Студенты и аспиранты при освоении выбранной ими программы подготовки так или иначе сталкиваются с проектной и научно-исследовательской деятельностью. При выполнении курсовых работ, научных статей, диссертаций, отчетов о НИР им предстоит работать с большим объёмом информации. Притом для них важно качество первоисточников. Для его определения необходимо полагаться на критический анализ данных.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие и миссия критического анализа информации
Критический анализ материалов представляет собой специфический инструмент по работе с первоисточниками и любыми сведениями. Он помогает авторам студенческих и научных трудов определить качество задействованных ресурсов и определить возможности их применения, роль в составе соответствующего исследования.
Цель применения такой тактики состоит в оценке информационной базы на базовые или основные критерии качества:
- Актуальность и степень соответствия текущему положению дел в науке или отрасли в рамках изучаемой тематики и проблематики. То есть автор определяет, соответствует ли собранная им база тому положению дел, которое наблюдается в настоящее время.
- Точность и правдоподобность. Этот параметр предполагает оценку описываемой картины на предмет совпадения с реальностью. Он помогает определить истинность и ложность материалов, сомнительность тех или иных утверждений, моментов или трудов и пр.
- Достоверность. Исследование первоисточников по данному критерию предполагает определение доли надежной и неискаженной (ни формально, ни логически) информации из разных источников. То есть оценка по этому основанию позволяет понять точность описаний, корректность соответствующих моментов и явлений, контекст и суть текста, тематическое соответствие и пр.
- Полнота. Этот критерий качества первоисточников позволяет оценить объем собранных материалов по теме и их достаточность для полного раскрытия основного исследовательского вопроса, выработки и обоснования нового решения, идеи, авторской позиции.
То есть миссия критического анализа материалов состоит в определении их качества и возможностей применения в рамках учебно- и научно-исследовательской деятельности, при написании студенческих работ, научных статей и диссертаций и пр. Именно этот навык помогает пользователям определить степень соответствия подобранной информационной базы критериям качества, понять значение и суть фактов, их надежность и пр.
Среди задач критической оценки первоисточников можно выделить следующие. Во-первых, пользователи развивают навыки критического мышления и учатся грамотно работать с материалами, сортировать, перепроверять и пр.
Во-вторых, столь тщательная экспертиза и изучение данных помогает тщательнее в них разобраться, выделить яркие детали, особенности, факты и тенденции, пригодные для использования в НИР и пр. То есть эта метода повышает уровень эрудиции, качество восприятия материалов, помогая собрать качественную доказательную базу и т.п.
В-третьих, применение рассматриваемого «фактчекингового подхода» помогает студентам и аспирантам оперативно обнаружить скрытые или малозаметные предположения, суждения в оригинале, основанные на предвзятости автора и голословных утверждений, суждений. Критический анализ помогает сопоставить факты и объективно взглянуть на описываемые моменты, определить степень их корректности и обоснованности, сомнительности и реалистичности.
В-четвертых, техника критической оценки данных развивает у пользователей логическое мышление и навыки научной аргументации. То есть в рамках этого подхода индивид обрабатывает первоисточник, оценивает его и пытается найти его применение в собственном проекте, задействовав в качестве основного или дополнительного ресурса для обоснования, описания и пр. То есть рассматриваемая стратегия помогает пользователю понять роль и место ресурса в его проекте, придать ему конкретное значение и грамотно ввести в контекст.
Таким образом, критический анализ информации – это особый инструмент в исследовательской и учебной деятельности, который помогает тщательно разобраться в ситуации, проверить качество первоисточников и определить их роль и место в проекте. Он содействует расширению кругозора, развитию аналитического и логического мышления, навыков фактчекинга и осмысленного, взвешенного включения данных в новые проекты.
Правила проведения критического анализа
У каждого подхода есть свои особенности. Критический анализ – это не просто определенная система или траектория, сбор методов по работе с информацией. Это технология, которая придерживается определенных правил и ограничений.
