Чтобы стать квалифицированным медиком, необходимо поступить как минимум в медколледж или медвуз. Но именно здесь абитуриентов поджидает самое сложное – конкурсный отбор. Требования к поступающим в этих заведениях – одни из самых жестких. Борьба за бюджетное место достигает 12-18 человек. Но есть один надежный способ, который помогает повысить шансы по поступление с автоматическим трудоустройством по мере получения диплома — целевой набор.
СОДЕРЖАНИЕ
Роль целевого набора в области лечебного дела
Целевое обучение – одно из самых распространенных явлений в рамках медицинского профессионального образования. Чаще всего данный подход используется при поступлении в университет.
Лечебное дело считается одним из самых надежных и широких направлений подготовки, который подойдет абсолютно все индивидам, которые решили связать свою жизнь и карьеру с медициной. Но именно целевая квота способна превратить мечту в реальность. Роль этого варианта в жизни поступающих высока.
Во-первых, решение о поступление по целевому направлению повышает сознательность и ответственность индивида. Ему предстоит не просто воплотить свое желание в жизнь, но и оправдать ожидания целенаправителя. То есть в данном случае могут выдвигаться конкретные требования к качеству подготовки в рамках «Лечебного дела»: успеваемость, научная активность и пр.
Во-вторых, рассматриваемый вариант повышает шансы на зачисление и бесплатное обучение. Оценка конкурсантов производится в более узком кругу – среди таких же целевиков. Притом эта категория лиц считается привилегированной, так как на их подготовку отводится специально предназначенное количество мест (вне общего набора).
В-третьих, целевой набор позволяет лучше понять предметную область. Как правило, перед тем как заключить договор с целенаправителем, абитуриент знакомится с медицинской средой воочию. Тем самым поступающий лучше ориентируется в профессиональной плоскости, понимает какие навыки и компетенции ему нужно развивать для успешного построения карьеры.
В-четвертых, целевой набор в вузы – процесс целенаправленный и ограниченный. Таким способом медучреждения и Минздрав восполняет дефицит кадров. Абитуриенты от такого хода только выигрывают, получая поддержку со стороны государства и госучреждений, гарантии трудоустройства. То есть изначально в рамках такого сценария по поступлению в медицинский вуз прослеживается высокий уровень заинтересованности среди работодателей и образовательных центров, госаппарата, а также мотивация индивида в развитии и быстром построении карьеры.
Таким образом, целевой набор по программе «Лечебное дело» — один из самых распространенных способов получения медобразования. Именно дипломанты этого профиля считаются «универсальными солдатами» в системе здравоохранения, способными частично замещать отдельных узких специалистов, оперативно оказывать медицинскую помощь населению, а также развивать научную карьеру.
Требования к абитуриентам в рамках целевого набора на профиль «Лечебное дело»
Чтобы поступить по целевой квоте на программу «Лечебное дело», абитуриентам важно знать и понимать основные правила и условия.
Во-первых, важно уточнить возможности поступления в конкретный университет по целевой программе: есть ли целевые квоты на профиль «Лечебное дело», с какими заведениями сотрудничает вуз и пр.
Во-вторых, следует уточнить требования к конкурсантам. В некоторых вузах целевой прием возможен только при соответствии конкретным параметрам: наличие среднего профессионального образования (диплом медколледжа), уровень образования (не ниже 11 классов школы или колледжа).
В-третьих, порядок прохождения вступительных испытаний. Целевой набор не исключает необходимость проходить соответствующий этап. Индивидам может потребоваться сдача ЕГЭ по определенной комбинации предметов. Чаще всего в отношении профиля «Лечебное дело» нужно пройти экзамены по биологии, химии и русскому языку. Если абитуриент имеет за плечами диплом медколледжа, то вместо ЕГЭ ему могут предложить пройти собеседование по профильным предметам или комплексный экзамен по профилю. Обратите внимание, что набор вступительных испытаний в разных медвузах может разниться.
В-четвертых, одним их требований при поступлении на лечебное дело может стать выбор конкретного университета или поступление в определенный вуз по требованию целенаправителя. То есть не всегда индивид выбирает, куда он будет направлять документы. Но в любом случае, осваивать он будет желаемую специальность.
