Выполнение курсовых, дипломных и научных работ по медицинским темам и направлениям подготовки немыслимо без использования результатов эксперимента. Притом далеко не всегда студентам приходится реализовывать опытную часть самостоятельно. Зачастую они пользуются уже реализованными и описанными медицинскими экспериментами. Сегодня мы расскажем, как корректно описывать результаты медицинского эксперимента в научно-исследовательской работе.
Особенности отражения медицинского эксперимента в НИР студентов
Студенты, осваивающие медицинскую профессию, в обязательном порядке привлекаются к научно-исследовательской деятельности и подготовке курсовых работ, отчетов по лабораторным работам, практике и пр. Притом нередко результаты практической деятельности становятся основой дальнейших изысканий и проектов в их обучении и практике, научном развитии.
Студентам медицинских колледжей и вузов посильны далеко не все виды экспериментов. Согласитесь, кто согласится доверить свою жизнь и здоровье неопытному или начинающему медику, практиканту? Кто одобрит проведение эксперимента (в производстве медикаментов, разработке новейшего механизма или алгоритма по диагностике/лечению и пр.)?
В студенческих работах и научно-исследовательских проектах начинающие исследователи опираются на результаты простейших опытов и экспериментов:
- Личные наблюдения, опыт;
- Выполнение кейсов или решение ситуационных задач согласно освоенной программе, модулю: теоретический багаж, инструкции, действующие регламенты и пр.;
- Выполнение лабораторных работ на базе вузов, лабораторный эксперимент с целью проверки гипотезы;
- Научно-исследовательские изыскания с целью проверки эффективности действующих правил, законов, подходов на теоретическом и практическом уровне;
- Согласно профессиональному направлению эксперименты могут быть терапевтического, профилактического, хирургического фармацевтического и пр. планов, но и выполнение возможно только под кураторством опытного наставника и с разрешения руководства объекта исследования, базы и пр.
Курсовые и дипломные работы студентов медицинских колледжей и вузов имеют целый спектр ограничений, начиная от технических и общих требований и заканчивая научным аппаратом изыскания, возможностями автора.
Результаты студенческого медицинского эксперимента включают в состав практического раздела. Как правило, на данную часть исследования отводится около 2/3 от общего объема работы: в курсовых работах – около 15 страниц, в дипломной работе – около 40-50 страниц.
Описание медицинского эксперимента в основной части курсовой, дипломной работы будет придерживаться принципов краткости и емкости, точности и достоверности. Краткость и емкость проявляется в выделении существенных моментов и полученных результатов, их научном объяснении и обосновании. Критерии точности и достоверности предполагают, что все результаты были тщательно перепроверены и могут в дальнейшем использоваться в дальнейших изысканиях при более глубокой разработке темы.
Для грамотного описания хода и результатов медицинского эксперимента, организованного и реализованного студентом, необходимо:
- Проанализировать ход научной деятельности и выделить основные мероприятия, этапы исследовательской деятельности;
- По мере формирования краткой программы медицинского эксперимента важно подчеркнуть полученные в рамках каждого шага результаты;
- Итоги медицинского эксперимента необходимо сопоставить с действующими правилами и нормами на теоретическом и научном уровне, на практике;
- Для подведения качественных итогов и обоснованных выводов, выявления конкретных тенденций и обоснования проблемы, решения, можно сравнить результаты эксперимента с данными подобных (но актуальных!) изысканий – научными работами, статистическими данными и пр.
- В конце каждого этапа необходимо сформулировать промежуточные выводы, подчеркивающие итоги и подталкивающие к дальнейшим действиям в рамках намеченной темы НИР. По мере завершения экспериментальной части предстоит подготовить общее умозаключение.
Обратите внимание, что описание медицинского эксперимента в студенческих исследованиях будет простым и емким, с соблюдением правил соразмерности и по этапности, то есть общей логики эксперимента.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Для наиболее полного описания медицинского эксперимента в курсовой или дипломной работе можно разбить на соответствующие подпункты согласно программе эксперимента:
- Общая характеристика эксперимента, где важно констатировать основные параметры изыскания: цель, задачи, объект и предмет, база, сроки проведения и пр. (проектирование и планирование мероприятий);
- Подготовительная стадия с кратким описанием соответствующих мероприятий: материально-техническая база, количество испытуемых или объектов, основа исследования (информация и пр.), методология и пр.;
- Основная стадия. В данном случае достаточно перечислить основные действия с акцентом на полученные результаты, обосновав их с научной точки зрения, практической значимости и пр.
Далее на основе указанных разделов в конце практической главы целесообразно отметить общие тенденции, диагностированную проблему, результаты проверки гипотезы и пр.
Если в проекте присутствует рекомендательный раздел, то здесь студенту предстоит подготовить план мероприятий, рекомендации по решению проблемы (прогнозы, общие планы или потенциальные направления для дальнейшей исследовательской деятельности). Не менее важно обосновать намеченные инновации и предложения со всех возможных и посильных сторон.
Студентам медицинских вузов свойственны больше лабораторные эксперименты и фундаментальные теоретические исследования. Притом изложение сути, хода и результатов экспериментальной деятельности будет осуществляться в научном стиле, но с минимумом профессионализмов, на более простом и понятном языке.
Особенности описания медицинского эксперимента в научной работе
В научных работах (монографиях, диссертациях), есть где развернуться. Во-первых, данные виды исследований более объемны и требуют точности, теоретической и практической обоснованности. Во-вторых, научная работа требует документального подтверждения полученных результатов, то есть их количественной и качественной обработки.