Первый канон рассматриваемой техники кроется в определении истинного первоисточника. Согласитесь, что описывать одну и ту же ситуацию можно с разных сторон. При этом суть, доказательная база, результаты и выводы могут совпадать. Но длина пути к финалу при этом буде различаться: по продолжительности затратности, качеству и пр. Поэтому важно не просто использовать несколько ресурсов по тематике, но и определить истинный первоисточник, то есть убедиться в следующих моментах: кем и откуда была получена информацию, степень ее надежности, проверяемости, уровень доверия к результатам и выводам и пр.
Второе правило состоит в проверке фактов, заявлений, выводов. Притом проверка предполагает не просто на критерии качества, но и требует использования контекстуального анализа, нарравтиного анализа данных и пр. Фактчекинг призван убедиться в точности доказательной базы и корректности написанных выводов, правильном использовании системы аргументов, степень подтверждения задействованных фактов и полученных умозаключений и пр.
Третий завет – учет контекста. При изучении материалов важно понимать, что в них говорится, на чем делается акцент, какие результаты преподносятся, какой вывод делает автор и к чему он клонит. То есть пользователя нужно понять мотивы исследователя, особенности суждений автора, грамотность и корректность применения тех или иных материалов и обоснованность, надежность полученных результатов, точность и достоверность выводов и рекомендаций. То есть важно понять, правильно ил употреблены те или иные сведения в первоисточнике, не искажены ли они, корректно ли их воспринимает и применяет автор и пр.
Четвертый принцип – оцениваемость. Он предполагает проведение экспертизы относительно точности, правдивости, актуальности и компетентности оригинала. Пользователь в данном случае не просто внимательно изучает тот или иной ресурс, но и уточняет квалификацию его автора, опыт НИР и работы в соответствующей области. То есть с помощью критического анализа индивид оценивает как первоисточник, ситуацию в целом, так и авторитет его создателя.
Пятое правило – ограниченность. Каждый материал имеет свой спектр применения – определенная тема, проблема, научная область и пр. Пользователю также предстоит отметить соответствующие возможности и ограничения по использованию первоисточника в личных целях: вторичный или первичный характер, обзорная часть или доказательная база, просто упоминание или опорный элемент в тексте и пр.
Таким образом, проведение критического анализа информации – процесс многогранный. Специфический и регламентированный. Поэму при его задействовании важно тщательно разобраться во всех принципах и особенностях.
Инструментарий для проведения критического анализа
Реализация критического мониторинга и оценки данных требует тщательного подбора соответствующих инструментов, которые позволят провести соответствующий разбор текста и облегчить ход фактчекинга и перераспределения данных в новом проекте.
Инструмент |
Характеристика |
Способ и сфера применения |
Критическое мышление | Навык, помогающий объективно взглянуть на информацию и ситуацию, оценить ее качество | Основан на собственном опыте и наблюдениях, знаниях, умении сравнивать. Используется повсеместно |
SWOT-анализ | Выделение сильных и слабых сторон по теме, тексту, в отношении конкретных концепций и теорий, первоисточников | Анализ ситуации и поиск способов решения, оценка качества первоисточников. Может использоваться повсеместно. Чаще всего применим в экономических исследованиях |
Пирамида доказательств | Сбор достоверных фактов за ил против гипотезы, конкретного автора и пр. | Научная аргументация выдвинутой позиции или проверка первоисточника на основе других материалов |
Анализ данных | Сравнение, сопоставление, проведение аналогий в разных первоисточниках по одному и тому же вопросу, выделение общих тенденций, сходств и отличий, противоречий | Повсеместно |
Первичным инструментом для использования соответствующей парадигмы является критическое мышление. Оно предполагает не просто вычитку и анализ материалов, но и ее переработку с качественной, логической стороны: определение степени соответствия реалиям, точность и надежность, определение возможностей и целей ее применения в новом проекте и пр. То есть данный навык, как инструмент соответствующего подхода, помогает пользователю вникнуть в суть, разобраться в деталях и нюансах, понять пригодность материалов и определить их место в своей НИР.
Вторым инструментов критического анализа выступает SWOT-анализ. Этот прием помогает понять особенности первоисточника, его сильные и слабые стороны, подчеркнуть весомость суждений и выводов или их сомнительность, проверить степень соответствия текущему положению дел в науке или отрасли, уровень достоверности и значимости материалов, ценить потенциальные риски и угрозы при их использовании в проекте.
