Техника критического анализа

Студенты и аспиранты при освоении выбранной ими программы подготовки так или иначе сталкиваются с проектной и научно-исследовательской деятельностью. При выполнении курсовых работ, научных статей, диссертаций, отчетов о НИР им предстоит работать с большим объёмом информации. Притом для них важно качество первоисточников. Для его определения необходимо полагаться на критический анализ данных.

Техника критического анализа

Студенты и аспиранты при освоении выбранной ими программы подготовки так или иначе сталкиваются с проектной и научно-исследовательской деятельностью. При выполнении курсовых работ, научных статей, диссертаций, отчетов о НИР им предстоит работать с большим объёмом информации. Притом для них важно качество первоисточников. Для его определения необходимо полагаться на критический анализ данных.

Понятие и миссия критического анализа информации

Критический анализ материалов представляет собой специфический инструмент по работе с первоисточниками и любыми сведениями. Он помогает авторам студенческих и научных трудов определить качество задействованных ресурсов и определить возможности их применения, роль в составе соответствующего исследования.

Зачем нужен критический анализ?
Зачем нужен критический анализ?

Цель применения такой тактики состоит в оценке информационной базы на базовые или основные критерии качества:

  • Актуальность и степень соответствия текущему положению дел в науке или отрасли в рамках изучаемой тематики и проблематики. То есть автор определяет, соответствует ли собранная им база тому положению дел, которое наблюдается в настоящее время.
  • Точность и правдоподобность. Этот параметр предполагает оценку описываемой картины на предмет совпадения с реальностью. Он помогает определить истинность и ложность материалов, сомнительность тех или иных утверждений, моментов или трудов и пр.
  • Достоверность. Исследование первоисточников по данному критерию предполагает определение доли надежной и неискаженной (ни формально, ни логически) информации из разных источников. То есть оценка по этому основанию позволяет понять точность описаний, корректность соответствующих моментов и явлений, контекст и суть текста, тематическое соответствие и пр.
  • Полнота. Этот критерий качества первоисточников позволяет оценить объем собранных материалов по теме и их достаточность для полного раскрытия основного исследовательского вопроса, выработки и обоснования нового решения, идеи, авторской позиции.

То есть миссия критического анализа материалов состоит в определении их качества и возможностей применения в рамках учебно- и научно-исследовательской деятельности, при написании студенческих работ, научных статей и диссертаций и пр. Именно этот навык помогает пользователям определить степень соответствия подобранной информационной базы критериям качества, понять значение и суть фактов, их надежность и пр.

Среди задач критической оценки первоисточников можно выделить следующие. Во-первых, пользователи развивают навыки критического мышления и учатся грамотно работать с материалами, сортировать, перепроверять и пр.

Во-вторых, столь тщательная экспертиза и изучение данных помогает тщательнее в них разобраться, выделить яркие детали, особенности, факты и тенденции, пригодные для использования в НИР и пр. То есть эта метода повышает уровень эрудиции, качество восприятия материалов, помогая собрать качественную доказательную базу и т.п.

В-третьих, применение рассматриваемого «фактчекингового подхода» помогает студентам и аспирантам оперативно обнаружить скрытые или малозаметные предположения, суждения в оригинале, основанные на предвзятости автора и голословных утверждений, суждений. Критический анализ помогает сопоставить факты и объективно взглянуть на описываемые моменты, определить степень их корректности и обоснованности, сомнительности и реалистичности.

В-четвертых, техника критической оценки данных развивает у пользователей логическое мышление и навыки научной аргументации. То есть в рамках этого подхода индивид обрабатывает первоисточник, оценивает его и пытается найти его применение в собственном проекте, задействовав в качестве основного или дополнительного ресурса для обоснования, описания и пр. То есть рассматриваемая стратегия помогает пользователю понять роль и место ресурса в его проекте, придать ему конкретное значение и грамотно ввести в контекст.

Таким образом, критический анализ информации – это особый инструмент в исследовательской и учебной деятельности, который помогает тщательно разобраться в ситуации, проверить качество первоисточников и определить их роль и место в проекте. Он содействует расширению кругозора, развитию аналитического и логического мышления, навыков фактчекинга и осмысленного, взвешенного включения данных в новые проекты.

Правила проведения критического анализа

У каждого подхода есть свои особенности. Критический анализ – это не просто определенная система или траектория, сбор методов по работе с информацией. Это технология, которая придерживается определенных правил и ограничений.

Принципы критического анализа
Принципы критического анализа

Первый канон рассматриваемой техники кроется в определении истинного первоисточника. Согласитесь, что описывать одну и ту же ситуацию можно с разных сторон. При этом суть, доказательная база, результаты и выводы могут совпадать. Но длина пути к финалу при этом буде различаться: по продолжительности затратности, качеству и пр. Поэтому важно не просто использовать несколько ресурсов по тематике, но и определить истинный первоисточник, то есть убедиться в следующих моментах: кем и откуда была получена информацию, степень ее надежности, проверяемости, уровень доверия к результатам и выводам и пр.

Второе правило состоит в проверке фактов, заявлений, выводов. Притом проверка предполагает не просто на критерии качества, но и требует использования контекстуального анализа, нарравтиного анализа данных и пр. Фактчекинг призван убедиться в точности доказательной базы и корректности написанных выводов, правильном использовании системы аргументов, степень подтверждения задействованных фактов и полученных умозаключений и пр.

Третий завет – учет контекста. При изучении материалов важно понимать, что в них говорится, на чем делается акцент, какие результаты преподносятся, какой вывод делает автор и к чему он клонит. То есть пользователя нужно понять мотивы исследователя, особенности суждений автора, грамотность и корректность применения тех или иных материалов и обоснованность, надежность полученных результатов, точность и достоверность выводов и рекомендаций. То есть важно понять, правильно ил употреблены те или иные сведения в первоисточнике, не искажены ли они, корректно ли их воспринимает и применяет автор и пр.

Четвертый принцип – оцениваемость. Он предполагает проведение экспертизы относительно точности, правдивости, актуальности и компетентности оригинала. Пользователь в данном случае не просто внимательно изучает тот или иной ресурс, но и уточняет квалификацию его автора, опыт НИР и работы в соответствующей области. То есть с помощью критического анализа индивид оценивает как первоисточник, ситуацию в целом, так и авторитет его создателя.

Пятое правило – ограниченность. Каждый материал имеет свой спектр применения – определенная тема, проблема, научная область и пр. Пользователю также предстоит отметить соответствующие возможности и ограничения по использованию первоисточника в личных целях: вторичный или первичный характер, обзорная часть или доказательная база, просто упоминание или опорный элемент в тексте и пр.

Таким образом, проведение критического анализа информации – процесс многогранный. Специфический и регламентированный. Поэму при его задействовании важно тщательно разобраться во всех принципах и особенностях.

Инструментарий для проведения критического анализа

Реализация критического мониторинга и оценки данных требует тщательного подбора соответствующих инструментов, которые позволят провести соответствующий разбор текста и облегчить ход фактчекинга и перераспределения данных в новом проекте.

Инструмент

Характеристика

Способ и сфера применения

Критическое мышление Навык, помогающий объективно взглянуть на информацию и ситуацию, оценить ее качество Основан на собственном опыте и наблюдениях, знаниях, умении сравнивать. Используется повсеместно
SWOT-анализ Выделение сильных и слабых сторон по теме, тексту, в отношении конкретных концепций и теорий, первоисточников Анализ ситуации и поиск способов решения, оценка качества первоисточников. Может использоваться повсеместно. Чаще всего применим в экономических исследованиях
Пирамида доказательств Сбор достоверных фактов за ил против гипотезы, конкретного автора и пр. Научная аргументация выдвинутой позиции или проверка первоисточника на основе других материалов
Анализ данных Сравнение, сопоставление, проведение аналогий в разных первоисточниках по одному и тому же вопросу, выделение общих тенденций, сходств и отличий, противоречий Повсеместно

Первичным инструментом для использования соответствующей парадигмы является критическое мышление. Оно предполагает не просто вычитку и анализ материалов, но и ее переработку с качественной, логической стороны: определение степени соответствия реалиям, точность и надежность, определение возможностей и целей ее применения в новом проекте и пр. То есть данный навык, как инструмент соответствующего подхода, помогает пользователю вникнуть в суть, разобраться в деталях и нюансах, понять пригодность материалов и определить их место в своей НИР.

Вторым инструментов критического анализа выступает SWOT-анализ. Этот прием помогает понять особенности первоисточника, его сильные и слабые стороны, подчеркнуть весомость суждений и выводов или их сомнительность, проверить степень соответствия текущему положению дел в науке или отрасли, уровень достоверности и значимости материалов, ценить потенциальные риски и угрозы при их использовании в проекте.

Еще одним полезным инструментом является пирамида доказательств. Она предполагает сверку материалов, фактов, тенденций и выводов между разными источниками информации, но в рамках одного конкретного момента (темы, вопроса, части исследования). При помощи такого подхода исследователь не только оценивает качество данных, но и формирует безоговорочную доказательную базу для своего проекта, идеи, темы и пр.

Самым главным инструментом рассматриваемой парадигмы является непосредственно анализ, аналитическая деятельность человека. То есть он предполагает сопоставление ресурсов с конкретной целью: проверки, отбора, оценки, обоснования, описания, пояснения и пр. То есть перед тем, как задействовать тот или иной материал, его фрагмент, важно его прогнозировать и подключить при этом «критику»: задать вопросы, подвергнуть сомнению, убедится в корректности и достоверности описываемых моментов и фактов.

Не менее важно полагаться на общенаучные приемы и подходы. Именно на их основе базируется типичный фактчекинговый мониторинг данных. Пользователю важно уметь не только читать данные, но и сличать их, сопоставлять, уметь расширять и сужать спектр их применения (то есть адаптировать под конкретные условия, обстоятельства, ситуации), обобщать или синтезировать, абстрагировать, проводить аналогии, правильно описывать отдельные моменты и картину в целом и пр. То есть критический анализ помогает не только разобраться в материалах, но и грамотно их применять в новых исследованиях.

В зависимости от приверженности первоисточника к конкретной научной области, тематике, может быть задействован специализированный методологический аппарат. В этом случае пользователь углубится в конкретный вопрос, разберется в деталях, причинах и следствиях и определит дальнейший ход НИР с использованием соответствующих доказательств и материалов.

Таким образом, проведение критического анализа первоисточников – процедура комплексная, требующая тщательного подбора инструментов с учетом тематических особенностей проекта, возможностей автора и желаемых результатов. Перед применением каждого подхода и метода, важно разобраться во всех его тонкостях и особенностях, правилах. Только так индивид сможет получить достоверный результат и заработать достойный авторитет в академических кругах.

Варианты и техники проведения критического анализа

Критический анализ может быть проведен по-разному. Каждый пользователь выстраивает самостоятельную стратегию по применению этого подхода. Ниже мы приведем наиболее популярные техники использования критического анализа в проектной деятельности студентов и аспирантов.

Варианты проведения критического анализа
Варианты проведения критического анализа

Техника 1. Систематический анализ данных. Он предполагает сначала всестороннее исследование темы на основе различных первоисточников. То есть для начала пользователю предстоит собрать максимально посильный и доступный для изучения объем ресурсов, а затем грамотно разбить его на смысловые блоки или части. То есть изначально тема исследуется в общем направлении, а затем поэтапно с акцентом на каждый блок, шаг, мнение и пр. Систематическая тактика помогает глубже разобраться в теме, выделить четкую доказательную базу, основные качественные первоисточники и грамотно обозначить авторскую идею и позицию. Также при помощи этого варианта пользователь с легкостью проверит качество информации, отфильтруя надежное от сомнительного, степени соответствия теме и плану работы.

Техника 2. Сравнительный анализ. Данная метода базируется на соответствующем одноименном инструменте – сравнение, сопоставление. То есть в данном случае проводится не обзор темы с параллельной оценкой материалов, именно сопоставление сведений в рамках каждого вопроса, момента. То есть пользователь сравнивает данные по конкретной парадигме и выделяет совпадения, противоречия, сомнения и пр. Сравнительный анализ также предполагает сопоставление идеи, мнения, выводов исследователя с существующими теориями, концепциями, последними разработками и инновациями по теме и пр. То есть в этом формате происходит сравнение данных, собственной гипотезы с существующими решениями, выделяют сходства и отличия НИР, точек зрения и пр. Это и фактчекинг, и обоснование, обобщение материалов в одном флаконе.

Техника 3. Контекстуальный анализ. В этом случае пользователь исследует тематику и проблематику, полагаясь на исторический и историографический обзор. При таком раскладе индивид устанавливает эволюцию исследовательского вопроса и противоречия, теории и методики, способы урегулирования, степень их эффективности, достоинства и недостатки. Затем на основе располагаемой информации он формирует собственную позицию, решение и обосновывает его. Контекстуальный метод помогает проникнуть в суть темы, вопроса, проблемы, досконально изучить их. Определить качество первоисточников и грамотно сфокусировать, обосновать свою гипотезу, эффективно задействовав соответствующие материалы и факты.

Техника 4. Обобщающая. Она основана на систематизации собранных первоисточников с целью описания общей тематической картины, а также обобщения выводов и их обоснования. Она предполагает избирательность и использование конкретных первоисточников согласно логике научного исследования и контекста. То есть автор, располагая определенными фактами. Мнениями, теориями, сначала выделяет свою позицию, а затем подводит общие выводы. Обобщение предполагает грамотное сочетание собственных результатов с общенаучными парадигмами, мнениями, концепциями. При таком раскладе результаты и выводы становятся более убедительными.

В целом, все техники и способы проведения критического анализа информации основаны на аналитических операциях с конкретным уклоном: на сравнение, систематизацию и структурирование источников, контекст, обобщение и пр. Но каждый из них требует от пользователя внимательности и разборчивости, информационной насыщенности и переработки.

Сложности реализации критического анализа информации

Проводить критический анализ первоисточников не так просто. Студенты и аспиранты нередко сталкиваются с целом спектром преград и нюансов.

Нюансы при проведении критического анализа
Нюансы при проведении критического анализа

Одной из явных сложностей в реализации критического подхода к оценке и применению источников информации является избыток или дефицит первоисточников по теме исследования. В первом случае пользователю трудно не просто разобраться, но и запомнить, что и где сказано, проверить качество соответствующей информации и пр. Во втором случае на фоне малоизученности темы перепроверить некоторые моменты становится вовсе невозможным. То есть ключевая сложность кроется в объеме материалов и скорости их обработки, достаточности фактов и проверке их качества.

Вторая сложность состоит в противоречивости или неоднозначности толкования материалов. Разные авторы могу трактовать и использовать тот иной прием, концепцию, правило в нужном им ракурсе и направлении. В данном случае важно убедиться, что применен подход верно, а результаты достоверны. То есть основная преграда в рамках критического анализа состоит в необходимости правильного восприятия материалов и их грамотного применения, однозначно и точно, целенаправленно. Важно избегать двусмысленных формулировок, непонятных и сомнительных описаний, использования некачественной базы.

Третий нюанс в использовании первоисточников и применении критического подхода связан с искаженностью данных или их скрытой манипуляцией. Данный аспект тесным образом связан с предшествующим моментом. Он предполагает использование найденных первоисточников в собственных целях и их адаптацию под конкретную ситуацию, вывод, утверждение и пр. То есть здесь наблюдается искажение изначальной сути оригинала под потребности и нужды исследователя, что недопустимо. Критической анализ должен исключать такой формат. Но некоторые студенты полагают, что посредством критического подхода они смогут грамотно употребить соответствующий факт в нужном им контексте. То есть происходит неверное восприятие миссии этого инструмента и его некорректное применение.

Также сложность в проведении качественного критического анализа материалов состоит в отсутствии опыта и дефиците времени на проведение необходимых манипуляций и процедур. При таком раскладе студенты зачастую пренебрегают всесторонней проверкой качества материалов, полагаются на сомнительные сведения. Второпях они могут также допускать логические ошибки: неправильно воспринимать информацию, неверное ее излагать в ходе НИР и пр.

Еще одна преграда, встречающаяся среди студентов при использовании критического подхода, состоит в отсутствии навыков проведения фактчекинга. Пользователи не понимают, что требуется оценить и как это сделать, где искать достоверные материалы. На которые можно положиться и пр. Поэтому они либо отказываются от части первоисточников в пользу общепринятой научной литературы, где оценивать качество информации не требуется, либо вовсе стараются полагаться только на статистику, официальные заявления и пр. Но критический подход требует проверки любой информации независимо от ее происхождения, авторитетности, цитируемости и пр. Поэтому пользователям предстоит как минимум понять принципы фактчекинга и научиться их применять хотя бы на основе сравнения данных.

Таким образом, проведение критического анализа способно вызвать массу вопросов и нюансов, как у начинающих пользователей, так и у опытных исследователей. Виной в появлении вопросов и проблем становится лень, дефицит времени, отсутствие должных навыков и аналитических способностей, слабо проработанная методологическая база исследования или неправильно подобранный инструментарий.

Роль критического анализа в студенческих и научных работах

Критический метод обработки информации играет весомую роль в жизни студентов, аспирантов и исследователей.

Что дает критический анализ?
Что дает критический анализ?

Во-первых, при выполнении курсовых и дипломных работ студентам приходится собирать доступную им информацию и грамотно ее перерабатывать. Именно в ходе переработки должен быть использовать метод критики. Он поможет удостовериться в качестве первоисточников, определить их роль в основе студенческого проекта и в рамках заявленной тематики, исследовательского вопроса, определить способы включения в состав документа и пр. То есть рассматриваемый инструмент помогает грамотно сформировать надежную информационную базу исследования.

Во-вторых, посредством критического анализа данных авторы глубже проникают в суть изучаемого вопроса, замечают детали, связи, причины и следствия. А также тщательнее изучают тему. Благодаря столь кропотливой работе им удается выделить достоинства и недостатки существующих методов, правил, теорий, стратегий и выработать собственную систему решений, которая будет учитывать соответствующие моменты и поможет оптимизировать ситуацию. То есть в данном случае метод критики помогает заметить потенциальные решения и способы совершенствования ситуации, обосновать их, продумать и грамотно описать.

В-третьих, рассматриваемый подход развивает у студентов и аспирантов самостоятельность и ответственность, помогая тем самым избежать проблем с авторской этикой и плагиатом. То есть посредством этого метода исследователи не просто оценивают материалы, но и грамотно их адаптируют под свою идею, качественно преподносят, обыгрывая в контексте с сохранением изначального смысла (согласно оригинальной версии) и отмечая автора соответствующей идеи, разработки и пр. При таком раскладе риск нарушения норм плагиата, искажения первоисточника минимален.

В-четвертых, в проектной деятельности критический анализ призван обеспечить качество исследования и получаемых результатов, их четкое обоснование. То есть, полагаясь на данный прием, универсанты и исследователи задействуют только проверенные материалы и используют по мере необходимости с конкретной целью. То есть сам по себе процесс выполнения курсовой, дипломной или научной работы становится более продуманным, понятным, всесторонним: расширяет кругозор и развивает определенные профессиональные компетенции.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: критический анализ играет существенную роль в обучении и развитии студентов, аспирантов, а также в рамках проектной деятельности. С его помощью происходит более глубокое изучение предметов и тем, всесторонняя проверка информации и ее качественная переработка, осмысление и грамотное применение. Притом качество подготовки выпускников также повышается, ведь они владеют достоверными и актуальными данными, приемами и пр.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

Рекомендации для студентов и аспирантов по проведению критического анализа

Оценивайте все первоисточники на принцип тематической приверженности. Важно понять, подходит ли он в рамках темы проекта.

Сравнивайте несколько первоисточников, чтобы убедиться в достоверности информации.

В проекте сопоставляйте различные точки зрения, мнения разных авторов, чтобы показать всесторонний подход, разнообразие позиций, наличие противников и сторонников. В данном случае критический подход поможет подчеркнуть особенности каждого материала и позиции.

Обязательно анализируйте заявленные факты, тенденции и материалы, проводя параллель с собственной идеей и позицией. Важно увязать первоисточники не только с темой, но и собственным мнением, видением.

Развивайте навыки критического мышления и старайтесь пользоваться им не только в рамках проектной деятельности, но и повсеместно. О том, как правильно и грамотно развивать такие компетенции мы писали ранее.

Чтобы упрости процесс работы с информационной базой исследования и легче применять критический метод, задавайте первоисточнику вопросы. Поиск ответов на них поможет тщательнее переработать информацию, понять ее суть, особенности и найти достойный способ применения.

Если возникают вопросы или сложности с применением критического метода, то воспользуйтесь помощью научного руководителя или обратитесь за консультацией к специалистам ДиссХелп.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!