Медицинский эксперимент в научных проектах будет расписываться детально, начиная от проектирования/планирования, организационной стадии и детальным описанием хода реализации с констатацией полученных результатов. Здесь принцип краткости и емкости фактически не реализуется: чем точнее писание, точнее описание результата, обоснованнее выводы, тем выше качество НИР.
Важно отметить, что отдельные (наиболее яркие и важные) моменты медицинского эксперимента будут вынесены в рамки научных статей, а затем процитированы в основной части научной работы.
Медицинский эксперимент в рамках научной деятельности, выполняемой кандидатами и докторами наук, будет являться проверкой их гипотезы, ее апробацией и одновременно с этим оценкой эффективности предлагаемого решения. Притом в данном случае реализацией опытной части занимаются уже состоявшиеся медики, дипломанты и практики. Поэтому в научных работах чаще всего описываются следующие виды экспериментов:
- Клинические и доклинические испытания препаратов, новейших методик диагностики/лечения заболеваний, новейшего оборудования и пр.;
- Констатационные изыскания, призванные констатировать проблему, установить причинно-следственные связи с дальнейшим выдвижением гипотезы и ее апробацией.
Обратите внимание, что все медицинские эксперименты, описываемые в рамках научных изысканий, проходят ряд бюрократических процедур, а также требуют одобрения со стороны участников эксперимента, базы опыта (научной или медицинской организации и пр.).
Описание медицинского опыта в рамках научной работы будет производиться строго в рамках научного и медицинского стилей, согласно общей врачебной практике, нормам, ГОСТам и пр. Средний объем экспериментальной части научной работы составляет от 60-90страниц.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Сходства и отличия медицинских экспериментов под авторством студента или исследователя
Согласитесь, что от уровня подготовки автора научного исследования зависит многое: глубина погружения в тему, качество эксперимента и научной работы в целом, характер изыскания (фундаментальное или прикладное), качество информационной базы и пр.
Среди очевидных сходств медицинских экспериментов и исследований, проводимых студентами и учёными/практиками, можно отметить:
- Опытная часть должна вписываться в тему исследования, научный аппарат. Миссия эксперимента – подчеркнуть реалистичность и актуальность проблемы, ее наличие и влияние на объект;
- Экспериментальная часть НИР призвана акцентировать внимание на практике, то есть свойственна сугубо эмпирическим, прикладным изысканиям;
- Любой опыт в рамках медицинского исследования должен быть посилен исполнителю, то есть учитывать уровень его подготовки, материально техническую базу и возможности и пр. Более того, результаты изыскания должны быть проверяемыми;
- Обработка информации по итогам экспериментальной деятельности при выполнении медицинских НИР предполагает отражение только надежной и проверенной информации, добытых фактов с научным описанием в различных вариациях: текст, графики, схемы, рисунки, диаграммы и пр. Поэтому переработка данных будет производиться на качественном и количественном уровне с применением соответствующих методик и моделей;
- Стиль писания результатов эксперимента – научный, с преобладанием медицинских особенностей (терминов, сокращений и пр.).;
- Результаты экспериментальных действий должны быть прикреплены в научной или студенческой работе в виде приложений: результаты анкетирования, тестирования, лабораторные исследования и пр.
Признак |
Описание медицинских экспериментов в студенческих НИР |
Описание медицинских экспериментов научных работах |
Тематическая принадлежность |
Эксперимент должен вписывать в научный аппарат НИР, проверять конкретную гипотезу (теорию/инновацию), соответствовать теме |
|
Логика |
Медицинский эксперимент подлежит проектированию и планированию с учетом уровня подготовки автора |
|
Описание | Краткое и емкое с акцентом на результат, научное обоснование | Детальное и обоснованное |
Глубина исследования | Минимальная или средняя | Максимальная |
Характер исследования | Теоретический. Эксперимент призван проверить эффективность правил, концепций | Прикладной. Эксперимент призван решить проблему, разработать и апробировать инновацию |
Решение проблемы | Прогнозирование, моделирование | Апробация |
Основа исследования | Научная литература, лабораторные данные, статистические данные | Проведение эксперимента (естественного, лабораторного) |
Выполнение эксперимента и его описание в НИР под кураторством студентов или ученых будет разниться. Отличия проявятся в следующих моментах:
- Характер изыскания: студентам свойственны больше теоретические и лабораторные проекты, а ученым – прикладные, инновационные;
- Глубина погружения в тему: медицинский эксперимент практикующего врача или ученого будет учитывать всевозможные факторы, моменты, притом его возможности в части проведения опыта больше и весомее. Студенты же изучают проблемы в общем ракурсе, полагаясь на научную литературу, статистические данные, лабораторные эксперименты при вузах;
- Качество информации и интерпретации полученных результатов. Практикующие медики и кандидаты/доктора медицинских наук изложат итоги более аргументированно, сакцентированно вокруг проблемы, в рамках профессиональной среды. Студенты будут описывать ход изыскания проще, на уровне текущей подготовки и освоенной программы.
- В диссертациях и монографиях будет приводиться инновационное решение и его апробация, а в студенческих экспериментах чаще всего проверяется эффективность теорий, инструкций, нормативов и пр., без существенных инноваций.
- Решение проблемы в студенческих медицинских НИР будет лишь рекомендовано и спрогнозировано, смоделировано. Результаты медицинского эксперимента в НИР ученых и практиков – апробация выдвинутого решения с дальнейшей его проработкой для внедрения и повсеместного использования в профессиональной среде.
Таким образом, медицинские экспериментов в студенческих работах носят больше обзорный, описательный или аналитический характер. Опыты, описываемые в научных проектах более детальны и приближены к реальности, способствующие разработке и внедрению инноваций.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!