Еще одним полезным инструментом является пирамида доказательств. Она предполагает сверку материалов, фактов, тенденций и выводов между разными источниками информации, но в рамках одного конкретного момента (темы, вопроса, части исследования). При помощи такого подхода исследователь не только оценивает качество данных, но и формирует безоговорочную доказательную базу для своего проекта, идеи, темы и пр.
Самым главным инструментом рассматриваемой парадигмы является непосредственно анализ, аналитическая деятельность человека. То есть он предполагает сопоставление ресурсов с конкретной целью: проверки, отбора, оценки, обоснования, описания, пояснения и пр. То есть перед тем, как задействовать тот или иной материал, его фрагмент, важно его прогнозировать и подключить при этом «критику»: задать вопросы, подвергнуть сомнению, убедится в корректности и достоверности описываемых моментов и фактов.
Не менее важно полагаться на общенаучные приемы и подходы. Именно на их основе базируется типичный фактчекинговый мониторинг данных. Пользователю важно уметь не только читать данные, но и сличать их, сопоставлять, уметь расширять и сужать спектр их применения (то есть адаптировать под конкретные условия, обстоятельства, ситуации), обобщать или синтезировать, абстрагировать, проводить аналогии, правильно описывать отдельные моменты и картину в целом и пр. То есть критический анализ помогает не только разобраться в материалах, но и грамотно их применять в новых исследованиях.
В зависимости от приверженности первоисточника к конкретной научной области, тематике, может быть задействован специализированный методологический аппарат. В этом случае пользователь углубится в конкретный вопрос, разберется в деталях, причинах и следствиях и определит дальнейший ход НИР с использованием соответствующих доказательств и материалов.
Таким образом, проведение критического анализа первоисточников – процедура комплексная, требующая тщательного подбора инструментов с учетом тематических особенностей проекта, возможностей автора и желаемых результатов. Перед применением каждого подхода и метода, важно разобраться во всех его тонкостях и особенностях, правилах. Только так индивид сможет получить достоверный результат и заработать достойный авторитет в академических кругах.
Варианты и техники проведения критического анализа
Критический анализ может быть проведен по-разному. Каждый пользователь выстраивает самостоятельную стратегию по применению этого подхода. Ниже мы приведем наиболее популярные техники использования критического анализа в проектной деятельности студентов и аспирантов.
Техника 1. Систематический анализ данных. Он предполагает сначала всестороннее исследование темы на основе различных первоисточников. То есть для начала пользователю предстоит собрать максимально посильный и доступный для изучения объем ресурсов, а затем грамотно разбить его на смысловые блоки или части. То есть изначально тема исследуется в общем направлении, а затем поэтапно с акцентом на каждый блок, шаг, мнение и пр. Систематическая тактика помогает глубже разобраться в теме, выделить четкую доказательную базу, основные качественные первоисточники и грамотно обозначить авторскую идею и позицию. Также при помощи этого варианта пользователь с легкостью проверит качество информации, отфильтруя надежное от сомнительного, степени соответствия теме и плану работы.
Техника 2. Сравнительный анализ. Данная метода базируется на соответствующем одноименном инструменте – сравнение, сопоставление. То есть в данном случае проводится не обзор темы с параллельной оценкой материалов, именно сопоставление сведений в рамках каждого вопроса, момента. То есть пользователь сравнивает данные по конкретной парадигме и выделяет совпадения, противоречия, сомнения и пр. Сравнительный анализ также предполагает сопоставление идеи, мнения, выводов исследователя с существующими теориями, концепциями, последними разработками и инновациями по теме и пр. То есть в этом формате происходит сравнение данных, собственной гипотезы с существующими решениями, выделяют сходства и отличия НИР, точек зрения и пр. Это и фактчекинг, и обоснование, обобщение материалов в одном флаконе.
Техника 3. Контекстуальный анализ. В этом случае пользователь исследует тематику и проблематику, полагаясь на исторический и историографический обзор. При таком раскладе индивид устанавливает эволюцию исследовательского вопроса и противоречия, теории и методики, способы урегулирования, степень их эффективности, достоинства и недостатки. Затем на основе располагаемой информации он формирует собственную позицию, решение и обосновывает его. Контекстуальный метод помогает проникнуть в суть темы, вопроса, проблемы, досконально изучить их. Определить качество первоисточников и грамотно сфокусировать, обосновать свою гипотезу, эффективно задействовав соответствующие материалы и факты.
Техника 4. Обобщающая. Она основана на систематизации собранных первоисточников с целью описания общей тематической картины, а также обобщения выводов и их обоснования. Она предполагает избирательность и использование конкретных первоисточников согласно логике научного исследования и контекста. То есть автор, располагая определенными фактами. Мнениями, теориями, сначала выделяет свою позицию, а затем подводит общие выводы. Обобщение предполагает грамотное сочетание собственных результатов с общенаучными парадигмами, мнениями, концепциями. При таком раскладе результаты и выводы становятся более убедительными.
В целом, все техники и способы проведения критического анализа информации основаны на аналитических операциях с конкретным уклоном: на сравнение, систематизацию и структурирование источников, контекст, обобщение и пр. Но каждый из них требует от пользователя внимательности и разборчивости, информационной насыщенности и переработки.
Сложности реализации критического анализа информации
Проводить критический анализ первоисточников не так просто. Студенты и аспиранты нередко сталкиваются с целом спектром преград и нюансов.
Одной из явных сложностей в реализации критического подхода к оценке и применению источников информации является избыток или дефицит первоисточников по теме исследования. В первом случае пользователю трудно не просто разобраться, но и запомнить, что и где сказано, проверить качество соответствующей информации и пр. Во втором случае на фоне малоизученности темы перепроверить некоторые моменты становится вовсе невозможным. То есть ключевая сложность кроется в объеме материалов и скорости их обработки, достаточности фактов и проверке их качества.
Вторая сложность состоит в противоречивости или неоднозначности толкования материалов. Разные авторы могу трактовать и использовать тот иной прием, концепцию, правило в нужном им ракурсе и направлении. В данном случае важно убедиться, что применен подход верно, а результаты достоверны. То есть основная преграда в рамках критического анализа состоит в необходимости правильного восприятия материалов и их грамотного применения, однозначно и точно, целенаправленно. Важно избегать двусмысленных формулировок, непонятных и сомнительных описаний, использования некачественной базы.
Третий нюанс в использовании первоисточников и применении критического подхода связан с искаженностью данных или их скрытой манипуляцией. Данный аспект тесным образом связан с предшествующим моментом. Он предполагает использование найденных первоисточников в собственных целях и их адаптацию под конкретную ситуацию, вывод, утверждение и пр. То есть здесь наблюдается искажение изначальной сути оригинала под потребности и нужды исследователя, что недопустимо. Критической анализ должен исключать такой формат. Но некоторые студенты полагают, что посредством критического подхода они смогут грамотно употребить соответствующий факт в нужном им контексте. То есть происходит неверное восприятие миссии этого инструмента и его некорректное применение.
Также сложность в проведении качественного критического анализа материалов состоит в отсутствии опыта и дефиците времени на проведение необходимых манипуляций и процедур. При таком раскладе студенты зачастую пренебрегают всесторонней проверкой качества материалов, полагаются на сомнительные сведения. Второпях они могут также допускать логические ошибки: неправильно воспринимать информацию, неверное ее излагать в ходе НИР и пр.
Еще одна преграда, встречающаяся среди студентов при использовании критического подхода, состоит в отсутствии навыков проведения фактчекинга. Пользователи не понимают, что требуется оценить и как это сделать, где искать достоверные материалы. На которые можно положиться и пр. Поэтому они либо отказываются от части первоисточников в пользу общепринятой научной литературы, где оценивать качество информации не требуется, либо вовсе стараются полагаться только на статистику, официальные заявления и пр. Но критический подход требует проверки любой информации независимо от ее происхождения, авторитетности, цитируемости и пр. Поэтому пользователям предстоит как минимум понять принципы фактчекинга и научиться их применять хотя бы на основе сравнения данных.
Таким образом, проведение критического анализа способно вызвать массу вопросов и нюансов, как у начинающих пользователей, так и у опытных исследователей. Виной в появлении вопросов и проблем становится лень, дефицит времени, отсутствие должных навыков и аналитических способностей, слабо проработанная методологическая база исследования или неправильно подобранный инструментарий.
Роль критического анализа в студенческих и научных работах
Критический метод обработки информации играет весомую роль в жизни студентов, аспирантов и исследователей.
Во-первых, при выполнении курсовых и дипломных работ студентам приходится собирать доступную им информацию и грамотно ее перерабатывать. Именно в ходе переработки должен быть использовать метод критики. Он поможет удостовериться в качестве первоисточников, определить их роль в основе студенческого проекта и в рамках заявленной тематики, исследовательского вопроса, определить способы включения в состав документа и пр. То есть рассматриваемый инструмент помогает грамотно сформировать надежную информационную базу исследования.
Во-вторых, посредством критического анализа данных авторы глубже проникают в суть изучаемого вопроса, замечают детали, связи, причины и следствия. А также тщательнее изучают тему. Благодаря столь кропотливой работе им удается выделить достоинства и недостатки существующих методов, правил, теорий, стратегий и выработать собственную систему решений, которая будет учитывать соответствующие моменты и поможет оптимизировать ситуацию. То есть в данном случае метод критики помогает заметить потенциальные решения и способы совершенствования ситуации, обосновать их, продумать и грамотно описать.
В-третьих, рассматриваемый подход развивает у студентов и аспирантов самостоятельность и ответственность, помогая тем самым избежать проблем с авторской этикой и плагиатом. То есть посредством этого метода исследователи не просто оценивают материалы, но и грамотно их адаптируют под свою идею, качественно преподносят, обыгрывая в контексте с сохранением изначального смысла (согласно оригинальной версии) и отмечая автора соответствующей идеи, разработки и пр. При таком раскладе риск нарушения норм плагиата, искажения первоисточника минимален.
В-четвертых, в проектной деятельности критический анализ призван обеспечить качество исследования и получаемых результатов, их четкое обоснование. То есть, полагаясь на данный прием, универсанты и исследователи задействуют только проверенные материалы и используют по мере необходимости с конкретной целью. То есть сам по себе процесс выполнения курсовой, дипломной или научной работы становится более продуманным, понятным, всесторонним: расширяет кругозор и развивает определенные профессиональные компетенции.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: критический анализ играет существенную роль в обучении и развитии студентов, аспирантов, а также в рамках проектной деятельности. С его помощью происходит более глубокое изучение предметов и тем, всесторонняя проверка информации и ее качественная переработка, осмысление и грамотное применение. Притом качество подготовки выпускников также повышается, ведь они владеют достоверными и актуальными данными, приемами и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Рекомендации для студентов и аспирантов по проведению критического анализа
Оценивайте все первоисточники на принцип тематической приверженности. Важно понять, подходит ли он в рамках темы проекта.
Сравнивайте несколько первоисточников, чтобы убедиться в достоверности информации.
В проекте сопоставляйте различные точки зрения, мнения разных авторов, чтобы показать всесторонний подход, разнообразие позиций, наличие противников и сторонников. В данном случае критический подход поможет подчеркнуть особенности каждого материала и позиции.
Обязательно анализируйте заявленные факты, тенденции и материалы, проводя параллель с собственной идеей и позицией. Важно увязать первоисточники не только с темой, но и собственным мнением, видением.
Развивайте навыки критического мышления и старайтесь пользоваться им не только в рамках проектной деятельности, но и повсеместно. О том, как правильно и грамотно развивать такие компетенции мы писали ранее.
Чтобы упрости процесс работы с информационной базой исследования и легче применять критический метод, задавайте первоисточнику вопросы. Поиск ответов на них поможет тщательнее переработать информацию, понять ее суть, особенности и найти достойный способ применения.
Если возникают вопросы или сложности с применением критического метода, то воспользуйтесь помощью научного руководителя или обратитесь за консультацией к специалистам ДиссХелп.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!