В-пятых, проходные баллы по отношению к целевикам могут отличаться от требований по общему приему. Это может быть как приятным сюрпризом – с более лояльным проходным порогом, так и наоборот – ужесточение критериев отбора. Все зависит от престижа вуза и его договоренностей с целенаправителем.
В-шестых, целевые программы могут устанавливать дополнительные требования к статусу, положению поступающих. Нередко желающим стать медиком требуется иметь научно-исследовательскую активность (научные публикации, научное или профессиональное портфолио, рекомендации, мотивационное письмо и пр.).
Требования к целевикам устанавливаются на факультете лечебного дела каждым вузом индивидуально. Также дополнительные параметры к кандидатам могут устанавливать организации-партнеры, направляющие на обучение. Все условия должны быть учтены при подготовке к поступлению, в противном случае индивид не будет допущен к целевому отбору.
Где брать целевое направление на обучение по специальности «Лечебное дело»?
Не каждый индивид знает и понимает, где добыть целевое направление на обучение по программе «Лечебное дело». В целом, поисковая процедура типична. Получить этот документ можно из разных источников.
Самый простой способ, которым пользуются абитуриенты – это уточнение возможности обучения по целевой квоте непосредственно в медицинских вузах (выбранных ими). В данном случае можно уточнить организации-партнеры вуза, которые готовы оплатить подготовку специалиста в рамках лечебного дела», затем направиться к ним для обсуждения и уточнения деталей. То есть сначала абитуриент обращается в вуз, затем посещает его партнеров по целевым программам. Важно заявить о своем желании учиться по целевому направлению и прийти к компромиссу относительно обучения, практики и дальнейших перспектив, обязанностей и требований.
Вторым способом поиска целевого направления на поступление в вуз на специальность «Лечебное» является посещение медицинских организаций (государственных) с целью уточнения необходимости в их кадровом составе молодых специалистов по профилю «Лечебное дело» и обсуждение возможностей получения целевого направления от них. Это тоже вполне рабочий вариант. Здесь госучреждения восполняют дефицит специалистов посредством обучения и приема в свой штат выпускников-целевиков. То есть они предоставляют целевое направление с конкретной целью.
Третий вариант – обращение в Минздрав. В этом случае индивид направляет соответствующее обращение или заявление о получении целевого направления на обучение по программе «Лечебное дело». Выбор университета и учреждения, на базе которого он будет «отрабатывать» свой профессиональный долг чаще всего возлагается на Минздрав. Этот государственный орган, полагаясь на статистические данные и заявки от медучреждений, состояние биржи труда, перенаправляет претендента на соответствующее место.
Указанные варианты – самые надежные и проверенные. Но в целом, не исключается получение целевого направления от частных медицинских центров, благотворительных организаций и пр. Важно исследовать все возможности и выбрать наиболее посильный и доступный способ. Также не воспрещается опробовать все сценарии, но поступить можно будет только в 1 вуз по одному конкретному направлению с указанием специальности «Лечебное дело».
Пакет документов для поступления по целевой квоте на профиль «Лечебное дело»
Целевой набор – это не просто отдельная каста. В этой нише есть свой определенный порядок. Одним из важнейших условий допуска к конкурсу по целевой программе «Лечебное дело» является подготовка полного пакета документов абитуриента. Притом он будет иметь ряд отличий от традиционного состава.
Поступающим в медицинский вуз на основе целевой квоты, придется подготовить три пакета документов:
- Стандартный. К нему относят общие и обязательные для допуска к конкурсному отбору файлы и подтвержденные на бумаге сведения. В данном случае важно подготовить аттестат о среднем полном образовании или диплом СПО, результаты медкомиссии с указанием группы здоровья, наличия хронических заболеваний и противопоказаний и пр., паспорт для подтверждения личности. Результаты ЕГЭ предоставляются в электронном виде.
- Целевой. Этот пакет включает в себя как минимум два основных документа – договор с направляющей организацией и непосредственное целевое направление, в котором будет отмечено направление «Лечебное дело». Именно данный пакет является основанием для поступления по целевому набору. Вместе с указанными файлами поступающий заполняет заявление о целевом приеме с указанием конкретной специальности.
- Дополнительный. Он формируется по инициативе поступающего с целью подчеркивания достоинств и преимуществ в конкурсной массе. К этой категории относят портфолио, рекомендательные письма (если абитуриент имеет образование медколледжа и опыт работы в медучреждении), мотивационное письмо, корпия трудовой книжки и пр.
Обратите внимание, что первые 2 пакета обязательны к предъявлению. Первый – необходим всем поступающим без исключений, второй – свойственен только тем, кто планирует учиться на целевой квоте.
То есть основное отличие кроется в том, что индивиду предстоит заранее обговорить все тонкости получения медицинского образования с государственной организацией или Минздравом, получить специальные документы-основание для участия в целевом наборе при конкретном вузе по специальности «Лечебное дело».
Вступительные испытания на факультете лечебного дела по целевой программе
Поступление по целевому направлению не обходится без вступительных испытаний. Даже при наличии особого основания поступающим придется побороться за место (ведь количество целевых вакантов при каждом университете ограничено).
Основание |
Классическая траектория |
Вторичная траектория |
Кому подходит? |
Всем лицам, имеющим на руках аттестат или диплом об образовании |
|
Программа | Соответствующим нормам ФГОС и основным требованиям рынка труда, требованиям Минздрава | Ориентирована на нужды конкретной организации-целенаправителя |
Перспективы | Выпускник самостоятельно решает относительно места работы и иных возможностей развития | Выпускнику предстоит отработать несколько лет на территории целенаправителя, можно параллельно строить научную карьеру и заниматься частной практикой |
Чтобы поступить на программу «Лечебное дело» новичкам предстоит пройти одну из траекторий. Первая – классическая. Она свойственна выпускникам средней полной школы с аттестатом за 11 класс. Им нужно готовиться к сдаче вступительных экзаменов заранее. Данная категория лиц сдает ЕГЭ по мере окончания школы согласно действующим комбинациям вступительных испытаний при медвузах. Чаще всего им необходимо набрать максимально посильное или допустимое количество баллов по каждому из предметов: биология, химия и русский язык. Также имеет место комбинация из биологии/химии, физики и русского языка.
Но и на этом их борьба за вакант не заканчивается. Нередко поступающим приходится проходить психологическое тестирование при университете с целью анализа их личностных качеств и их соответствия компетенциям врача.
Вторая траектория абитуриента медицинского института свойственна выпускникам медколледжей по программам «Сестринское дело» и «Лечебное дело». Им следует уточнить порядок прохождения вступительных испытаний, их формат и график проведения. Чаще всего они затрагиваю сугубо профильную часть. Абитуриентам может потребоваться пройти тестирование по химии, биологии или физике или письменный экзамен по ним. Также допустимо прохождение комплексного или профильного собеседования. К каждому экзамену вуз предоставит рекомендации по подготовке: список литературы, задания прошлых лет и примерные задания и пр.
То есть наличие целевого направления не снимет с абитуриента обязанности по прохождению вступительных экзаменов и дополнительных проверок. Именно на их основе формируется рейтинг конкурсанта-целевика.
Процесс подачи заявки на целевую специальность «Лечебное дело»
Поступающему важно не только найти и получить целевое направление, заключить трехсторонний договор о целевом обучении с вузом и целенаправителем. Не менее важно грамотно и вовремя подать заявку на целевую специальность «Лечебное дело».
Для начала важно подготовиться. Эта стадия предполагает внимательное изучение условий целевого приема в конкретном вузе и уточнение пакета документов для абитуриента-целевика, сроки подачи соответствующей заявки. Притом подготовить все необходимые файлы нужно заранее.
Сам по себе процесс направления документов прост. Абитуриент может воспользоваться одним из вариантов:
- Очный. В этом случае все файлы предоставляются «из рук в руки» от поступающего приемной комиссии.
- Заочный. Бумажный вариант документов направляется в университет с помощью курьера, по почте и пр.
- Дистанционный. Файлы должны быть оцифрованы (отсканированы) и загружены на Госуслуги или специальный сервис. Пакет документов направляется университет онлайн.
Полный пакет документов во главе с заявлением о приеме на целевое обучение важно направить в образовательное заведение в строго очерченные сроки. Учтите, что целевой набор заканчивается раньше общего. В случае проведения ДВИ будет действовать определенное расписание. Притом явка на соответствующие испытания также обязательна и должна производиться в соответствующем временном диапазоне. После прохождения всех экзаменов приемная комиссия формирует рейтинг целевиков. На основании которого будет производиться отбор.
Далее конкурсант получает решение о зачислении. На этой стадии ему нужно предоставить оригиналы документов для завершения вступительной процедуры.
То есть процедура подачи документов на целевой прием в медицинский университет на профиль «Лечебное дело» предполагает проявление инициативы со стороны поступающего. Ему предстоит учитывать сроки подачи документов и прохождения вступительных испытаний. Важно заранее подготовиться к каждому отбору и оперативно действовать.
Особенности целевой программы «Лечебное дело»
Многие полагают, что состав специальности «Лечебное дело» в рамках общей отбора и целевого набора отличается. Но на практике выделяют два варианта образовательных программ.
Общая – свойственная всем способам поступления. Как правило, она ориентирована на базовые требования рынка труда, системы здравоохранения. Обычно такой профиль включает в себя общеобразовательный модуль, профильную часть и вариативный блок подготовки. В рамках каждой дисциплины будет предусмотрен определенный вид аттестации: защита курсовой работы, отчета о НИР, зачет, дифференцированный зачет, экзамен.
Состав образовательной программы «Лечебное дело» прорабатывается каждым университетом индивидуально, ориентируясь на нормы ФГОС, достижения в медицине и пр. Если состав профиля и результаты выпускников устраивают госорганизации, то они могут давать целевое направление на ее освоение.
Вторая – частная. Именная данная парадигма ориентирована на конкретные потребности «заказчика»-целенаправителя. В этом случае профиль «Лечебное дело» дополняется конкретными видами учебной, исследовательской или практической деятельности, набором дисциплин, требуемым целенаправителем. Чаще всего состав таких специальностей ориентирован на условия, возможности конкретной медорганизации, подготовку специалиста с конкретным набором знаний и навыков.
Целевая программа «Лечебное дело» призвана не только удовлетворить потребности индивида в обучении и освоении соответствующего профиля, но и удовлетворении партнера с акцентом на воспитание дипломанта с конкретным и качественным набором компетенций. Но в любом случае образовательная программа будет учитывать нормы ФГОС.
Среди особенностей целевой специальности «Лечебное дело» можно выделить:
- Состав специальности согласуется с организацией-направителем, ее ожиданиями, требованиями и условиями. Соотношение теории и практики, акцент на конкретных навыках и качествах, знаниях делается по взаимному согласию вуза и целенаправителя;
- Программа практики составляется под возможности и условия целенаправляющей компании;
- Дипломная работа по лечебному делу пишется на основе базы организации, выдавшей целевое направление;
- Проектная деятельность носит более прикладной характер.
Таким образом, целевые программы по лечебному делу в разных университетов при взаимодействии с разными партнерами могут отличаться. Все они ориентированы как минимум на общие требования медицинской отрасли или требования, условия и возможности целенаправителя (его потребности в специалисте с определенными навыками).
Сложности поступления по целевому набору на профиль «Лечебное дело»
Поступить по целевому направлению в медицинский университет – не так просто, как может показаться на первый взгляд. Здесь абитуриента поджидает немало подводных камней, которые ему предстоит учесть и грамотно преодолеть или обойти.
Во-первых, найти целенаправляющую организацию, с которой вуз готов сотрудничать, непросто. Здесь важно провести тщательные переговоры с медучреждением или направить соответствующее обращение в Минздрав, согласовать возможности целевого обучения в желаемом университете или сделать подборку учреждений, которые практикуют такой формат. То есть выбор медицинских университетов с действующей целевой программой «Лечебное дело» буде ограниченным!
Второй преградой на пути поступающего выступает разный набор вступительных испытаний. Каждое учебное заведение вправе устанавливать конкретный набор экзаменов, проходной балл по каждому из них. Притом проходной порог может быть установлен по согласованию с целенаправителем. Так он будет отсеивать слабых претендентов и готовить наиболее сильных, перспективных индивидов.
Третий подводный камень в рамках целевого набора кроется в необходимости обосновать свое право на целевую квоту. То есть поступающим сначала нужно убедить соответствующую государственную структуру или организацию в том, что он хочет учиться по профилю «Лечебное дело», желает и готов работать в медицине, оказывать квалифицированную помощь населению, учитывать требования организации к качеству подготовки студента и пр. Далее при подаче документов поступающий подтверждает право на участие в целевом наборе, предоставляя приемной комиссии целевое направление согласно правилам его оформления (с учетом должных реквизитов, подписей, печатей и пр.).
