида)
Доступ к формату обучения Есть у всех, достаточно проявить инициативу или выразить желание перейти на него Ограничен, доступен только при наличии соответствующих показаний: медицинские, медико-педагогические (ПМПК)
Возможность окончить обучение экстернатом Есть, по заявлению учащегося (и его представителей) Нет, так как программа тщательно спланирована с учетом возможностей подопечного лица (свободное время, предмет, возможности педагога, программа и план обучения)
Аттестация учащегося Строго при школе В школе или заочно, исходя из положения и возможностей ученика
Характер образовательной траектории, программы Общий, индивидуальный Адаптивный, инклюзивный, коррекционный, индивидуальный
Ответственность за обучение На родителях На педагоге
Услуги тьюторов и репетиторов

Допускаются

Посещение образовательного заведения, к которому прикреплён ученик

Не возбраняется, допускается по необходимости и при возможности

Прохождение ГИА

При школе или в специальном подразделении на общих основаниях

Финансовые вопросы и нюансы Семья регулирует самостоятельно, имеется возможность получить компенсацию от государства Образование бесплатно, услуги педагогов (от школы) оплачивает государство

Невзирая на то, что миссия домашнего и семейного обучения совпадает, инструментарий и основа обучения кардинально разнится.

Среди специфических черт семейного обучения можно выделить: добровольный характер перехода, акцент на самообразование и самодисциплину, частично коммерческий характер (покупка учебников, канцелярии, услуги репетиторов и пр.).

Среди ключевых особенностей домашнего обучения можно выделить перенесение учебного процесса на домашнюю территорию ученика с обязательным участие квалифицированных педагогов, реализация специальной (адаптированной под возможности индивида) образовательной программы, обеспечение учебными материалами со стороны государства (то есть безвозмездный характер), ограниченный доступ.

В любом случае семейное и домашнее обучение призваны повысить уровень доступности среднего образования для всех граждан. Данные варианты подготовки в России считаются относительно молодыми и новыми, но уже смели зарекомендовать себя с положительной стороны и стать востребованными среди отечественных семей. Программы, осваиваемые на базе указанных способов, будут учитывать, как индивидуальные возможности подопечных, так и требования ФГОС, гарантируя качество подготовки для дальнейшего обучения, развития и трудоустройства.

Важно отметить, что при переходе на семейное или домашнее обучение на плечи родителей ложится сверхнагрузка: им предстоит дополнительно заниматься с ребенком, контролировать его учебную деятельность и успехи, помогать. В столь непростом деле важен уровень подготовки и владения предметом. Но при необходимости не возбраняется обращение за помощью к педагогам, репетиторам и тьюторам.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *