Подготовка курсовой, научно-исследовательской, дипломной или научной работы требует от автора тщательного обдумывания каждого шага. Любое исследование подлежит предварительному проектированию и тщательному планированию. Об особенностях указанных процессов мы уже писали в одной из наших статей.
Сегодня мы расскажем о специфике таких категорий студенческих и научных изысканий, как план и логика.
План исследования: понятие, функции и этапы формирования
Выбрав тему студенческой или научной работы, автору предстоит понять, л чем он намерен писать, какую проблему решать и как это делать. Поэтому процесс выполнения исследования – осмысленный, осознанны и продуманный. Притом каждая мысль подлежит не просто озвучиванию, но и фиксированию и конкретизации в виде плана.
План исследования представляет собой опору курсовой, дипломной или научной работы, где будут выделены тезисы и поставлена хронология событий, позволяющая полностью раскрыть суть.
![Основа для планирования исследования](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2022/10/word-image-29787-1.png)
План студенческой или научной работы позволяет продумать состав и специфику научного аппарата, выделить наиболее важные моменты, обязательные к освещению по тексту. Именно в ходе планирования изыскания происходит разработка научного и методологического аппарата:
- Анализ темы исследования и ее «первичное восприятие, понимание» позволяет выделить основную или наиболее интересную для автора проблему и наметить цель проекта;
- Изучение актуальных трудов по заявленной теме позволяет выделить общее направление научно-исследовательской деятельности: что изучать, ключевые термины и правила, современные методы и подходы и пр.;
- Сужение темы до конкретного объекта и предмета исследования позволяет отточить навыки по решению заявленной проблемы на конкретном примере и выработать индивидуальную траекторию по изучению и устранению слабого звена в системе.
План исследования позволяет автору курсовой, дипломной или научной работы наметить общую траекторию следования в рамках заявленной темы и понять: что нужно изучить и описать, как можно работать с проблемой, в каких случаях требуется активность и пр.
Планирование студенческой или научной работы предполагает учет как минимум нескольких важных факторов, гарантирующих успех н защите или аттестации. Во-первых, проектирование и проработка плана изыскания позволяет выявить интересы автора и пойти (погрузиться в предмет, науку) с наиболее привлекательной для него позиции, темы, проблематики и пр. Во-вторых. Написание курсовой или дипломной работы, научного проекта сводится к соблюдению четких регламентов (объем текста, оформление, качество первоисточников и пр. В-третьих, выделение наиболее важных моментов по теме исследования, которые автор считает обязательными для освещения и решения проблемы.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
![](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2019/01/banner_1.jpg)
План курсовой, дипломной или научной работы представляет собой список дел или действий, которые исследователю предстоит реализовать для полного изучения темы и описания полученных результатов. Именно следование намеченной траектории позволяет студенту или ученому продемонстрировать уровень своей компетентности, последовательность и глубину погружения в тему, ключевые тезисы, методы и мнения и пр.
Опытные эксперты и исполнители отмечают, что только тщательно спроектированное и спланированное изыскание считается обоснованным и завершенным. Но далеко не всегда план исследования позволяет оценить всецелостность текста и связь явлений.
Миссия плана студенческой или научной работы – выделить основные этапы по погружению в тему, ключевые термины и правила, классические и/или современные способы решения проблемы, то есть сакцентировать внимание на наиболее важных моментах.
Фактически, план исследования представляет собой первичную и емкую характеристику проекта, где отмечаются самые важные и существенные моменты, а также прослеживается последовательность изучения темы, погружения в нее, ширина и глубина изыскания. Притом именно планирование исследовательского процесса позволяет изучить и разрешить проблему, проверить гипотезу (выдвинутую автором).
Схема подготовки и проработки плана исследования выглядит следующим образом. Первый шаг – это выбор и анализ темы проекта. В данном случае важно понять, о чем предстоит писать и что изучать в общих чертах. Второй шаг – выделение авторской позиции и проработка деталей: выделение шагов по изучению тему с постепенным погружением (глубина исследования). В рамках второй стадии формирования плана исследования целесообразно выделить ключевые термины определения, законы методики, связанные с проблемой или ключевыми словами по теме. Третий шаг планирования предполагает постановку цели и задач исследования, где автор конкретизирует: проблема исследования, гипотеза, цель (основное действие) и задачи (последовательность действий по изучению действий).
Четвертый шаг по подготовке плана студенческой или научной работы сводится к анализу методических рекомендаций и ГОСТов, где отмечены требования, затрагивающие структуру исследования. В данном случае важно выделить количество (оптимальное и допустимое) глав и подпунктов, порядок их формирования (принцип соразмерности, емкости, обоснованности) и пр. Пятый шаг – оформление плана исследования в виде краткого и емкого списка мероприятий, который в последующем ляжет в основу оглавления (содержания) проекта.
Логика курсовой, дипломной или научной работы: понятие и особенности построения
Логика исследования представляет собой не просто последовательность погружения в заявленную тему, а отражение связей и хронологии событий, явлений и процессов, специфику авторской позиции, способов исследования и разрешения проблемы.
То есть логика исследования – это укрупненный план выполнения проекта, который будет дополнен переходами, связующими звеньями, дополнительными категориями и канонами, позволяющим превратить отдельные «скачки по теме» в связный и понятый, обоснованный текст.
![Из чего складывается логика исследования?](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2022/10/word-image-29787-2.png)
Рассматриваемая категория предполагает детализацию авторской позиции и разъяснение порядка ее обоснования, уточнение проблематики и способов ее изучения, разрешения. В общем виде логика студенческого или научного проекта представлена в виде комплекса взаимосвязанных действий, преследующих одну единую цель.
Обратите внимание, что именно логика позволяет скорректировать изначально спроектированный и спланированный научный аппарат, выбрать корректное русло и фокус исследования, придать классической теме или схеме индивидуальность, новую жизнь и ценность. Благодаря данной категории тема исследования раскрывается поэтапно, обоснованно, продуманно, точно и эффективно.
Построение логики и последовательности исследования зависит от массы факторов:
- Специфика и сложность темы исследования, ее проработанность другими исследователями;
- Авторская позиция и уровень подготовки исследователя, его интерес к теме, творческий подход и пр.;
- Качество информационной базы исследования: наличие традиционных подходов к решению заявленной проблемы, специфика текущей ситуации или объекта исследования, современные материалы и сведения по теме, результаты экспериментов и пр. Чем точнее информацию по теме, тем эффективнее результаты НИР;
- Умение автора выделять различные категории и воссоединять их в едином контексте, «расследовать» тему изучать, анализировать и решать) и пр.
Именно логика исследования позволяет воссоединить отдельные точки по теме в конструктивный и презентабельный вид, подчеркнуть актуальность проекта, перспективы его развития. Умение автора действовать по обстоятельность и адаптироваться к изменяющимся условиям, отстаивать собственное мнение и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
![](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2019/01/banner_1.jpg)
Формирование логики исследования базируется на ранее разработанном плане, анализе надежных и качественных первоисточников, последних достижений по теме (в науке и отрасли), представлениях и знаниях автора, авторской позиции. Данная категория позволяет не просто упорядочить комплекс намеченных мероприятий, но и связать их в единый и целенаправленный механизм.
Построение логики исследования основывается на следующих действиях:
- Анализ темы исследования и формирование плана исследовательской деятельности;
- Выделение основных этапов исследования с учетом из связности: хронология событий, связь терминов, правил, позиция и достижения современных авторов по заявленной теме, проблеме и науке/отрасли;
- Определение индивидуальности исследования: замысел (гипотеза), уточнение цели и задач, тщательна проработка научного аппарата с акцентом на авторские возможности, глубину погружения в дисциплину или профиль, отношение тематики к специализации;
- Подтверждение и описание новизны и ценности исследования с акцентом на результаты автора, его личный вклад в развитие темы и решение проблемы.
Логика исследования предполагает хронологичное или поэтапное изучение вопроса, проблему с констатацией четких выводов: что решать, как решать, зачем решать. Этот компонент позволяет сформировать всецелую картину мира по выбранной теме, определить ее роль и место в профессиональной или научной нише.
Логика исследовательской деятельности позволяет увязать тему, проблему и полученные результаты.
Сходства и отличия плана и логики исследования
План и логика студенческой или научной работы – обязательная и неотъемлемая часть исследования, прорабатываемая автором сугубо самостоятельно, индивидуально. Ни один проект невозможно подготовить качественно без данных параметров.
Таким образом, первым и ключевым сходством плана и логики исследования выступает их обязательный характер при выполнении курсовой, дипломной или научной работы. Данные компоненты являются фундаментом при раскрытии выбранной темы и выделенной проблемы.
Второй специфической чертой планирования и логического раскрытия темы изыскания выступает индивидуальный и самостоятельный характер. Независимо от того, то проекты будет выглядеть универсально, соответствовать ГОСТам и общим внутривузовским параметрам, автор раскрывает вопрос и решает проблему только посильными для него методами, способами, описывает явления и процессы каноны с выбранного им ракурса, что придает оригинальность ходу и обоснованность полученных результатам.
План исследования |
Логика исследования |
Свойственны любому письменную проекту и исследованию: студенческому, научному и пр. |
|
План разрабатывается в первую очередь | Логика исследования воссоздается на основе плана |
Конкретизация ключевых моментов: термины, тезисы, правила, теории и пр. | Констатация основных действий по описанию и раскрытию заявленных в плане тезисов и схем |
Перечень основных мероприятий в емкой форме | Описание и реализация условий реализации намеченных мероприятий, действий, отражение особенностей плана и его индивидуальности |
Общая траектория исследования | Детализированная траектория с акцентом на детали, связь мероприятий |
Посвящены одной и той же теме, проблеме, преследую единую цель и подчеркивают суть авторской позиции |
|
Их разработка базируется на классических требованиям ГОСТ |
|
Призваны сформировать единую и четкую целенаправленную последовательность действий в рамках заявленной темы, но с акцентом на авторскую позицию |
|
Проработка плана и логики базируется на канонах самостоятельности и индивидуальности |
План и логика исследования будут придерживаться единой схемы действий и тезисов, намеченных авторов. Отступать от заявленной траектории или иметь расхождения в плане и содержании проекта недопустимо. Поэтому третьим сходством рассматриваемых критериев выступает однозначность раскрытия темы.
План и логика в единой связке позволяют грамотно изучить и раскрыть тему, разрешить профессиональную или научную проблему обоснованно, осознанно и эффективно.
Среди явных отличий между планом и логикой исследования можно выделить следующие моменты:
- План – это лишь общая траектория, точечная линия по изучению темы где выделяются наиболее важные категории и моменты. Логика исследования позволяет увязать все намеченные ориентиры в единый и последовательный текст, поэтапно погружающий читателей в темы. То есть логика исследования – это связи и целая комбинация действий по писанию заявленных терминов и моментов, призванных изучить и раскрыть тему, решить проблему;
- План исследования отмечается в виде емкой градации действий. Он предстает в виде оглавления. Логика исследования выделяется только по ходу изыскания, на протяжении всего текста студенческого или научного проекта;
- План исследования очерчивает лишь наиболее важные параметры исследования, а логика позволяет создать условия для реализации заявленного кастета;
- План исследования опирается на разработке научного аппарата, а логика исследования призвана откорректировать намеченный механизм с учетом возможностей автора, его позиции и пр.;
- План изыскания — формальность, учитывающая технические требования к проекту, а логика – рационализация исследования с учетом авторской позиции, доступного инструментария, интуиции исполнителя и пр.;
- План выполнения курсовой, дипломной или научной работы очерчивает объем работ, потребные ресурсы и ожидаемые результаты, а логика – освещает варианты и возможности их реализации и пр.
Таким образом, план и логика исследования два связанных компонента, гарантирующих успех автору и четкое, обоснованное раскрытие выбранной темы.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
хорошая статья. Всегда полагала. Что из плана уже очевидна, что и как будет описывать автор. То есть та самая логика. Спасибо за разъяснение. План и логика очень тесно переплетены между собой. Дополняют друг друга и помогают студенту воссоздать качественный текст, исследование и получить достойный результат!