Четвертая и довольно серьезная сложность целевого обучения состоит в необходимости «отработки» на территории целенаправителя в течение определенного срока (в среднем не менее 3-5 лет, по согласованию с партнером). Здесь «отработка» является обязанностью выпускника. В случае отказа ему придется компенсировать все затраты на его обучение соответствующей организации (а обучение в медицинском вузе по лечебному делу – удовольствие дорогостоящее).
Пятый нюанс – целевая подготовка будущего врача по лечебному делу проходит только очно. Притом на старших курсах (чаще всего на последнем курсе) целенаправитель может потребовать прохождения аккредитации и начала трудовой деятельности в качестве стажера (с целью восполнения дефицита врачебного состава). В данном случае резкое увеличение нагрузки на выпускника способно отразиться на его успеваемости. Главное – грамотно маневрировать и распределять дела.
Таким образом, обучение студентов по программе «Лечебное дело» в рамках целевой основы соприкасается со множеством сложностей. Учащимся предстоит ответственно подойти к освоению профиля и полностью соответствовать требованиям и ожиданиям целенаправляющей компании, а также выполнять обязанности по отработке.
Перспективы выпускников-целевиков по специальности «Лечебное дело»
Итак, каковы же планы и потенциальные пути студента-целевика? Данный статус подчеркивает целенаправленный процесс подготовки медика. То есть решение о поступлении в медвуз по целевой квоте абитуриент принимает осознанно, взвешенно, понимая роль, особенности и сложности профессии. Фактически, индивид морально, физически и профессионально готов к работе в системе здравоохранения. Это немаловажно при построении профессиональной карьеры.
В ходе обучения молодые специалисты будут получать профильное образование с акцентом на конкретный набор знаний, навыков, качеств и пр. То есть их готовят к работе на базе определенного учреждения. Поэтому уровень их компетентности будет высоким. Выпускники-целевики гарантированно трудоустраиваются на базе целенаправляющей организации. То есть ближайшие годы им предстоит работать только там! То есть первичная перспектива дипломанта – практическая деятельность в качестве специалиста по лечебному делу. Он будет работать фельдшером, терапевтом и пр.
По мере обретения опыта работы в качестве врача, молодые люди могут заняться построением своей карьеры. Как в профессиональном, так и научном русле. Дипломанты могут проводить медицинские исследования, публиковать научные статьи, поступать в ординатуру и защищать докторскую диссертацию, параллельно с этим продвигаясь по служебной лестнице от простого врача до заведующего отделением и выше.
Таким образом, по мере окончания профподготовки в рамках целевой программы «Лечебное дело», новоиспеченный специалист должен отработать по договору на базе целенаправителя, получив тем самым первичный опыт по профессии. Также он может успешно продолжить свое образование, строить профессиональную и научную карьеру.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Рекомендации для абитуриентов-целевиков по программе «Лечебное дело»
Перед началом приемной кампании уточните все детали относительно общего и целевого, льготного приема в медицинский университет на профиль «Лечебное дело». Выбирайте наиболее посильный и удобный для себя вариант.
Изучите требования к целевикам в каждом учебном заведении и учтите их при подготовке к поступлению. Уточните список вступительных испытаний, сроки их проведения, проанализируйте правила приема и пометьте для себя важные моменты.
Приступайте к подготовке к целевому набору заранее. Для начала изучите необходимые дисциплины, потренируйтесь на заданиях прошлых лет. Не забудьте подготовить полный пакет документов во главе с целевым направлением.
В ходе освоения целевой программы по лечебному делу следите с успеваемостью. Уточните требования цел направляющего учреждения по отношению к посещаемости, результатам сессии. Они могут напрямую сказаться на размере стипендии и будущей карьере.
Внимательно изучите условия отработки и будьте готовы к этому периоду. Молодые медики нередко вынуждены трудиться «за идею», получая минимальную зарплату. Но никто не запрещает им параллельно (но без ущерба) основной работе трудиться также в частной медицине, проводить научные исследования и повышать уровень собственной компетентности, конкурентоспособности.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!